Full text

 Использование традиционных для России культурных ценностей декоративно-прикладного искусства (далее – ДПИ) способствует формированию гражданской позиции, созданию культурно-нравственных ориентиров, становлению историко-культурного мироощущения времени. В связи с этим декоративно-прикладное искусство, концентрирующее духовный опыт русского народа, призвано играть важную роль в процессе творческой самореализации личности.

Особое значение в этих условиях приобретает проблема формирования у обучающихся творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства, проявляющейся в создании новых, оригинальных, неповторимых продуктов, гибкости мышления, в стремлении реализовать свои потенциальные возможности в творчестве. Решение данной проблемы требует качественно новых и целостных образовательных программ, разработанных в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Обобщение научных знаний о проблеме исследования позволило нам выдвинуть гипотезу о том, что реализация творческой деятельности студентов колледжа средствами декоративно-прикладного искусства будет эффективной, если модель педагогического сопровождения, выступающая результативно-целевой основой профессиональной подготовки студентов колледжа средствами декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, и направленная на развитие неповторимой креативной личности – с другой, подтвердит свою работоспособность и эффективность в рамках практического педагогического эксперимента.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В российской и зарубежной литературе, посвященной проблемам художественного образования, к настоящему времени накоплен достаточный материал, позволяющий заполнить содержание инновационных образовательных программ и педагогических моделей. Применительно к студенту колледжа различные аспекты данной проблемы рассматривали такие исследователи, как Н. В. Шумакова [1], В. И. Еременко [2], Е. С. Вакуленко [3], Е. Н. Губанова [4] и др.

Преподаватель колледжа из г. Магнитогорска Н. В. Шумакова считает, что «на смену образованию, дававшему высокий уровень общих знаний, должно прийти образование, ориентированное на творческое развитие личности каждого обучающегося» [5]. В своей педагогической деятельности она использует авторскую методику организации творческой самостоятельной работы студентов.

В работах В. И. Еременко отражена точка зрения, что метод проектов, применяемый в работе со студентами среднего профессионального образования, является «одним из наиболее прогрессивных на сегодняшний день методом обучения… который способствует развитию творческой активности, повышению качества обучения, что делает его эффективным инструментом современного образовательного процесса» [6].

Проектированию педагогического процесса различных уровней образования с использованием декоративно-прикладного искусства отдельного региона посвятили свои исследования В. С. Кузин [7], Г. В. Лабунская [8], А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская [9], Б. М. Неменский [10], Л. В. Чупрова, О. В. Ершова, Н. И. Родионова [11] и др.

 Профессор А. А. Мелик-Пашаев – один из ведущих авторов концепции, отражающей эстетическое отношение к миру как основу для художественного развития и творческой одаренности индивидуума. За долгие годы работы в народном образовании он создал ряд оригинальных методик для изучения и диагностики художественного развития во всем многообразии его форм.

Учебники изобразительного искусства (ИЗО) и ДПИ таких авторов, как В. С. Кузин, Г. В. Лабунская, Б. М. Неменский, долгие годы издавались в нашей стране миллионными тиражами. По части доступности изложения методологии они входят в число эталонных образцов литературы, посвященной организации процесса творческого труда. Фундаментальные труды данных авторов легли в основу учебной программы «Декоративно-прикладное искусство», используемой на этапе формирующего эксперимента.

Одной из важнейших задач нашего исследования является изучение феномена «креативность личности». Вопросы креативности и творческой активности как одного из компонентов формирования и развития личности детально отражены в работах зарубежных ученых Х. Г. Гадамера [12], Г. С. Альтшуллера [13], Дж. Гилфорда [14], Т. Рибо [15], К. Тейлора [16], Э. П. Торренса [17] и др.

Теоретическая разработка педагогической модели и программы констатирующего эксперимента включала в себя детальное изучение и анализ таких понятий, как творческая деятельность, творчество, педагогическое сопровождение, модель, декоративно-прикладное искусство. Остановимся подробнее на этих понятиях.

Э. П. Торренс представлял творческую деятельность как способность индивида к обостренному восприятию недостатков и критическому мышлению. Согласно Торренсу, акт творчества делится на восприятие проблемы, поиск реше­ния, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата [18].

В работе Ю. Г. Фокина творчество рассматривается как «высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Оно оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне). Следует различать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество определяется его конечным продуктом – научным открытием или новизной научного исследования, изобретением, рационализацией, созданием художественного произведения, решением новой задачи. При этом масштаб творчества может быть весьма различным, но социальная ценность и новизна решения в нем обязательны. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом творчества, даже если конечный его продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной» [19].

По мнению Н. И. Татаркиной, творчество определяют как высшую форму человеческой активности, направленную на преобразование действительности, на создание чего-то нового, ранее не бывшего. При таком определении основным критерием творчества является новизна продукта деятельности. Это подтверждается определением в философском словаре, где понятие творчества трактуется как «процесс человеческой деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности», как способность человека создавать «новую реальность» из доставаемого в действительности материала [20].

Л. П. Гримак считает, что творчество – «это создание на основе того, что есть, чего не было», и добавляет, что «уровень творчества считается более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат» [21]. Такая трактовка существа этого вопроса указывает на рассмотрение творчества по его результату – продукту создания нового, то есть по проявлению, по его феноменологии.

В число авторов, исследования которых оказали значительное влияние на ход научных изысканий при разработке программ констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, вошли Л. С. Выготский [22], Дж. П. Гилфорд [23], Ю. К. Бабанский [24], К. Роджерс [25] и Э. П. Торренс [26].

Следующий базовый компонент исследования – педагогическое сопровождение. Предпосылки для возникновения данной методики появились уже более 20 лет назад благодаря идеям педагогической поддержки, озвученным О. С. Газманом в 1995 году [27]. Основной этап формирования научно обоснованной и непротиворечивой теории педагогического сопровождения приходится на девяностые годы. К началу двухтысячных технология педагогического сопровождения была полностью сформирована в самостоятельное направление образовательной деятельности.

По мнению М. А. Иваненко, педагогическое сопровождение заключается в умении педагога быть рядом, следовать за ребенком, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в учении [28].

В. А. Сластенин считает педагогическое сопровождение процессом заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ученика в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога [29].

В исследованиях Е. К. Исаковой и Д. В. Лазаренко педагогическое сопровождение является методом, обеспечивающим создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [30].

О. А. Сергеева понимает под педагогическим сопровождением деятельность, обеспечивающую создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности [31].

Более подробное исследование понятия «педагогическое сопровождение» с уточнением его принципов, подходов, методов, функций и признаков произведено в работах М. А. Иваненко [32], В. А. Сластенина [33], К. А. Строкова [34] и др.

Что касается педагогической модели исследования, то в современной научно-педагогической литературе не существует единой точки зрения на понятие «модель», поэтому мы считаем важным уточнить его содержание.

 По мнению Е. Н. Петраковой, научная модель – это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте [35].

С. П. Баранов классифицирует понятие «моделирование» как «процесс изучения феноменов реальности посредством конструирования их моделей с целью выявления и детализации их свойств с последующей оптимизацией методов преобразования и модернизации исследуемых объектов реальности» [36].

 

Методологическая база исследования

 

В качестве методов исследования мы использовали: тестирование, анкетирование, исследовательскую беседу, педагогическое наблюдение, интервьюирование, анализ творческих заданий студентов и статистические методы исследования. Для расчета результатов был применен метод экспертных оценок. Объективность показателей многокритериальных задач (определения уровней мотивации, познания, креативности, эмоциональности, деятельности) была обусловлена аддитивным, мультипликативным и минимаксным коэффициентами оптимальности.

Для успешного выполнения целей и задач исследования, а также для доказательства гипотезы о необходимости развития творческой деятельности студентов колледжа мы разработали непротиворечивую, научно обоснованную программу констатирующего эксперимента – учебную программу «Декоративно-прикладное искусство и народное творчество», план которой был реализован в период 2014–2017 годов. В эксперименте принимали участие студенты I–IV курсов Богородицкого политехнического колледжа г. Богородицка Тульской области, обучающиеся по специальностям: Твердотельная электроника и Техническая эксплуатация электронного оборудования. Общее количество участников эксперимента –173, в экспериментальную группу (ЭГ) вошли 84 студента, в контрольную группу (КГ) 89 человек. Алгоритм реализации опытно-экспериментального исследования предусматривал три стадии проведения эксперимента: этап констатирующего эксперимента; этап формирующего эксперимента; этап контрольного эксперимента.

Определение уровней развития творческой деятельности студентов колледжа на занятиях декоративно-прикладным искусством предполагает использование компонентов, показателей и методик:

‒     для определения уровня мотивации: тест готовности к риску Т. Элерса [37], диагностика мотивации достижений А. Мехрабиана [38], анкета для определения уровня мотивации студентов Н. Лускановой [39], собственные разработки;

‒           для определения уровня эмоциональной составляющей: психологический тест М. Люшера [40], тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана [41], шкала проявления личностной тревоги Дж. Тейлора [42];

‒     для определения уровня познавательного критерия: опросник изучения познавательной активности Б. К. Пашнева [43], тест познавательной активности Ю. В. Бойко [44];

‒     для определения уровня деятельностного критерия: тест уровня саморазвития Л. Бережновой [45], собственные разработки.

 

Результаты исследования

 

Изучив значительное количество научной литературы в области педагогики творчества и эстетики, мы пришли к выводу: творческая деятельность является сложным мыслительным процессом, сопровождающим создание принципиально нового материального объекта, идеи или подхода к выполнению определенных задач, в результате которого человек, используя собственный накопленный ранее опыт и индивидуальные качества личности, находится в состоянии творческого или созидательного поиска. Таким образом, алгоритм зарождения и развития творческой деятельности предполагает следующие уровни:

‒     интуитивный уровень – стадия зарождения замысла, часто расплывчатого и несформированного;

‒     подготовительный уровень – несмотря на то что данный уровень носит промежуточный характер, он является важным компонентом всей иерархии, именно здесь происходит оформление контуров идеи и общего рисунка проекта;

‒     исследовательский уровень – разработка стратегии выполнения проекта, составление программы действий, выбор методов и средств достижения цели;

‒     продуктивный уровень – выполнение основного объема работы над проектом, довольно часто сопровождается эмоциональным подъемом, вдохновением;

‒     завершающий, итоговый уровень – стадия воплощения идеи в жизнь, оценка уровня проделанной работы, сопровождается внутренней рефлексией.

Педагогическое сопровождение, на наш взгляд, является формой сотрудничества между педагогом и учащимся, в основе которой лежит свобода реализации его способностей и профессиональных навыков в рамках образовательного процесса. Также педагогическое сопровождение может быть представлено в виде системы взаимодействия субъектов образовательной деятельности в ходе учебно-воспитательного процесса, направленного на создание условий для всестороннего развития учащегося.

Проработав основные теоретические аспекты исследования, мы переходим к решению практических задач, а также уточним содержание понятия «педагогическая модель». На сегодняшний день в колледжах, техникумах и лицеях только на рабочих специальностях обучается около 1,7 млн человек [46]. Совсем скоро большая часть из них устроится на работу, однако высокооплачиваемые и перспективные места суждено занять не каждому. Конкуренция на рынке труда достаточно высока, как и требования, предъявляемые к молодым специалистам на производстве. Возникает вопрос: каким образом качественно, в сжатые сроки подготовить студента к предстоящей трудовой деятельности, учитывая все динамические изменения общественных запросов и профессиональных качеств специалиста?

Мы считаем, что одним из возможных решений данного вопроса является разработка модели педагогического сопровождения творческой деятельности студентов колледжа средствами декоративно-прикладного искусства, которая определяет: содержание и систему теоретических знаний и практических занятий ДПИ; перечень знаний умений и навыков студентов, необходимых для самостоятельного выполнения творческих заданий.

В нашем исследовании под моделью мы понимаем логически выстроенную совокупность методологических подходов, содержательных компонентов, критериев оценок, уровней, показателей и диагностических методик, представленную в виде иерархической системы с целевым блоком во главе. Модель педагогического сопровождения творческой деятельности студентов колледжа средствами декоративно-прикладного искусства направлена на обеспечение структурированности, целостности, постоянства и взаимодействия всех ее компонентов на основе синтеза методологического, содержательного, технологического и диагностического блоков.

Методологический блок модели представляет собой описание личностно ориентированного, этнопедагогического, культурологического, гуманистического и аксиологического подходов. Также в структуру блока следует внести принципы педагогического сопровождения: принцип природосообразности, культуросообразности, преемственности, эстетической гармонии, рефлексивной креативности, гуманизации образования и интегративный принцип. Описание и методический разбор подходов и принципов методологического блока позволяют нам определить основные составляющие структурно-содержательного блока модели: мотивационный, когнитивный, эмоциональный, деятельностный, креативный и рефлексивный компоненты. Подробное и развернутое описание всех подходов принципов и компонентов, составляющих основу модели педагогического сопровождения, представлено в публикациях автора статьи за 2014–2016 годы [47]. Исходя из базовых компонентов теоретического блока нашей модели (мотивационный, когнитивный, креативный, эмоциональный, деятельностный), мы выделили следующие критерии оценки содержания творческой деятельности студентов.

Когнитивный критерий показывает объем знаний умений, отраженных в представлениях и понятиях о декоративно-прикладном искусстве, народном творчестве, его жанровом многообразии и средствах выразительности, которыми обладает студент на момент прохождения тестирования, и компетенций, связанных с творческой деятельностью.

Эмоциональный критерий отражает интенсивность эмоций и чувств, которые проявляются в ходе эмоциональной реакции на какое-либо событие или деятельность. Основной показатель данного критерия – эмоциональность, проявления которой разделяются на внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона эмоций проявляется в виде мимики, пантомимики, жестов, движений (подробным исследованием эмоциональных проявлений человека занимается физиогномика).

Деятельностный критерий определяется умением практического применения знаний о декоративно-прикладном искусстве. Данный критерий выражается через активную установку студента на участие в процессе творческой деятельности, готовности к выполнению поставленных задач и способности к самостоятельному выбору средств и методов их решения. Для более глубокого анализа художественно-творческой деятельности необходимо рассмотрение этой категории в соответствии с понятием «творчество».

Мотивационный критерий является одним из главных факторов для успешной творческой деятельности. Он базируется на позитивном отношении к занятию художественным творчеством. У мотивированных студентов имеется стойкий интерес к приобретению новых знаний, умений и навыков. Использование мотивационного критерия в модели исследования позволяет проследить, как у студентов зарождаются навыки саморегуляции деятельности и психолого-мобилизационные процессы.

Креативный критерий сформированности творческой деятельности студентов характеризуется: способностью индивидуума самостоятельно ставить художественные цели в процессе работы над творческим заданием; проявлением нестандартности мышления при анализе и эстетической оценке художественных произведений; способностью к самостоятельному поиску информации и ее критическому осмыслению. Креативный критерий заключается в стремлении студентов посредством занятий ДПИ овладевать как можно большим количеством художественных приемов и способов декорирования предметов.

В подтверждение гипотезы об эффективности занятий ДПИ как средства формирования творческой деятельности у студентов мы публикуем результаты исследования одного из критериев (когнитивного), входящего в состав модели педагогического сопровождения. Его роль заключается в оценке объемов знаний и представлений о декоративно-прикладном искусстве, народном творчестве, его жанровом многообразии и средствах выразительности среди студенческой аудитории, незнакомой с проблемой исследования.

Для определения готовности студенческой аудитории к занятиям декоративно-прикладным искусством в колледже мы выделили следующие уровни когнитивного критерия:

‒     низкий (адаптивный) – 12 баллов и ниже;

‒     средний (эвристический) – от 13 до 19 баллов;

‒     высокий (креативный) – от 20 баллов и выше.

Ответы на задания тестов и иных форм педагогического диагностирования оценивались по баллам, соответствующим определенному уровню развития творческой деятельности студента колледжа.

Результаты подсчитывались с помощью весового коэффициента (W), определяющегося по формуле  , где n – общее количество хороших знаний; N − количество знаний, которые возможно иметь по данному критерию.

Так, на стадии констатирующего эксперимента среди студентов контрольной и экспериментальной групп было проведено тематическое тестирование, куда вошли наиболее общие вопросы о народной культуре и художественных промыслах. Бланк теста включал в себя 30 вопросов, разделенных на три тематические категории:

‒     история народных промыслов (Жостово, Федоскино, богородская игрушка, кировское кружево, каргопольская керамика и т. д.);

‒     виды и жанры декоративно-прикладного искусства (художественная обработка дерева, керамики, кожи, ткани и т. д., кружевоплетение, холодный и горячий батик);

‒     технология декорирования материалов (технология росписи по дереву, керамике, металлу, технология и виды резьбы по дереву и пр.).

За каждый правильный ответ на вопросы теста студенты могли заработать по одному баллу. Результаты исследования оказались таковы (см. таблицу; f − число участвующих в анкетировании студентов).

72,2% студентов экспериментальной и 78,0% студентов контрольной групп не обладают достаточными знаниями о специфике декоративно-прикладного искусства, не понимают его значения и символизма, не могут назвать хотя бы несколько жанров декоративно-прикладного искусства. Имеющиеся знания и представления о предмете декоративно-прикладного искусства отрывочны и несистематизированны. Данные показатели говорят о низком уровне знаний предмета ДПИ у членов обоих групп (менее 9 баллов).

27,8% студентов экспериментальной и 22,0% студентов контрольной групп показали средний уровень знаний (от 10 до 14 баллов). Студенты данной категории знакомы с понятием «декоративно-прикладное искусство», однако глубина знаний пока недостаточна для понимания его значимости и места в жизни общества. Учащиеся понимают различие между видами и жанрами декоративно-прикладного искусства, а также способны назвать наиболее известные народные промыслы и произведения декоративно-прикладного искусства.

 

Таблица уровней сформированности когнитивной компетентности студентов

в начале эксперимента

 

Уровни

КГ

ЭГ

f

%

W

f

%

W

Низкий

64

72,2%

0,72

67

78,0%

0,78

Средний

25

27,8%

0,27

18

22,0%

0,22

Высокий

0

0

0

0

0

0

 

Высоким уровнем знаний о предмете ДПИ (от 15 баллов и выше) не обладает ни один студент исследуемых групп. Согласно педагогической модели исследования, к данному уровню можно отнести студентов с глубокими, систематизированными знаниями о предмете исследования декоративно-прикладного искусства, они способны к его эстетическому восприятию, понимают ценность искусства в жизни человека. Данная категория учащихся проявляет высокий интерес к произведениям народной культуры, обладает знаниями, умениями и навыками в данной области, способна к самостоятельному выполнению творческих задач.

После проведения диагностики всех критериев оценки готовности студентов к занятиям творческой деятельностью мы перешли к реализации программы формирующего эксперимента.

На первом этапе реализации программы, который занял около двух месяцев, студенты колледжа изучили историю зарождения декоративно-прикладного искусства как части мировой культуры, а также подробнее узнали о знаменитых народных промыслах России. Как отметили сами участники эксперимента, наиболее качественное закрепление нового материала происходит во время экскурсий и посещений музеев народных ремесел.

На втором этапе, более чем за 60 академических часов практических занятий, студенты овладели основными приемами декорирования керамики, дерева, ткани. Узнали об основных принципах построения композиции, основах рисунка и декоративной живописи. За время проведения формирующего эксперимента студенты узнали о особенностях жанров и традициях ДПИ, научились понимать символизм народных мотивов и орнаментальных композиций. Совместная творческая деятельность студентов, дискуссия и работа в группах играла значительную роль в создании благоприятной психологической атмосферы в коллективе. Например, в ходе работы над созданием глиняной игрушки «Барыня» студенты осваивали особенности и символическую значимость романовской игрушки и параллельно учились основам работы с таким материалом, как глина. Рост уровня мотивации и интереса к получению новых знаний, умений и навыков у студентов КГ и ЭГ был зафиксирован уже через два месяца регулярных занятий.

Контрольный этап эксперимента, проведенный по итогам занятий по авторской программе «Декоративно-прикладное искусство», зафиксировал положительную динамику в экспериментальной группе: высокий уровень знаний был отмечен у 26% студентов (до эксперимента – 0%). Произошло снижение в 1,8 раза количества студентов с низким уровнем (до эксперимента – 72,2%, после эксперимента – 37%). Увеличилось количество студентов экспериментальной группы, относящихся к среднему уровню, в 1,5 раза (до эксперимента – 27,8%, после эксперимента – 37%).

 


Динамика роста уровня знаний студентов о предмете ДПИ

 

Заключение

 

 Обобщение полученных данных дает нам возможность сделать вывод: занятие творческой деятельностью позволяет человеку всесторонне развивать себя, формировать определенный тип мышления, способный к решению таких задач, которые невозможно решить, используя лишь формальную логику. Творческая деятельность способствует развитию личностной ответственности и самостоятельности в принятии решений. В то же время творческое и креативное мышление – не врожденное, а приобретенное качество личности, его необходимо развивать и постоянно совершенствовать. Задача, которая стоит перед сегодняшними преподавателями, – раскрыть творческий потенциал студента и сформировать стремление к творческому поиску в дальнейшей трудовой деятельности.

Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, свидетельствуют о положительной динамике развития содержания творческой деятельности студентов в экспериментальной группе, что подтверждает эффективность предлагаемой нами модели педагогического сопровождения в художественно-творческой деятельности и реализации экспериментальной программы на основе перечисленных выше условий. Проведенное исследование подтвердило первоначально выдвинутую гипотезу, поставленные задачи решены, цель достигнута. В то же время данное исследование не является исчерпывающим. Оно открывает перспективы для дальнейшего изучения проблемы содержания творческой деятельности студентов колледжа средствами декоративно-прикладного искусства.