Full text

Введение

 

Модернизация профессионального образования по определению предполагает наличие современных процессов и условий в области организации обучения студентов, в том числе в системе среднего профессионального образования (СПО). Данный факт обусловлен введением федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, а также структуризацией информации в обучении согласно профессиональной значимости.

В. П. Беспалько отмечает: «Мировой тенденцией развития современной системы образования становится внедрение новых информационных технологий во все составляющие учебного процесса. Информатизация и компьютеризация образования сегодня являются необходимым и обязательным условием создания интеллектуальной базы современного информационного общества» [1].

Информатизация является одним из основных этапов модернизации профессионального образования и приоритетной необходимостью подготовки будущих учителей, это объясняется тем, что новые технологии внедряются во многие сферы жизни общества. Стратегическая цель информатизации – повышение качества формирования профессиональной компетентности у студентов в педагогическом колледже согласно требованиям информационной среды образовательной организации. При этом одним из основных условий повышения качества формирования профессиональной компетентности у обучающихся в учреждениях СПО является использование информационных технологий.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Процесс информатизации образования тесно связан с информационными технологиями. Информационный поиск в научной и научно-методической литературе, посвященной проблемам информатизации профессионального образования, показал, что однозначного толкования понятия «информационная технология обучения» (computerized teaching technology) до сих пор также не выработано [2].

А. И. Козачок, А. В. Кутузов считают, что требуется разработка новых образовательных моделей, определение структуры профессиональных компетенций у выпускников высших военных учебных заведений, реализация комплекса соответствующих педагогических условий, подразумевающих применение современных информационных средств и решений в образовательном процессе [3, 4].

Н. И. Биркун выделяет преемственность обучения, которая, по его мнению, зависит от овладения обучающимися структурой учебного предмета, его межпредметными связями и предметной областью. Это возможно за счет реализации в вузе информационно-технологического обеспечения учебного процесса (ИТОУП), под которым понимается дидактическая система, представляющая собой целостное единство функционально и структурно связанных между собой информационного и технологического компонентов, подчиненных единым целям всестороннего обеспечения учебного процесса [5].

А. И. Ахулкова определяет сложный и динамичный характер педагогической деятельности, обусловленный необходимостью разработки различных вариантов содержания образования, использования возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научном обосновании новых идей и технологий, говорит об объективной потребности в совершенствовании системы профессиональной подготовки в вузе педагогических кадров для среднего звена [6].

По мнению О. Ю. Ивановой, современному специалисту необходимо владение иностранным языком в сфере профессиональной деятельности и наличие определенных профессионально ориентированных знаний. Исходя из данных предпосылок, профессионально ориентированное обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей вузов рассматривается сегодня как необходимое условие для эффективной профессиональной деятельности специалиста [7].

В условиях информатизации обучению иностранным языкам в современном образовании, по нашему мнению, отводится одно из приоритетных мест, так как в век информационных технологий повышается роль изучения иностранного языка, что для выпускников вузов и ссузов является неотъемлемым атрибутом успешного самоопределения в динамичной жизни. Для будущих специалистов знание иностранного языка позволяет активно включаться в жизнь общества, изучать иностранные образовательные стандарты и достижения мировой науки и культуры.

Поэтому многие исследователи рассматривали в своих работах пути повышения качества обучения иностранным языкам студентов:

-          формирование языковой компетенции будущего специалиста в неязыковом вузе с применением центрированного на обучающемся подхода (Н. В. Фролова)[8];

-          развитие креативных способностей будущих специалистов на занятиях по иностранному языку в вузе (О. Н. Овсянникова) [9];

-          формирование профессионального интереса у учащихся средних профессиональных учебных заведений средствами иностранного языка (О. Н. Пантелеева) [10] и многие другие.

Соответственно, информатизация вошла во все сферы человеческой деятельности: в социальную сферу, в экономическую сферу, медицину, образование, в частности и в систему среднего профессионального образования, которое в последнее время набирает все большую популярность среди абитуриентов.

Анализ учебного процесса в педагогическом колледже позволил предварительно наметить основные пути и условия эффективного формирования профессиональной компетентности студентов средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса на примере изучения иностранных языков. Поскольку они были получены эмпирическим путем, необходимо их опытно-экспериментальное подтверждение.

По мнению В. Д. Селютина, экспериментальная проверка выносимых на защиту положений является составной частью педагогический диссертации [11].

Важную методологическую роль в педагогическом исследовании играют категории диалектики: сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; единичное, особенное и общее и др. Они являются надежным методологическим средством в руках педагога, дающим ему возможность глубоко и разносторонне решать сложные проблемы обучения и воспитания будущих специалистов [12].

Д. А. Новиков считает, что экспериментальные исследования играют существенную роль во всех науках. При планировании и подведении результатов эксперимента очень важны статистические методы, которые дают в том числе возможность устанавливать степень достоверности сходства и различия исследуемых объектов на основании результатов измерений их показателей [13].

В результате психолого-педагогического исследования экспериментаторы сталкиваются с большим объемом экспериментальных данных. Изучаемые характеристики требуют грамотной, эффективной интерпретации; для этой цели применяют статистику. В отечественной психолого-педагогической практике хорошо зарекомендовал себя ряд методик статистической обработки результатов исследования (М. И. Грабарь, А. В. Кутузов, Л. Б. Ительсон и др.) [14–16].

Зарубежные авторы, такие как Дж. Гласс, рассматривали статистические методы исследования с разных сторон, описывали их простым языком именно для педагогов и психологов, ведь, по мнению Дж. Гласса, исследователь должен обладать элементарными математическими знаниями и быть способным их применить [17].

М. Гарнер и его соавторы сосредоточены на научных исследованиях в педагогической практике, которые постепенно должны пройти следующие три уровня: пилотное исследование, предварительные исследования и фактические исследования. При этом они утверждают, что экспериментальное исследование является своего рода первым исследованием в образцах, которые мы планируем рассмотреть [18].

Многие ученые, такие как В. В. Гоберн, Д. Шустер, Б. Адамс, B. A. Скойлд и другие, проводят предварительные исследования, которые являются уменьшенной моделью самого фактического исследования и служат для проверки свойств исследовательских инструментов и методов, для проверки гипотез и для статистической обработки результатов [19].

С. Л. Тьюдор [20], Ф. М. Сингер, Х. Московичи [21] особое место уделяют проблемам оценки эффективности, а также работе с различными педагогическими моделями.

 

Материалы и методы исследования

 

К исследовательским методам, позволяющим получить эмпирические данные о психолого-педагогических процессах, можно отнести те, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для создания психолого-педагогической теории. К ним относятся: научное наблюдение, разные виды психологических и педагогических экспериментов, работа с научными фактами — описание полученных результатов, классификация фактов, их систематизация, всевозможные способы анализа и обобщения; опросы, беседы, изучение результатов деятельности конкретных лиц и др. [22]

В исследовании использовался комплекс теоретических и эмпирических методов. Ведущие теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, процесса практической деятельности, синтез, классификация, аналогия, сравнение, прогнозирование, моделирование.

Активно применялись следующие эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

 

Результаты исследования

 

Педагогический эксперимент проводился с 2015/2016 учебного года по 2017/2018 учебный год в БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж» на кафедре общих и гуманитарных дисциплин. В экспериментальной работе приняли участие 86 студентов четырех специальностей, обучающихся по очной форме: 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 49.02.01 Физическая культура и 44.02.01 Дошкольное образование.

Экспериментальная работа проводилась в течение трех лет и состояла из следующих этапов:

1)        констатирующий – 2015/2016 учебный год (проведение рубежного контроля, результаты которого продемонстрировали уровень овладения студентами иностранным языком на начальном этапе; разработка предложений по усовершенствованию традиционной системы обучения и наиболее эффективному овладению иностранным языком средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса);

2)        формирующий – 2016/2017 учебный год (апробация и проверка педагогической модели формирования профессиональной компетентности студентов в педагогическом колледже средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса);

3)        итоговый – 2017/2018 учебный год (систематизация и обобщение полученных результатов экспериментальной работы, оформление теоретических и практических результатов исследования).

Целью педагогического эксперимента являлась проверка разработанной модели формирования профессиональной компетентности студентов в педагогическом колледже средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса на примере изучения иностранного языка.

Исходя из представленной цели опытно-экспериментальной работы, на констатирующем этапе решались такие задачи:

-          выявление начального уровня знаний иностранного языка;

-          анализ результатов контроля;

-          определение условий реализации информационно-технологического обеспечения при обучении студентов иностранному языку.

При определении гипотезы экспериментальной работы выделим следующее условие: если обучение студентов в педагогическом колледже будет организовано на основе использования информационно-технологического обеспечения, то повысится качество усвоения знаний, увеличится мотивация к изучению общих и профессиональных дисциплин, освободится время для самостоятельной работы, и, соответственно, формирование профессиональной компетентности будет осуществляться на более высоком уровне.

В ходе опытно-экспериментальной работы проверялись пути повышения эффективности формирования профессиональной компетентности студентов в педагогическом колледже четырех основных специальностей, обучающихся по очной форме: 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 49.02.01 Физическая культура и 44.02.01 Дошкольное образование.

С этой целью была разработана педагогическая модель формирования профессиональной компетентности студентов в педагогическом колледже средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса.

Разработка педагогической модели производилась в три этапа.

  1. Определение уровня готовности студентов к использованию средств ИТОУП по дисциплине «Иностранный язык», а также создание условий для реализации ИТОУП.
  2. Экспериментальная апробация и проверка влияния средств ИТОУП (дидактический комплекс информационного обеспечения, информационная технология обучения) на формирование профессиональной компетентности на примере дисциплины «Иностранный язык».
  3. Обобщение результатов и оформление экспериментальных данных, разработка методических рекомендаций для преподавателей по использованию дидактического комплекса информационного обеспечения по дисциплине «Иностранный язык».

Информация о ходе реализации модели обсуждалась на кафедре совместно с преподавателями иностранных языков, работающими в экспериментальных группах.

В педагогической модели формирования профессиональной компетентности студентов средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса на примере иностранного языка представлены следующие критерии и уровни:

-          когнитивный (сформированность теоретических и практических знаний студентов в педагогическом колледже);

-                    деятельностный (определение умений и навыков использования полученных знаний для решения профессиональных задач, способность студентов к самообразованию);

-          мотивационный (сформированность мотивов изучения общих и профессиональных дисциплин, в частности иностранных языков, определение мотивов будущей педагогической деятельности);

-          личностный (возможность определить важные для профессиональной деятельности индивидуально-психологические качества и способности).

Для диагностики уровня сформированности когнитивного критерия на констатирующем этапе был проведен контроль начальных знаний, полученных в школе по общеобразовательным дисциплинам, в том числе и по иностранному языку, который выявил, что студенты имеют различный уровень знаний по иностранному языку: из общей массы 20% – высокий уровень, 60% – средний уровень и 20% – низкий уровень знаний.

Кроме этого на констатирующем этапе в ходе проведенной беседы также было выявлено: большое количество опрошенных студентов отметило, что изучение иностранного языка в педагогическом колледже вызывает у них трудности; это свидетельствует о необходимости поиска новых путей при изучении иностранного языка в педагогическом колледже.

В ходе проведения опытно-экспериментальной работы особое внимание уделялось рассмотрению когнитивного критерия, включающего в себя осознанные и прочные знания, необходимые для изучения иностранного языка в педагогическом колледже после окончания основной средней школы. Это так называемый языковой базовый уровень, предусматривающий минимум обученности в области:

-          чтения (понимание основного содержания аутентичных текстов, умение пользоваться словарем, находить всю интересующую информацию по тексту);

-          говорения (умение вести диалог-расспрос, диалог – обмен мнениями в стандартных ситуациях общения, используя языковые формулы, например речевого этикета, умение рассказывать о себе, друге, школе и т. д.);

-          аудирования (восприятие и понимание в целом на слух аутентичных текстов, догадка о значениях незнакомых слов);

-          письма (умение написать простое письмо, поздравительную открытку, анкету с опорой на образец).

Студентам предлагалась комплексная проверочная работа, которая подразумевает контроль чтения, говорения, аудирования и письма. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что не все студенты на втором курсе могут справиться с комплексной проверочной работой, содержащей базовые задания по иностранному языку.

В качестве фрагментов для анализа были выбраны:

-          аутентичные тексты для просмотрового чтения и понимания основного содержания;

-          ответы на вопросы к тексту;

-          составление диалога по тексту;

-          прослушивание небольших аутентичных текстов и задания по прослушанному, написание письма другу о своих каникулах.

В ходе экспериментального обучения использовался дидактический комплекс информационного обеспечения (ДКИО) дисциплины «Иностранный язык», универсальная программная оболочка, включающая четыре основных блока: блок преподавателя, блок студента, контрольный блок и информационный блок. Программная оболочка является универсальной и может быть использована для любой дисциплины профессионального или общеобразовательного цикла. Структура ДКИО зависит от дидактических целей обучения, специфики, содержания дисциплины. Все перечисленные элементы электронного ДКИО объединены общей программно-информационной оболочкой, включающей систему средств, благодаря которой осуществляется программирование и графическое оформление. К тому же ДКИО позволяет преподавателям реализовать информационную технологию и добиться высокого уровня формирования профессиональной компетентности студентов.

Таким образом, проведенный эксперимент является классическим. В классическом эксперименте после того, как контрольная и экспериментальная группы сформированы, последняя подвергается воздействию нового фактора или, наоборот, изолируется от влияния какого-либо фактора. При этом важно, чтобы другие факторы, влияющие на контрольные и экспериментальные группы, оставались относительно неизменными. Этим достигается чистота эксперимента. На практике достичь этого весьма трудно, так как те или иные факторы всегда варьируются в процессе исследования, во всяком случае, если оно является достаточно длительным. Поэтому, чтобы доказать, что полученный эффект в эксперименте не случаен, его планируют с применением специальных статистических методов обработки полученных результатов [23].

По мнению В. Д. Селютина, на сегодняшний день немаловажное значение имеет обработка педагогической информации и выделяется множество методов математической статистики в педагогических исследованиях. При этом он считает, что квалифицированный специалист, использующий статистические методы в обработке медико-биологических, психофизиологических, педагогических данных, должен знать: статистические методы анализа данных; дескриптивные и графические методы анализа данных; статистическое оценивание; статистическую проверку гипотез; поиск зависимостей между данными: корреляционный анализ, построение регрессионных моделей и их анализ, выделение наиболее важных характеристик для классификации данных, основы кластерного анализа; моделирование и прогнозирование; пакеты статистических программ [24].

Статистическая обработка результатов экспериментальной работы осуществлялась с помощью применения t-критерия Стьюдента и критерия c2 [25].

Критерий c2 (хи-квадрат) используется для сравнения распределения объектов двух совокупностей по состоянию некоторого свойства на основе измерений этого свойства в двух независимых выборках из рассчитываемых совокупностей [26].

Для оценки предполагаемых результатов выдвинем две гипотезы: нулевую (Н0), согласно которой уровень сформированности профессиональных компетенций у обучающихся отличается незначительно, и поэтому распределение обучающихся в контрольных и экспериментальных группах относится к одной генеральной совокупности, и гипотезу (Н1), согласно которой готовность к усвоению учебного материала дисциплин отличается у обучающихся существенно и выборки относятся к различным генеральным совокупностям.

Для применения критерия c2 были выполнены следующие требования:

-          сформированы случайным образом экспериментальная и контрольная группы;

-          обеспечена независимость контрольной и экспериментальной групп (КГ и ЭГ).

Ниже представлены обобщенные результаты проведения экспериментальной работы (табл. 1, 2).

Таблица 1

Распределение студентов контрольной и экспериментальной групп
на констатирующем этапе

 

Критерии

Показатели

c2

КГ (42),

количество

 студентов/%

ЭГ (44),

количество

студентов/%

Когнитивный

Практические и теоретические знания по иностранному языку

 

A

B

C

A

B

C

0,21

20

12

10

22

13

9

48%

28%

24%

50%

30%

20%

Сформированность необходимых компетенций для будущей профессиональной деятельности

1,48

22

9

11

19

18

7

52%

22%

26%

43%

41%

16%

Деятельностный

Обладание коммуникативными навыками и творческими способностями, культурой поведения

1,13

18

19

5

16

19

9

43%

45%

12%

37%

43%

20%

Способность к самообразованию

1,02

17

16

9

20

18

6

41%

38%

21%

45%

41%

14%

Мотивационный

Мотивационная установка на педагогическую деятельность

1,48

9

20

13

12

19

13

21%

48%

31%

27%

43%

30%

 

Наличие познавательного и профессионального интереса к дисциплине «Иностранный язык»

1,11

17

18

7

18

21

5

41%

42%

17%

41%

48%

11%

Личностный

Способность к оцениванию своей деятельности в процессе обучения

1,29

20

13

9

18

17

9

48%

31%

21%

41%

39%

20%

Понимание важности выбора педагогической профессии

1,92

13

22

7

12

26

6

31%

52%

17%

27%

59%

14%

 

Таблица 2

Распределение студентов контрольной и экспериментальной групп
на итоговом этапе

 

Критерии

Показатели

c2

КГ (42),

количество

студентов/%

ЭГ (44),

количество

студентов/%

Когнитивный

Практические и теоретические знания по иностранному языку

 

A

B

C

A

B

C

 

7,78

14

15

13

3

18

23

29%

40%

31%

7%

41%

52%

Сформированность необходимых компетенций для будущей профессиональной деятельности

5,59

10

18

14

2

17

25

24%

43%

33%

5%

39%

57%

Деятельностный

Обладание коммуникативными навыками и творческими способностями, культурой поведения

3,14

15

19

8

9

24

11

36%

45%

19%

20%

55%

25%

Способность к самообразованию

5,91

11

18

13

6

27

11

26%

43%

31%

14%

61%

25%

Мотивационный

Мотивационная установка на педагогическую деятельность

5,17

7

15

20

5

10

29

16%

36%

48%

11%

23%

66%

 

Наличие познавательного и профессионального интереса к дисциплине «Иностранный язык»

7,39

11

19

12

6

15

23

26%

45%

29%

14%

34%

52%

Личностный

Способность к оцениванию своей деятельности в процессе обучения

8,71

19

10

13

7

18

19

45%

24%

31%

16%

41%

43%

Понимание важности выбора педагогической профессии

9,77

12

23

7

2

27

15

29%

54%

17%

5%

61%

34%

Для сравнения полученного результата с критическим значением обращаемся к таблице критических точек распределения Пирсона (хи-квадрат), в которой при уровне значимости 0,05 и x²0,05 = 5,99. Сравниваем полученное значение критерия хи-квадрат с критическим: 5, 99 > 0,17, следовательно, получаем неравенство x²0,05 > x²эмп. Таким образом используем алгоритм определения достоверности совпадений и различий [27].

Оценивая результаты исследования важно определить, что меры связи между переменными в статистике называют корреляцией. Оценивается корреляция с помощью значения коэффициента корреляции, мерой степени и величины этой связи [28]. Коэффициентов корреляции много, но мы рассматривали коэффициенты Пирсона, так как удобно было проводить вычисления корреляции методом подстановки полученных значений в вышепредставленную формулу и получить достоверные результаты.

 

Заключение

 

Анализируя результаты экспериментальной работы, нужно отметить высокую динамику показателей в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами. На IV курсе при проведении дифференцированных зачетов преподаватели иностранных языков отметили, что студенты экспериментальных групп получили наиболее высокие баллы.

Таким образом, результаты экспериментальной работы подтверждают выдвинутую гипотезу об эффективности применения информационно-технологического обеспечения в ходе формирования профессиональной компетентности студентов в педагогическом колледже на примере изучения иностранного языка.