Full text

Введение

 

Реализация образовательных стандартов в подготовке рабочих кадров состоит в мультидисциплинарности, объединяющей управленческие, экономические, гуманитарные и технические науки, направленной на формирование компетентности выпускника. Способность управлять современным производственным процессом связана с внедрением инновационных технологий в процесс профессиональной подготовки, что напрямую зависит от обновления компонентов педагогической системы, формирования субъектной позиции будущих специалистов и содержательного изменения форм, методов, приемов, технологий, направленных на готовность ими эффективно решать профессиональные задачи в производственной сфере.

Для реализации инновационных технологий профессионального обучения в техникуме необходимо построение образовательного процесса с использованием вариативности траекторий профессионального образования (распределенной, интегрированной, модульной и т. д.).

В фундаментальные основы образовательной технологии необходимо внедрять:

-      разработку интегративных модулей профессионально-педагогического образования;

-      реализацию новых алгоритмов технологизации образовательного процесса;

-      обеспечение дистанционной поддержки всех учебных дисциплин (в том числе для очной формы обучения);

-      интенсификацию применения в учебном процессе инновационных методик преподавания, например чтение интерактивных лекций (лекция-обсуждение, лекция-презентация);

-       проведение групповых дискуссий; разработка групповых проектов; анализ деловых ситуаций на основе исследования международных ситуаций (кейс-метода) и имитационных моделей, проведение сюжетно-ролевых игр, тренингов с участием представителей реального сектора экономики, в том числе образовательных учреждений;

-      внедрение в учебный процесс вебинаров, телеконференций, компьютерных симуляторов, компьютерных тренажеров, компьютерных деловых игр и др.;

-             обеспечение автоматизированной индивидуализации образовательных траекторий;

-      трансформацию традиционных аудиторий, предназначенных для лекций и практических занятий, в универсальные аудитории для всех видов учебной, научной и проектной деятельности студентов и преподавателей.

Бизнес-симуляторы пользуются сегодня огромной популярностью, что неудивительно: этот недорогой, а иногда и бесплатный инструмент позволяет решить сразу множество важнейших задач при формировании, развитии бизнеса. Итак, симулятор бизнеса онлайн позволяет решать следующие задачи:

1) проверить гипотезы «что, если...», то есть оценить, каким образом скажутся на бизнесе изменения качественных и/или количественных бизнес-процессов;

2) определить время выполнения работы с ее начального этапа (постановка задачи) до получения результата с учетом времени ожидания, транспортировки и так далее;

3) сформировать данные о степени эффективности бизнес-процессов.

Понятно, что список задач, которые способны решить качественные бизнес-симуляторы, только вышепредставленным списком не ограничивается, но и этих пунктов вполне достаточно для убеждения в том, что бизнес-симуляторы достойны того, чтобы обратить на них внимание, чтобы их воспринимали как мощнейший инструмент обучения управленческим, экономическим навыкам. К тому же несложно найти подходящие деловые игры: бизнес-симуляторы другие подобные ресурсы готовы предложить своим посетителям широчайший список игр, среди которых каждый потребитель сможет найти вариант по душе.

Можно остановить свой выбор на простейших флеш-играх, которые не отнимут много времени, но позволят выстроить в голове четкий сценарий того, как должен развиваться ваш бизнес. А можно обратить внимание на сложные технологические решения, благодаря которым не просто будет выработан эффективный сценарий ведения бизнеса, но закреплены основные навыки, появятся много новых, ценных возможностей по эффективному ведению, развитию собственного дела.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В исследованиях отечественных ученых представлены разработки многих важных аспектов теоретических подходов в системе профессионального образования и к развитию профессионально значимых качеств у студента. Например, в работах Э. Ф. Зеера [1] исследованы закономерности профессионального становления личности, определены возрастные особенности субъектов профессионального образования, которые определяют специфику выбора технологий обучения. Продуктивность каждого возрастного этапа развития личности позволяет координировать профессиональную мотивацию на трудовую деятельность и менять траекторию саморазвития личности.

Среди многообразия трудов необходимо выделить работы, посвященные формированию модели управленческой компетенции в профессиональном образовании. Особое значение имеет организация педагогических условий, влияющих на его результативность: по мнению Е. М. Зарубиной [2], использование инновационных средств позволяет проектировать образовательный процесс на основе использования деловой игры.

Особенности формирования профессиональных компетенций, влияния мотивационной сферы на их развитие, развитие интеллектуальных способностей личности исследованы работах И. А. Зимней [3], Л. И. Анцыферовой [4], В. Д. Шадрикова [5] и др. Необходимость проектирования модели отечественной профессиональной школы, построенной на концепции личностно-деятельностного подхода в образовательной деятельности.

Изучение современных аспектов внедрения педагогических технологий в профессиональное образование представлено в трудах В. Д. Симоненко [6], В. А. Сластенина [7], А. В. Хуторского [8] и многих других ученых, которые говорят об использовании инноваций в образовании на основе создания современных методик и внедрения инновационных технологий, включающих эвристическое и проблемное обучение на основе компетентностного, метапредметного и системно-деятельностного подходов в условиях новых стандартов профессионального образования.

В системе профессионального образования России представлен широкий спектр традиционных образовательных педагогических технологий и методов, которые применяются в учебном процессе, но для повышения качества подготовки кадров необходимы инновации, такие как внедрение и реализация электронной образовательной среды техникума.

Непосредственный интерес в плане решения данного вопроса представляют исследования по теории и методике профессионального образования:

 − закономерности, принципы, формы и методы профессионального образования, вопросы профессиональной квалификации, компетенции и компетентности (С. Я. Батышев [9]);

− сравнение классической и переживающей становление инновационной парадигм российского образования, которые выявляют наиболее значимые противоречия между двумя образовательными моделями, которые мешают внедрению прогрессивных новшеств, но они могут быть успешно разрешены с опорой на теорию и технологии контекстного обучения (работы A. A. Вербицкого [10]);

− предложенная методология проектной деятельности в профессиональном образовании, организованная для решения конкретных задач и направленная на использование проектной технологии в профессиональном обучении (A. M. Новиков [11] и др.);

− вопросы изучения внедрения системного подхода к рассмотрению и исследованию педагогических объектов в образовательной среде, а также необходимость систематизации полученных знаний, на основе которой предложено уровневое обучение (В. П. Беспалько [12]); в педагогической системе Н. В. Кузьминой [13] ее приводятся структурные и функциональные компоненты, включающие цели, учебную информацию, средства педагогической коммуникации, педагогов и обучающихся, без которых невозможно построение образовательной среды; Э. Г. Юдин всесторонне анализирует понятие деятельности и «как предельно широкую философскую категорию, и как концептуальное средство, применяемое во многих областях науки о человеке» [14].

Педагогическая система и разработка методического обеспечения компетентностного подхода в общем и профессиональном образовании изучены в работах многих педагогов; в частности, В. И. Андреев [15] определяет, что знание и понимание законов творческого саморазвития человека для совершенствования, а тем более для гарантированного качества современного субъектно ориентированного высшего образования просто нельзя недооценивать. В связи с этим необходимо учитывать различные варианты компетентностной модели специалиста, которая предложена в работах Ю. Г. Татура [16] и др.

Особое внимание в данном исследовании обращается на обучающие методики в профессиональном образовании с использованием инновационной технологии, позволяющие адаптировать участников образовательного процесса к погружению в профессиональную деятельность, например кейс-метод в процессе профессионального обучения (Е. С. Полат [17]). По мнению Л. В. Ятченко [18] и других ученых, создание инновационной среды и внедрение в учебный процесс информационных технологий позволяет не только повысить уровень обучения, но и развивать информационные компетентности, что, несомненно, формирует интеллектуальный и творческий потенциал обучаемых.

Нами изучены теоретические положения, выдвинутые выдающимся американским исследователем, психологом и психотерапевтом Карлом Р. Роджерсом, основанные на личностно-центрированной теории, в которой главным постулатом прослеживается тенденция человека к самоактуализации. «Развитие всех своих способностей с целью самосохранения и усиления организма – это врожденная тенденция организма», – пишет Роджерс [19].

В работах Айзенка [20] анализируются подходы к созданию психологической модели личности, которая представляет выраженную взаимосвязь между различными чертами личности и позволяет построить иерархическую модель личности.

Особый интерес для нас представляют работы Дж. Дьюи, который считал необходимым систематически включать в учебный процесс игровую деятельность. «Это свободная игра, упражнение всех сил, мыслей и физических движений ребенка, с воплощением, в удовлетворяющей его форме, его собственных образов и интересов. В детском уме игра воображения начинается только под совместным влиянием внушений, воспоминаний и предвкушений, связанных с вещами, к которым он прикасается. Следовательно, материалы, использующиеся в игре, должны быть “реальны”, прямы и естественны, насколько это позволяют условия» [21].

Основные направления построения концепции нашего исследования базируются на проблеме развития творческих способностей в профессиональной деятельности, которые наиболее четко обозначены в работах М. Лайла Спенсера [22], Н. С. Лейтеса [23] и др.

Несмотря на столь разносторонний подход к изучению исследуемой проблемы, особую актуальность определяет вопрос изучения новых форм построения учебного процесса при овладении и подготовке к профессиональной деятельности обучающихся. Все эти аспекты подтверждают растущий интерес к вопросам внедрения инновационных технологий в образовательный процесс и качественного изменения подготовки молодых специалистов, их профессионального становления уже на старте их карьеры.

 

Методологическая база исследования

 

Для разработки технологии проектного метода в обучении мы основывались на фундаментальной разработке теоретической и методологической концепции профессионального образования, определении основных положений, на которых строится структура профессиональной подготовки и которые рассматриваются в многочисленных исследованиях по педагогике, психологии и т. д.:

– общие научные принципы познания, положения о его диалектической сущности, социально-культурный детерминизм развития психических процессов, философии и культурных достижений (Н. А. Бердяев [25], Л. С. Выготский);

– концепция гуманизации и личностной ориентации профессионального образования (В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, И. С. Якиманская [26]);

– понятие активных методов обучения как средства формирования различных навыков и навыков общения и развития личности (Б. Г. Ананьев, И. В. Вачков, В. Н. Кругликов, Б. Ф. Ломов, B. Д. Парыгин, С. С. Харин, Т. С. Яценко);

– исследования, которые раскрывают теоретическую базу для совершенствования образовательного процесса в системе профессионального образования (В. П. Беспалько, К. Я. Вазина, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, Г. Е. Зборовский, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Новиков, В. Н. Правдюк, Г. М. Романцев, Л. Я. Рубина, В. Д. Семенов, А.И. Титаренко, Е. В. Ткаченко, Н. Н. Тулькибаева, Д. Б. Эльконин [30], Н. А. Эрганов [31] и др.).

Результаты исследования

 

На основе проведенного теоретического анализа нами был разработан технологический проект бизнес-симулятора по направлению технологии пищевого производства «Пицца К*». Данный проект направлен на подготовку будущих специалистов (или специалистов, желающих повысить свою квалификацию), формирование у них на практическом примере профессиональных знаний, умений и навыков.

«Пицца К*» – технологический проект, объединяющий в себе особенности как бизнес-симулятора, так и онлайн-игры, может реализовываться как в рамках обучающей программы, так и в качестве инструктажа на производстве. «Пицца К*» представляет собой симулятор по пошаговому производству пиццы.

Основная тематика бизнес-симулятора – технология и производство пищевого продукта для будущих специалистов в данной отрасли.

Специальность: приоритетно – «Технология продукции общественного питания».

Для получения результативного эффекта необходимо определение целевой направленности творческого проекта.

Обучающая: сформировать у обучающихся профессиональные умения по приготовлению продукта – пиццы, закрепить профессиональные умения по применению различных сочетаний приёмов и операций.

Развивающая: развивать умения по актуализации знаний, внимание, память, речь, мышление, умение делать выводы, определять цели, обеспечивать самоконтроль и взаимоконтроль.

Воспитательная: интерес к предмету, активность, организованность, собранность.

Оборудование: для освоения проекта «Пицца К*»: планшетный компьютер (предполагается, что будут выдаваться каждому участнику либо на обучении, либо непосредственно на производстве); для реализации проекта «Пицца К*»: специальная печь для пиццы, приспособления (контейнеры для заправок и продуктов, нож для нарезания пиццы, прихватки, поварские ложки, разделочные доски с маркировкой).

Используемые методы производственного обучения: репродуктивный, поисковый.

Апробация реализации бизнес-симулятора «Пицца К*» проводилась на базе БПОУ ОО «Покровский техникум» для подготовки специалистов 19.02.10 «Технология продукции общественного питания». При проектировании бизнес-симулятора нами были учтены дидактическая цель, задачи, специфика подготовки технологов общественного питания, внутрипредметные и междисциплинарные связи профессиональных модулей, а также разработаны рекомендации по методическому сопровождению системы контроля знаний и умений студентов.

В педагогическом эксперименте участвовали две группы по подготовке технологов общественного питания: ЭГ– 22 студента, КГ – 25 студента, 3-го года обучения.

Для качественной экспериментальной работы нами была определена интегрирующая цель модуля ПМ.03 «Организация процесса и приготовление горячей кулинарной продукции».

Затем весь учебный материал был разделен на более мелкие элементы в соответствии с логикой того или иного типа профессионального модуля, с определением содержания каждого учебного элемента.

Заключительный этап – разработка рекомендаций студентам по выходному контролю обучения. Задания практической направленности разрабатывались таким образом, чтобы наблюдалась непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; уровни заданий разработаны по принципу дифференциации как по содержанию, так и уровню познавательной самостоятельности.

Учебно-познавательная деятельность студента техникума проходит в зоне профессионального развития, формирования компетенций и закрепления их в ходе видов практик (учебная, производственная).

Задания для самостоятельной работы – творческие проекты, научные исследования – ориентированы на самоуправление и самореализацию информационно-коммуникативных навыков с реализацией рефлексивных (деятельных) способностей учащегося при освоении каждого модуля.

Анализ проведенного педагогического эксперимента показал положительную динамику критериев образовательной деятельности (профессиональное развитие, творческое развитие, рефлексия) и повышение мотивации студентов.

В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация происходит в ходе практических работ, что способствует развитию устойчивого познавательного интереса студента к профессиональному модулю.

Внутреннюю мотивацию развить сложнее, так как видов внутренней мотивации больше; рассмотрим некоторые:

– личностная мотивация (обучаемый настроен на положительный результат, на результаты образовательной деятельности);

– процессуальная мотивация (настрой обучаемого в самом процессе деятельности);

– мотивация на оценку (заинтересованность студента в получении хорошей оценки);

– мотивация на избежание неуспеваемости.

Нами проводились занятия в группах второго курса по модулю ПМ.03 «Организация процесса и приготовление горячей кулинарной продукции». Разработанный бизнес-симулятор «Пицца К*» предусматривает личностно-деятельный подход, который позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие профессионального обучения, интегрируя их. При этом обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций, их упорядочивание и систематизация, что в конечном счете приводит к повышению мотивации обучающихся в освоении учебной дисциплины и формированию показателей и критериев образовательной деятельности (профессиональное развитие, творческое развитие, профессиональная рефлексия).

Перед началом проведения педагогического эксперимента по эффективности применения «Пицца К*» были определены две группы студентов: ЭГ – экспериментальная группа (22 студента), КГ – контрольная группа (25 студентов) – по специальности 19.02.10 Технология общественного питания при изучении профессионального модуля ПМ.03 «Организация процесса и приготовление горячей кулинарной продукции».

В экспериментальной группе практические занятия (12 часов) проходили с применением бизнес-симулятора «Пицца К*». В качестве индивидуального задания было предложено разработать и апробировать систему рекомендаций по улучшению предложенного проекта, направленную на личностное и профессиональное развитие.

Изучение темы практического занятия «Технология изготовления продукции» по профессиональному модулю ПМ.03 «Организация процесса и приготовление горячей кулинарной продукции» длится согласно учебному плану четыре часа.

Были определены критерии образовательной деятельности студентов, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Критерии образовательной деятельности студентов и их показатели

 

п/п

Критерии

образовательной

деятельности

Показатели

профессионального обучения

1

Профессиональное развитие

Проявление мотивации к профессиональной карьере, развитие профессионального роста, суммарная система знаний отраслевых дисциплин, владение методикой их преподавания, повышение квалификации

2

Творческое развитие

Креативный подход к решению профессиональных задач, решение прикладных задач, конструирование собственного стиля реализации профессиональных ситуаций

3

Профессиональная рефлексия

Педагогическая гибкость, потребность в самореализации, динамизм профессиональных действий

 

Выбранные студенты контрольной и экспериментально групп не имели статистически значимых различий по интересующим нас признакам уровней сформированности профессиональных компетенций (табл. 2).

Выявить достоверность произошедших изменений в экспериментальной группе и установить связь с проведением эксперимента позволила повторная диагностика показателей в контрольной и экспериментальной группах.

Таблица 2

Уровни сформированности профессиональных компетенций студентов

на констатирующим этапе (ЭГ и КГ)

 

Уровни

ПК

Критерии ПК

Профессиональное

развитие

Творческое развитие

Рефлексия

Процент/

число студентов (ЭГ)

Процент/

число студентов (КГ)

Процент/

число студентов (ЭГ)

Процент/

число студентов (КГ)

Процент/

число студентов (ЭГ)

Процент/

число студентов (КГ)

Низкий

18/4

32/8

22/5

24/6

28/6

30/7

Средний

54/12

40/10

48//10

44/11

44/10

40/12

Высокий

28/6

28/7

30/7

32/8

28/6

30/6

 

Повторная диагностика проводилась в конце экспериментальной работы с целью установления различий показателей сформированности профессиональных компетенций студентов при реализации бизнес-симулятора «Пицца К*». Результаты повторного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в табл. 3, 4.

Применение критерия χ2 Пирсона для обработки полученных данных экспериментальной части работы дало возможность подтвердить положительные изменения в экспериментальной группе и удостовериться тем самым в эффективности использования бизнес-симулятора «Пицца К*» в ходе обучения для качественного формирования профессиональных компетенций у обучающихся техникума по направлению подготовки 19.02.10 Технология продуктов общественного питания.

Таблица 3

Уровни сформированности критериев профессионального обучения студентов после проведения формирующего эксперимента (ЭГ)

 

Уровни ПК

Критерии

Профессиональное

развитие

Процент/

число студентов

Творческое

развитие

Процент/

число студентов

Рефлексия

Процент/

число студентов

Низкий

6/3

2/1

8/4

Средний

40/8

25/6

35/8

Высокий

54/11

75/15

57/10

 

Таблица 4

Уровни сформированности критериев профессионального обучения студентов после проведения формирующего эксперимента (КГ)

 

Уровни ПК

Критерии

Профессиональное

развитие

Процент/

число студентов

Творческое

развитие

Процент/

число студентов

Профессиональная

рефлексия

Процент/

число студентов

Низкий

20/5

12/3

20/5

Средний

48/12

36/9

44/11

Высокий

32/8

52/13

36/9

 

Таким образом, педагогическую технологию и внедрение разработанного проекта при изучении отраслевых модулей необходимо рассматривать как процессуальное единство содержания, форм и метода обучения, способствующих формированию компетенций студентов в раскрытии творческого потенциала, актуализации самореализации, индивидуальности и ответственности при выполнении организационно-технологической, учебно-проектировочной деятельности, что отражено на диаграммах (рис. 1 и рис. 2).

Реализация модульной программы с применением проекта «Пицца К*» на базе техникума позволила выявить динамику показателей сформированности компетенций студентов формирующей группы. Диаграмма уровней сформированности показателей творческого мастерства студентов формирующей группы представлена на рис. 1, 2.

Статистическая обработка результатов экспериментальной работы, представленных на рис. 1, 2, показывает, что на первом занятии лишь 12% (в группе ЭГ) и 8% (в группе КГ) студентов получили оценку «отлично», а абсолютная успеваемость составила 54% (в группе ЭГ) и 32% (в группе КГ). В дальнейшем наблюдается тенденция к повышению успеваемости студентов: 54% (в группе ЭГ) и 32% (в группе КГ). Результаты на последующих занятиях убедительно свидетельствуют, что обучаемые показывают отличные знания, и абсолютная успеваемость составила 80% в обеих группах. Заметно возрастает профессиональная мотивация на личностный успех, чему способствует элемент соревнования, поскольку полученные оценки участники эксперимента могли сравнивать с оценками собственной группы и оценками группы другой специальности.

Реализация разработанного бизнес-симулятора для обучающихся техникума по специальности 19.02.10 Технология общественного питания в изучении профессионального модуля ПМ.03 «Организация процесса и приготовление горячей кулинарной продукции» направлена на подготовку высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности, – в чем и заключается главная задача каждого педагога СПО.

 

Рис. 1. Уровни показателей сформированных компетенций студентов контрольной группы

 

Рис. 2. Диаграмма уровней показателей сформированности компетенций студентов формирующей группы

 

Данный способ активизации профессионального, творческого развития и рефлексии посредством реализации симулятора «Пицца К*» подтверждает обозначенные условия формирования профессиональных знаний, умений и навыков у обучающихся техникумов на уроках производственного обучения. Разработанный творческий проект «Пицца К*» помогает обучающимся в легкой и доступной форме усваивать профессиональные навыки, умения и знания. Созданный на игровой основе проект «Пицца К*» наглядно демонстрирует необходимую информацию, помогает выполнять задания с помощью подсказок. Обучающиеся гораздо быстрее усваивают информацию и формируют профессиональные компетенции благодаря игровой направленности бизнес-симулятора.

 

 

Заключение

 

Профессиональное образование должно быть ориентировано на компетентностную подготовку обучающихся, обладающих высоким уровнем профессионализма, мобильности и адаптированности, которые будут востребованы в современных условиях общества.

Для достижения высокого уровня профессионального мастерства у технологов общественного питания необходимо использование инновационных методов путем их активного вовлечения в реальную профессиональную деятельность. Одним из направлений решения данной проблемы является профессиональное обучение с использованием бизнес-симулятора и интернет-ресурсов, что позволяет создать атмосферу заинтересованности образовательного процесса, привлечь к решению профессиональных задач с помощью новейших технологий, которые так активно внедряются в производство.

Задача развития профессиональных способностей в том, что нужно помочь каждому «найти себя», чтобы потом обучающийся смог успешно реализовать себя в профессиональной деятельности. Тогда формирование профессионального мышления будет максимально продуктивным.

Соответственно, результаты исследовательской работы показывают, что тренажеры-симуляторы как активные методы профессионального обучения позволяют обучающимся воссоздать реальную творческую атмосферу производственной деятельности.

Внедрение виртуального бизнес-симулятора в профессиональное обучение технологов продуктов общественного питания как активного метода профессиональной подготовки обусловлено решением образовательных задач, связанных с формированием общекультурных профессиональных компетентностей выпускника техникума.

В результате проведенного исследования нами получены положительные результаты использования ИКТ в профессиональном обучении:

– повышение успеваемости по специальным дисциплинам, практико-ориентированное на качественный результат процесса производственного обучения;

– развитие общих когнитивных способностей обучаемого: решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками, т. е. делается упор на производственные процессы, лежащие в основе формирования того или иного профессионального навыка;

– автоматизированное тестирование, оценка и управление, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.

Использование компьютера при профессиональном обучении основывается на выделении алгоритма профессионального обучения, ведущего к правильному результату, который предписывает обучающемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимые для полноценного усвоения профессиональных знаний и умений.

Эффективность обучающих тренажерных программ, бизнес-симуляторов и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества задаваемых алгоритмов управления мыслительной деятельностью для овладения профессиональными умениями и навыками. Качество компьютерного обучения обусловливается двумя основными факторами: качеством обучающих программ и качеством техники. Использование данной образовательной технологии является одним из перспективных направлений в реализации программно-организационных условий рассмотренной теоретической модели развития образовательной среды.