Эффективное взаимодействие населения с государственными органами власти является одним из условий обеспечения общественной безопасности. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г., утвержденная Указом Президента от 28.11.2014 г. [1], дает определения терроризму и экстремизму, а также указывает основные направления профилактических мер:
- Выявление и устранение причин терроризма и экстремизма.
- Пресечение правоохранительными органами деятельности физических и юридических лиц, направленной на экстремистскую деятельность.
Рост терроризма в России происходит на фоне проявления его активности во всем мире. Терроризм преследует цель дестабилизации, насильственного изменения устоев жизни других государств, запугивания населения, торговли оружием и наркотиками, создания международных преступных сетей; из этого следует, что в борьбе против терроризма и экстремизма заинтересовано не только государство в целом, но и все мировое сообщество, а именно население [2].
Терроризм, как и любая преступная деятельность, использует соответствующие методы: захват заложников, создание опасности гибели людей, финансирование отдельных движений, повреждение имущества. Также участились случаи разжигания социальной, расовой, национальной розни, распространения идей фашизма. Эти и другие социально опасные явления подрывают безопасность РФ вкупе с криминализацией общества, стремлением преступных группировок прорваться к власти, использованием в политических противоборствах криминальных методов.
Долгое время данные преступления являются нераскрытыми, поскольку оперативная информация сразу становится устаревшей, остаются неизвестными намерения и дальнейшие действия преступников. В МВД РФ был создан специальный Центр по подготовке специалистов по борьбе с терроризмом приказом от 11 февраля 2004 г., № 79.
Следует отметить что грань между террористами и другими криминальными элементами стирается в силу того, что на современном этапе гражданские конфликты и войны перестали быть гражданскими, как, например, в Сирии или на востоке Украины. По прогнозам экспертов, конфликты и войны в XXI в. перейдут на новый уровень удаленных прокси-войн с использованием иррегулярных формирований, когда крупные военные державы будут уклоняться от прямых военных действий и вести дистанционные войны друг против друга (хакерские атаки, удары высокоточным оружием, задействование различных повстанческих отрядов, беспилотных летательных аппаратов). Из этого следует, что проблема терроризма лежит в политической плоскости [3].
Терроризм – это многогранная проблема, и взаимодействие общества и государства является одним из способов антитеррористической борьбы.
На официальном сайте правительства Свердловской области опубликованы «Основные направления противодействия экстремизму и терроризму» от 10.11.2016 г. в разделе «Нормативные документы» [4]. В данном документе определяются усилия по оперативности выявления террористических угроз, необходимые действия со стороны гражданского общества, направленные на развитие социальной толерантности и терпимости ко всем религиям и воспитание правового сознания.
Также указываются профилактические меры, которые включают в себя совместную работу органов власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных организаций, – от принятия целевых программ до воспитательной работы, направленной на профилактику и предупреждение экстремистской и террористической деятельности среди населения.
В связи с этим в Свердловской области образованы межведомственные комиссии, как в органах местного самоуправления, так и на уровне субъекта, консультативные советы по делам национальностей, антитеррористические комиссии [5].
На основе анализа положения «Об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации» и постановления Правительства Свердловской области от 12.05.2016 № 325-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 31.03.2016 № 211-ПП “О мерах по реализации Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ “О противодействии терроризму”» [6], которые указывают на недопустимость и профилактику данных преступлений, расовой и религиозной дискриминации, ограничения прав и свобод человека и гражданина, навязывания воли через применение насилия и т. д., можно предложить практические рекомендации по профилактике терроризма и экстремизма:
1) Постоянный мониторинг Интернета и социальных сетей, призванный выявить настроения, высказывания, особенности внешнего вида, прежде всего молодежи, и другие признаки, которые могут указывать на проводимую экстремистскую и террористическую деятельность.
2) Разъяснение населению посредством информационных технологий и правового регулирования относительно насильственных действий экстремистского и иного характера, приводящих к ответным насильственным действиям со стороны других лиц и ведущих к уголовному наказанию.
3) Решение этнических конфликтов и других проблем на государственном уровне.
4) Повышение знаний о Первой и Второй мировых войнах, причинах зарождения фашизма, национализма.
5) Повышение гражданского самосознания и культуры.
Для Свердловской области не характерны проявления религиозного терроризма и экстремизма, по сравнению, например, с республиками Северного Кавказа. Тем не менее следует упомянуть поджог «скинхедами» в 2008 г. храма Николая Чудотворца, вербовку исламистами сторонников радикального ислама среди татаро-башкирского и славянского населения.
Также в ноябре 2017 г. Екатеринбург столкнулся с волной лжеминирования сотен объектов городской инфраструктуры (административных зданий, университетов, школ, торговых центров, детских садов). Данные действия парализовали город, когда сотни машин спецтехники обязаны были проверить каждый такой звонок. Была приостановлена работа предприятий, прекращены занятия в учебных заведениях, дети были эвакуированы из школ и детских садов, прекращались киносеансы и театральные представления, торгово-развлекательные центры вынуждены были выводить тысячи людей на улицу.
Очевидно, что определенные преступные группы проверяли эффективность действия специальных служб в экстремальных ситуациях, возможно, усыпляли их бдительность, отрабатывая новые технологии остановки привычной жизни граждан.
По данным МВД, было эвакуировано около 70 тысяч человек. В полицию поступило свыше 216 звонков и интернет-сообщений о минированиях объектов, из которых все оказались ложными. Итогом подобных ситуаций стало обсуждение на уровне силовых ведомств правовых мер регулирования данного вопроса, мер пресечения. В ближайшее время на уровне государства планируется внесение поправок в законодательство и Уголовный кодекс РФ [7]:
1) рассмотреть вопрос о создании в субъектах РФ национальных общин по предупреждению и профилактике среди населения терроризма и экстремизма;
2) разработать информационные программы по адаптации к мирной жизни лиц, решивших прекратить террористическую деятельность;
3) усилить профилактические меры, направленные на противодействие идеологии терроризма и ее распространение среди населения;
4) создать медийные центры для разъяснения населению государственной национальной политики;
5) рассмотреть возможность модерирования социальных сетей по заявлениям пользователей;
6) рассмотреть возможность досудебной приостановки деятельности организаций, подозреваемых в осуществлении экстремистской работы;
7) включить в список отягчающих уголовное наказание обстоятельств наличие предостережений о недопустимости экстремистских актов.
Для улучшения взаимодействия стран – членов СНГ следует активизировать обмен опытом между спецслужбами и выработки новых методов борьбы с терроризмом. Эффективно противостоять терроризму в эпоху глобализации возможно с помощью расширения дальнейшего международного сотрудничества и укрепления взаимодействия власти и общества. В данный момент невозможно эффективно вести борьбу против терроризма и экстремизма без вовлечения гражданского общества, без совершенствования средств массовой коммуникации, без вовлечения общественных организаций.
Особое внимание стоит уделять информационному экстремизму, который распространяется в социальных сетях. Как правило, в сетевом пространстве отсутствует цензура и какой-либо государственный контроль, поэтому данная среда наиболее благоприятна для распространения экстремизма.
Если экстремизм не встречает отпора в идеологической составляющей, то в дальнейшем его используют определенные силы, которые решают свои политические, экономические либо другие криминальные задачи.
Вышеуказанные моменты указывают на необходимость создания путей взаимодействия власти и общества по противодействию террористическим угрозам, которые могут иметь место также по причине неспособности мигрирующего населения адаптироваться к жизни в России. Отчужденность, недоверие, неразрешенные социальные проблемы, необразованность, подверженность чужому влиянию могут явиться толчком к противоправным действиям.
Каждый гражданин России вправе по Конституции выбирать любую религию или не исповедовать никакой. Применение насилия экстремистского характера на базе расовой или национальной принадлежности недопустимо. Тем не менее в XXI в. способов воздействия на сознание человека достаточно много, прежде всего информационных, в связи с этим государство не должно отставать от коммуникативных технологий, контролирующих расширение сетевого пространства, используемого различными сектами, внушающими людям свободу «правильного выбора», лишая их возможности думать, используя различные методы принуждения.
Можно сделать вывод о том, что задача правоохранительных органов и гражданского общества заключается в умении предупреждать и объяснять опасность данных действий как для самих себя, так и для общества. Важно поднимать уровень культуры и образования, уровень жизни, улучшать социальную обстановку не только в городах, но и в сельской местности, что может способствовать снижению проявлений экстремизма и терроризма.
В качестве сравнения можно привести пример динамики преступлений экстремистского характера за 2006–2014 гг. (по данным ГУВД Свердловской области) [8].
Согласно статистическим данным, самый высокий уровень зарегистрированных преступлений приходится на 2008–2009 гг., затем снова возрастает в 2013–2014 гг., при этом раскрываемость преступлений остается примерно на одном уровне.
По материалам судебной практики преступники осуждаются в основном по ст. 205 УК РФ «Террористический акт» и ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которые охватывают основный масштаб преступлений экстремистской и террористической направленности.
Анализ диаграммы показывает, что проблема терроризма и экстремизма сохраняется при необходимости разработки мер и рекомендаций на законодательном уровне.
Работа над профилактикой терроризма и экстремизма требует сплочения и участия всего гражданского общества и государства в едином пространстве, будь то коммуникативная форма, электронные письма, круглые столы, пресс-конференции, охватывающие широкий круг вопросов, расширяющие спектр взаимодействия и доверия.
Профилактика прежде всего должна быть направлена на упреждение и контроль этнического экстремизма, поскольку в России проживает множество этносов и народов, которые могут конфликтовать, и состав преступлений носит экстремистский, этнический характер, направленный против русскоговорящего населения, и наоборот.
В современных условиях терроризм – это сложное социально-политическое явление, которое характеризуется наличием как внешних, так и внутренних факторов, имеет разнообразные формы и способы проявления.
Власть и общество должны сфокусироваться на противодействии информационному терроризму и экстремизму, так как в среде Интернет нет цензуры и других государственных запретов.
Проблема распространения экстремизма как в мире, так и в России становится одним из ключевых факторов, угрожающих государственной целостности, ведет к росту нестабильности как в самой стране, так и за рубежом. Необходимо усилить оперативно-разыскную деятельность, расследование преступлений террористического характера, усилить срочный обмен сведениями между различными силовыми ведомствами о лицах, связях и группировках террористов.
Таким образом, в данной статье были проанализированы законодательство, статистика, национальный опыт в решении пробоем террористического характера. Наиболее эффективными мерами являются совершенствование нормативно-правовой базы, укрепление и совершенствование деятельности правоохранительных органов, усиление борьбы с финансированием религиозного терроризма и экстремизма, а также активизация разъяснительной и пропагандистской работы.
При этом не следует забывать о том, что подозрение той или иной группы или даже населения в террористической деятельности может использоваться властью как новое средство контроля и запугивания граждан в политических целях, удобных власти. Обществу трудно объективно оценить факт наличия или отсутствия угроз террора, которые могут искусственно создаваться и насаждаться согласно определённым сценариям.
Повышение уровня образованности и гражданской культуры является одной из первостепенных задач каждого ответственного гражданина, размышляющего и делающего выводы.