Full text

Введение

 

Участие России в глобальных процессах интеграции и промышленное освоение Арктики указывают на необходимость обращения особого внимания на воспитание поколения новой формации, способного к высокой конкуренции и ответам на вызовы современного мира. По совокупности показателей социально-экономического развития ведущую роль в Арктическом регионе занимает Республика Саха (Якутия) (далее – РС (Я)). В соответствии с долгосрочной государственной стратегией правительства РФ в Якутии вводится строительство новых крупных центров по добыче нефти и газа, которые будут иметь международное значение и будут способствовать реализации экономических и геополитических интересов страны: магистрального газопровода «Сила Сибири», напорного нефтепровода «Таас-Юрях нефтегазодобыча», угольного комплекса «Инаглинский», горноперерабатывающего комплекса в Кобяйском улусе ЗАО «Прогноз», Эльконского горно-металлургического комбината; также осваиваются Десовское, Тарыннахское и Горкитское месторождения, разрабатываются проекты по освоению Эльгинского угольного месторождения,.

С. Л. Рубинштейн указывал, что внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий [1]. К одной из таких внешних причин мы относим промышленное освоение Арктики, включая арктические и северные районы Якутии. Современное состояние исследования проблемы в российской науке указывает, что на настоящий момент имеются постулаты, методики и концепции, имеющие для нас определенную значимость:

- важность регионально-этнической направленности процесса воспитания личности (М. Б. Кожанова [2]);

- теоретические и практические аспекты этнорегионального образования (Ф. Ф. Харисов [3];

- педагогические явления в этнопедагогической деятельности в поликультурном образовательном пространстве (Ф. П. Харитонова [4]);

- моделирование поликультурного обучения с позиций полипарадигмального подхода к образованию (Э. Р. Хакимов [5]);

- воспитание гражданской, этнической и региональной идентичности современного поколения россиян (О. Е. Хухлаев [6]).

Мы также анализировали и опирались на труды зарубежных исследователей, затрагивающих вопросы:

- национального самоопределения на территории постсоветских республик (Д. Бари [7]);

- обучения детей в арктическом образовательном пространстве США на примере Аляски (Дж. Гатридж [8]);

- ценностных ориентиров и влияния восточной и западной культур на различные паттерны поведения человека (Дж. Хофстеде [9]);

- подходов к обучению коммуникативных навыков детей из числа инуитов, коренных жителей Канады (A. Вик-Вестгейт [10, 11]).

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Отдельный интерес вызывают у нас работы зарубежных ученых о билингвизме, который присущ коренным жителям Республики Саха (Якутия). Так, С. Маршал и Д. Мур, проводя эксперимент со студентами университета в Ванкувере, выяснили, что сегодня ученые сталкиваются с множеством «лингвиализма»: двуязычие, многоязычие, полилингвизм, мультилингвизм, многоязычие. Они считают, что языки и культуры индивида взаимосвязаны и меняются со временем в зависимости от социальных траекторий и жизненных путей [12]. К интересным выводам пришел А. Орхан, занимаясь долгосрочными последствиями двуязычия. Его центральный исследовательский вопрос заключается в том, влияют ли двуязычные навыки студентов США на их будущие доходы. Он различает три лингвистические группы меньшинств: ограниченного двуязычия, сбалансированного двуязычия и англоязычную группу. Результаты его анализа показали, что сбалансированные двуязычные студенты впоследствии зарабатывают значительно больше, т. е. сбалансированное двуязычие оказывает дополнительное косвенное влияние за счет лучших когнитивных умений и, как следствие, лучших академических достижений [13].

Особого внимания заслуживают работы исследователей различных областей наук в Республике Саха (Якутия), рассматривающие специфику данного региона. С. Г. Анцупова и Е. А. Архангельская занимаются вопросами подготовки инженерно-строительных кадров высшей квалификации для промышленного освоения северных территорий [14]. Руководитель научной школы по производству строительных материалов, изделий и конструкций в условиях криолитозоны А. Е. Местников исследует способы тепловой защиты горных выработок и инженерных сооружений при отрицательных температурах. В круг его интересов также входят теплоизоляционные материалы для работы в суровых условиях эксплуатации [15]. У. С. Борисова осуществила историко-социологический анализ этнокультурного образования в Республике Саха (Якутия) и работает над решением социально-экономических проблем северного региона, в частности специфической внутриреспубликанской направленностью миграционных потоков [16].

А. И. Голиков занимается изучением различных этнопедагогических аспектов подготовки учителей. В круг его научных интересов также входит создание специальных условий для развития математического мышления детей школьного возраста средствами динамических интеллектуальных игр преследования [17]. Н. Д. Неустроев доказал необходимость функционирования малокомплектных сельских школ в условиях Севера на материале Якутии, Чукотки и Камчатки как социально-экономическую закономерность. Он проводит исследования, посвященные внедрению национально регионального компонента и этнокультурных основ в учебно-воспитательную работу национальных школ [18]. Его ученица Е. П. Павлова обосновывает применение специальных педагогических условий для развития инновационной деятельности учителя начальных классов в процессе модернизации образования, а также работает над вопросами выбора профессии учителя начальных классов современной молодежью и ее адаптации в вузах Республики Саха (Якутия) [19]. С. В. Панина является одним из авторов Концепции развития и совершенствования профессиональной ориентации в воспитательно-образовательном пространстве циркумполярного полюса, включающей довузовский, вузовский и послевузовский этапы [20].

Филологи Ф. С. Андросова и А. И. Горохова занимаются типологией сюжетов северных сказок. Ими впервые был осуществлен сопоставительный анализ сюжетного состава эвенской и эскимосской сказочных традиций. Они установили универсальные сюжеты, присущие сказкам других народов мира, и локальные сюжеты, встречающиеся только в сказках эвенов и эскимосов [21]. Вопросам методики обучения иностранному языку студентов из числа коренных жителей региона посвящены работы Г. М. Парниковой. В ее исследуемую группу входят студенты I–II курсов неязыковых вузов региона. К изучению иностранного языка она подходит с позиций регионально-этнического подхода к учебно-воспитательному процессу в условиях высшей школы [22]. С. И. Прокопьева продолжает ее основные идеи и свои исследования связывает с обучением студентов-якутов английскому языку технической направленности. Она выделяет их следующую специфику: «этнокоммуникативные особенности (немногословность, лаконичность фраз, обрывистая манера общения, замедленный темп речи), культура молчания, большое количество междометий в разговоре, конформизм в групповом общении» [23]. Широк круг интересов А. Н. Яковлевой: роль иностранного языка в социализации личности, развитие учебной автономии, обучение немецкому языку студентов-билингвов, развитие педагогических компетенций учителя иностранного языка, лингводидактика как проблема междисциплинарного исследования [24].

Самой заметной особенностью региона является функционирование русского и якутского языков в Республике Саха (Якутия), закрепленное на государственном уровне с 90-х годов прошлого столетия. В Якутии эвенский, эвенкийский, долганский, юкагирский, чукотский являются официальными языками в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. В регионе возник и активно развивается национально-русский естественный билингвизм. Кроме того, в самих арктических и северных районах региона подробно исследована этноязыковая ситуация только в Оймяконском районе, а исследования дальних арктических районов не проводились, есть лишь отдельные данные по Булунскому, Анабарскому, Верхнеколымскому, Момскому, Оленекскому районам Республики Саха (Якутия).

 

Методологическая база исследования

 

В нашем исследовании мы опираемся на ряд методологических подходов к образованию:

- системный, предполагающий всестороннее, комплексное изучение проблемы воспитания в условиях регионального образования;

- интегративный, позволяющий использовать междисциплинарный потенциал инженерии, педагогики, родного языка/культуры, иноязычного образования.

Изучение отечественных нормативных документов в сфере образования указывает на необходимость сохранения и развития родного языка и культуры учащихся, их национальных традиций и ценностей. Так, федеральный закон «Об образовании» гласит, что одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [25]. В 2017 году в Республике Саха (Якутия) была утверждена государственная программа развития регионального образования с ориентиром на «формирование открытого образовательного пространства, обеспечивающего равные шансы на жизненный успех, конкурентоспособность человека в мировом пространстве» [26].

Реализация нашего исследования также согласуется с действующими региональными нормативно-регулирующими документами и государственными программами РФ, направленными не только развитие экономики Арктической зоны России, но и способствующими укреплению социального капитала с учетом перспективной потребности конкретного региона в человеческих ресурсах: постановление Правительства РС (Я) «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) до 2020 года» [27]; постановления Правительства РФ «О развитии образования» [28], «О перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики» [29], «О новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [30]; приказы Министерства труда и социальной защиты РФ «О федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 гг.» [31] и «О системе занятости населения на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов РФ» [32]. Считаем, что активное освоение указанного региона требует бережного отношения не только к экологии и природным ресурсам, но и к существующему укладу жизни северян, сформировавшемуся образу их жизнедеятельности. Следовательно, воспитательные практики учащихся в контексте региона являются актуальными и востребованными.

В нашем исследовании участвуют представители различных учебных подразделений Северо-Восточного федерального университета: Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ, Инженерного и Педагогического институтов, Института зарубежной филологии и регионоведения.

Цели исследования:

- поиск, обоснование и внедрение инновационных форм и методов воспитания в образовательную практику;

- формирование у обучающихся этнической идентичности внутри российского общества, стремления к сохранению национального культурного и исторического наследия;

- создание условий для консолидации усилий образовательных учреждений, родителей, институтов государства по воспитанию подрастающего поколения;

- повышение эффективности воспитательных практик по сохранению идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера;

- развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (учащихся, родителей, учителей, работников управлений образования, преподавателей вузов).

Задачи исследования включают в себя:

1)        изучение и анализ существующих подходов к выделенной проблематике в научной литературе и образовательной практике;

2)        формулирование продуктивных противоречий, выделение проблемы, построение гипотезы и определение задач исследования;

3)        выработка направлений, стратегии и тактики исследования, условий осуществления, технологии реализации;

4)        прогноз негативных последствий, возможных рисков и мер, компенсирующих негативные последствия;

5)        составление программы исследования, этапов и сроков его реализации;

6)        организация полевых исследований в арктические и северные районы Республики Саха (Якутия), обработка, анализ и обобщение полученных данных;

7)        апробация, мониторинг и коррекция воспитательных практик сохранения идентичности коренных народов Республики Саха (Якутия) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера.

 

 

Результаты исследования

 

Проведение исследования на базе ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (далее – СВФУ) мы объясняем следующим:

- университет имеет статус федерального и реализует инновационные научно-образовательные программы, включающие подготовку высококвалифицированных кадров, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований;

- уровень научно-исследовательских, опытно-конструкторских и поисковых работ сотрудников СВФУ открывает новые возможности развития НИОКР и приоритетов в создании новых продуктов, сложных комплексных проектов;

- университет располагает кадровым потенциалом, имеющим высокую научно-техническую квалификацию, опыт управления проектами и внедрения инноваций и наукоемких технологий в производство;

- стратегическими партнерами университета являются десятки российских и зарубежных компаний различного профиля.

Связь с внешним миром на севере предельно минимизируется, и формируется уникальный социум с более размеренным бытом, с особым отношением к жизни, формирующим так называемый «северный менталитет». Сюда мы относим не только коренных жителей Арктики, но и тех внутренних мигрантов, постоянно или продолжительное время проживающих в арктических населенных пунктах по долгу службы или трудового контракта. Эти люди привносят в языковую ситуацию Арктической зоны заметные изменения, которые нуждаются в комплексных исследованиях. Являясь носителями некоторой урбанистической культуры, отличающейся от уникальной арктической культуры, проповедующей экологические, природосберегающие идеи, эти люди являются «мостиком» для перехода коренных жителей Арктики к качественно другому мышлению и другому отношению к окружающей их действительности.

Современные цифровые технологии, наличие Интернета, активное использование социальных сетей позволяют учащимся республики быть в курсе того, что происходит в нашей стране и мире, поэтому традиционные воспитательные практики учащихся необходимо сочетать с инновационными, чтобы повысить мотивацию и интерес к изучению, сохранению родного края. Исходя из вышеперечисленного, предлагаем следующий алгоритм воспитательной работы с обучающимися из арктических и северных районов республики:

- создание междисциплинарного образовательного ресурса на платформе СВФУ;

- организация и проведение проекта «Открытый микрофон» по вопросу сохранения и развития идентичности коренных народов РС (Я) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера;

- разработка социологических тестов «Определение идентичности населения в местах промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера», психологических тестов «Самоидентификация личности в местах промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера», проведение и анализ психолого-социологического тестирования на местах;

- разработка модульных курсов для учителей и работников образовательных управлений;

- организация онлайн-курсов повышения квалификации с выдачей удостоверения государственного образца о прохождении курсов повышения квалификации с использованием технологий MOODLE, SKYPE, дистанционного обучения, вебинаров, видео лекций т. п.;

- проведение междисциплинарной олимпиады «Российский Север»;

- организация конкурса фотографий в «Инстаграме» с хэштэгами #Моя родина #Моя республика #Моя страна;

- проведение флэшмоба ко Дню народного единства;

- разработка и проведение историко-краеведческого квеста «Коренные народы Якутии»;

- проведение республиканского конкурса проектов «Я – россиянин»;

- проведение арт-класса «Якутия в лицах»;

- организация конкурса молодых этноисполнителей;

- проведение акции «Мобильный репортер: коренные народы России»;

- создание мобильного приложения «Моя родина – Якутия»;

- создание виртуального этнопедагогического кластера АЗ РФ;

- проведение дискуссионной площадки в формате видеоконференции;

- проведение акции «Мой дом – мои истоки» в рамках адвэр-программы в социальных сетях.

Значимость повышения эффективности регионального образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике Арктической зоны РФ, состоит в том, что будут получены ответы на два главных вопроса: 

1) в какой мере существующие образовательные программы ориентированы на развитие будущей профессиональной компетентности выпускника образовательного учреждения именно в Арктическом регионе;

2) каким образом может быть реализована преемственность в системе школа – ссуз – вуз в логике компетентностного подхода для будущего устойчивого развития Арктики. 

Практическая значимость исследования:

1. Повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг за счет нивелирования социальной и образовательной дифференциации в малонаселенных арктических районах Якутии. 

2. Увеличение доли образовательных услуг, оказываемых в рамках государственно-частного партнерства, и как результат создание образовательного кластера Арктической зоны. Кооперация активизирует на региональном уровне процесс интеграции школ, ссузов, вузов и работодателей в целях оптимизации подготовки высококвалифицированных кадров и повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда. 

3. Увеличение числа дидактических разработок с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках. Качественное владение русским языком наряду с родным даст возможность обучающимся продолжить свое образование, успешно реализовать себя в последующей профессиональной деятельности, а знание английского языка – интегрироваться в мировое пространство. 

4. Рост доступности использования дистанционных технологий (через онлайн-курсы). 

5. Повышение уровня квалификации педагогических и научно-педагогических работников, увеличение численности преподавателей, прошедших профессиональную переподготовку, и повышение квалификации по вопросам развития профессиональных компетентностей педагога.

6. Опубликование результатов исследования в виде коллективной монографии, научных статей, индексируемых в SCOPUS, ВАК, РИНЦ, коллективной монографии, дидактических разработок, рекомендаций и пособий по теме исследования. 

7. Создание образовательного кластера с привлечением образовательных учреждений гг. Архангельска, Мурманска, Салехарда, Анадыря, Воркуты, Норильска, Якутска. Кластер будет способствовать эффективному развитию потенциала обучающихся Арктической зоны РФ, обеспечивать комплексный и системный характер образовательной деятельности с различными категориями обучающихся. 

8. Создание интернет-сайта как основного ресурса информационного сопровождения исследования в режиме свободного доступа.

9. Организация и проведение круглых столов и всероссийской конференции, посвящённых вопросам комплексных подходов к образованию в Арктической зоне РФ.

 

Заключение

 

Внедрение в учебный процесс инновационных воспитательных практик сохранения и развития идентичности коренных народов РС (Я) в условиях промышленного освоения Арктики и Крайнего Севера, учитывающих культурный, исторический, языковой и экономический контексты региона, будет способствовать укреплению социального капитала Республики Саха (Якутия), сохранению и развитию этнической и гражданской идентичности обучающихся, формированию ценностных ориентаций, установок, продуктивных паттернов поведения подрастающего поколения.