Введение
В настоящее время наблюдается ситуация, когда в погоне за материальными благами, за благополучием, ультрасовременными технологиями человек деградирует, превращаясь в орудие потребления, забывая о своей духовной сущности, что сопровождается нарастанием жестокости и равнодушия. Это обусловливает отсутствие взаимопонимания и недостаток уважения к окружающим. Вместе с тем нашему обществу требуется человек с развитым чувством собственного достоинства, с высоким уровнем самосознания и устойчивыми высоконравственными ориентирами [1, 2].
Чтобы избежать духовно-нравственного кризиса и обеспечить прогрессивное развитие общества, необходимо воспитывать новое поколение, опираясь на мудрые, проверенные временем традиции, формировавшиеся веками и опирающиеся на выработанные прошлыми поколениями общечеловеческие ценности [3–5].
Поэтому на первое место выходит вопрос о возвращении к традиционным духовно-нравственным основам, о создании духовно-нравственной развивающей среды для воспитания подрастающего поколения.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
По мнению отечественных (С. Н. Даньшов, Г. Н. Сараева и др.) и зарубежных исследователей (Б. Бек, К. Гёрек, Ф. Сысин и др.), эта проблема может быть решена посредством изучения богатого духовного наследия предшествующих поколений, оставивших богатый опыт воспитания детей. Ценными в связи с этим представляются традиции обучения и воспитания, базовые принципы и подходы к воспитанию детей в казачьей культуре, исторически выработанные российским казачеством, которые можно считать сокровищницей национального педагогического опыта.
В частности, отечественный исследователь данной проблемы С. Н. Даньшов в своем исследовании отмечает, что возрождение духовности и нравственности достаточно сложный процесс, зависящий от социальной среды, целенаправленного воздействия общества и всех социальных институтов, а также самовоспитания личности. В современных условиях, связанных с ростом национального самосознания, в обществе происходит обращение к историческим памятникам, культурным традициям, в частности традициям казачества, как эффективным средствам воспитания подрастающего поколения. По справедливому утверждению исследователя, культурные, экологические, патриотические, художественно-эстетические, этические традиции казачества, применяемые в комплексе, создают среду для этого, ориентируя учащихся на духовно-нравственное совершенствование. Самобытная культура казачества, исторически складывающаяся на основе поликультурности, добрососедских отношений с другими этносами, ответственного и заботливого отношения к своей земле, способствует усвоению обучаемыми духовно-нравственных ценностей и формированию соответствующих качеств: эмоционально-деятельностного отношения к своему дому, семье, окружающим, любви к малой и большой Родине, трудолюбия, добросовестности в делах [6].
Г. Н. Сараева, рассматривая обозначенную проблему, утверждает, что в настоящее время, как никогда ранее, необходимым становится формирование национального самосознания, мировоззрения подрастающего поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств. Казачество и его духовно-нравственные традиции, по ее мнению, занимают важное место в этом процессе, так как многие века эти традиции были важным элементом общественного сознания как основы российской социальной системы. Исследователь подчеркивает, что их характерной особенностью всегда был и остается приоритет духовности и нравственности, патриотизм, глубокая религиозно-идейная основа. Кроме того, ученый уверен, что возрождение казачества является неотъемлемой частью возрождения России в целом [7].
Б. Бек считает, что возрождение казачества, его традиций и обычаев имеет исключительное значение для Южной России и всего постсоветского пространства, потому что этот процесс будет способствовать становлению российской идентичности и окажет влияние на будущее России. Реализуемая казаками многогранная программа национального обновления, направленная на преобразования на местном уровне, может, по мнению автора, привести к формированию новой нации [8].
Схожую позицию мы можем увидеть и в исследовании проблемы российского казачества К. Гёрек [9].
Ф. Сысин рассматривает важность возрождения традиций казаков, также связывая это с возрождением традиционных основ современного общества и его обновлением на этой основе [10].
Исследователи, занимающиеся в настоящее время изучением традиций казачества (С. Н. Кононова, С. Н. Лукаш, Т. В. Левченко и др.), отмечают, что существующие у российского казачества базовые принципы и подходы к системе воспитания подрастающего поколения, связанные с ее обновлением на основе осознания и принятия этнических ценностей казачества, содержат богатое духовное наследие, анализ которого способен привести к переоценке ценностей в направлении духовно-нравственного развития, к противостоянию бездуховности и нравственной деградации общества в целом.
Так, например, по мнению С. Н. Кононовой, возрождение традиций казачества в воспитании подрастающего поколения позволит создать особую атмосферу, способствующую воспитанию защитников Отечества, формированию у них основ духовности и нравственности, отраженных прежде всего в гражданской позиции. Исследователь отмечает, что воспитание детей, имея глубокие исторические корни и традиции, является приоритетным в казачьей среде. Кроме того, в современных условиях традиционная культура казачества, имея огромный воспитательный потенциал, недостаточно реализованный в системе воспитания подрастающего поколения, способна оказать значительное влияние на ее совершенствование [11].
С. Н. Лукаш рассматривает казачество как духовно-идейный феномен российского социокультурного развития, который содержит огромный воспитательный потенциал, включающий казачью идею как один из вариантов православно-русской идеи, основанную на потребности человека выстраивать свои отношения не на принуждении, угнетении и насилии над личностью, а на сущностных традициях славяно-русского народовластия, свободного развития личности, социально значимых ценностях, культурно-воспитательных идеалах казачества. При этом в качестве воспитательной цели казачества выступает, по мнению исследователя, совершенный образ человека российской национальной культуры, носителя социально значимых ценностей и идеалов культуры казачества [12].
Т. В. Левченко связывает духовно-нравственный потенциал традиций российского казачества с построением особой общественной практики, эффективной среды воспитания, которая направляет развитие духовного мира воспитуемого, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, которые сложились в казачестве, их духовных ориентиров в решении разнообразных нравственных проблем в соответствии с образцами и идеалами современного российского общества [13].
По единодушному мнению ученых, одним из базовых компонентов традиционной казачьей культуры является казачья система воспитания, основанная на народных и православных корнях, постулирующая ценности свободного развития личности, народовластия, служения Отечеству. Воспитание подрастающего поколения в казачьей семье и общине осуществляется в деле и труде.
В связи с этим можно привести исследование В. В. Дзюбана, считающего, что в образе жизни казаков представлены важнейшие национальные приоритеты: продуктивная деятельность на основе коллективного качественного производительного труда и самоуправления, защита Отечества и правопорядка, активная и ответственная гражданская позиция, сохранение и воспроизводство духовного и культурного наследия и укрепление традиционной семьи. Ученый справедливо утверждает, что именно эти характерные особенности могут лечь в основу моделей социального поведения в современных условиях [14].
А. В. Григорьева в своем диссертационном исследовании «Традиционное воспитание и школа у казаков Северного Кавказа: исторический аспект, современные проблемы» описывает сложившийся в опыте народа идеал воспитания казаков как воспитание казака-труженика, семьянина, гражданина, воина. В качестве основных задач воспитания казаков исследователь выделяет следующие: воспитание детей в труде и для труда; раскрытие их физического потенциала; выработка нравственного сознания (воспитание добродетели, чести, коллективизма, гуманного отношения к людям, особенно к женщинам, детям, старикам) и национального самосознания; овладение жизненно необходимыми знаниями и развитие интеллекта через приобщение к устному народному творчеству (загадки, пословицы, поговорки, сказки и т. д.); развитие творческих способностей (формирование умений и навыков художественной деятельности, основанных на достижениях народного творчества казаков, а также поведения по законам красоты) через непосредственное педагогическое воздействие семьи и казачьей общины в процессе социализации личности, а также через систему наставничества [15].
Н. А. Боднева в своем исследовании на тему «Становление и развитие системы семейного воспитания в терском казачестве» справедливо указывает на то, что казаки старались развивать у подрастающего поколения традиционные черты национального самосознания: гордость за Великую Русь; осознание своего исторического долга и важность сохранения преемственности поколений и чистоты человеческих помыслов. Для казачества характерны идеи духовного служения Родине и народу, стремление к истине, состраданию, осознание православия как основы для духовного единения, служение высшим ценностям [16].
Считаем, что эти характерные особенности обеспечивают возможность органичной интеграции казачьей системы воспитания подрастающего поколения в современную педагогическую теорию и практику, обучение, воспитание, социализацию детей через реальную личностно значимую педагогически организованную деятельность в образовательных учреждениях и в семье.
В исследованиях, посвященных изучению казачества, особое место отводится изучению семьи и ее роли в передаче традиционного уклада жизни, ценностных оснований подрастающему поколению и способов осуществления этого процесса. Отмечается, что семья является основой бытия, святыней не только для ее членов, но и для всего казачьего сообщества.
Так, Ш. О'Рурк в своем исследовании посвящает целый раздел “Family and Community Among the Don Cossacks” («Семья и община донских казаков») рассмотрению места и роли семьи и общины в казачьем сообществе, указывая на их основополагающее значение для передачи и сохранения их традиций последующими поколениями, как важнейшего условия существования казачества в целом [17].
О безусловной ценности семьи для казаков говорит и Н. А. Боднева, выделяя в качестве основ семейной педагогики казачества воспитание молодого поколения в духе безграничного уважения к семье как частице казачьего рода, как духовной крепости, почитание старших и позитивный авторитаризм; уважение к традициям и духовную крепость в православной вере; гармонию быта, дифференцированный подход к воспитанию детей, раннее приобщение к труду и обучение военному делу [18].
Н. Н. Мозговая-Гирянская указывает на тот факт, что согласно вековым народным традициям казаки считали создание семьи нравственным долгом каждого человека. В казачьих общинах господствовал ее культ. Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением. При этом смысл семьи виделся им не только в рождении детей, но и в их воспитании. Согласно исследованиям автора, образцом считался молодой человек, всесторонне развитый, способный достойно переносить любые невзгоды, наделенный умом, физической силой и нравственными добродетелями. Процесс воспитания подрастающего поколения протекал под непосредственным влиянием всего уклада жизни, окружающей среды, трудовой деятельности, обычаев и традиций казаков [19].
Кроме того, практически всеми авторами, занимающимися данной проблемой, не исключая и рассматриваемые исследования (Т. В. Левченко, Л. А. Баладина, А. В. Григорьева и др.), говорится о том, что концепция традиционной культуры казачества заключается в ориентированности на воспитание мужчины-воина, защитника.
В частности, А. В. Григорьева, рассматривая содержание семейного воспитания, определяемого традиционной педагогикой казачества, выделяет физическое и военно-патриотическое воспитание как непременное условие формирования личности казака-воина, гражданина [20].
Обобщая, отметим, что присущие казачеству особые условия ратного труда, служение Отечеству, прочные нравственные устои, основанные на христианской морали, любовь к родной земле предопределили самобытность народной культуры и народной педагогики казачества, среди средств и методов которой можно выделить такие, как личный пример, убеждение, приучение, требование, просьба, совет, намек, упрек, одобрение, осуждение, поощрение и т. п.
В подтверждение приведем позицию Л. А. Баладиной, которая отмечает, что традиционная культура казачества является носителем общечеловеческих ценностей, отраженных в казачьем фольклоре, обычаях и традициях прошлых поколений. Вместе с тем традиционная культура казачества раскрывает уникальность и самобытность казачьего сословия, его духовные корни, обладающие неисчерпаемым воспитательным потенциалом, не потерявшим значение и в настоящее время [21].
Методологическая база исследования
Для анализа существующих подходов к проблеме создания духовно-нравственной развивающей среды воспитания подрастающего поколения на основе традиционной культуры казачестванами были применены принципы краткого исторического дискурса, сравнительного, структурного и феноменологического анализа и синтеза исследований по данной проблеме на основе принципа историзма, а также принцип критичности в оценке мнений и высказываний исследователей, занимавшихся данной проблемой.
Применение принципа краткого исторического дискурса позволяет на основе анализа текстов прийти к выводу об общих тенденциях развития казачества, способствующих становлению системы воспитания подрастающего поколения, определяемой конкретными историческими условиями, особенностями исторической действительности, в которых жили казаки. Рассмотрение и понимание этих процессов в исторической ретроспективе позволяет выявить потенциальные возможности применения традиций, обычаев, системы воспитания казачества на современном этапе.
Сравнительный, структурный и феноменологический анализ позволил выявить особенности, содержание и сильные стороны традиционной культуры казачества в их взаимосвязи и взаимовлиянии, которые могут лечь в основу решения задач созданиядуховно-нравственной развивающей среды воспитания подрастающего поколения. Их сравнение с существующей в настоящее время системой воспитания подрастающего поколения позволит существенно обогатить последнюю, сделав ее более эффективной.
Применение принципа историзма и принципа критичности в оценке мнений и высказываний исследователей, занимавшихся данной проблемой, позволяет изучить как традиции воспитания детей в казачьей семье и общине в качестве основы для разработки системы воспитательных воздействий на духовно-нравственную сферу обучаемых, так и воспитательно-образовательную ситуацию в современном обществе в динамике их изменений в связи с конкретными историческими условиями их становления и бытования, что обеспечит эффективность этого процесса и позволит создать условия для воспитания личности с высоким уровнем самосознания и устойчивыми высоконравственными ориентирами, необходимую современному обществу в условиях духовно-нравственного кризиса.
При анализе возможностей педагогического применения традиций казачества в духовно-нравственном воспитании на современном этапе следует отметить необходимость использования системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов.
Системно-деятельностный подход в организации работы по духовно-нравственному воспитанию обучаемых будет способствовать формированию целостного представления о культуре казачества и обеспечит активную, разностороннюю и в максимальной степени самостоятельную природосообразную деятельность по ее усвоению, что обусловит, в свою очередь, и становление целостного мировоззрения через осознание и интериоризациию заложенных в нейдуховно-нравственных ценностей.
Организация работы на основе личностно ориентированного подхода позволит в максимальной степени учесть весь спектриндивидуальных жизненных целей, запросов и интересов каждого воспитанника, его возможности и потребности, что тем самым позволит обеспечить дифференциацию духовно-нравственного воспитания обучаемых с учетом различных свойств и качеств их личности.
Результаты исследования
Воспитание в казачьей семье
Особое место в народной педагогике, в том числе и в казачьей, занимает семья, ее быт и уклад жизни, выступая ее непосредственным источником, так как является естественным природным окружением, которое определяет содержание домашнего воспитания, направленного прежде всего на подготовку ребенка к жизни. В семейном воспитании всегда отражаются идеалы и представления народа о цели и средствах воспитания, которые при умелом использовании являются условиями установления духовной связи поколений, что способствует формированию у детей лучших черт национального характера и делают его могучим средством воспитания детей [22–24].
Семья не только выполняет свои традиционные функции (воспитание детей, родственные связи, ведение совместного хозяйства и пр.), но и является начальным звеном социализации детей и усвоения ими народных, религиозных традиций, особенностей труда и быта. Семья выступает и как носительница знаний и опыта о практике ведения хозяйства, религиозности, художественно-эстетических навыков и интересов, представлений о воспитании и необходимости образования.
Исследователи казачества отмечают, что семья и община служили организующим началом и основой в жизни казачества. Это связано прежде всего с тем, что роль общины и семьи как институтов организации и развития традиционной культуры казачества заключается в сохранении, воспроизводстве и передаче казачьей культуры последующим поколениям.
Именно поэтому семья в традициях воспитания казаков всегда играла основную роль, предопределяла становление человека и формирование его национального самосознания и мировоззрения, являлась транслятором базовых духовно-нравственных ценностей. Осуществляя воспитательные воздействия, семья создавала условия для преемственности поколений в казачьей культуре [25–27].
Некоторые характерные особенности казачьей семьи исследованы С. Н. Кононовой, Н. А. Бодневой, И. Ю. Ерохиным и др. Ими отмечается патриархальность внутрисемейных отношений в казачьих семьях до XX в., говорится о том, что крепость семьи обеспечивалась взаимным уважением, беспрекословным авторитетом ее главы [28–30].
Семья у казаков имела достаточно жесткую иерархичность и строилась на принципах «Домостроя», позитивного авторитаризма, предполагающего безусловный, непререкаемый авторитет и главенство отца или старшего казака, готового в любой момент встать на защиту близких, Отечества, православной веры, и безусловный авторитет старших. Авторитет отца основывался не на страхе, а на уважении, основанном на мудрости, человечности, хозяйственной компетентности. Слово главы семьи было незыблемо для всех членов семьи, и пример в этом показывала жена. В то же время беспричинный деспотизм отца казаками осуждался [31, 32].
В русской казачьей традиции сформировался образ отца как человека, олицетворявшего в себе закон, долг и честь, имеющего право влиять на жизнь детей и принимать ответственные решения, поощрять или наказывать. Отец, как правило, пользовался этим правом в ответственные моменты жизни детей и никогда не вмешивался в повседневные заботы и хлопоты. При этом авторитет мог поддерживаться только его безупречным поведением, являющимся примером для детей. Он обучал сыновей необходимым навыкам воинской службы, демонстрировал принятые в казачьей общине особенности поведения мужчины, которые мальчик перенимал и на этой основе строил свои отношения с окружающими, учился нести ответственность за свои поступки, правильно вести себя в той или иной ситуации [33, 34].
Казачьими традициями казаку предписывалось соблюдение строгости в воспитании детей, преданности своей семье и родине. В обязанности главы семьи входило справедливое и не чрезмерное наказание детей за серьезные проступки, к которым причислялись трусость, воровство, порча имущества, ложь, неуважение к старшим и другое и которое не зависело от возраста провинившегося [35].
Заботясь о семье, отец проявлял такие высоко оцениваемые в обществе качества, как сила, храбрость, добродетельность. В целом его поведение демонстрировало в качестве примера значимые в казачьих традициях ценности, ставшие культурной нормой.
Мужчина был обязан материально обеспечить семью и поддерживать строгий порядок казачьего быта. При этом мужчине не следовало вмешиваться в дела женщины, а женщине — в мужские.
Родители воздерживались от выяснения отношений при детях.
В традиционной благополучной благоустроенной казачьей семье каждый ее член имел какую-либо обязанность, соответствующую своему возрасту. Жены помогают мужьям, дети – родителям. При этом в казачьей семейной педагогике личность формировалась в воспитании в труде и трудом.
Как правило, мужчины занимались полевыми работами и пастбищным скотоводством, а женщины – домашним хозяйством, то есть разделение труда осуществлялось по половому признаку. Дети всегда участвовали в труде взрослых. Семьи были большими, и хозяйство было совместным [36, 37].
В семье существовал строгий характер воспитания детей. С малых лет детей приучали рано вставать, помогать взрослым по хозяйству, прививали навыки самообслуживания. С шести-семилетнего возраста их привлекали к посильным работам – к уходу за младшими, посильному приготовлению пищи, уходу за домашними животными, работе в огороде, во дворе и доме [38].
Традиционно в больших семьях воспитанием детей занимались, прежде всего, старшее поколение семьи, а также братья и сестры. В небольших семьях малышей воспитывали родители и старшие дети. В качестве средств и методов воспитания и воздействия на детей использовались методы убеждения, испытания, принуждения; широко применялись также формы общественного воздействия: публичные порицания, строгие наказания [39, 40].
Казачьи семьи отличались прочностью, чаще всего были многодетными, трудолюбивыми и воспитывали детей морально и нравственно здоровыми, физически крепкими, с особым трепетным отношением к Родине. Разводов практически не было, кроме того, это осуждалось станичниками. По казачьим традициям рождение ребенка вне брака считалось недопустимым.
Осуждалось нерадивое отношение казака к семье. Нецензурная брань, дерзость со стороны младших была недопустима.
Основными средствами воспитания в казачьей семье являлись православные ценности, трудовая деятельность, военно-спортивные мероприятия и праздники, а также учение. Передаваясь из поколения в поколение, они становились традициями и строго регламентировали поведение всех членов казачьего сообщества, что обеспечивало тесную сплоченность и хорошую самоорганизацию.
Таким образом, базовыми ценностями казачьей семьи выступали авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи, ответственность родителей за воспитание детей. Их соблюдение старшими обеспечивало понимание и усвоение детьми основ патриархальной нравственности, таких основополагающих категорий, как совесть, честь, добро и зло, правда и ложь, любовь и уважение, свобода и ответственность, воздержанность и умеренность в поступках и желаниях, чистота помыслов и дел, искренность, геройство и трусость и др. Семья казака прививала детям чувство личного долга и личной ответственности за моральное и материальное состояние домочадцев и общины. Важным в семейном воспитании было развитие у детей чувства доброты и благожелательности, щедрости и гостеприимства, веротерпимости [41–43].
Отличительной особенностью семейной педагогики казаков являлась религиозность воспитания.
Через конфессиональность (православность) воспитания и образования формировалось христианское мировоззрение. Казаками традиционно строго соблюдались библейские заповеди, составляющие основу моральных устоев казачьего сообщества, соблюдались бытующие у казачества традиции и обычаи.
Религиозные мировоззрения способствовали созданию особых педагогических условий в семье, которые формировали в ребенке высокие нравственно-этические нормы, чувство принадлежности к своей общности, христианское устои, умение преодолевать национальные предрассудки и терпимость и иным вероисповеданиям, способность быть воином-защитником, что было в конечном счете основной целью семейного воспитания [44–46].
Особо следили за тем, чтобы ребенок не был завистлив. У казаков считалось, что зависть – это проявление ненависти. Завистливые люди, по мнению казаков, способны к воровству и даже убийству.
В казачьих семьях детей старались научить оценивать себя со стороны, анализировать свои поступки, уметь вовремя исправлять свои ошибки и помнить: казаком недостаточно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть [47, 48].
В семье старшие знакомили детей с историей казачества, передавая истории ратных подвигов казаков, свой жизненный опыт, жизненный уклад не только в рассказах, но и в действиях. При этом определяющим в воспитании казака был традиционный девиз казаков: «За Веру, Царя и Отечество». Казачью форму готовили сыновьям с детства, задолго до посвящения в казаки. В семье царил ее культ, форму обязательно надевали как по праздникам, так и в строю [49–51].
Укрепление и единение семьи обеспечивало проведение совместных праздников и торжественных обрядовых мероприятий: смотрин, рождения ребенка, крестин, свадеб и т. д.
Кроме того, дети присутствовали не только на всех станичных праздниках, наиболее смышленые мальчики от всех казачьих поселений приглашались на войсковые празднества, сходы, другие важные мероприятия, что также способствовало передаче и бытованию казачьих традиций [52–54].
Казачья семья строго выполняла свои обязанности перед общиной. Они заключались в том, что казак должен был воспитывать детей в строгости, учить почитать старших, следовать 10 библейским заповедям, которые являлись жизненными правилами казака-христианина. Старшие раскрывали, разъясняли их значения детям.
Дети росли с пониманием того, что за непослушанием последует наказание за неодобряемое поведение или поступок, в результате ребенок учился избегать повторения ошибок, формировалось самосознание, осуществлялась социально-культурная адаптация, усваивалась система духовно-нравственных ценностей, традиций и обычаев.
Самыми тяжелыми проступками считались воровство и обман, а в качестве величайших добродетелей выступали храбрость и целомудрие.
Детей учили почитать родственные связи, причем близкое родство считалось до пятого колена и казак обязан был знать все степени родства. К шести годам у казаков ребенок уже знал практически всех из них. Посещения родных в праздники, помощь друг другу в трудных жизненных ситуациях закрепляли у детей не только родственные связи, но и помогали усвоить традиции, обычаи, нравы [55, 56].
С детства у казаков было принято воспитывать почтительное и уважительное отношение к старшим. Несоблюдение этого правила строго осуждалось и наказывалось не только родителями, но и любым взрослым человеком казачьей общины.
Кроме того, молодежь стыдилась совершить при старших любую непристойность, не смела садиться в присутствии старших.
В обращении со старшими обязательно соблюдались сдержанность, вежливость и уважительное отношение.
Среди казаков было принято здороваться даже с незнакомым человеком, появившимся в хуторе или станице.
Вместе с тем и родители воздерживались от выяснения отношений при детях. Обращение жены к мужу было только по имени и отчеству. Это считалось знаком почитания родителей друг друга (свекра и свекрови – родителей мужа и тещи и тестя – родителей жены), которые считались Богоданными родителями.
Дети были обязаны почитать и уважать родителей, даже когда они вырастали. Ссориться с родителями считалось тяжким грехом. Существовало уважительное и почтительное отношение к старшим – родителям и родственникам. Эти правила позволяли сохранять семьи крепкими [57–59].
Систематизированных и специализированных знаний в семье не давали. Сердцевиной процесса воспитания казаки считали религиозное воспитание, приобщение к труду, овладение ремеслами, которое осуществлялось через познание народной мудрости, с помощью игровой и трудовой деятельности.
Большое внимание в казачьей народной педагогике уделялось формированию личности и умственному воспитанию молодого поколения. Для этого использовались загадки, считалки, пословицы и поговорки.
С помощью наблюдения за явлениями природы у детей развивались любознательность, логическое мышление.
Для реализации этих целей использовались детские игры, предназначенные не только для развлечения, но и для воспитания, обучения и развития. В играх у детей формировались интеллектуальные и коммуникативные навыки, развивалась наблюдательность, выносливость и дух коллективизма, вырабатывались смекалка и быстрота реакции, глазомер. Многие игры были частью военно-патриотического и физического воспитания казаков. Стремление ребенка к овладению игрой всячески поощрялось и стимулировалось в семейном укладе казаков [60–62].
Особую роль в традициях воспитания казаков играл фольклор. В этой связи можно отметить, что в казачьей народной педагогике содержится много ценного не только о физическом и военно-патриотическом воспитании, но и об эстетическом, так как приобщение детей к народному художественно-эстетическому творчеству: музыке, танцам, фольклору – являлось важной составляющей семейного воспитания казаков.
С раннего возраста детей воспитывали на преданиях о народных героях, на примерах народной доблести и чести, на пословицах, поговорках, песнях. Казачьи обряды, традиции, песни, танцы, костюм сопровождали казака всю жизнь [63, 64].
Особое значение предавалось в семье соблюдению здорового образа жизни: физической закалке, трезвости, опрятности и чистоте. Казак не смел выйти на улицу пьяным, только тайком, стараясь, чтобы никто не заметил, он мог попасть домой. Садиться за стол с грязными руками детям не разрешалось.
Пристальное внимание в семье уделялось репутации детей, поскольку семейная жизнь казака в станице, хуторе была известна всем. Казачья община по поступкам, поведению, делам, оценивала казака и членов его семьи, строго судила о его порядочности, надежности, умении держать данное слово. Это позволяло поддерживать определенные, закрепленные традициями взаимоотношения между всеми членами семьи, с одной стороны, и между поколениями в казачьем обществе – с другой.
Обобщая, отметим, что семейную педагогику казачества отличает позитивный авторитаризм (бесспорный авторитет отца) и в то же время достаточно демократичный образ жизни (принятие решений на семейных), дифференцированный и гуманный характер воспитания детей (разные подходы к воспитанию девочек и мальчиков, учет гендерных особенностей ребенка, детей разного возраста), учитывающий формирование и развитие всех сторон его личности; применение разнообразных методов и форм воспитательного воздействия; безусловный авторитет и уважение старших по возрасту и чину и жесткая иерархия внутри семьи; строгое воспитание, основанное на традиционной культуре казачества (соблюдение казачьих заповедей и кодекса чести, заветов казачества). Безусловным приоритетом в семье казаков являлось воспитание у детей строгой и, главное, сознательной дисциплины, усвоение военно-патриотических традиций [65–67].
Данные характеристики способствовали консолидации и сохранению самобытной идентичности и народной культуры казачества.
Воспитание в казачьей общине
Воспитание в казачьей общине также было направлено на приобщение детей и юношества к национальной казачьей культуре как носителю нравственных ценностей, подготовка к жизни и выполнению своего социального предназначения осуществлялась не только в казачьей семье.
В соответствии с народными обычаями, призванными выстроить тесную связь человека с миром, почитались сильные, решительные, мужественные и справедливые, а порицались слабые телом и духом [68, 69].
Общинность, весь уклад общинной жизни также являлись основой воспитания казачества, через нее детьми усваивались нормы поведения, обычаи и традиции казачества, правила общения со старшими и отношение к труду как основе жизнеустройства, коллективизм жизни и общие цели.
Родители в народной казачьей педагогике являлись первыми воспитателями ребенка. Но вместе с ними важную роль в воспитании играли также родственники и старшие члены общины [70].
Н. А. Боднева отмечает, что проявлением общественного характера воспитания можно считать и значительную роль крёстных родителей в жизни ребенка. Они иногда имели более сильное влияние на детей, чем их родители, поскольку бытовало мнение, что родители могли быть необъективными в их воспитании.
Крёстные же должны быть беспристрастными в оценке поведения своего крестника, справедливо, но строго относясь к нему. Крестные заботились о детях в случае смерти их родителей, получавших статус «атаманских детей». В этом случае дети находились под особым вниманием общины. Для осиротевших детей существовал даже обряд «взятие под шинель» [71, 72].
Родители ребенка выбирали крёстных заранее из числа своих друзей и подруг. Это были не обязательно родственники. Крёстного подбирал отец, а крестную подыскивала мать.
Желательно, чтобы крёстная была старше матери. Это должны были быть люди надежные, которые могли многому научить и которые могли постоянно участвовать в воспитании, жить недалеко от него.
Если рождался мальчик, то основная нагрузка ложилась на крёстного. Он формировал дух казака, делал из казака воина. Крёстная мать должна была сформировать у крестника правильное отношение к девушке-казачке как к жене, матери и хозяйке. При рождении девочки основную роль выполняла крёстная. Она старалась вырастить женщину-казачку, которая умела ждать мужа, была терпеливой матерью и доброй хозяйкой. Задача крёстного состояла в том, чтобы сформировать в казачке отношение к казаку как к воину-защитнику, мужу, отцу своих детей и главе семьи.
Крёстная мать помогала родителям подготовить девочку-казачку к жизни и замужеству, учила ее вести домашнее хозяйство, навыкам рукоделия, учила быть бережливой и трудолюбивой.
Обязанностью крёстного отца, за которую спрос был больше, чем с родного отца, была подготовка мальчика-казака к службе [73–75].
Кроме того, воспитательное воздействие на ребенка имел право оказывать любой взрослый. И строгий контроль со стороны всей общины был постоянным. При этом дети покорно воспринимали их замечания и советы, поскольку были приучены к уважительному отношению к старшим. Действенным средством при этом оказывался страх наказания и осуждение проступка, которое порой было достаточно серьезным (так, за сквернословие и кражу пороли, за воровство пороли публично, а затем вместе с украденным водили по станице и требовали кричать о содеянном). В результате подобных происшествий практически не было и дети вырастали достойными людьми.
Каждый член казачьей общины был постоянно на виду, был кому-то родственником, близким человеком. Все очень хорошо друг друга знали. В этих условиях любой недостойный поступок становился известен всем, виновные выявлялись мгновенно. Поэтому ребенок, подросток, юноша, а также любой член казачьей общины испытывал постоянно сильное моральное давление общины.
Результаты такого воспитания были достаточно эффективны, поскольку дети вырастали достойными людьми [76–78].
Таким образом, воспитание детей осуществляла вся община.
Вся община подразделялась на возрастные группы: «беседы» или «партии». Это помогало поддерживать тесную связь между разными поколениями общины, передавать традиции, с помощью личного примера демонстрировать детям ценность и действенность многовековой народной мудрости.
Важнейшую роль в этом играли старики, уважение, а следовательно, и доверие к которым было велико и незыблемо, являясь основой жизненного уклада. Они передавали всю систему знаний об истории народа, его характерных чертах и особенностях, семейном укладе, о ценностях и нормах поведения и отношения к жизненным ситуациям. Они были для детей идеалом казака, основными агентами социализации, нравственными ориентирами, помогая детям войти во взрослый мир и адаптироваться в нем.
В станицах их уважали больше всех, так как они олицетворяли вековую мудрость, были хранителями воинского и житейского опыта и народных традиций. Старики воспитывали подрастающие поколения казаков и отвечали за передачу опыта младшим «беседам» [79].
Но воспитание детей было возложено не только на стариков. В каждой «партии» обучением и воспитанием занимались наиболее опытные и мудрые казаки. Это было гарантией качественной передачи национальных традиций от поколения к поколению и профессиональных знаний и навыков казаков, формирования мировоззрения подрастающего поколения [80, 81].
Обобщая, отметим, что процесс воспитания и обучения в казачьей общине начинался с рождения и продолжался даже по достижении казаком зрелости, так как он всегда прислушивался к старшим, перенимал их опыт и в то же время наставлял более молодых. Кроме того, этот педагогический процесс осуществлялся на виду у всей общины.
В результате и младшие, и старшие в казачьей общине ощущали себя членами казачьего братства, гордились и дорожили этим.
В семейном воспитании применялся дифференцированный по гендерным ролям подход к детям, что обеспечивало гармоничное развитие и создавало условия для самовыражения личности.
Воспитание маленьких казака и казачки начиналось с рождения. Детей старались как можно меньше брать на руки, чтобы не разбаловать. Для этого их помещали в зыбку, которая была подвешена к потолку для более удобного укачивания. Женщинам не разрешалось проявлять чрезмерную нежность с мальчиками
Особый дух казачества формировали с первых дней жизни. Они с малых лет участвовали в традиционных обрядах, празднованиях особых жизненных событий, что способствовало становлению характера маленького казака.
Казаки любили детей и радовались появлению и мальчика, и девочки. Но мальчику рады были больше. Это связано с традиционным интересом к рождению сына как продолжателя рода. Кроме того, на будущего воина община давала наделы земли.
Детей рано привлекали к труду. Так, с 5–7 лет они выполняли посильную работу по дому и по хозяйству.
Специфика традиционного уклада жизни казачества предопределяла социальные роли мальчиков и девочек. Это делало педагогическую систему казачества целенаправленной и эффективной.
Мужчины воспитывали и обучали мальчиков необходимым навыкам, формировали у них стойкость и выносливость. Женщины воспитывали и обучали девочек умению вести хозяйство, ухаживать за детьми любить и беречь семью.
Девочку воспитывали как жену казака, хозяйку и рукодельницу, находящуюся в подчинении у мужчины, мальчика – как будущего воина и хозяина дома. С первых дней жизни детям внушались нравственные нормы и идеалы, прививалась доброта и послушание, совестливость, справедливость.
Воспитание в казачьих семьях было строгим, мальчиков и девочек воспитывали по-разному.
Объединяло процесс воспитания мальчиков и девочек их раннее приобщение к посильному труду в совместной деятельности, способствующему улучшению благосостояния семьи и ради ближних.
В воспитании мальчиков и девочек общим было также и то, что до семи лет казаки считали детей младенцами и все грехи, которые они совершали, оставались на совести матери. Поэтому до семи лет дети не исповедовались [82, 83].
Главной ценностью, которую воспитывали в ребенке, выступала честь мужчины и честь женщины.
Детям прививалась христианская мораль, не позволявшая совершать недостойней поступки, каждый ребенок с малолетства знал о семи смертных грехах человека.
Содержание воспитания мальчиков определялось военно-пограничным укладом жизни казаков.
Процесс воспитания включал в себя многоступенчатые обряды инициации, т. е. посвящение мальчика в казаки, предполагающее осознание им своего основного назначения, предполагающего служение и защиту Отечества.
Поэтому мальчика-казака воспитывали гораздо строже, чем девочку. Жизнь мальчика была заполнена трудом и обучением.
В традиционной культуре казачества педагогический процесс направлен на воспитание мужчины-воина, защитника Родины, патриота, имеющего твердую гражданскую позицию. Вместе с тем это должен был быть труженик, рачительный хозяин, ориентированный на православные ценности.
С раннего детства мальчика учили быть казаком. Это предполагало умение обращаться с конем, с оружием, быть в постоянной готовности, хорошей физической форме, воспитание выносливости, мужества, привитие качеств, необходимых как в бою, так и для хозяйственной деятельности.
В три года мальчики у казаков свободно могли сидеть на лошади; в десять лет мальчики должны были уметь ухаживать за лошадьми – гонять коней на водопой, запрягать и распрягать лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать – они уверенно скакали на лошадях, могли сориентироваться на местности, оказать первую медицинскую помощь, 14–15-летние подростки владели джигитовкой, могли преодолеть на скаку препятствия, срубить лозу, развести огонь [84–86].
Таким образом, воспитательное воздействие в семьях четко соотносилось с возрастными особенностями мальчиков. Непременным компонентом семейного воспитания, наряду с физическим совершенствованием, было формирование патриотических чувств и гражданской ответственности. При этом любовь к Родине была определяющей в культуре казачества. Это можно увидеть и в устном народном творчестве, и в казачьих заповедях, и кодексе чести, и в обрядово-праздничной культуре казачества. Ядром воспитания мальчиков у казаков всегда было военно-физическое воспитание [87, 88].
Взрослея, проходя инициальные обряды, участвуя в играх со сверстника, в обрядовой жизни общины и семьи, подрастающее поколение готовилось выполнять две основные социальные роли: отслужить регулярную службу и создать семью.
Проверяли овладение навыками и знаниями на народных праздниках, где дети соревновались в танцах (как с оружием, так и без), знаниях народных стихов и песен, фехтовании, борьбе, стрельбе и других приобретенных умениях [89, 90].
Таким образом, можно выделить два направления воспитания: военно-патриотическое и этнокультурное. Первое направлено на воспитание воина и гражданина, второе формирует носителя этнических национальных черт.
До службы в армии юноша должен был обязательно овладеть несколькими обязательными умениями: верховой ездой с элементами джигитовки, рубкой лозы шашкой, стрельбой из винтовки (лёжа, стоя, с колена, с коня, в том числе на скаку), владеть пикой. Все юноши и взрослые казаки демонстрировали свои воинские умения на общеказачьем воинском празднике.
Образцом считался всесторонне развитый молодой человек, который способен достойно переносить любые жизненные испытания, интеллектуально развитый, сильный физически, усвоивший нравственные добродетели.
Таким образом, казачья семья прививала мальчикам необходимый для жизни казака поведенческий кодекс, формировала воина, физически и социально готового к военно-пограничным условиям жизни [91–93].
Воспитание девочки в казачьей семье кардинально отличалось от воспитания мальчика. Это связано с иной социальной ролью, которая заключалась в необходимости стать хорошей хозяйкой, многодетной матерью, верной женой, помощницей и опорой воина-казака в жизни.
Девочки начинали работать с детства. Перемещаясь везде за матерью, они участвовали во всех работах по дому. С пяти лет девочку учили различным видам рукоделия — это должна была уметь каждая казачка. До своего совершеннолетия они полностью готовили для себя приданое.
Девочкам с трех лет доверяли ухаживать за младшими. Кроме того, старшие женщины обучали девочек петь и плясать.
Воспитание девочки включало также и особую военно-физическую подготовку, которая позволяла ей играть роль защитницы и воспитательницы. Их учили приемам самообороны, стрельбе, умению управляться с конем, плавать под водой. Этому также способствовали игры с мальчиками, в которых они участвовали до 13 лет, знакомясь с азами военного искусства, в том числе обучаясь езде на лошади. В остальное время они помогали в приготовлении пищи и обучались рукоделию.
Для мужчины «бытье» казаком начиналось в 17 лет, когда он на специальном смотре получал заключение о годности к службе и получал пай. Для женщины быть казачкой — с выхода замуж [94–96].
Заключение
Представленные психолого-педагогические аспекты казачьей системы воспитания позволяют говорить о том, что казакам удалось создать целостную систему семейного и общественного воспитания, отличающуюся самобытностью, где будущего мужчину готовят к выполнению функций воина, дипломата, защитника, патриота, труженика, а женщину учат быть воспитательницей, защитницей, верной женой-труженицей. Казачья система воспитания опирается на дифференцированный подход в обучении и воспитании и включает обучение военному делу, раннее приобщение к труду. Для казаков обязательно соблюдение канонов православной веры, характерна патриархальность внутрисемейных отношений, основанных на беспрекословном послушании и почитании старших, а также уважение к людям другой веры.
Исследователи культуры казаков отмечают, что казачьи педагогические традиции можно считать сокровищницей национального педагогического опыта. Сегодня, когда игнорируются духовные ценности, исчезают моральные критерии, в молодежной среде наблюдается прогрессирующая деформация нравственности, необходимо обратиться к истокам нравственности, к национальной традиции. У казаков это прежде всего воспитание духовности, нравственности и патриотизма.
Таким образом, возрождение и развитие традиций казачества, отражающих его богатую культуру, высокие моральные принципы, позитивные элементы хозяйственно-бытового и семейного укладов, положительные общественные, поведенческие стереотипы и нравственные установки, будет не только способствовать сохранению и развитию традиций духовно-нравственного, патриотического, физического и трудового воспитания молодежи, но и создаст основу для организации воспитательно-образовательной работы с детьми в направлении формирования у них ответственности за будущее и настоящее; поможет бороться с бездуховностью и нравственной деградацией общества в целом, внесет вклад в качественное обновление системы образования как базового социального института, актуализирует аксиологическую и культурно-историческую составляющие воспитательно-образовательного процесса.