О поколении современных детей часто можно услышать шутку, что они уже родились с компьютерной мышью в руках. Компьютерные классы есть сейчас не только в средней школе, их открывают уже в начальном звене и даже в дошкольных учреждениях. В настоящее время можно говорить о том, что широкое распространение компьютеров приводит к тому, что дети воспринимают информацию иначе, иначе мыслят, чем их родители или другие взрослые.
Споры о пользе и вреде компьютера ведутся на всех социальных уровнях. Психологи, социологи, психиатры и медики, исследуя проблему влияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, приходят к неоднозначным выводам.
Но в настоящее время нельзя представить нашу повседневную жизнь без компьютера. Даже для маленьких детей он стал неотъемлемой составляющей их жизни. Игры, мультфильмы, всевозможные картинки – ребенок познает мир через экран монитора, ведь компьютер – это настоящий волшебный сундук с информацией, которую дошкольники впитывают, словно губки. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих умений ребенка расширяет и обогащает содержание знаний, умения и навыки дошкольника. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения – это актуальная проблема на современном этапе развития дошкольной педагогики. Использование компьютера в ДОУ позволяет расширить творческие возможности как педагога, так и самих детей. Занятия, проведенные с использованием компьютера, надолго запомнятся детям.
В исследованиях Л. А. Венгера, которые посвящены развитию и обучению детей дошкольного возраста, можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка [1].
На экране монитора оживают все фантазии ребенка, не только герои из книг и сказок, но и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, дети создают себе особый мир, похожий на реальный, но отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления, как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6–7 лет.
Прежде чем говорить о влиянии компьютера на дошкольника, надо знать особенности развития детей дошкольного возраста. Дошкольное детство – это большой отрезок жизни ребенка от 3 до 7 лет, в котором он овладевает социальным пространством человеческих отношений через взаимоотношения с близкими, а также через игру, которая в этот период жизни является ведущим видом деятельности ребенка.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным возрастом для развития памяти. Л. С. Выготский считал, что память становится главной функцией и преодолевает огромный путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода жизни ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.
Восприятие у дошкольника еще не безупречно, но уже становится целенаправленным и осмысленным, в нем выделяются произвольные действия, такие как наблюдение, рассматривание, поиск. Также особое влияние на развитие восприятия в дошкольном возрасте оказывает речь, ребенок начинает активно использовать названия признаков, состояний, качеств различных субъектов. Также в дошкольном возрасте активно развивается мышление ребенка, осуществляется переход от наглядно-действенного к наглядно-образному. Дошкольный возраст является отправной точкой в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения в развитии познавательной сферы. Основной вид мышления, тем не менее, остается наглядно-образным, что соответствует репрезентативному интеллекту, то есть мышление с помощью представлений. С развитием мышления неразрывно связано и совершенствование речи у детей. Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи и общения со сверстниками. Грамматически правильная устная речь начинает образовываться на третьем году жизни ребенка, а к семи годам ребенок достаточно хорошо пользуется устной разговорной речью.
В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. Ребенок 4–5 лет способен сосредоточивать и удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями [2].
Очень большое место в жизни современных детей дошкольного возраста занимает телевидение, видео и компьютер. Мы часто слышим такие вопросы: а не опасен ли компьютер для ребенка? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?
Попробуем разобраться, что же такое компьютер и компьютерные игры и как они влияют на детей, в чем их польза, а в чем их недостатки. Прежде всего, словом «компьютер» принято называть абсолютно любую технику, которая в состоянии выполнить какую-нибудь программную операцию. Мы выделим только понятие «компьютер», которое означает многофункциональное электронное устройство для накопления, обработки и передачи информации. Оно работает с невероятно высокой скоростью, которая составляет миллионы, сотни миллионов операций в секунду [3].
Настольный компьютер представляет собой стационарную технику, предназначенную для работы дома или в офисе. Основные компоненты настольного компьютера:
- монитор – экран компьютера;
- системный блок – устройство, которое содержит в себе все средства обработки, хранения и передачи информации;
- мышка и клавиатура – то, при помощи чего мы управляем системой.
Ноутбук – переносной компьютер, сравнительно небольшой по размерам. Он является цельным аппаратом, который включает в себя все основные компоненты компьютера. Также у большинства современных моделей есть веб-камера. Детям работать на ноутбуке не рекомендуется, так как при работе с ним почти невозможно соблюдать правила безопасного пользования компьютером.
Педагог Рина Жукова считает, что использование компьютера детьми очень благотворно на них влияет и помогает в формировании новых навыков. Работа с компьютером развивает у детей логическое и абстрактное мышление. А компьютерные игры помогают научиться принимать самостоятельные решения. Также использование компьютера хорошо влияет на развитие творческих способностей детей [4].
В настоящее время почти все сферы жизни связаны с компьютерными технологиями, дошкольные образовательные учреждения не являются исключением. Исследования отечественных и зарубежных ученых доказывают, что компьютер возможно и даже целесообразно применять в обучении детей. Получить новые представления о мире, развивать воображение, память, речь, научиться анализировать и мыслить – все это ребенок делает, используя понятную и необходимую для него информацию, которую он может получать из детских книг, телевизионных программ или развивающих компьютерных игр.
Как утверждают психологи, чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше будет психологический барьер между ним и ЭВМ. Начинать компьютерное обучение в дошкольном возрасте следует прежде всего с подбора обучающих и развивающих программ, соответствующих возрасту. Сейчас существует множество игр и специальных обучающих программ, которые предназначены для дошкольного возраста. Выделяют четыре типа обучающих программ:
- тренировочные и контролирующие программы;
- наставнические программы;
- имитационные и моделирующие программы;
- развивающие игры.
Тренировочные и контролирующие программы используются для закрепления умений и навыков дошкольников. В данных программах предполагается, что объекты и понятия, которые предлагаются, уже известны ребенку. В случайной последовательности ребенку предлагаются вопросы и задания, и автоматически идет подсчет правильных и неправильных ответов. Когда ребенок выбирает правильный ответ, ему выдается поощрение в виде хвалебной реплики, призового объекта или перехода на следующий уровень. При неправильном ответе можно получить помощь и подсказку [5].
Программы второго типа – наставнические программы, предлагают материал для изучения. Вопросы и задания в этих программах служат больше для «диалога» между ребенком и компьютером, для управления ходом обучения. Если ответ, который дал ребенок, неверен, то программа автоматически может вернуть задание для повторного решения. Общий недостаток подобных программ – это высокая трудоемкость разработки, а также трудности при использовании в дошкольном образовательном учреждении.
Имитационные и моделирующие программы основаны на графически иллюстративных возможностях. Такие программы могут позволить детям наблюдать на экране монитора какой-либо процесс и при этом влиять на его ход, подавая команды мышкой или с помощью клавиатуры.
И наконец, программы четвертого типа, развивающие игры, предоставляют дошкольнику некую воображаемую среду, которая существует только в компьютерном мире. Основной задачей компьютерной игры является подготовка дошкольника к жизни в рамках информационного общего образования, обучение компьютерной грамотности, создание чувства уверенности и воспитание психологической уверенности в дальнейшем использовании компьютера. Исследователи утверждают, что обучение, развитие и воспитание детей дошкольного возраста с помощью компьютера должно проходить в форме игры, а игровую деятельность обеспечивают дидактические компьютерные игры.
Компьютерные игры развивают не только интеллект ребенка, но еще и его моторику, а точнее, формируют моторную координацию, а также координацию совместной деятельности и зрительного и моторного анализаторов [6].
Если сравнить традиционные формы обучения дошкольников и обучение с использованием компьютера, то последнее имеет ряд преимуществ:
1) работа с компьютером в игровой форме вызывает у детей большой интерес;
2) звуки, движение, различная мультипликация привлекают внимание дошкольников;
3) выполнение заданий на компьютере с дальнейшим поощрением становится стимулом познавательной активности;
4) компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения;
5) ребенок может заниматься в своем темпе и регулировать количество решаемых игровых обучающих задач;
6) компьютер позволяет смоделировать такие ситуации, которые дети еще не видели в своей жизни;
7) компьютер никогда не поругает ребенка за ошибки, а ждет, когда он сам их исправит.
С дошкольником бывает очень трудно начать заниматься, но на компьютере он занимается с удовольствием и не будет возражать позаниматься даже дольше, чем это необходимо. Связано это с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для ребенка, он воспринимает его как новую игрушку, поэтому ребенок не воспринимает обучающую игру на компьютере как занятие.
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе на сегодняшний день очень велик. Компьютер может стать как объектом изучения, так и средством обучения. Можно выделить несколько направлений в организации обучения компьютерной деятельности дошкольника:
- изучение основ информатики;
- использование компьютера при обучении письму и счету;
- психофизиологическая коррекция;
- развитие мышления, памяти, воображения;
- развитие моторных навыков при работе с клавиатурой и мышью.
По мнению советского и российского психотерапевта Н. Н. Нарицына, сегодня не учить ребенка пользоваться компьютером – это сравнимо с тем, что не отдавать его в школу. Также он считает, что чем раньше ребенок начнет знакомиться с компьютером, тем лучше. Осваивать его следует поэтапно, сначала компьютерные игры, затем обучающие программы, и переходить к новому можно только тогда, когда освоен предыдущий этап.
Также с помощью компьютера можно использовать интернет-технологии. Использование интернет-технологий в обучении и воспитании ребенка способно решить множество проблем. Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы [7].
Интернет-технологии используются на разных уровнях образования, как в высших учебных заведениях, так в школе и дошкольном образовательном учреждении, и даже для домашнего обучения. Нельзя недооценивать пользу этих технологий, так как они помогают взглянуть по-новому на всю систему образования, сделать сам процесс обучения результативнее, комфортнее и приятней.
Применительно к обучению можно выделить следующие интернет-технологии:
- компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);
- обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
- интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
- средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.;
- электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы [8].
Необходимо отметить, что использование технических средств в обучении и воспитании детей следует применять только в том случае, если есть человек, который сможет методически грамотно их использовать, повышая познавательную активность ребенка.
Работа на компьютере ориентирована на основные дидактические принципы обучения: на принцип наглядности и доступности материала, принцип индивидуализации и принцип сознательности и активности.
Но даже за всеми многочисленными плюсами у компьютера есть свои недостатки, которые влияют на физическое и психологическое здоровье детей. Доказано, что длительное использование компьютера может привести к перенапряжению детской психики и тела. Работа за компьютером ведет к ухудшению зрения и гиподинамии. Также страдает осанка, в будущем это может привести к остеохондрозу и другим заболеваниям. Но больше всего компьютер наносит вред детской психике.
Примерами негативных последствий влияния компьютера на ребенка могут быть:
- утомляемость;
- компьютерная зависимость;
- нарушение детского кругозора;
- воплощение игры в реальность;
- детская агрессия и жестокость;
- детский эгоизм;
- неправильное восприятие мира;
- трудности в общении с другими людьми.
Но при грамотной работе родителей и воспитателей можно уменьшить вредные для здоровья детей факторы. Так, чтобы уменьшить нагрузку на зрение, следует иметь в виду:
- монитор должен располагаться на расстоянии вытянутой руки;
- центр экрана монитора или верхний его край должен находиться на уровне ваших глаз;
- монитор не должен стоять напротив окна;
- освещение не должно создавать блики на экране;
- никогда нельзя работать за компьютером в темноте.
Для снятия стресса необходимо:
- посмотреть в окно и сосчитать до 20, обмыть лицо холодной водой;
- переключить внимание на воспоминание о приятном;
- больше общаться с природой;
- физические нагрузки, музыкальная терапия снимают нервное напряжение.
Свод правил, касающихся использования компьютера детьми:
1) компьютер должен дополнять, а не заменять образовательные мероприятия;
2) родители должны помогать детям понять, как правильно пользоваться компьютером без вреда для здоровья;
3) нельзя забывать о санитарно-гигиенических нормах;
4) надо следить, чтобы во время работы за компьютером ребенок всегда держал спину прямо.
Что всегда пугало родителей – это радиация от компьютера, хотя вышеперечисленные факторы являются намного опасней. При создании современных мониторов приняты очень строгие меры по обеспечению безопасности. И получается, что того излучения, которое называется радиацией: гамма-лучи и нейтроны, монитор практически не производит, так же как и системный блок. Таким образом, компьютер не представляет никакой опасности, связанной с радиацией и излучением.
И все же компьютер – это наше будущее. Общение с компьютером у детей начинается очень рано, поэтому, чтобы компьютер не стал врагом для ребенка, необходимы внимание и помощь родителей. Также стоит отметить, что раннее развитие навыков общения с компьютером для приобретения знаний способствует развитию общей компьютерной культуры. Всегда надо помнить, что все хорошо в меру.