Full text

Введение

 

Актуальность статьи обусловлена прежде всего качественными изменениями современного образовательного пространства, связанными с использованием электронных образовательных ресурсов, определенными в ст. 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» [1]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, компетентностная модель выпускника также предполагает наличие способности решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий [2]. Массовая компьютеризация проникает практически во все сферы жизнедеятельности современного общества, которое можно с уверенностью назвать информационным.

В условиях реформы высшего профессионального образования России, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, одним из важных направлений развития образования выступает использование инновационных информационных технологий в учебном процессе. Учебный процесс с использованием информационных технологий получает поддержку и у самих преподавателей. П. О. Иванова указывает на причины, побуждающие преподавателей делать выбор в пользу применения компьютерных технологий:

-          стимулируют процесс изучения любого предмета и облегчают обмен опытом преподавания различных учебных дисциплин;

-          существенно повышают интерес учащихся к учебному процессу;

-          расширяют коммуникативную практику учащихся;

-          делают возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся и тех данных, которые они получают в результате общения [3].

Необходимо также акцентировать внимание на том, что конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда формируется в том числе за счет сформированности информационной компетентности. В требованиях работодателя данный критерий является одним из важнейших. Принцип конкурентоспособности в совершенствовании качества системы высшего образования предполагает реализацию стратегии совершенствования качества подготовки и воспитания студентов как конкурентоспособных личностей в условиях международной мобильности и интеграции.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

 Обзор существующих мнений в определении понятия ««компетентность будущего выпускника вуза» позволяет выделить ряд качеств личности – компетенций:

-          сотрудничать в тесной кооперации с членами коллектива, проявляя ответственность в принятии решений в процессе деятельности;

-          самостоятельно находить решение проблем;

-          осуществлять адекватный анализ профессионально ориентированных ситуаций, реализуя имеющийся уровень сформированности общих компетенций (знания; умения; экзистенциальная компетенция: совокупность черт характера, взглядов, способность к социальному взаимодействию; способность учиться) и специальных (профессионально ориентированных) компетенций;

-          постоянно повышать уровень информационной компетенции;

-          осуществлять коммуникацию, проявляя такие важные качества общения, как эмпатия, толерантность, терпимость, конструктивность, трансперсональность, конгруэнтность, рефлексия и уважение к традициям национальной культуры [4].

В рамках статьи нас интересует понятие «информационная компетентность». Впервые понятие начало использоваться еще 70–90-е годы прошлого столетия в связи с необходимостью дифференциации, дальнейшими теоретическими изысканиями трактовки понятия «компетентность» и внедрением его в практику обучения. Так, Дж. Равен выделил 39 компетентностей, востребованных в современном обществе. По его мнению, некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, другие – к эмоциональной, компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения [5].

В 1996 году Советом Европы вводится понятие «ключевые компетенции», которые должны способствовать сохранению демократического общества, соответствовать новым требованиям рынка труда и экономическим преобразованиям. В их состав включены компетенции, связанные с информационным обществом:

-          владение информационными технологиями;

-          понимание возможностей их применения, силы и слабости;

-          способность критического отношения к распространяемой СМИ информации и рекламе и др.;

-          компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни [6].

Если обратиться к дефиниции самого понятия «информационная компетентность», то на сегодняшний день существуют достаточно разнообразные трактовки, в частности, определяющие ее как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию [7]. У многих исследователей понимание сути информационной компетентности схожее или близкое по смыслу. Так, О. Б. Зайцева отмечает, что эта компетентность формируется на основе интеграции теоретических знаний и практических умений в области информационных технологий при наличии определенного набора личностных качеств, характеризующих готовность к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества [8].

Л. К. Раицкая определяет информационную компетентность как «умение работать с информацией в самых разных форматах, искать релевантную информацию и знания в массивах информации, оценивать качество информационных источников и информации, уметь формулировать запросы в информационно-поисковых системах и осуществлять эффективный поиск» [9].

А. Л. Семенов понимает ее как новую грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [10].

П. В. Сысоев выделяет способность использовать широкий диапазон информационно-коммуникационных технологий [11].

С. В. Тришина дает следующее определение: «это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности» [12].

Л. Г. Осипова информационную компетентность рассматривает как «умение ориентироваться в обширном, бурно обновляющемся и растущем информационном поле, быстро находить необходимую информацию и встраивать ее в свою систему деятельности, применять для решения практических и исследовательских задач» [13].

Конкретизирует определение специалистов О. Н. Грибан: информационная компетентность – это «приобретённые в результате обучения конкретные знания, умения, навыки и способы деятельности, нацеленные на эффективное принятие решений в учебной и профессиональной деятельности посредством использования компьютерных технологий» [14].

Нужно отметить, что многие авторы считают: содержание понятия «информационная компетентность» тесно связано с содержанием понятия «информационная культура» [15], подчеркивая, что информационная культура определяется «как совокупность информационного мировоззрения и системы знаний, умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Эта составляющая является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» [16].

Обстоятельно объясняет неразрывную связь информационной компетентности и информационной культуры в современном мире Г. Б. Паршукова в своем труде «Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование». На основе изучения электронных библиографических каталогов, интернет-браузеров, предлагающих разнообразные библиотечные каталоги, культурно-просветительские сайты, автор утверждает, что Интернет из специальной научно-технической среды превращается в специфическое виртуальное социокультурное пространство. Насыщенность глобальной сети ресурсами, отражающими современный культурный контекст, творческие процессы в искусстве, требует самостоятельного исследования этого пространства и его освоения населением. Игнорирование источников Интернет обедняет культурную компетентность населения. Но с позиции компетентностного подхода следует отметить дуальность умений и навыков для использования социокультурных ресурсов Интернета. В этом смысле необходимо сочетание таких базовых компетентностей, как «культурная» и «информационно-коммуникационная» [17].

Резюмируя, согласимся с определением Е. Н. Стручкова, который выделил основные постулаты и дал следующую характеристику: «Информационная компетентность – это сложное индивидуально-психологическое состояние, достигаемое в результате интеграции теоретических знаний и практических умений работать с информацией различных видов, используя новые информационные технологии» [18].

 

Методологическая база исследования

 

Методологическую базу данного исследования составили труды, раскрывающие психолого-педагогический подход к рассматриваемой проблеме, в частности теория учебной деятельности В. В. Давыдова [19], психологическая концепция личности А. П. Краковского [20]; компетентностный подход в обучении, конкретно Дж. Равена, впервые классифицировавшего компетенции в зависимости от их востребованности в обществе; концепция ключевых компетенций в образовании И. А. Зимней; дидактическая система компетентности А. В. Хуторского [21–23]. Представляют интерес работы А. П. Базаевой, раскрывающие значимость компьютерных технологий в формировании информационной компетентности обучающихся, в частности будущих учителей [24]; интегративный подход в области инновационных технологий, предлагаемый О. Б. Зайцевой [25]; обеспечение информационного пространства Э. Ф. Морковиной [26].

 

Результаты исследования

 

Механизмов, направленных на формирование информационной компетентности в условиях высшей школы, достаточно много, этому способствует развитие информационных технологий и расширение возможностей глобальных сетей. Одним из важных факторов развития информационных технологий стала индивидуализация программ обучения, возможность расширения круга обучающихся через дистанционное образование, систематический контроль самостоятельной работы студентов, обучающихся очно. Одной из таких универсальных, доступных программ является система Moodle.

Moodle – это система управления содержимым сайта (Content Management System – CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Такие e-learning-системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems – LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments – VLE) [27].

Это инструментальная среда для разработки как отдельных онлайн-курсов, так и образовательных веб-сайтов. По мнению идеолога системы Мартина Дугиамаса, в основу проекта положена теория «педагогики социального конструктивизма» и ее использования для обучения как средства взаимодействия преподавателя со студентами [28]. Внедренный английским научным сообществом более 10 лет назад, сегодня проект является открытым, привлекая к разработке участников из разных стран. Основное преимущество программы, на наш взгляд, заключается в том, что для работы с Moodle требуются базовые навыки работы с браузером. Основные особенности системы следующие:

-          Система спроектирована с учётом достижений современной педагогики c акцентом на взаимодействие между учениками, обсуждение.

-          Может использоваться как для дистанционного, так и для очного обучения.

-          Имеет простой и эффективный веб-интерфейс.

-          Дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется.

-          Подключаемые языковые пакеты позволяют добиться полной локализации.

-          Студенты могут редактировать свои учетные записи, добавлять фотографии и изменять многочисленные личные данные и реквизиты.

-          Каждый пользователь может указать своё локальное время, при этом все даты в системе будут переведены для него в местное время (время сообщений в форумах, сроки выполнения заданий и т. д.).

-          Поддерживаются различные структуры курсов: «календарный», «форум», «тематический».

-          Каждый курс может быть дополнительно защищен с помощью кодового слова.

-          Богатый набор модулей – составляющих для курсов: Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Рабочая тетрадь, Урок, Тест, Анкета, Scorm, Survey, Wiki, Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб-страницы или в виде каталога).

-          Изменения, произошедшие в курсе со времени последнего входа пользователя в систему, могут отображаться на первой странице курса.

-          Почти все набираемые тексты (ресурсы, сообщения в форум, записи в тетради) могут редактироваться встроенным WYSIWYG RichText-редактором.

-          Все оценки (из Форумов, Рабочих тетрадей, Тестов и Заданий) могут быть собраны на одной странице (либо в виде файла).

-          Доступен полный отчет по вхождению пользователя в систему и работе с графиками и деталями работы над различными модулями (последний вход, количество прочтений, сообщения, записи в тетрадях).

-          Возможна настройка e-mail-рассылки новостей, форумов, оценок и комментариев преподавателей [29].

В Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова система Moodle начала внедряться в 2009 году, но широкое применение получила с 2015 года с целью повышения качества образования и обеспечения доступности учебных программ СВФУ Якутского глобального университета (далее – ЯГУ) на веб-сайте: http://yagu.s-vfu.ru. Специалистами ЯГУ в помощь преподавателям были разработаны методические рекомендации [30]. Также проводятся краткосрочные курсы повышения квалификации по программе «Использование технологий электронного обучения на примере системы управления обучением Moodle».

Несмотря на систематическую методическую помощь со стороны специалистов ЯГУ, в настоящее время имеются некоторые затруднения при работе с системой. Так, опрос студентов Института физической культуры и спорта и Педагогического института показал следующее.

Во-первых, большинство студентов указывает на проблемы с регистрацией. Из-за этого им приходится обращаться к специалистам ЯГУ, что вызывает дополнительные трудности у студентов. В некоторых случаях даже при наличии кода подтверждения приходится регистрироваться заново.

Во-вторых, студенты жалуются, что с некоторых носителей доступ к системе с первого раза невозможен. Опять же проблема устраняется лишь после обращения к IT-специалистам. Так как сайт обновляется постоянно, такие сложности действительно есть.

В-третьих, по мнению как студентов, так и преподавателей, система работает слишком медленно. Это связано с большим количеством пользователей на сайте. В некоторых случаях к ресурсу невозможно подключиться из-за низкой скорости Интернета. Данная проблема, скорее всего, относится не к функционированию самой платформы, а к возможностям интернет-провайдеров, с которыми работает университет.

Безусловно, указанные проблемы вызывают у пользователей системы некоторую настороженность, но нужно признать, что разработчики постоянно трудятся над улучшением работы системы, в том числе и специалисты ЯГУ, оказывающие индивидуальную помощь.

По результатам опроса основным преимуществом платформы Moodle является, прежде всего, возможность использования разнообразных ресурсов со всевозможными формами обучения:

1) самостоятельная работа – изучение тем курса с помощью размещённых в системе теоретических и учебных материалов;

2) выполнение заданий для закрепления полученных знаний по каждой теме;

3) текущий и итоговый контроль знаний [31].

Каждый преподаватель, согласно прикрепленным курсам, последовательно размещает теоретический материал: рабочую программу дисциплины, курс лекций, тем практических (семинарских) занятий. Формы предоставления данных материалов любые, на выбор преподавателя.

Контролирующие материалы вводятся в ресурс в гиперссылку «Диагностический модуль». Задания могут быть разными, как в форме выполнения творческих заданий (эссе, презентаций, рефератов, развернутых ответов), так и более конкретных, предполагающих точное знание ответа. Особенно востребован, в частности, раздел «Тест», и это неудивительно. Известно, что компьютерное тестирование позволяет преподавателю с минимальными затратами времени проверить знание большого количества студентов.

Как справедливо отметил А. М. Анисимов, «компьютерные тесты положительно воспринимаются студентами. Преимуществом компьютерного тестирования является автоматическая проверка результатов и исключение влияния человеческого фактора» [32].

Процесс создания теста выглядит следующим образом (см. таблицу).

 

Процесс создания теста

 

Добавить элемент курса

 

Тест

Вступление

 

Короткая инструкция

Начать тестирование

 

Дата, время открытия теста

Закончить тестирование

 

Дата, время, когда тест закрывается

Ограничение времени

 

За одну попытку

Количество вопросов на одной странице

 

Максимальное количество вопросов, которое можно разместить на одной странице

Случайный порядок вопросов

 

Возможность изменения очередности вопросов

Перестановка в пределах вопросов

 

Возможность изменения очередности ответов внутри одного вопроса

Количество попыток

 

Разрешенное количество попыток

Каждая попытка основывается на предыдущей

 

Возможность/невозможность корректировки предыдущего ответа

Метод оценивания

 

Возможность вычисления итоговой оценки исходя из оценки попыток (высокая, средняя и т. п.)

Обучающий режим

 

Возможность/невозможность изменения ответа при неправильной попытке

Начислять штрафы

 

Разрешается штрафовать студентов за каждый неверный ответ

Десятичные цифры в тестах

 

Количество разрешенных знаков после запятой при вычислении набранных баллов студентами

Студенты могут просматривать

 

Нужно отметить галочками разрешенные просмотры и время доступа к нему

Необходим пароль

 

Возможность доступа к тестам студентам, у которых есть пароль

Необходим сетевой адрес

 

Указываются IP-адреса компьютеров, с которых выполняется тест

Доступно студентам

 

Если тест скрыт, студентам дается ссылка на него

Сохранить

 

Лишь после создания оболочки теста нужно добавить в него вопросы. Система предлагает различные типы вопросов, что тоже делает ее привлекательной как для создателя теста, так и для решающего его:

– множественный выбор;

– с одним или несколькими правильными ответами;

– альтернативный вопрос (верно/неверно);

– числовой вопрос;

– вычисляемый вопрос (формулы);

– вопрос на соответствие;

– короткий ответ;

– случайный вопрос на соответствие.

Помимо этого присутствуют такие категории вопросов:

– случайный вопрос, предполагающий включение в тест имеющихся в данной категории вопросов, выбранных случайным образом, т. е. это ссылка на другие вопросы этой категории;

– описание, где отображается некоторый текст, не требующий ответа; он нужен для того, чтобы отобразить описание следующей группы вопросов. Понятно, что описание не оценивается;

– эссе, требующее письменного ответа. Преподаватель должен оценить данный ответ вручную.

При желании и возможности можно использовать все типы вопросов при создании одной батареи тестов, нужно лишь в Названии вопроса ввести сам вопрос, затем указать Тип. В параметре Оценка указывается вес данного вопроса в масштабах всего теста. Можно изменять и очередность вопросов в тесте, применив параметр «Случайная последовательность тестов», разрешается редактировать сам вопрос или вообще удалить из теста.

Нужно понимать, что ни один вопрос не может быть включен больше одного раза.

После введения всех вопросов в конце отображается Итог как сумма баллов всех вопросов в тесте. Обязательно указывается Максимальная оценка, если студент правильно отвечает на все вопросы. К слову, в любой момент разрешается менять Баллы за вопросы, соответственно, и Максимальную оценку, только обязательно нужно нажать на Сохранить, иначе изменения не убудут учтены.

В редактируемом варианте страница выглядит следующим образом (см. рисунок).

 

 

Тестовые вопросы

 

Удобен параметр Просмотр, который позволяет наглядно увидеть, как выглядит тест в процессе работы над ним.

Также обращаем внимание на то, что тесты можно создавать в формате Word, что удобно в условиях удаленности от Интернета, затем экспортировать его в GIFT-формат и далее этот формат импортировать в систему Moodle на свой курс [33]. Так как авторы на практике пока не применили указанный способ создания тестов, более детально объяснить процесс работы в данное время не представляется возможным.

 

Заключение

 

В целом мы считаем, что разработка тестовых заданий в системе Moodle достаточно удобный вариант проверки знаний студентов с точки зрения как простоты работы в самой системе, так и возможности минимизировать затраты времени преподавателя: нет необходимости проверять ответы, вручную подсчитывать баллы. Основное условие – всегда нужно детально объяснить студентам особенности теста.

Образовательный процесс на платформе Moodle имеет долгосрочную перспективу, что предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной подготовке преподавателя и учебной деятельности студента. На наш взгляд, целесообразно проведение мониторинга по оценке воздействия системы Moodle на учебный процесс.

Также хотелось бы обратить внимание на следующее: платформа имеет возможности для работы в ней администрации и менеджеров, тъюторов учреждения, например, осуществлять резервное копирование; переводить студентов как с курса на курс, так и с коммерческого отделения на бюджетное и т. п.; завершить учебный год отдельно взятого студента, курса, подразделения, университета; разработать учетные записи в базе данных. Использование этих ресурсов обеспечит прозрачность, мобильность, повысит эффективность работы соответствующих структур. Думается, что положительные результаты применения всех возможностей платформы не заставят себя ждать.

Учитывая, что система Moodle по своим возможностям отвечает самым современным и актуальным требованиям образовательного процесса, мы должны грамотно и полномасштабно использовать все ее возможности для оптимизации деятельности отдельно взятого вуза и университетского сообщества страны в целом.