Введение
Моделирование используется в любой профессиональной деятельности и является чрезвычайно актуальным [1, 2], это классический метод получения, описания и использования знаний, однако в доступной нам литературе модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа выявить не удалось [3–6]. Поэтому цель исследования – разработать модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов, составить и апробировать программу её реализации в образовательной среде колледжа.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Первоначально моделирование было распространено в XVII–XVIII веках для демонстрации простых механических предметов.
Исторически сложилось несколько классификаций моделей:
- модели познавательные, прагматические, инструментальные (И. Б. Новик [7]);
- модели воспитания и образования (Н. В. Бордовская, А. А. Реан [8]);
- совокупность моделей субстанциональных, структурных, функциональных, смешанных (Б. А. Глинский, Л. М. Фридман [9, 10]);
- модели педагогические, структурно-функциональные, функционально-структурные, образовательные, процессные, компетентностные, функциональные, математические, организационные (Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева [11]).
Модель – это искусственное создание явления (ситуации, процесса, предмета), похожего на естественное явление, изучение которого неосуществимо или затруднено.
Понятие «модель» трактуют как мысленно показываемую или материально осуществленную систему, которая отражает или воссоздает объект изучения (природный или социальный) и которая способна заменить его так, что её исследование даст нам новое сообщение об этом объекте. Модель включает ряд объектов или знаков, которые отражают отдельные важнейшие свойства, качества и отношения предметов.
Многообразие моделей обусловлено существованием различных подходов к определению особенностей, принципов, классификаций, требований, этапов моделирования.
Модель строится поэтапно.
1-й этап – освоение существенных знаний об объекте, концентрация внимания на изучении отдельных моментов модели.
2-й этап – проведение исследований, в которых преднамеренно меняются условия существования модели и систематизируются cведения о ее поведении.
3-й этап – перенос знаний по определенным требованиям на оригинал.
4-й этап – практическая проверка сведений и применение их для обобщения информации об объекте, его преобразования или управления им.
Цель, средства объект, уровень, масштаб моделирования – это признаки любой модели.
Цель моделирования – прогнозировать результаты предстоящих экспериментов.
Средства моделирования – инструменты, помогающие представлять и получать знания об объекте-оригинале.
Объекты моделирования – деятельность, процесс, продукция, организация, система или отдельное лицо или любая комбинация из них.
Уровни моделирования – степень описания объекта.
К моделям предъявляются определенные классические требования [12]:
- оптимальность – в модели представлены свойства и отношения, которые определяют ход деятельности;
- наглядность – модель истолковывается без существенных умственных усилий.
Систему мероприятий, которые направлены на исправление недостатков поведения человека с помощью специальных средств педагогического воздействия, называют педагогической коррекцией [13].
В ходе проведения коррекционной работы мы руководствовались четырьмя важными принципами, раскрытыми в отечественной и зарубежной научной литературе:
1) целостности коррекции и развития (на основе педагогического анализа развития студента принимается решение о коррекционной работе) [14, 15];
2) целостности возрастного и индивидуального в развитии (индивидуальный подход с учетом возрастного развития) [16];
3) целостности диагностики и коррекции развития (понимание и постановка задач коррекционной работы на основе диагностики и прогноза развития) [17];
4) деятельностного осуществления коррекции (выбор средств, путей и способов достижения поставленных целей) [18].
Методологическая база исследования
Опытно-экспериментальной базой исследования выбраны студенты I курса КГКП «Лисаковский технический колледж» по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», обучающиеся на базе 11 классов в количестве 25 человек, из них 9 девушек, 16 юношей в возрасте от 17 до 19 лет. Использованы три методики [19]: тест К. Томаса, «Уровень конфликтности личности» Е. И. Рогова, «Модульный социотест» А. Я. Анцупова.
Результаты исследования
Результатом применения метода моделирования выступает сама модель педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа, которая начинается с построения «Дерева целей» планируемой деятельности [20].
«Деревом целей» называется структурная совокупность целей программы, плана, в которой выделяются генеральная цель и подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней. «Дерево целей» явилось основанием для разработки модели педагогической коррекции конфликтного поведения студентов колледжа.
Теоретический блок модели включает анализ теоретических предпосылок исследования конфликтного поведения студентов колледжа и их особенностей, индивидуально-психологических особенностей возраста, стратегий поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание), объективных и субъективных условий возникновения конфликтов.
Диагностический блок включает в себя систему мероприятий, которые позволяют выявить уровень конфликтного поведения у студентов образовательной среды колледжа. Цель диагностического блока – это проведение психодиагностического обследования испытуемых по следующим методикам: тест К. Томаса, который предназначен для определения стратегии поведения в конфликте; «Уровень конфликтности личности» Е. И. Рогова – для выявления степени раздражительности и конфликтности личности в процессе деятельности; «Модульный социотест» А. Я. Анцупова – для выявления уровня конфликтного поведения у студентов колледжа.
Коррекционный блок предусматривал создание и реализацию программы педагогической коррекции конфликтного поведения у студентов колледжа. Программа составлена на основе результатов первичной психологической диагностики и анализа рекомендаций специалистов, изучавших до нас эту проблему [20–22], и наших собственных исследований. Подчеркнем, что именно в попытке моделирования процессов педагогической коррекции конфликтного поведения у студентов колледжа и состоит новизна нашего исследования.
Еще один блок модели – аналитический блок, или блок проверки эффективности коррекционных мероприятий.
Констатирующий срез показал, что (по тесту К. Томаса) доминирующей стратегией поведения в конфликте является сотрудничество (40%), затем компромисс и игнорирование (по 20% каждая), приспособление (12%) и завершает стратегия соперничества (8%). По методике «Уровень конфликтности личности» Е. И. Рогова у 4% студентов проявился сверхнизкий уровень конфликтности, низкий – у 28%, средний – у 52%, высокий – у 16%, сверхвысокий уровень конфликтности в группе не выявлен. Уровень конфликтности студентов в основном средний, что говорит об отсутствии постоянной готовности к разрешению конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия, о низких способностях отстаивать свою точку зрения, не прибегая к конфликтному общению. Анализ результатов, полученных с помощью методики «Модульный социотест» А. Я. Анцупова, показал, что отношение группы к человеку составляет 4,39 балла, отношение человека к группе составляет 3,46 балла. Представления о том, как относятся одногруппники к студенту, отличаются от реального отношения студента к группе, при этом отношение группы к студенту намного лучше, чем он относится к группе. Средняя оценка качества учебы (профессиональные качества) равна 7,77 балла, а средняя оценка нравственных качеств составляет 7,87 балла.
Констатирующий эксперимент позволил определить направления педагогической коррекции, которые и легли в основу программы.
Цель программы – создание педагогических условий для профилактики и снижения конфликтного поведения студентов колледжа в образовательной среде.
Задачи программы: изучить причины и особенности проявления конфликтного поведения у студентов колледжа; обучить студентов приемам общения, развивать их коммуникативную культуру; формировать умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях; развивать позитивные качества личности студентов.
Реализация деятельности в рамках программы педагогической коррекции конфликтного поведения строилась с учетом четырех принципов [23–25]:
- Конфиденциальность: информация не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие студентов должно быть добровольным и сознательным.
- Компетентность: определяются и учитываются границы компетентности педагога.
- Доброжелательность: уважение и доброжелательное отношение к каждому студенту, исключается принуждение и насилие над личностью, не используются результаты работы во вред студентам.
- Открытость: установление степени доверия и ответственности за предоставляемую информацию и избегание искажения.
В программе педагогической коррекции конфликтного поведения студентов колледжа используются разнообразные формы и методыработы [26–28]: дискуссия, беседа, теоретическое обучение, тренинговые упражнения, арттерапевтические техники, работа в малых группах, анализ конкретных ситуаций, деловая игра, подобранные с учетом индивидуальных особенностей студентов [29–31].
Программа предназначена для работы со студентами в возрасте от 17 до 19 лет. Минимальная численность группы – 10 человек, максимальная – 25 человек.
Занятия проводились не реже одного раза в неделю при условии заранее определенного времени и места. Оптимальный режим проведения занятий – дважды в неделю. Продолжительность каждого занятия от 45 до 55 минут. Реализация программы потребовала провести 10 занятий. Работа проводилась в просторном помещении. Использовались групповые и индивидуальные формы работы.
Структура каждого занятия состояла из трех основных частей. Начало занятия: приветствие, выяснение общей атмосферы в группе, настрой группы на работу. Основная часть: настрой на упражнения, выполнение упражнений, обсуждение результатов. Подведение итогов занятия: итоговое слово педагога, окончание занятия.
1. Давайте знакомиться (создание доверительной атмосферы и настрой группы на работу). Упражнения: «Здравствуйте» (создание благоприятного психологического климата в группе); «Мои качества» (выявление групповых предпочтений); «Фигура человека» (развитие толерантного отношения друг к другу); «Спасибо» (подведение итогов занятия).
2. Изучаю себя (сплочение коллектива, развитие умений и навыков командного взаимодействия). Упражнения: «Ромашка» (создание благоприятной атмосферы); ролевая игра «Африканский дождь» (снятие напряжения, развитие внимания и наблюдательности); «Кочки» (создание условий для самореализации, самоутверждения); «Неприятная история» (нахождение более конструктивного выхода из неприятной ситуации)»; «Теплые ладошки» (подведение итогов занятия).
3. Состояние души (снятие эмоционального, психического, нервно-мышечного напряжения и усталости). Упражнения: «Мимика» (создание благоприятной атмосферы); ролевая игра «Пиф-паф» (снижение психоэмоционального напряжения); «Силуэт человека» (преодоление негативного эмоционального состояния и снижение психоэмоционального напряжения); «Бумажный бум» (снижение психоэмоционального напряжения с помощью двигательной активности); «Досчитаем до 40…» (подведение итогов занятия).
4. Позитив и негатив (обучение взаимодействию друг с другом). Упражнения: «Пересаживание» (преодоление психологического барьера в общении); «Признание в чувствах» (осознание своих положительных качеств, повышение самооценки); «Карикатура на врага» (преодоление негативного эмоционального состояния и снижение психоэмоционального напряжения); «Подари радость другу» (подведение итогов занятия).
5. Есть контакт (овладение навыками коммуникативного контакта). Упражнения: «Вот тебе моя рука» (развитие сплоченности); «Корона» (развитие конструктивных способов общения); «Сиамские близнецы» (развитие взаимопомощи); «Повтори движение» (подведение итогов занятия).
6. Я среди других (развитие оптимизма и умений находить позитивные впечатления во взаимодействии). Упражнения: «Молекулы» (снижение эмоционального и физического напряжения); «Страшно красивый рисунок» (преодоление негативных переживаний); «Для чего мне нужны мои слабые стороны» (закрепление навыков самоанализа и самовыражения); «Никто не знает, что я…» (преодоление психологических барьеров в общении).
7. Управление конфликтом (обучение методам и способам нахождения решений в конфликтных ситуациях). Упражнения: «Построиться по...» (преодоление неуверенности в общении); «Монолог» (развитие умений управлять собой и ситуацией в процессе конфликта); «Танец частей тела» (снижение психоэмоционального и физического напряжения); «Чучело» (формирование уверенности в возможном изменении себя).
8. Я, ты, мы (развитие умений и навыков разрешения конфликтных ситуаций). Упражнения: «Ручеек» (снижение психоэмоционального и физического напряжения); «Путаница» (развитие умений разрешать конфликтные ситуации, не прибегая к насилию); «Льдина» (развитие коммуникативных способностей и работы в команде); «Кулачок» (подведение итогов занятия).
9. Нас с тобой объединяет (развитие качеств и особенностей поведения, которые затрудняют или облегчают взаимодействие друг с другом). Упражнения: «Лист правды» (закрепление навыков самоанализа и самовыражения); «Мой друг» (составление психологического портрета своего друга); «Карусель» (развитие взаимопонимания партнеров по общению, развитие эмпатии и рефлексии); «Зоопарк» (подведение итогов занятия).
10. Давайте прощаться (развитие умений и навыков самоанализа). Упражнения: Игра «Веселое эхо» (развитие внимания, наблюдательности, чувства юмора); «Давайте поругаемся» (снятие психоэмоционального напряжения); «Ковер мира» (развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций); «Подведем итоги» (обсуждение изменений в поведении и общении).
После реализации программы доминирующей стратегией поведения в конфликте (по тесту К. Томаса) осталось сотрудничество (60%), затем компромисс (20%), игнорирование (4%), приспособление (4%) и стратегия соперничества (4%). По методике «Уровень конфликтности личности» у 4% студентов проявился сверхнизкий уровень конфликтности, низкий – у 32%, средний – у 60%, высокий – у 4%, сверхвысокий уровень конфликтности в группе не выявлен. Отметим, что и после участия в программе педагогической коррекции уровень конфликтности студентов в основном средний, что говорит о недостаточно развитой способности отстаивать свою точку зрения, не прибегая к конфликтному общению. Анализ результатов, полученных по методике «Модульный социотест» А. Я. Анцупова, показал, что отношение группы к студенту пришло в равновесие с отношением студентов к группе. Повысилась средняя оценка качества учебы (профессиональные качества) до 8,2 балла, а средняя оценка нравственных качеств достигла 8,17 балла.
Таким образом, доминирующей стратегией поведения в конфликте стало сотрудничество, более всего стал проявляться средний уровень конфликтности; уравнялись отношения в диадах «студент – группа» и «нравственность – профессионализм. Студентам удалось развить умения конструктивно выходить из конфликта, совершенствовать навыки эмпатии и рефлексии, а также пользоваться методами саморегуляции эмоций и поведения.
Заключение
Проведенное исследование показало, что обсуждаемое моделирование и созданная для его реализации программа способствуют положительной динамике основных критериальных показателей успешной педагогической коррекции конфликтного поведения студентов в образовательной среде колледжа.