В настоящее время, в условиях социальной нестабильности, личность ребенка подвержена влиянию множества неблагоприятных факторов, способных не только замедлить развитие, но и обратить его вспять. Ребенок как одна из самых хрупких частей общества подчас неспособен справиться с отрицательным воздействием окружающего мира. Это послужило проведению ряда экспериментальных исследований, в результате которых выяснилось, что наиболее распространенное явление среди возможных последствий – страхи и тревожность.
Страх, иначе инстинкт самосохранения, – это одна из основных эмоций, угрожающих психическому здоровью ребенка. Первым, кто проанализировал причины возникновения и развития эмоционально негативных состояний, был А. И. Захаров. Также он привел множество статистических данных, исходя из возникновения различных факторов окружающего мира: семья и ее влияние на становление страхов, половая принадлежность, взаимосвязь возрастной динамики и наличия страхов. Так как маленьким детям свойственно реальное восприятие окружающей среды, их страхи носят выраженный характер и зависят от социальной, психологической, экономической среды и т. д. [1]
Каждый этап взросления имеет свои специфические особенности, одной из них в дошкольном возрасте является сильная зависимость от взрослого, впоследствии влияющая на развитие личности ребенка. Примером могут быть родители с увеличенным числом страхов, повышенной тревожностью или неврозом, что сказывается на увеличении числа страхов у детей дошкольного возраста, в результате образуется замкнутый круг. Детская психика, в отличие от психики взрослого человека, более восприимчива к различным воздействиям, в том числе и неблагоприятным. Ранимость и неспособность противостоять могут спровоцировать возникновение невротических страхов, сопровождающихся длительными переживаниями на фоне перенапряжения нервных процессов [2]. В результате развития невротических страхов ребенок становится необщительным, скованным и напряженным, поэтому требуется особое внимание психологов, педагогов и родителей. Положительный эмоциональный контакт является фундаментальной основой для нервно-психического развития ребенка, следовательно, очень важно заблаговременно заметить изменения, происходящие с ребенком, чтобы скорректировать свои отношения.
Страхи – неотъемлемая часть нашей жизни, в целом они бывают двух видов: врожденные и приобретенные. А. И. Захаров выделил свою, наиболее полную классификацию страхов исходя из их характера, степени реальности и интенсивности. По характеру страхи подразделяются на природные, социальные, ситуативные и личностные. По степени реальности они бывают реальные и воображаемые. По степени интенсивности – острые и хронические [3].
Помимо видов страхов А. И. Захаров выделяет уровни страха: обычный, естественный и патологический. Согласно его мнению, обыкновенный страх кратковременен, обратим, никак не касается глубоко ценностных ориентаций человека, не оказывает сильного воздействия на характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Более того, в определенных случаях страх имеет защитную функцию, так как дает возможность избежать соприкосновения с его объектом. На патологический страх указывают весьма яркие формы его выражения (ужас, потрясение, эмоциональный шок), затяжное, трудно реверсируемое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, отрицательное влияние на межличностные взаимоотношения, характер, адаптацию человека к окружающей действительности [4].
Практическая значимость глубокого исследования страхов у детей дошкольного возраста заключается в возможности практического применения результатов исследования психологами для своевременного обнаружения и устранения отрицательных эмоциональных состояний у детей.
Исследование проходило на базе ДОУ «Солнышко» № 23 г. Шадринска; в исследовании принимали участие 50 детей 5–6 лет. В исследовании применялись методика для выявления детских страхов «Мои страхи» А. И. Захарова, «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой, С. Леви «Автопортрет» [5, 6].
Количественные результаты исследования уровня страха у детей дошкольного возраста по методике «Страхи в домиках» А. И. Захарова М. А. Панфиловой показали, что наибольший процент составляют дети с высоким (58%) уровнем страха. Это почти в два раза больше, чем количество испытуемых со средним уровнем страха (28%). Низкое число детей (14%) при диагностике показали низкий уровень страха.
Для детей с высоким уровнем страха характерно то, что они не боятся мамы и папы и у них отсутствует страх воды. У детей со средним показателем отсутствуют такие страхи, как страх одиночества, страх нападения, людей, сказочных персонажей, страшных снов, страх стихий. Для детей с низким показателем характерен такой страх, как страх остаться одному. У ребенка с наименьшим количеством страхов присутствуют такие страхи, как остаться одному, смерть родителей, страх людей, страх того, что накажут родители.
В результате исследования самыми распространенными страхами являются: страх остаться одному (75%), страх нападения (72%), страх смерти (72%), страх потери родителей (75%), страхи животных (85%), страхи кошмарных снов (80%), страхи сказочных персонажей (81%), страх стихий (78%), страх пожара (72%), страх войны (72%).
Менее выражены такие страхи, как страх опоздать в садик (41%), страх врачей (25%), страх воды (37%), страх замкнутого пространства (41%), страх мамы и папы (19%).
Наше исследование не ограничилось установлением общих особенностей страха у детей дошкольного возраста; мы также выявили специфические особенности в развитии изучаемого явления, в частности обусловленность уровней страха полом детей; результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Особенности проявления страхов у мальчиков и девочек 5–6 лет
(методика «Страхи в домиках», %)
Ты боишься |
когда остаешься один |
нападения |
умереть |
того, что умрут родители |
сказочных персонажей |
Мальчики |
50 |
47 |
50 |
53 |
53 |
Девочки |
25 |
25 |
22 |
22 |
28 |
Ты боишься |
страшных снов |
животных |
стихий |
пожара |
войны |
Мальчики |
50 |
50 |
53 |
47 |
50 |
Девочки |
22 |
22 |
22 |
25 |
22 |
Из данных, приведенных в табл. 1, видно, что у мальчиков, в отличие от девочек, преобладают такие страхи, как страх того, что умрут родители (53%), страх сказочных персонажей (53%) и страх стихий (53%). В свою очередь, у девочек преобладают такие страхи, как страх, когда остаёшься один (25%), страх нападения (25%), страх сказочных персонажей (28%) и страх пожара (25%). Как у девочек, так и мальчиков преобладает страх остаться одному и страх потери родителей.
Количественные результаты исследования уровня страха у детей дошкольного возраста по методике «Мои страхи» А. И. Захарова показывают, что преобладают дети с высоким уровнем выраженности страха (40%). Почти в два раза меньше детей с низким (22%) и средним уровнями (38%).
Эта методика позволила определить тех персонажей, которые вызывают страх у данных детей. Так, 22% (11 человек из 50) изобразили монстров; по 16% (по восемь человек) изобразили привидений, животных и зомби; пауков изобразили 6% детей (три человека); 6% детей (три человека) нарисовали чучело; по 4% (по два ребенка) изобразили воду, мумию, страхи, НЛО и темноту. Таким образом, был изображен 31 различный объект страха, на одном из рисунков не изображен объект страха.
Также мы выявили зависимость уровней страха от пола детей, результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Особенности проявления страхов у мальчиков и девочек 5–6 лет
(методика «Мои страхи», %)
Мои страхи |
Монстр |
Паук |
Привидение |
Стихии (вода) |
Ничего не боюсь |
Чучело |
Мальчики |
27 |
0 |
18 |
4,5 |
4,5 |
9 |
Девочки |
10 |
20 |
10 |
0 |
0 |
0 |
Ты боишься |
животных |
мумии |
зомби |
страхов |
НЛО |
темноты |
Мальчики |
0 |
4,5 |
18 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
Девочки |
50 |
0 |
10 |
0 |
0 |
0 |
Из данных, приведенных в табл. 2, видно, что у мальчиков, в отличие от девочек, преобладают такие страхи, как страх монстра (27%), привидений (18%), чучела (9%), зомби (18%). В свою очередь, у девочек преобладают такие страхи, как страх животных (50%), пауков (20%).
Количественные результаты исследования уровня страха у детей дошкольного возраста по методике «Автопортрет» С. Леви показывают, что преобладают дети со средним уровнем выраженности страха (50%). Почти в два раза меньше детей с низким (20%) и высоким уровнями (30%).
В частности, мы выявили обусловленность уровней страха полом детей, результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Особенности проявления страхов у мальчиков и девочек 5–6 лет
(методика «Автопортрет», %)
Уровень страха |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Мальчики |
30 |
53 |
17 |
Девочки |
29 |
42 |
29 |
Из данных, приведенных в табл. 3, видно, что у мальчиков, как и у девочек, преобладает средний уровень страхов, а также одинаковый процент девочек имеют высокий и низкий уровни.
Таблица 4
Соотношение уровней страхов у дошкольников 5–6 лет
(методики «Мои страхи», «Страхи в домиках» и «Автопортрет», %)
Методики Уровень страха |
«Мои страхи» (А. И. Захаров) |
«Страхи в домиках» (А. И. Захаров и М. А. Панфилова) |
«Автопортрет» (С. Леви) |
Среднее значение |
Высокий |
58 |
40 |
30 |
64 |
Средний |
28 |
38 |
50 |
58 |
Низкий |
14 |
22 |
20 |
56 |
Как видно из табл. 4, преобладают дети с высоким уровнем выраженности страха (64%). Почти одинаковое количество детей со средним и низким уровнями страха.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
- Большинству детей присущ высокий уровень выраженности страха, который предполагает неуверенность в себе, нерешительность, недоверчивость к окружающим, также у них присутствует агрессия и подозрительность.
- Обнаружилось, что большая часть испытуемых детей с высоким уровнем выраженности страха. Эти дети не уверены в себе, нерешительны, недоверчивы к окружающим, также у них присутствует агрессия и подозрительность. В их рисунках преобладают темные цвета, нечеткие, прерывистые линии, сильный нажим карандаша и разнонаправленность штриховых линий. Самый распространенный объект страха – монстр. Также у детей старшего дошкольного возраста особенности страхов различаются в зависимости по пола.
Анализ исследования позволил составить психологический портрет ребенка 5–6 лет, испытывающего множественные страхи. Это ребенок напряженный, тревожный, пугливый, с неадекватной самооценкой, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, неуверенный в себе, часто с плохим настроением, недоверчивый и подозрительный по отношению к окружающим людям.