Full text

Адаптация российского общества к рыночным отношениям в экономике сопровождается ментальными трудностями и возникновением существенных проблем в социальной сфере. Государство продолжает минимизировать последствия трансформационного периода, и важным направлением его деятельности является защита граждан, испытывающих потребность в социальном обслуживании со стороны государственных и муниципальных органов. По мнению исследователей, это вызвано, главным образом, «стремлением обеспечить политическую и социальную стабильность самого государства, а также потребностями развития современной рыночной экономики, так как необходимы образованные и здоровые граждане, а значит, непрерывный демографический рост самого населения» [1].

Не вызывает сомнений, что социальная защита населения – одно из существенных и наиболее значительных направлений осуществления социальной политики для фактического обеспечения равных стартовых условий развития и функционирования общества, тем более что «кардинальные изменения, произошедшие в РФ в последние десятилетия, привели к резкому социальному расслоению, крушению ценностей, идеалов и сложившихся стереотипов поведения. Декларируемая свобода обернулась для миллионов людей утратой устойчивого социального и профессионального статуса, резким снижением уровня и качества жизни, а следовательно, и потерей чувства стабильности, безопасности и уверенности в завтрашнем дне» [2].

Формирование условий для решения социально значимых задач возможно при высокопрофессиональной деятельности специализированных учреждений, реализующих в действительности социальную защиту населения, поскольку применение конструктивных инновационных технологий, высокоорганизованная работа персонала и стремление к реальным результатам действительно способствуют эффективному функционированию в системе социального обслуживания.

Таким образом, приоритетными направлениями внутренней политики в области социального обслуживания в современном российском государстве являются:

-                    улучшение качества жизни населения и снижение уровня социального неравенства;

-          оказание различных форм социальных услуг;

-          обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, и прежде всего качественного социального и медицинского обслуживания;

-          обеспечение гарантированных минимальных условий жизни.

Именно поэтому целенаправленные действия власти по социальному обслуживанию населения являются важнейшей предпосылкой сохранения гражданского мира в России и последовательного движения в сторону создания подлинного социального государства. Функционирование эффективной защиты от потенциальных ухудшений в экономической сфере в рамках системы социального обслуживания способствует сохранению стабильности и снижает социальную напряженность в обществе. Социальная защита предохраняет различные категории населения от «экономической и социальной деградации, связанной с безработицей, потерей или резким сокращением дохода, производственной травмой или профессиональным заболеванием, болезнью, инвалидностью, старостью, потерей кормильца, рождением ребенка» [3].

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что государственная политика социального обслуживания и защиты населения от различных неблагоприятных последствий изменения социального положения, предкризисных явлений, природных стихий должны строиться с учетом специфических особенностей экономической, социальной, политической и культурной самобытности российского общества.

Социальная поддержка и обслуживание населения являются основой благополучия для отдельных категорий нуждающегося населения, инструментом выравнивания уровня жизни различных демографических и социальных групп, преодоления демографических диспропорций [4].

Государственная система социальной защиты в России включает пенсионные выплаты, пособия по безработице, пособия различным категориям семей, пособия по болезни, пособия по уходу за ребенком, жилищные субсидии и др. В рамках осуществления социальной политики населения в муниципальных образованиях реализуются мероприятия, направленные на социальную поддержку отдельных категорий граждан и поддержку деятельности общественных организаций.

В целях реализации мер социальной защиты населения г. Салавата Республики Башкортостан принята муниципальная программа «Социальная поддержка граждан в городском округе город Салават Республики Башкортостан», подпрограмма «Поддержка деятельности общественных организаций в городском округе город Салават Республики Башкортостан». Администрацией г. Салавата осуществляется единовременная выплата семьям за рождение двойни в размере 50 тыс. рублей.

В городе функционирует филиал ГКУ «Республиканский центр социальной поддержки населения». Основной целью деятельности филиала является осуществление государственных функций по предоставлению предусмотренных законодательством мер социальной поддержки гражданам, проживающим в Республике Башкортостан. За предоставлением мер социальной поддержки каждый год обращаются более 30 тыс. человек.

По результатам анализа показателей социальной поддержки и обслуживания населения в г. Салавате можно сделать следующие основные выводы. В последние годы сокращается число семей, получающих ежемесячное пособие на детей: в 2015 г. – 2208 семей, в 2016 г. – 1992 семьи. Соответственно, сокращается число семей, получающих пособие по уходу за ребенком: 2015 г. – 1251 семья, 2016 г. – 1221 семья. Также снижается число семей, получивших единовременное пособие при рождении ребенка. Все эти данные свидетельствуют о снижении рождаемости в г. Салавате Республики Башкортостан (табл. 1).

Таблица 1

Численность семей, которым оказана социальная поддержка

в г. Салавате Республики Башкортостан (на 1 января текущего года) [5]

 

Вид социальной поддержки

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Ежемесячное пособие на ребенка

1399

1471

1316

Ежемесячное пособие на детей одиноким матерям

794

737

676

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

1293

1251

1221

Единовременное пособие при рождении ребенка

248

240

230

 

Отрицательной тенденцией является сокращение числа семей, получающих ежемесячное пособие на детей, пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие при рождении ребенка, как следствие снижения рождаемости.

Растет число малоимущих семей, получающих социальное пособие на детей; многодетных семей, дети которых обучаются в общеобразовательных школах: 2014 г. – 1289 семей, 2015 г. – 1364 семьи, 2016 г. – 1496 семей. Растет число семей, получающих пособие по уходу за ребенком-инвалидом: 2015 г. – 276 семей, 2016 г. – 295 семей (табл. 2). Эти данные подтверждают негативные тенденции увеличения слабозащищенных и малоимущих семей с детьми; распространение инвалидизации среди населения.

Таблица 2

Численность малоимущих семей, получающих социальные пособия на детей

в г. Салавате Республики Башкортостан

(на 1 января текущего года)

 

Вид социальной поддержки

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Социальное пособие на детей из малоимущих семей (увеличение)

1024

1039

1130

Дополнительное увеличение пособия на учащихся из многодетных семей

265

325

366

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом

289

276

295

В сложившейся ситуации социально-экономической нестабильности жизненный уровень большинства населения падает, а граждане не могут рассчитывать на полноценную социальную защиту со стороны государства. В трудных жизненных условиях периодически оказывается множество людей. Отсутствие государственного механизма, способного помочь людям решить возникшие проблемы, крайне отрицательно сказывается на психологическом микроклимате, порождает у граждан чувство незащищенности [6, 7].

Негативным явлением выступает увеличение численности получателей социального пособия и материальной помощи в г. Салавате. За 2016 г. получили ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг 22 733 чел., их количество незначительно снизилось по сравнению с 2015 г. Но в то же время растет число получателей субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг: 2015 г. – 2956 чел., 2016 г. – 4285 чел. (табл. 3). Рост числа получателей социального пособия, материальной помощи в трудной жизненной ситуации и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг подтверждает увеличение малоимущих и бедных слоев населения муниципального образования.

Таблица 3

Численность получателей мер социальной поддержки

в г. Салавате Республики Башкортостан (на 1 января текущего года)

 

Вид социальной поддержки

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Социальное пособие малоимущим гражданам

185

210

206

Материальная помощь в трудной жизненной ситуации

4

9

12

Ежемесячная денежная компенсация на оплату жилья и коммунальных услуг

24255

23594

22733

Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг

2163

2956

4285

 

Определенные положительные результаты достигнуты в сфере социальной защиты лиц пожилого возраста и инвалидов. В городе функционирует учреждение социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживающее 130 чел.; два отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, которые обслуживают более 500 чел. Для улучшения условий жизни людей пенсионного возраста разработан ряд республиканских программ специально для граждан пожилого возраста: «Народный университет третьего возраста», «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан», принят закон Республики Башкортостан от 02.12.2016 г. № 432-з «О приемных семьях для граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Башкортостан».

Численность пенсионеров в г. Салавате в 2016 г. составила 44 658 чел., из них пенсионеры по старости 38 890 чел., средний размер назначенных пенсий 13 557,78 руб. (табл. 4).

Таблица 4

Пенсионное обеспечение в г. Салавате Республики Башкортостан

 

 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Численность пенсионеров, чел.

42264

42825

43264

43799

44312

44658

Средний размер назначенных пенсий, руб.

8480,2

9408,0

10331,8

11228,2

12529,6

13557,78

 

В г. Салавате, как и в Республике Башкортостан и в России в целом, доля пенсионеров ежегодно увеличивается. В то же время растет средний размер назначенных пенсий: в 2015 г. он составлял 12 529 руб., 2016 г. – 13 557 руб. Средний размер назначенных пенсий в г. Салавате выше среднереспубликанских значений (за исключением Уфы).

Таблица 5

Средний размер назначенных пенсий по городам Республики Башкортостан (руб.)

 

Города

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Уфа

8621,5

9549

10479,1

11379,1

12637,8

Агидель

7526,9

8344,1

9114,1

9976,2

11146,6

Кумертау

7890,1

8747,0

9571,8

10374,1

11545,1

Нефтекамск

8159,6

9042,8

9902,7

10767,2

11966,4

Октябрьский

8417,9

9326,7

10212,5

11081,4

12302,6

Салават

8480,2

9408,0

10331,8

11228,2

12529,6

Сибай

7707,9

8525,9

9321,4

10118,9

11225,8

Стерлитамак

8167,2

9048,9

9919,7

10778,7

11954,8

 

Неблагоприятной тенденцией социального развития г. Салавата является сокращение доли трудоспособного населения, его старение и увеличение пенсионной нагрузки. Доля пенсионеров ежегодно увеличивается. Происходит ежегодное увеличение коэффициента демографической нагрузки. Также снижается численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера [8, 9].

Процессы старения населения являются факторами, способствующими повышению пенсионного возраста граждан либо увеличению страховых взносов. Главным препятствием на пути повышения пенсионного возраста выступает низкая продолжительность жизни и плохое состояние здоровья пожилых людей. В России большинство граждан предпочитают оформлять пенсию сразу по достижении пенсионного возраста и при необходимости продолжать работать, чтобы материально обеспечивать себя и своих детей. В условиях нестабильности люди пенсионного возраста являются опорой благополучного существования бедных семей, особенно семей с детьми [10].

Проведенный анализ позволяет заключить, что в г. Салавате в период экономической нестабильности снизился уровень жизни и благосостояние населения, распространились проблемы бедности [11–13]. В группе риска оказались семьи с детьми, малоимущие, бедные слои населения и пенсионеры.

По результатам социологического исследования в г. Салавате 18,6% населения отнесли проблемы социального обеспечения и защиты населения к острым городским проблемам, на решении которых необходимо сосредоточить усилия в первую очередь. Большинство опрошенных жителей обеспокоены сложившейся социально-экономической обстановкой в стране, которая привела к снижению уровня жизни населения, материального благосостояния, к уменьшению возможностей устроиться на высокооплачиваемую работу по специальности, пользоваться социальными льготами и в целом к увеличению числа нуждающихся в социальной помощи и защите. Поэтому среди конкретных направлений по улучшению жизни в городе жители предлагают повысить меры социальной защиты населения.

Существующая система социальной защиты оказалась неспособной в полной мере справиться с проблемами в условиях экономической нестабильности и, несмотря на многочисленные структурные изменения, по-прежнему не обеспечивает адекватную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения. При такой системе возникает ряд проблем: недостаточный размер пособий и натуральных льгот семьям с детьми; низкая адресность; неадекватность ресурсов; отсутствие баланса между категориальной и адресной системами социальной поддержки; присутствие иждивенческого настроя у населения, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния; отсутствие единой информационной системы социального обеспечения, содержащей сведения о доходах, имуществе и составе домохозяйств получателей помощи; система не позволяет эффективно удовлетворять нужды занятого малоимущего населения [14].

В рамках реализации социальной политики в субъектах РФ следует выделить три региональные модели социального обслуживания и защиты населения:

-          первая, основанная на строгой централизации управления социального обслуживания и защиты, характеризующейся сосредоточением управленческих функций на уровне региона;

-          вторая, предусматривающая централизацию управленческих функций, объединенных в одном министерстве или управлении для решения вопросов социального обслуживания различных категорий населения, финансирования деятельности учреждений защиты из регионального бюджета;

-          третья, модель комплексного подхода к решению вопросов социального обслуживания и защиты населения, привлекающая для управления и финансирования все уровни власти. Предусмотрена дифференцированная ответственность за системное развитие и организацию социального обслуживания через взаимодействие всех учреждений государства.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что государственная политика социального обслуживания и защиты населения от различных неблагоприятных последствий санкций, предкризисных явлений, природных стихий должна строиться с учетом специфических особенностей экономического, социального, политического и культурного своеобразия российских регионов.

Модернизация государственных учреждений системы социального обслуживания предполагает участие в качестве субъекта всех ветвей и органов государственной власти в РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций, организаций частных работодателей и бизнес-сообщества в целом.

Поэтому с целью оптимизации их усилий и объединения совместных действий, а также на основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 мая 2010 г. № 399 «О проведении в ряде субъектов РФ эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта» [15], предполагается обеспечить нормативно-правовое содержание новой формы оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации.

Социальная защита населения в условиях современных реформ должна стать одной из важнейших задач органов государственного и муниципального управления. Органам местного самоуправления необходимо обеспечить нормальные условия жизнедеятельности, удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, создание условий для воспитания, физического, психического и духовного развития детей и др. Необходимо разрабатывать муниципальные программы с сочетанием государственных мер для социальной защиты населения. Органы самоуправления необходимо наделить более широкими полномочиями в сфере социального и экономического развития территорий.