В современной логопедии проблема ранней диагностики и коррекции развития детей с нарушениями речи представлена недостаточно, однако, как показывает практика, в настоящее время система ранней помощи развивается стремительными темпами и становится более актуальной.
Многочисленные исследования позволяют выявить органические и социально-психологические причины отклонений в раннем развитии детей.
Неблагоприятное влияние на развитие речи ребенка оказывают нарушения деятельности центральной нервной системы.
Так, В. М. Шкловский отмечает группы риска, к которым относятся: недоношенные дети; дети с недостаточностью функций черепно-мозговых нервов; с нарушениями со стороны анализаторов; с отклонениями в строении органов артикуляционного аппарата. Тем самым автор отмечает, что у детей первого месяца жизни следует обращать особое внимание на длительность и выраженность синдрома угнетения центральной нервной системы. Кроме того, к ранним признакам, отражающим дисфункцию черепных нервов бульбарной группы, автор относит слабый крик с назальным оттенком или же отсутствие крика, а также немодулированный монотонный крик [1].
Е. Ф. Архипова указывает на то, что у детей, перенесших тяжелое перинатальное поражение центральной нервной системы, к шести-девяти месяцам нередко формируются выраженные нарушения в работе опорно-двигательной системы, характерные для разных форм детского церебрального паралича, при которых ярко проявляются нарушения тонуса в мышцах губ, языка, оральные синкинезии и гиперкинезы [2].
В свою очередь Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, рассматривая вопросы диагностики, указывают на важность выявления уровня развития общения у детей раннего возраста, затрагивая развитие целостной личности ребенка [3].
Анализ литературы показал, что в настоящее время выявляется большое количество детей раннего возраста с различными отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Следовательно, вопросы организации и профилактики нарушений речевого развития являются актуальными.
Проведенное нами изучение вопросов профилактики нарушений речи у детей раннего возраста показало, что большое значение в данной работе отводится роли родителей. Многие авторы также рассматривают работу по развитию речи в качестве профилактики нарушений речевого развития, при этом при отборе методов работы обязательно учитывают возрастные особенности детей и закономерности нормального развития.
Вместе с тем вопросы дифференцированного подхода в работе по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста раскрыты недостаточно. Дифференцированный подход – это целенаправленное педагогическое воздействие на группы воспитанников, которые существуют в сообществах детей как их структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам [4].
Так, М. Н. Рамусик отмечает, что при дифференцированном подходе следует учитывать важнейшие критерии, а именно: уровень развития и качественные характеристики способностей, мотивации, а также психологические и психодинамические свойства ребенка [5]. Однако сведений об организации дифференцированной профилактики нарушений речи у детей раннего возраста нами обнаружено не было.
Основываясь на значимости для успешного развития речи не только сохранности биологических предпосылок, но и психолого-педагогических условий, в которых развивается ребенок, мы изучили факторы риска по нарушениям речи у детей в возрасте 2–3 лет.
Методика диагностики включала в себя не только выявление биологических факторов риска нарушений речи, но и изучение развития общения и речи, уровня развития предметной деятельности, процессуальной игры. Материалом для обследования послужили знакомые ребенку игрушки и предметы.
В результате анализа анамнестических данных мы выявили наличие у детей факторов риска по алалии, дизартрии и заиканию, что позволило нам разделить детей на три группы с явными факторами риска по данным речевым нарушениям. Изучение развития детей показало, что в каждой из групп отклонения от нормы имеют определенное своеобразие.
Так, дети группы риска по алалии используют слова с неполной слоговой структурой, имеют невыраженное нарушение моторной сферы, позднее развитие речи, сохранность просодии, активный модулированный лепет.
В свою очередь, у детей группы риска по дизартрии отмечается двигательное беспокойство, дети часто соматически ослаблены; моторная сфера характеризуется неловкими, скованными движениями.
Группа риска по заиканию отличается соматической ослабленностью детей. Также в данной группе при анализе анамнестических факторов выявлены неправильные формы семейного воспитания, неблагоприятная социальная среда, в которой воспитываются дети, имеются указания на имевшиеся у детей психотравмы, наличие травмы черепа, инфекционных заболеваний.
Анализ данных, полученных с применением методики Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой «Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет», направленной на изучение общения, предметной деятельности и процессуальной игры детей, показал, что у детей выделенных нами групп данные виды детской деятельности развиты по-разному.
Так, дети с риском по моторной алалии при диагностике общения и речи показали низкие результаты по таким параметрам, как «инициативность» (16,6%), «чувствительность к воздействиям взрослого» (24,9%) и «речевое развитие» (22,7%).
В этой группе дети малоинициативны по отношению ко взрослому, в том числе в ситуации ситуативно-делового общения. Они игнорируют просьбы и предложения взрослых о совместной игре, часто не замечают инициативы взрослого. Дети, у которых снижена потребность в общении, не пользуются активной речью, мало улыбаются взрослому, и их мимика невыразительна.
Дети с риском по дизартрии при диагностике общения и речи показали средние результаты: «инициативность» (49,9%), «чувствительность к воздействиям взрослого» (60,7%) и «речевое развитие» (57,5%).
Степень инициативности детей со средним уровнем общения зависит от степени инициативности взрослого, т. е. чем активнее взрослый, тем инициативнее дети. Одни дети могут быть активными в контактах с взрослым, требуют внимания к себе, но при этом не отзываются на инициативу старшего. Другие, наоборот, могут проявлять высокую чувствительность к воздействиям взрослого при недостаточной собственной инициативе. Дети прекрасно понимают обращенную к ним речь, но практически не пользуются словами и активно используют экспрессивно-мимические средства общения.
При диагностике общения и речи наиболее высокие результаты по параметрам «инициативность» (66,5%), «чувствительность к воздействиям взрослого» (70,7%) и «речевое развитие» (72,3%), в сравнении с детьми других групп, показали дети с риском по заиканию.
Дети данной группы проявляют инициативу, но не во всех пробах, в основном предпочитают следовать за взрослым. Дети проявляют интерес к вещам и игрушкам, находящимся в комнате, и охотно принимают предложение от взрослого поиграть вместе. Дети прекрасно понимают обращенную к ним речь, выполняют простые инструкции, но не все из них используют вербальные средства общения.
Сравнительные данные диагностики общения и речи у детей раннего возраста отражены в рис. 1.
Рис. 1. Сравнительные показатели уровня сформированности общения и речи
Дети с риском по моторной алалии при диагностике предметной деятельности показали низкие результаты по таким параметрам, как «виды действий с предметами» (40%), «познавательная активность» (24,2%) и «включенность в общение со взрослым» (9,3%).
Дети проявляют слабый интерес к предметам, недостаточно владеют культурно-фиксированными действиями, игнорируют образцы действий, предложенные взрослым, часто отвлекаются, совершают однообразные манипуляции.
Дети с риском по дизартрии при диагностике предметной деятельности показали высокий результат по параметру «виды действий с предметами» (73,5%) и средний по параметрам «познавательная активность» (68,6%) и «включенность в общение со взрослым» (52,1%).
У детей данной группы формируется интерес к предметной деятельности, но свои действия они пока не сопровождают речевой активностью. Дети часто отвлекаются и не обращаются за помощью к взрослому, а предложенную помощь принимают неохотно, пытаются действовать самостоятельно.
Наиболее высокие результаты при диагностике предметной деятельности показали дети с риском по заиканию: «виды действий с предметами» (92,5%), «познавательная активность» (90,9%) – и средний – «включенность в общение со взрослым» (59,5%).
Дети активно обследуют предметы, совершают разнообразные манипуляции. Они радуются поощрениям и огорчаются замечаниям взрослого, корректируют свои действия под влиянием оценки. У детей отмечается пониженная оценка речевого сопровождения, что естественно для заикающихся детей.
Сравнительные данные диагностики предметной деятельности у детей раннего возраста отражены в рис. 2.
Рис. 2. Сравнительные показатели уровня сформированности предметной деятельности
Дети с риском по моторной алалии при диагностике процессуальной игры показали низкие результаты по таким параметрам, как «потребность в игре» (24,5%), «характер игровых действий» (13,7%), «воображение» (8,3%) и «принятие игровой инициативы взрослого» (11,1%).
У детей с низким уровнем игровой деятельности характер игровых действий однообразен, вариативность действий выражена слабо. Особенно сильно это проявляется в индивидуальной игре. Дети в процессе игры, как правило, не пользуются речью, не обращаются с игровой инициативой ко взрослому и не комментируют свои действия. Они практически не обращают внимания на игру взрослого и отказываются от совместных игровых действий.
Дети с риском по дизартрии при диагностике процессуальной игры показали средние результаты по параметрам: «потребность в игре» (60,9%), «характер игровых действий» (56,1%), «воображение» (68,7%) и «принятие игровой инициативы взрослого» (68,2%).
У детей данной группы хорошо выражена потребность в игре, они проявляют к ней интерес и могут достаточно долго играть с сюжетными игрушками, но при этом отвлекаются на действия, которые происходят рядом. Для того чтобы игра быстро не подошла к концу, детям необходима стимуляция взрослого. Дети редко используют в игре предметы-заменители, предпочитают играть с реалистическими игрушками.
Дети с риском по заиканию при диагностике процессуальной игры показали высокие результаты по параметрам «воображение» (75%), «принятие игровой инициативы взрослого» (74,9%) и средние – «потребность в игре» (53,1%), «характер игровых действий» (62,1%).
Дети с удовольствием включаются в игру, но играют недолго, отвлекаются. Их инициативность высока только при совместной со взрослым игре. Репертуар игровых действий не совсем разнообразен, дети не всегда придумывают новые варианты использования предметов. У детей данной группы игра сопровождается развернутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и к взрослому.
Сравнительные данные диагностики процессуальной игры у детей раннего возраста отражены в рис. 3.
Рис. 3. Сравнительные показатели уровня сформированности процессуальной игры
Таким образом, нами выявлено, что действительно имеются значительные различия по факторам риска таких нарушений речи, как алалия, дизартрия и заикание. Данные различия касаются не только биологических, но и социально-психологических факторов. Следовательно, профилактическая работа, позволяющая предупредить нарушения речи у детей раннего возраста, должна осуществляться на основе дифференцированного подхода с учетом наличия у детей расстройств деятельности центральной нервной системы и с учетом уровня развития у детей навыков общения, предметной деятельности и процессуальной игры.