Full text

Введение

 

Современный этап реформирования системы образования Российской Федерации, связанный с принятием таких новых нормативных документов, как федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные стандарты и т. д., коснулся и среднего профессионального образования. В связи этим происходят качественно новые изменения в организации, содержании и методике учебной деятельности в образовательных учреждениях всех уровней [1]. Коренные преобразования претерпевает и система хореографического специального образования. Как показывает история, система хореографического образования в России складывалась на протяжении нескольких веков. На сегодняшний день в стране работает 24 хореографических учреждения. Из них две ведущие академии хореографии – в Санкт-Петербурге и Москве; также хореографические училища Перми, Новосибирска, Улан-Удэ почти полвека осуществляли подготовку кадров для национальных театров, благодаря чему в Якутске возник классический балет, балетный театр с обширным репертуаром.

В Республике Саха (Якутия) имеется единственный хореографический колледж имени Аксении и Натальи Посельских, осуществляющий подготовку профессиональных кадров в области хореографического искусства на северо-востоке России, где за основу подготовки кадров балетного искусства в республике взята методика преподавания всемирно известной русской балетной школы А. Я. Вагановой. Наряду с основной деятельностью колледж реализует программы основного общего (полного) образования с учетом профиля получаемого среднего профессионального образования. Подготовка специалистов включает в себя две ступени обучения: а) срок освоения на первой ступени составляет пять лет и совпадает со сроками получения основного общего образования; б) обучение на второй ступени (на базе основного общего образования и обязательного освоения предшествующей ступени) составляет два года десять месяцев.

В условиях принятия новых нормативных документов и качественных изменений в содержательно-целевом, процессуально-деятельностном и результативном аспектах, такие дисциплины медико-биологического блока в основной школе, как биология, химия, физика, в методическом плане оказались не подготовленными к происходящим изменениям. Отсутствие оптимальных методических подходов к изучению дисциплин этого цикла постепенно приводит к потере интереса обучающихся хореографических училищ, тем самым – к ухудшению формирования целостного мировоззрения. Эти предметы, находясь в другой плоскости, чем профессиональные интересы обучающихся хореографических училищ, по своему назначению нацелены на формирование культуры мышления и таких понятий, как «культура здоровья», «здоровый образ жизни» и т. д. В связи с этим в предметах данного цикла в системе хореографического образования должны быть предусмотрены такие компоненты содержания, которые нацеливают обучающихся на эти ценностные понятия, изменения в установках учащихся и студентов не только поменять стиль своего поведения и образ жизни, но и в последующем грамотно организовывать свою профессиональную деятельность в здоровьесберегающем режиме. На наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом повышения познавательного интереса в обучении предметам медико-биологического цикла, а также реализации идеи здорового образа жизни, культуры питания, культуры здоровья, ценностного отношения к своему здоровью для учащихся хореографического училища является внедрение элективных курсов различной направленности, в том числе и по химии.

Необходимость введения таких элективных курсов обусловлена следующим: а) они имеют не только научное значение (связанное с обоснованием теоретико-методологических основ разработки и реализации системы элективных курсов по химии в школе), но и социальное (связанное с формированием у обучающихся опыта различных видов учебной, проектной, исследовательской деятельности) и прикладное. Являясь по своей сути логическим продолжением основного содержания учебного предмета химии, элективные курсы должны способствовать раскрытию связей между химическими знаниями и повседневной жизнью человека, решению проблем, возникающих перед ним в различных ситуациях; б) вместе с тем курсы такого плана дают возможность обеспечить интеллектуальную нагрузку, соизмеримую со способностями обучающихся, удовлетворять их познавательные и жизненные интересы, а также способствовать формированию самоопределения. И поэтому результатами предлагаемого элективного курса для учащихся хореографической школы (колледжа) будут не только повышение познавательного интереса к предметным знаниям и умениям, но и опыт решения новых, еще неизвестных задач, что позволит их мотивировать к изучению химии. Значимым становится также формирование опыта практической деятельности в виде учебно-исследовательских проектов по химии, под которым мы понимаем совокупность химических знаний и умений, исследовательских умений, усвоенных учащимися на практике, необходимых для решения новых задач и приобретения новых знаний по химии. Все это позволило нам разработать и реализовать элективный курс «Химия и здоровое питание» для учащихся хореографической школы (колледжа). Таким образом, предлагаемый курс нацелен на формирование и развитие познавательного интереса.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Для выявления современного состояния проблемы реализации элективных курсов по химии в средней школе нами проведен информационный поиск и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы. Анализ источников показал, что в исследованиях ученых-методистов еще в 60-е годы обращалось большое внимание на тесную связь содержания школьного курса химии с жизнью учащихся. В работах С. Г. Шаповаленко указывалось на необходимость привлечения на уроках химии фактов и сведений из окружающей жизни учащихся [2]. Такого рода материал использовался учителем на уроках для иллюстрации проявления химических процессов и явлений. Начиная с конца 80-годов для осуществления более тесной связи изучаемого содержания школьного курса с окружающей жизнью во многих исследованиях стали использовать краеведческий материал, нацеливающий учителей на необходимость раскрывать при изучении предметов естественнонаучного цикла особенности региона и связанную с ним деятельность людей (В. А. Щербакова) [3]. Это способствовало созданию различных программ курсов, учебно-методических пособий, отражающих специфику и химическую особенность региона, знакомству школьников с химическими производствами, расположенными в регионе. В связи с этим широкое развитие получают факультативные курсы, в которых рассматривались разные отрасли химии: химия в промышленности (Д. А. Эпштейн) [4], химия в сельском хозяйстве (А. А. Сударкина) [5], химия в быту (И. Н. Чертков) и др. [6] Начиная с конца 90-х и начала 2000-х годов происходит более глубокая дифференциация обучения, содержание учебного предмета расширяется историческими, экологическими, прикладными аспектами химии (Д. П. Ерыгин) [7]. Авторы таких курсов пытаются всесторонне освещать связи преподавания химии с жизнью (К. Е. Егорова, Н. А. Нахова) и др. [8]

Наряду с изучением отдельных учебных дисциплин, как известно, в теории и практике подготовки артистов балета основное место занимают проблемы сохранения здоровья, поддержания определенной массы тела, типа питания, обусловленные климатогеографическими условиями и рядом других факторов. Эти факторы связаны с большими физическими нагрузками и нервно-эмоциональным напряжением в обучении хореографии. Балетную форму, или тренированность артиста балета, И. А. Баднин определяет с учетом различного состояния организма: а) сердечно-сосудистой системы (показатель нормального артериального давления, частота пульса, полноценное напряжение стенок сосудов, нормальные показатели электрокардиограммы и адекватной реакции этих показателей на тест с повышенной нагрузкой); б) опорно-двигательного аппарата (сила мышц, их тонус, выносливость при длительной нагрузке, отсутствие болевого синдрома); в) органов дыхания (умение рационально, экономно использовать дыхание во время танца, отсутствие болезненных явлений в дыхательных путях, препятствующих нормальному дыханию во время танца) [9]. Эти факторы требуют от обучающихся знания таких основополагающих понятий, как «здоровый образ жизни», «культура здоровья», «культура питания», которые непосредственно связаны с такими учебными дисциплинами, как биология, химия, физика и др. Во многих исследованиях ученых-биологов, физиологов отмечено, что среди учащихся хореографических учебных заведений отмечается высокая частота заболеваний желудочно-кишечного тракта (Н. П. Семенова) [10], железодефицитных анемий, нарушений становления репродуктивной функции, снижение параметров физического развития и атеросклеротического процесса (С. Л. Сафонова) [11]. По мнению А. А. Покровского, это свидетельствует о несбалансированности пищевого рациона, недостаточном обеспечении макро- и микронутриентами [12]. В связи с этим мы считаем, что в условиях совершенствования деятельности хореографических училищ в целом преподавание в них предметов медико-биологического цикла должно осуществляться с учетом общих тенденций развития образования в нашей стране и развития хореографического компонента, социокультурных особенностей и традиций, отражающих своеобразие культуры.

Были найдены различные публикации, посвященные проблемам питания в зарубежных странах. Выдающийся диетолог доктор Вестон Прайс сформулировал отличительные признаки хорошего здоровья и определил оптимальные принципы питания. Исследования, проведенные доктором Прайсом, подтвердили, что сохранять великолепную физическую форму и поддерживать отличное здоровье удается лишь тем людям, которые едят богатые питательными веществами цельные продукты, а также жизненно важные жирорастворимые витамины, содержащиеся исключительно в животных жирах [13].

Тем не менее многие используют растительную и животную пищу. Неважно, каким будет источник минералов и витаминов, лишь бы он был подходящим. В нашей современной жизни местонахождение группы людей скорее всего определит наиболее подходящий и наиболее удобный источник пищи. Так, жителям побережья проще питаться морской пищей, в то время как жителям центральной части материка или жителям Севера – молочными или животными продуктами. 

Прайс отмечает, что на первом месте стоит проблема нашей воли и силы характера, которые заставят нас есть то, что нужно организму, а не то, что нам нравится. Вторая проблема заключается в том, что при сидячем образе жизни нам не нужно много энергии и есть вероятность, что даже правильной пищи человек не съест столько, сколько требуется для строения и поддержания организма. Мы не чувствуем голода относительно минералов и химических элементов, а только относительно тепла и энергии. И ещё одна проблема: источники жирорастворимых активаторов, а именно молочные продукты, органы животных, морепродукты, могут значительно отличаться по содержанию этих самых активаторов или витаминов в зависимости от питания самих животных [14].

Например, Фиери в своей книге «Принципы эффективного питания» предлагает систему питания, позволяющую эффективно накапливать энергию спортсменам, стабилизировать вес, уменьшить количество пищи в рационе, улучшить усвояемость пищи, повысить эффективность питания в целом, развить умение выделять и поглощать энергию из пищи. Фиери находит эффективным входить в рекомендуемый образ питания в три этапа, постепенно подготавливая организм к нужному состоянию. Настоятельно рекомендует придерживаться указанных сроков тренировки. В противном случае результаты сводятся к нулю. Также обязательно регулярное и непременное выполнение всех указанных действий [15]. Дж. Борн предлагает принцип сочетаемости продуктов, так как пищу необходимо делить на партии, требующие одинаковой и химической, и механической обработки в пищеварительной системе [16].

В своих исследованиях Барбара Темели излагает правила по питанию. Первое правило: питание должно быть естественным. Второе правило: люди предпочитают есть то, что ели всегда. Лучшее, что можно сделать, – это попробовать здоровую пищу. Необходимо вводить привычки, которые должны сохраниться на всю жизнь: есть каждый день растительную пищу и фрукты, утолять жажду водой и не потреблять вредную пищу [17].

В исследованиях, проведенных среди коренного населения Якутии, изучены уровни основного обмена в возрасте от 20 лет и старше. Показано, что у якутов показатели основного обмена выше по сравнению с физиологическими стандартами для популяций умеренных широт. Кроме того, установлено, что коренная популяция Якутии имеет все характерные черты, присущие арктическому адаптивному типу (особенности конституции, липидного, углеводного обменов). Отмечается отчетливая сезонная динамика гормональных показателей. Результаты проведенных исследований Д. Д. Снодграсса, В. Р. Леонарда, Л. А. Тарской, Т. М. Климовой, В. И. Федоровой, М. Е. Балтахиновой, В. Г. Кривошапкина широко освещены в научной печати, представлены на российских и международных конференциях [18].

По имеющимся в научной литературе данным нет единого мнения относительно степени изменения и характера обменных процессов при низких температурах. В ряде исследований, проведенных в начале XX века, показано, что уровень основного обмена у населения, проживающего на северных территориях, повышен по сравнению с популяциями тропических и умеренных климатических зон (Г. В. Крайл, Д. П. Квиринг) [19].

Следует отметить, что в исследованиях В. Р. Леонарда, Дж. Дж. Снодграсса и M. В. Соренсена повышение скорости метаболических процессов среди северных популяций рассматривается как результат физиологической адаптации к холодовому стрессу, подтверждением чего является отрицательная корреляция между уровнем основного обмена и значениями среднегодовой температуры [20]. На настоящий момент остаются неясными многие вопросы, касающиеся потребности в энергии у лиц, имеющих высокий уровень физической активности, в условиях воздействия экстремальных факторов внешней среды.

Имеется ряд ценных публикаций, раскрывающих функцию и роль питания в организме человека. Так, например, в работах А. А. Покровского показано, что изменением питания можно существенно повлиять на функциональное состояние организма и особенности его обмена веществ, что питание является одним из важнейших профилактических средств в борьбе за здоровье. Механизмы влияния питания на состояние организма человека многочисленны и разнообразны. Как определяет в своих исследованиях Н. П. Семёнова, во-первых, это воздействие осуществляется через систему нейрогуморальной регуляции на клеточный обмен, во-вторых, ежедневное и неоднократное вмешательство питания как сложного фактора химической регуляции в обмен веществ приводит к изменениям процессов генерации энергии в клетке, биосинтеза белка [21]. Интерес представляют исследования, связанные с типом питания в условиях Крайнего Севера. Так, многие исследователи пишут о том, что в условиях Севера потребности в энергии выше примерно на 10–15%, чем у жителей других климатических зон, у обучающихся балетных школ имеются проблемы дефицита витаминов и минералов, обеспечения полноценного питания (Г. Э. Лучанский) [22]. С. Л. Сафонова, исследуя тип питания коренного населения, проживающего в различных климатогеографических условиях районов Республики Саха (Якутия), отмечает, что у коренного населения северной береговой зоны в рационе преобладает рыба (включая строганину в сочетании с горячим чаем), а в северной глубинной зоне у коренного населения в суточном рационе преобладает мясо [23]. Вместе с тем ряд авторов (В. П. Казначеев, А. И. Козлов) обращают внимание на те особенности питания аборигенов, которые не могут быть полезны ни самим аборигенам, ни пришлому населению. Это обычай употреблять в пищу в сыром виде рыбу, мясо, печень, есть сырую плаценту после отела оленей, пить сырую кровь [24]. В. П. Казначеев указывает, что, несомненно, этот обычай есть выражение поиска источника различных витаминов, в первую очередь водорастворимых витаминов, а может быть и других биологически активных соединений, природных адаптогенов, микроэлементов и т. д. [25] Таким образом, рассмотренные публикации показывают, что имеются определенные различия в особенностях и типах питания у коренного и пришлого населения, что влияет на состояние организма. Это касается и учащихся хореографических училищ.

 

Методологическая база исследования

 

Методологической основой исследования является теория познания окружающей действительности и развития личности, кроме того, работы отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов в области изучения познавательных интересов (Б. Г. Ананьев, В. М. Монахов, Н. Ф. Талызина и др.):

как средство обучения (Ю. К. Бабанский, И. Д. Синельникова, Д. И. Трайтак и др.);

как мотив деятельности (Г. И. Щукина, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова и др.);

как устойчивое качество личности (Г. И. Щукина).

При изучении таких общеобразовательных дисциплин, как биология, химия, непосредственно раскрываются роль, функции и место тех или иных химических веществ и процессов, которые играют большую роль в организме человека. Так, например, при изучении химии рассматриваются такие разделы, как «Химия и здоровье», «Химия в повседневной жизни», где учащиеся знакомятся с некоторыми лекарственными веществами, витаминами, гормонами и другими, рассматривают различные средства бытовой химии. Несмотря на то что современный человек в своей жизни широко использует множество продуктов химического производства, среди учащихся хореографических училищ, колледжей наблюдается общая тенденция неуклонного снижения интереса к предметам естественнонаучного цикла. Существующая практика обучения химии в хореографической школе свидетельствует о недостаточной связи изучения этого учебного предмета с реальной жизнью учащихся. В результате изучаемый материал приобретает для них абстрактный характер и становится отдаленным от их жизни. Подтверждением тому является проведенный нами педагогический эксперимент.

 

Результаты исследования

 

С целью выявления значимости учебного предмета «Химия» для учащихся 9-х классов в 2016/2017 учебном году нами проведено анкетирование. Результаты анкетирования показывают, что значимость учебного предмета «Химия» среди общеобразовательных дисциплин занимает 14-е место. Внизу представлены ответы учащихся и гистограмма полученных данных.

 

 

Рейтинг школьных предметов и результаты анкетирования школьников

 

Полученные данные показывают, что 26,0% школьников считают, что химия нужна только поступающим в вузы, 43,47% – для развития промышленности, 21,7% – для развития общества, только 8,7% – человеку; дополнительную научно-популярную литературу по химии читают 8,7% учащихся, 65,2% – по истории и географии; большинству учащихся на уроках химии нравится выполнять лабораторные и практические работы (см. рисунок).

Результаты анкетирования свидетельствуют, что девятиклассники не проявляют достаточного интереса к химии. Конечно, полученные результаты можно объяснить следующим: а) профессиональные интересы учащихся находятся в другой плоскости, имеющей мало общего с химией и химическим производством; б) отсутствием надлежащего методического обеспечения обучения химии в этой системе; в) изучаемое содержание химии не учитывает специфику профессиональной деятельности учащихся хореографического колледжа, слабо связано с повседневной жизнью будущих артистов балета. Вместе с тем одним из требований личностных результатов ФГОС является то, что каждый современный человек должен обладать химической грамотностью, уметь правильно применять химические знания в повседневной жизни. Исходя из этого, независимо от направленности учебного заведения, одной из задач учебного предмета химии в хореографическом школе (колледже) является формирование у учащихся культуры использования химических веществ, осознанного и безопасного обращения с этими веществами, усвоение правил рационального и сбалансированного питания в повседневной жизни.

Проведенный нами теоретический анализ по проблеме совершенствования содержания предметного обучения в хореографических училищах показывает, что практически нет публикаций, посвященных проблемам предметного обучения. Имеется незначительное число теоретических исследований, касающихся организации учебно-воспитательного процесса в хореографических училищах республики (М. Я. Жорницкая, Н. С. Посельская). Авторы этих работ, формируя теоретическую конструкцию региональной направленности содержания образования, исходят из общей методологической установки – её социальной обусловленности. Безусловно, эти исследования дали положительные результаты в решении многих общих и частных вопросов регионального балетного искусства [26]. Они создали необходимую базу для выработки теоретических позиций и методологических положений, особенно в контексте этносоциологических и этнопедагогических проблем [27]. Вместе с тем приходится констатировать, что практически нет исследований, посвященных изучению и объективному анализу состояния, роли и функций учебных предметов при формировании и построении содержания обучения, где бы отражались специфические особенности и региональное своеобразие культуры их быта, традиции микросреды; использование возможностей базового компонента содержания для осуществления личностно ориентированного подхода к обучению, суть которого – «найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самоидентификации, необходимых для становления самобытного личностного образа, формирования человека как субъекта собственной жизнедеятельности» [28]. Вместе с тем конкретные условия региона (социально-экономические, природно-климатические, географические, национально-культурные, кадровые и другие), функционирование только одного хореографического училища в республике заставляют по-новому взглянуть на имеющиеся специфику и систему организации процесса обучения и воспитания в училище. В связи с этим потребность в создании системы хореографического образования, вписывающейся своей конструкцией в единую систему страны, их взаимодействие и взаимопроникновение актуальны, своевременны и требуют разработки конкретных проблем химического образования в хореографических училищах. В качестве основного пути и главной идеи обновления и развития хореографического училища в Республике Саха (Якутия), нацеленной на становление и развитие личности, создание условий для раскрытия своих возможностей и способностей обучающихся, мы рассматриваем познавательный интерес. Именно с позиций интерпретации культуры как национального и общечеловеческого достояния появляется возможность преодолеть в содержании хореографического образования разобщенность предметов и реально формировать в предметном обучении обобщенное целостное представление о мире, о месте в нем общества и человека.

Мы считаем, что одним из оптимальных путей в условиях хореографической школы (колледжа), раскрывающих связь химических знаний обучающихся с реальной их жизнью, может быть создание и внедрение элективного курса, содержание которого нацелено на их познавательный интерес. Он позволит выработать рациональное отношение к своему здоровью; умения адаптироваться к меняющимся условиям жизни; способность выявлять свои возможности и склонности, определяя будущую траекторию своего жизненного пути, отвечающего насущным потребностям развития хореографического училища. Известно, что познавательный интерес возникает тогда, когда учебный предмет представляется ученику важным, значительным, он с особым увлечением занимается им, старается более глубоко и основательно изучить все стороны явлений и событий, которые связаны с интересующей его областью знаний [29]. С этих позиций элективный курс, традиционно являющийся условием дифференциации обучения, в хореографическом училище, с одной стороны, может выступать как средство совершенствования основного курса химии, а с другой – способствовать обобщению предметных знаний учащихся, связывать их химические знания с жизнью. Тем самым создание элективного курса может служить одним из оптимальных методических условий решения данной проблемы. Таким образом, целью нашего исследования стало совершенствование химических знаний и развитие познавательного интереса обучающихся хореографической школы (колледжа) к учебному предмету химии через реализацию элективного курса «Химия и здоровое питание». В связи с этим при отборе содержания предлагаемого нами элективного курса было акцентировано внимание на факторах, определяющих профессиональное здоровье будущих артистов балета, – принципах отбора содержания. Первым критерием отбора содержания элективного курса был принцип связи обучения с жизнью. Этот принцип показывает использование химических знаний в понимании форм и свойств предметов и явлений повседневной жизни, природы и производства. Установление такой связи способствует лучшему запоминанию и усвоению химических понятий, законов и теорий, возможности их применения в жизни. Это общий дидактический принцип, реализующий идеи политехнизации, краеведения, интеграции в обучении. Следующим критерием отбора содержания элективного курса был принцип региональности, согласно которому при отборе содержания используется два компонента содержания: информационно-фактологический и деятельностный. Первый компонент содержит сведения о возможных областях применения знаний химии в реальной жизни, второй содержит сведения о методах и способах применения знаний по химии для решения конкретных практических задач [30]. Таким образом, если первый принцип является всеобщим дидактическим принципом, то второй в нашем случае служит основой для введения нового материала в учебный курс, дополняя и углубляя содержание учебного предмета химии новыми данными, и дает возможность осуществления связи химических знаний с жизнью региона, включения знакомых учащимся фактов в учебное содержание, что в целом повысит познавательный эффект изучаемого содержания.

Ниже представлены разделы, раскрывающие основное содержание элективного курса «Химия и здоровое питание» для учащихся хореографического училища: 1. Химия биогенных элементов. 2. Характеристика продуктов питания. 3. Химия рационального питания. 4. Особенности питания в условиях экстремального Севера. 5. Витамины жизни. 6. Биологические активные и пищевые добавки. 7. Защита проектных работ.

 

Заключение

 

Таким образом, завершая рассмотрение одного из актуальных вопросов современности – пути и условия формирования познавательного интереса учащихся хореографической школы (колледжа), следует отметить, что предлагаемый элективный курс «Химия и здоровое питание» становится механизмом реализации основных идей нового нормативного документа – федерального государственного образовательного стандарта в системе среднего специального образования. Это объективная потребность и путь обеспечения представлений учащихся о химических веществах, которые позволят понять биохимические процессы, происходящие в организме, и выработать рациональное отношение к своему здоровью.

Констатирующий этап исследования по выявлению отношения учащихся к учебному предмету химии позволил увидеть недостаточный интерес к этому предмету. Полученные результаты легли в основу построения логики нашего исследования прежде всего по формированию и развитию познавательного интереса учащихся к учебному предмету химии через создание методической системы. Построенная методическая система даст возможность связать воедино содержательно-целевой, процессуально-деятельностный и результативно-оценочной компоненты процесса реализации предлагаемого элективного курса.