Введение
Происходящая на текущем этапе экономического развития существенная трансформация образовательных процессов вызывается возрастающими специфическими потребностями хозяйствующих субъектов и общества. Однако его основной и необходимой чертой выступает обеспечение мотивации. В частности, в настоящее время мотивационные факторы являются необходимым атрибутом и инициирующим аспектом самоорганизации обучающихся в рамках образовательного процесса.
Необходимость самоорганизации определяется требованием современной системы хозяйствования личностного деятельностного участия обучающегося в процессе получения новых знаний и формирования новых компетенций, обеспечиваемого интересом к содержанию обучения и собственно к учебному процессу. Однако осуществление личностного деятельностного участия обучающихся в образовательном процессе невозможно как без контроля со стороны профессорско-преподавательского состава (ППС), так и без формирования им особого поля мотивационных факторов. В процессе реализации задач учебной деятельности могут использоваться различные мотивационные факторы: познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, мотив повышения статуса, мотив самореализации, материальные мотивы и др. [1]
Выбор конкретного мотивационного фактора определяется как объективными, так и субъективными причинами. В частности, к объективным относятся специфические особенности российской экономической и образовательной системы, которые, на наш взгляд, ограничивают проявления мотива повышения статуса. Организация образовательной деятельности в конкретном вузе также с объективной точки зрения определяет характер использования мотивационных факторов, например, может быть ориентирована или не ориентирована на использование мотивации к творчеству. Еще одной объективной характеристикой выступает специфика учебной дисциплины, также оказывающая влияние на применимость при ее изучении отдельных способов мотивации. К субъективным характеристикам можно отнести в первую очередь субъективные психологические особенности обучающегося, определяющие его отношение к различным мотивационным факторам. Также на успешность мотивации оказывают влияние персональные психологические особенности ППС и присущий ему личный опыт осуществления учебной деятельности.
Еще одной особенностью современной образовательной системы является необходимость практико-ориентированности, т. е. наличие устойчивых взаимосвязей в осуществлении образовательной и будущей трудовой деятельности. Одним из аспектов реализации практико-ориентированности выступает внедрение в образовательную деятельность компетентностного подхода, однако помимо этого и в самом содержании образовательного процесса необходимы изменения, часть из которых будет непосредственно связана с мотивацией. Так, современные процессы обучения ориентированы на решение проблем в профессиональной деятельности, а следовательно, должны содержать в себе некую проблему, решение которой потребует от обучающихся усвоения новых знаний, а в процессе решения данной проблемы произойдет формирование соответствующих умений и навыков, что в совокупности обеспечит формирование требуемых компетенций в результате мотивации к творческому достижению. Одним из факторов, обеспечивающих реализацию мотива достижения, является внутренняя потребность обучающихся в поиске новых сфер применения своих знаний, одной из которых выступает сфера использования инновационных технологий в образовательном процессе.
Актуальность исследования состоит в рассмотрении и оценке при помощи специальных методов взаимосвязи и взаимозависимости внедрения инновационных технологий в осуществление образовательной деятельности и мотивации к обучению, проявляемой обучающимися российских образовательных организаций в условиях применения современного образовательного стандарта, характеризуемого практико-ориентированностью, реализуемой в целях повышения конкурентоспособности будущих выпускников российских образовательных организаций на рынке труда.
Часть аспектов, рассматриваемых в рамках настоящего исследования, была ранее представлена в трудах М. Гранито и Э. Чернобильски [2]. В российской науке труды сходной тематики принадлежат авторам Т. А. Дворниковой [3], Л. Ю. Соловьевой и Е. В. Саперовой [4], А. В. Лыфенко и Т. Н. Субботиной [5], Г. М. Квон и В. Б. Вакс [6] и др.
Целью проводимого исследования выступает изучение мотивационных факторов самостоятельного применения обучающимися инновационных образовательных технологий в процессе обучения, в частности используемой в российских образовательных организациях системы управления обучением LMS Blackboard Learn, проведенное по материалам исследования мотивации обучающихся Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева – КАИ (далее – КНИТУ-КАИ), для формирования конкурентоспособных участников трудовых отношений.
Основные задачи, поставленные в данном исследовании:
- Отбор и обобщение мотивационных факторов, определяющих отношение обучающихся к применению инновационных образовательных технологий в процессе обучения, проведенные по результатам исследования мотивации обучающихся КНИТУ-КАИ.
- Анализ влияния мотивационных факторов на использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения при помощи порядковой шкалы оценок, иначе называемой шкалой Лайкерта.
В качестве рабочей гипотезы проводимого исследования было представлено предположение о существовании тесной взаимосвязи между использованием в образовательном процессе инновационных образовательных технологий, в частности системы управления обучением LMS Blackboard Learn, и повышением уровня заинтересованности обучающихся в деятельностном участии в процессе получения новых знаний, объективно необходимом для формирования профессиональных компетенций экономиста.
Научная новизна состоит в выделении авторами группы мотивационных факторов, характеризующих отношение обучающихся к применению инновационных образовательных технологий в процессе обучения, и оценке степени взаимосвязи их использования и заинтересованности обучающихся на основе порядковой шкалы оценок, иначе называемой шкалой Лайкерта, по материалам исследования мотивационных факторов бакалавров и магистров разных специальностей. Практическая реализация процесса исследования была осуществлена в форме анализа по шкале Лайкерта проведенного анкетирования обучающихся по направлению «Экономика» дневной формы обучения III–IV курсов.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Особенностью реализации современных образовательных стандартов является ориентация образовательных процессов на требования современной экономики и других сфер деятельности будущих выпускников российских образовательных организаций. Образовательная система гибко реагирует на потребности работодателей и ориентируется на подготовку профессионалов, способных работать в инновационной среде и обладающих практическими навыками для этого с самого первого выхода на рынок труда.
Внедрение инновационных образовательных технологий вступает одним из основных способов достижения этой цели, однако требует от обучающихся высокого уровня мотивации в процессе обучения. Применение инновационных образовательных технологий определяет необходимость большого объема самостоятельной подготовки обучающихся как по теоретическим вопросам, так и при выполнении практических заданий, что предполагает личную мотивированность обучающихся. Вопросам мотивации и ее роли в образовательном процессе на разных уровнях обучения посвящены работы многих зарубежных и российских исследователей. Таким образом, в современной науке утверждается связь мотивационных факторов и инновационности образовательной сферы, определяющая формирование конкурентоспособного человеческого капитала.
В статье К. Кобылински и М. Хейнса [7] также отражены вопросы мотивации при реализации образовательного процесса. Авторами проведены исследования, показывающие связь между использованием мотивационных стратегий и успеваемостью учащихся, при этом объектом исследования является приобретение навыков в изучении иностранными студентами языка, на котором ведется образовательный процесс. Результаты исследования Кобылински и Хейнса применительно к данной статье могут быть полезны в части анализа стрессовых ситуаций, которые могут испытывать студенты при работе с новыми для них технологиями, и важности создания приятной атмосферы в процессе обучения.
О важности роста инноваций, состоящих во внедрении новых технологических инструментов (программного обеспечения), позволяющих усилить педагогические возможности обучения в области математических дисциплин, говорится в статье таких авторов, как Бед Прасад Дхакал и Лехнат Шарма [8]. Ученые делают акцент на том, что традиционное обучение снижает мотивацию студентов, которые становятся более пассивными (исследования проводились на примере магистров), по сравнению с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Несмотря на особенности математических дисциплин, в преподавании которых ППС неохотно использует интерактивные методы, полагая, что они могут снизить строгость умственного мышления, необходимого для изучения математики, авторы статьи говорят об успешном образовательном проекте на базе обучающей платформы Moodle, внедрение которой, по их мнению, повышает когнитивные, социальные и психологические атрибуты обучения.
В работе Марка Гранито [9] рассмотрены вопросы мотивации обучающихся на основании реализации ряда образовательных проектов, которые автор проводил в течение девяти недель. Ученый исследовал вопрос степени влияния информационных технологий, используемых в образовательном процессе, на мотивацию и ее сохранение со стороны студентов. Все студенты были разделены на три группы, при этом в каждой группе было проведено 12 опросов. При проведении исследований автор использовал шкалу Лайкерта.
В статье Мари Эломба Адебийи [10] отражены аспекты мотивации студентов, учитывающие взаимосвязи между ценностями обучающихся и их образовательными целями. Результаты исследования показали, что ценности, связанные с образовательными целями и воспринимаемыми результатами обучения, имеют слабую, но положительную корреляцию с процессами обучения студентов. В этой связи авторами делается вывод о важности понимания преподавателями концепций и теорий, связанных с мотивацией в образовании, так как значимость (ценность) воспринимаемых результатов и целей со стороны студентов является важным компонентом их мотивации в образовании.
В статье Элиаса Г. Ризкалла, Виктории Зейтц [11] также исследуется мотивация студентов с целью выявить те мотивационные факторы, которые позволяют удерживать обучающихся в высшем учебном заведении. В своем исследовании авторы используют двухфакторную модель Герцберга. По результатам исследований в работе предлагаются различные стратегии, которые могут быть использованы руководством образовательного учреждения и преподавателями для развития мотивации студентов на различных этапах их обучения.
В исследовании Л. Ю. Соловьевой и Е. В. Саперовой [12] рассматриваются возможности применения шкалы Лайкерта для проведения психофизиологических исследований; в частности, оценивалось самоощущение обучающихся обоих полов в возрасте 17–27 лет для оценки готовности к самостоятельности и самопозиционированию в социальной сфере. В процессе исследования авторами зафиксировано стремление обучающихся к контролю параметров окружающей действительности, ощущению удовлетворенности достигнутыми результатами, в том числе в профессиональной деятельности, формированию устойчивого положения в будущем. Результатом использования шкалы Лайкерта в качестве метода исследования стало обоснование наличия отрицательных корреляционных связей между уровнем расслабленности, значимости в обществе, независимости обучающихся и активностью симпатического отдела вегетативной нервной системы, что доказало возможность применения данного метода в психофизиологических исследованиях обучающихся.
Особенности отношения обучающихся к качеству образовательных услуг были отражены в работе А. В. Лыфенко и Т. Н. Субботиной [13], исследование проводилось при помощи расчета коэффициента качества Q на основании выделенных авторами критериев качества образовательных услуг. При этом особо значимым выступает вывод о том, что, по мнению обучающихся из исследуемой группы, к наиболее важным относятся критерии, характеризующие качество работы ППС, поскольку обучение выступает «высококонтактной» сферой услуг, в которой качество персонала имеет большое значение.
Отдельные вопросы мотивации обучающихся и ППС находили отражение и в работах Г. М. Квон и В. Б. Вакс [14], посвященных исследованию инновационных составляющих образовательного процесса и сопутствующих им рисков. Реализация инновационных методов и средств обучения требует осознанного стремления всех участников к их применению. Особое внимание при этом авторами уделялось необходимости мотивирования в большей степени преподавательского состава к использованию инновационных образовательных технологий.
Взаимосвязь мотивации обучающихся и их способности самостоятельно контролировать свое участие в процессе обучения была исследована в работе Т. А. Дворниковой [15], посвященной изучению взаимообусловленности самоорганизации в процессе усвоения знаний обучающимися инициирующими данную деятельность мотивационными факторами. В процессе исследования было произведено выявление взаимосвязи между мотивацией и способностью обучающихся к самоорганизации деятельности, показавшее способность обучающихся к адекватной оценке собственной деятельности.
Итогом подобной оценки должно стать обеспечение конкурентоспособности выпускника вуза, взаимосвязь которого с мотивацией в процессе обучения была исследована в работе О. И. Гаинцевой [16]. Результат исследования – выявление структуры мотивационных факторов, определяющих позитивное отношение к учебной деятельности, и ее осознание как сложной системы, обеспечивающей побуждение обучающихся к активности и определяющей основную направленность деятельности обучающегося.
Методологическая база исследования
Особенностью каждого проводимого исследования выступает способ, при помощи которого авторы получают результирующие показатели и оценивают их значение. Как следствие, обеспечивается решение поставленных в исследовании задач и достижение цели как основного мотива проведения исследования, определенного при планировании исследования. Процедура проведения исследования в большинстве случаев предполагает характеристику специфических и ранее не выделенных аспектов объекта исследования, а также изменений в его функционировании при изменении окружающих условий.
В процессе проведенного исследования авторы ориентировались на использование комплекса теоретических и эмпирических методов. Первоначально в исследовании был применен метод постановки проблемы, при помощи которого была сформулирована гипотеза исследования, поставлена его цель и выделены задачи. При помощи метода анализа была произведена характеристика исследуемого объекта и отобраны факторы, оказывающие на него влияние. Далее были осуществлены сбор и обработка фактических данных в соответствии с целью исследования при помощи эмпирических методов, направленных на рассмотрение фактически произошедших событий. Так, при осуществлении данного исследования были применены эмпирические методы наблюдения, опроса респондентов (проведенного при помощи метода анкетирования) и обобщения их результатов, а также была проведена оценка отношения респондентов к изучаемой проблеме при помощи порядковой шкалы оценок, иначе называемой шкалой Лайкерта. Использование данного метода позволяет получить количественные оценки отношения респондентов, пригодные для анализа выраженности заинтересованности в исследуемом аспекте, измеренной по ранговой шкале [17]. Практически порядковая шкала оценок применяется для выражения респондентами своего согласия или несогласия с предлагаемыми суждениями, характеризующими объект исследования, на основе которого строится анализ.
Собранные и обработанные в целях исследования данные, а также проведенные расчеты по исследованию отдельных аспектов и общие результаты исследования авторами были представлены в виде таблиц, наглядно показывающих оценку согласия или несогласия отдельных респондентов с отобранными авторами суждениями, характеризующими влияние мотивационных факторов на использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения.
Полнота охвата проведенного исследования позволяет отнести его к категории разведывательных, поскольку в процессе исследования было отобрано относительно небольшое число респондентов (80 человек). На подготовительном этапе исследования была сформирована группа респондентов и разработан перечень вопросов для анкетирования. Следующим этапом стало проведение опроса респондентов в рамках разработанного перечня вопросов. И в завершение исследования авторами было проведено обобщение и анализ выявленных результатов и сформулированы выводы на их основе.
Однако обработка и анализ результатов исследования потребовали применения особых эмпирических методов, основными из которых выступили шкала Лайкерта и коэффициент ранговой корреляции Спирмена, позволившие охарактеризовать практическую зависимость между выделенными авторами мотивационными факторами и готовностью обучающихся к самостоятельному применению инновационных образовательных технологий в процессе обучения, в частности, используемой в российских образовательных организациях системы управления обучением LMS Blackboard Learn.
Результаты исследования
Измерение и интерпретация результатов социологических исследований могут быть произведены при помощи достаточно большого количества инструментов. В работах авторов [18–22] при анализе результатов исследований, посвященных внедрению в образовательный процесс современных инновационных образовательных технологий, были использованы Карта риска, матрица SWOT-анализа и др.
В данной работе нами проведено исследование мнений обучающихся с использованием шкалы Лайкерта (метода суммарных оценок) с целью выявления их мотивации в обучении.
Как уже было сказано выше, данная методика предусматривает использование шкалы, позволяющей выявить отношение респондентов к изучаемой проблеме, по которой они выражают свое согласие или несогласие с предлагаемым суждением.
Существуют различные модификации измерительных шкал, которые включают от двух до семи пунктов оценок. Нами была использована классическая шкала, состоящая из пяти оценок [23]:
- полностью согласен – 5 баллов;
- согласен – 4 балла;
- частично согласен – 3 балла;
- частично не согласен – 2 балла;
- полностью не согласен – 1 балл.
Так как в нашем исследовании отсутствуют негативные высказывания, позитивное отношение студента к вопросу кодируется большим числом (это число 5), а негативное – меньшим (число 1).
Мы намеренно исключили нейтральный ответ, учитывая особенности предыдущих исследований, проведенных нами в течение последних трех лет: было выявлено стремление отдельных обучающихся не показывать свое мнение по тому или иному вопросу при проведении опросов.
Форма анкеты, содержащей вопросы (суждения), которые предлагались обучающимся, представлена на рисунке.
Предлагаемая форма для оценки суждений по шкале Лайкерта
В предлагаемой анкете студенты могли ставить оценку, выраженную в баллах, или ставить «галочки», «плюсики» и другие знаки, позволяющие определить их отношение. Необходимо отметить, что при обработке результатов были выявлены пропуски ответов на какой-то вопрос или же студентом были выбраны два ответа на один вопрос. Такие анкеты из исследования нами были исключены, поэтому в конечном итоге были учтены ответы 74 студентов.
В процессе подготовки к опросу было выявлено, что суждение о сущности образовательного эффекта вызвало вопросы со стороны нескольких обучающихся, первоначально отождествлявших это понятие с понятием качества образования. В связи с этим им было разъяснено данное суждение, показывающее комплексное значение образовательного эффекта, которое шире отдельных результатов процесса образования.
При изучении мотивации нами были использованы основные положения теории мотивации Герцберга, создавшего на основе опроса 200 сотрудников крупной фирмы двухфакторную модель, которая позволила выявить две группы факторов: гигиенические и факторы-мотиваторы. Первая группа факторов показывает степень удовлетворённости сотрудников окружающей средой, в которой осуществляется работа, вторая позволяет выявить факторы, которые мотивируют к работе и связаны с сутью работы. Отсутствие гигиенических факторов или их недостаток приводят к неудовлетворённости работников своей работой, но, согласно Герцбергу, их полное присутствие не означает, что работник полностью удовлетворен [24].
Однако результаты исследований, посвящённых второй группе факторов-мотиваторов, в случае, если выявлено неудовлетворение опрашиваемых, должны сконцентрировать внимание руководства на действиях, направленных на их формирование, с целью достижения требуемых индикаторов производительности труда.
В исследовании нами не рассматривались гигиенические факторы (наличие условий, обеспечивающих комфортное нахождение студентов в стенах университета и др.), так как они присутствуют по определению.
Обработка результатов исследования проводилась в следующей последовательности.
1-й этап – проведение опроса и составление сводной таблицы с результатами опроса.
При составлении сводной таблицы нами были собраны ответы всех обучающихся, показавших свое предпочтение в данном исследовании. В ходе обработки были выявлены пропуски ответов, а также «испорченные» опросники, в которых обучающиеся выбрали несколько ответов. Такие опросники были исключены, в результате чего авторами были обработаны анкеты 74 студентов.
В табл. 1 представлены результаты опросов. Ввиду того что размер статьи не позволяет представить все результаты, нами показана только часть таблицы.
Таблица 1
Сводная таблица результатов (обработка опросников)
Студент |
Суждение 1 |
Суждение 2
|
Суждение 3
|
Суждение 4
|
Суждение 5
|
Общий балл |
1. |
5 |
5 |
5 |
2 |
1 |
18 |
2. |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
17 |
3. |
5 |
4 |
5 |
3 |
3 |
20 |
4. |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
13 |
5. |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
15 |
6. |
5 |
5 |
5 |
3 |
1 |
19 |
7. |
3 |
3 |
4 |
3 |
1 |
14 |
8. |
4 |
4 |
4 |
3 |
1 |
16 |
… |
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
71. |
2 |
4 |
4 |
2 |
1 |
13 |
72. |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
16 |
73. |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
12 |
74. |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
14 |
Всего |
280 |
281 |
303 |
215 |
103 |
1182 |
Необходимо отметить, что полученные баллы суммируются по всем суждениям. Суммарный балл позволяет дать характеристику позиций студента по исследуемой проблеме.
2-й этап – статистическая обработка результатов.
Данный этап предусматривает построение таблицы сопряженности, на основе которой рассчитывается коэффициент корреляции по каждому суждению.
В табл. 2 представлены результаты расчёта по суждению 1 – «Прохождение теста в электронной системе вуза в домашних условиях без привязки к компьютерному классу вуза мотивирует к лучшему усвоению материала благодаря возможности использовать дополнительную литературу по дисциплине».
Аналогичным образом рассчитываются показатели сопряжённых таблиц по суждениям 2–5.
3-й этап – расчет коэффициентов Спирмена для каждого суждения, формирование выводов.
Расчет производится по формуле ранговой корреляции Спирмена:
14 rs=1-6 d2n( n2-1)"> ,
где rs – коэффициент ранговой корреляции Спирмена; d – разность пар рангов для i-го суждения; n – число пар рангов (в данном случае количество опрашиваемых).
Результаты расчета коэффициентов представлены в табл. 3.
Таблица 2
Составление сопряженной таблицы по суждению 1
Студент |
Общий балл, So |
Балл суждения, Sb |
Разность баллов, So-Sb |
Ранг, Sb |
Ранг разности, So-Sb |
Разность рангов, d |
Квадрат разности рангов, d2 |
1. |
18 |
5 |
13 |
8 |
19 |
-11 |
121 |
2. |
17 |
4 |
13 |
33 |
19 |
14 |
196 |
3. |
20 |
5 |
15 |
8 |
4 |
4 |
16 |
4. |
13 |
2 |
11 |
71 |
60 |
11 |
121 |
5. |
15 |
3 |
12 |
59 |
39,5 |
19,5 |
380,25 |
6. |
19 |
5 |
14 |
8 |
10 |
-2 |
4 |
7. |
14 |
3 |
11 |
59 |
60 |
-1 |
1 |
8. |
16 |
4 |
12 |
33 |
39,5 |
-6,5 |
42,25 |
… |
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
71. |
13 |
2 |
11 |
71 |
60 |
11 |
121 |
72. |
16 |
4 |
12 |
33 |
39,5 |
-6,5 |
42,25 |
73. |
12 |
2 |
10 |
71 |
69,5 |
1,5 |
2,25 |
74. |
14 |
2 |
12 |
71 |
39,5 |
31,5 |
992,25 |
Итого: |
1182 |
280 |
0 |
23171,5 |
Таблица 3
Результаты расчета коэффициента Спирмена
Суждение |
Коэффициент rs |
Суждение 1 – «Прохождение теста в электронной системе вуза в домашних условиях без привязки к компьютерному классу вуза мотивирует к лучшему усвоению материала благодаря возможности использовать дополнительную литературу по дисциплине» |
0,66 |
Суждение 2 – «Результаты прохождения тестов по изучаемым дисциплинам в электронной среде вуза позволяют мне получить адекватную оценку полученных знаний» |
0,59 |
Суждение 3 – «Работа в электронной системе вуза способствует формированию дополнительных навыков, необходимых в моей будущей профессиональной деятельности» |
0,76 |
Суждение 4 – «Использование интернет-технологий в процессе обучения позволяет полностью обеспечить для меня высокий образовательный эффект» |
0,35 |
Суждение 5 – «Работа в электронной системе вуза позволит в будущем полностью отказаться от традиционной формы обучения, предусматривающей общение с преподавателем» |
0,19 |
Расчеты показывают разброс полученных коэффициентов по предлагаемым суждениям.
С целью интерпретации полученных результатов необходимо определиться с границами рассчитанных показателей, позволяющих оценить тесноту связей между признаками. Условно границы оценивают следующим образом:
- связь сильная – значения коэффициента rs 0,7 и более;
- связь средняя – от 0,4 до 0,699;
- связь слабая – от 0 до 0, 399.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о наличии сильной связи для суждения 3 – «Работа в электронной системе вуза способствует формированию дополнительных навыков, необходимых в моей будущей профессиональной деятельности» (значение коэффициента rs = 0,76). Также достаточно тесную связь между выделенными авторами мотивационными факторами и готовностью обучающихся к использованию инновационной системы обучения показало суждение 1 – «Прохождение теста в электронной системе вуза в домашних условиях без привязки к компьютерному классу вуза мотивирует к лучшему усвоению материала благодаря возможности использовать дополнительную литературу по дисциплине» (значение коэффициента rs = 0,66) и суждение 2 – «Результаты прохождения тестов по изучаемым дисциплинам в электронной среде вуза позволяют мне получить адекватную оценку полученных знаний» (значение коэффициента rs = 0,59). Необходимо отметить: несмотря на то что студенты положительно относятся к внедрению информационных технологий в образовательный процесс, для них по-прежнему остается значимой роль преподавателя и сохранение традиционной формы обучения.
Заключение
Понимание побудительных мотивов студентов, получающих высшее образование, проблем, с которыми сталкивается обучающийся, требует определенных усилий для поддержания вовлеченности студентов в образовательный процесс до окончания учебы, удержания мотивации и ее дальнейшего развития.
Существуют различные образовательные технологии, позволяющие усовершенствовать процесс обучения, но основными из них, на наш взгляд, являются информационные технологии, встроенные в образовательный процесс, и использование их в самостоятельной работе студентов. Способность студента работать самостоятельно, используя образовательную среду высшего учебного заведения, помогает формированию необходимых навыков, компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
В проведенном исследовании анализировались результаты опроса, направленного на выявление мотивационных факторов с использованием шкалы Лайкерта. Данные факторы позволили обозначить важнейшие причины, которые представляются значимыми для обучающихся, использующих информационные технологии на примере инновационной системы LMS Blackboard Learn, внедренной в образовательную систему КНИТУ-КАИ. Расчет корреляции и выявление взаимосвязи конкретного вопроса с общим показателем по всей группе опрошенных подтвердили значимость информационных технологий в образовательном процессе университета для формирования ценностей студента. В заключение можно отметить и тот факт, что важность мотивации подтверждается также необходимостью поддержания лояльности студента к вузу и после окончания им высшего учебного заведения.