Full text

Французская Республика является страной с очень сильной демократической традицией, глубоким уважением к правовым институтам. Франция относится к романо-германской правовой семье, являясь одним из наиболее ярких представителей группы римского (романского) права. Экономика Франции органично сочетает как индустриальное развитие, так и сельское хозяйство, благодаря чему страна является одним из мировых лидеров по ВВП. Кроме того, Французская Республика – государство, в котором закрепление его светского характера в главных нормативных актах страны не пустой звук, большинство населения не относит себя к какой бы то ни было религии, в оставшейся доле преобладает католичество.

 Малое предпринимательство играет важнейшую роль в экономике Франции, однако оговоримся, что, несмотря на сходство некоторых институтов с российскими, различия регулирования и поддержки столь существенны, что необходимо понимать не только суть самих существующих институтов, но и причины и условия их возникновения.

 Малые и средние предприятия во Франции сегодня составляют 99% от общего количества, обеспечивают более 50% ВВП страны, а также повсеместно задействованы в деятельности крупных компаний, которые достаточно большое количество собственных задач передают на субподряд малому бизнесу.

При этом необходимо отметить, что для французского законодательства нетипично принятие отдельных законов для конкретных подотраслей или институтов, большинство исследованных нами аспектов государственной поддержки находят свое отражение в кодифицированных актах (гражданский, налоговый кодексы, кодекс интеллектуальной собственности). Прямая поддержка малого бизнеса вообще является негосударственной, а значит, нормативные акты в данной сфере отсутствуют.

На наш взгляд, стоит выделить несколько ключевых направлений регулирования и государственной поддержки малого бизнеса во Франции:

  1. Непосредственное содействие государства развитию малых предприятий.
  2. Поддержка инновационного малого предпринимательства.
  3. Защита прав предпринимателей, включая защиту от недобросовестной конкуренции.
  4. Стимулирование малого бизнеса с помощью особых режимов налогообложения.

За последние десятилетия государственное регулирование исследуемого сегмента позволило изменить роль малых предприятий с института, который позволял решить проблему безработицы, на высокоэффективный и инновационный сектор экономики. Во многом подобное стало возможным благодаря тому, что правительство Франции обеспечило планомерный переход от государственной поддержи малого предпринимательства к созданию благоприятной среды для его функционирования, а также оказанию помощи не только при создании предприятия, но и при его развитии.

Отдельное внимание следует уделить защите предприятий Франции от недобросовестной конкуренции. Соответствующие нормы права были разработаны здесь одними из первых в Европе (в начале XIX в. была создана особая форма иска – иск о пресечении актов недобросовестной конкуренции). Нормативной основой является генеральный деликт (ст. 1382 ФГК), однако судебная практика и доктрина Франции разработали институт недобросовестной конкуренции очень подробно. Несмотря на то что обычно недобросовестная конкуренция касается крупных корпораций, вышеозначенная особенность французской экономики – субподряд малых и средних предприятий у крупных – обеспечивает отнесенность недобросовестной конкуренции и к деятельности малого бизнеса.

Уже в XIX–XX вв. недобросовестная конкуренция была очень подробно классифицирована доктриной, выделялись действия, приводящие к смешению, действия по дискредитации иных субъектов рынка, действия, которые приводят к внутренней дезорганизации функционирования конкурента, действия по общей дезорганизации рыночных отношений. Подобная классификация в дальнейшем была перенесена в основу Парижской конвенции о защите права собственности. Согласно ей запрету подлежали две большие группы действий: те, которые вызывают смешение предприятия, его продуктов или деятельности, а также те, которые заключаются в дискредитации предприятия, продуктов или деятельности с помощью распространения ложных сведений о них.

В дальнейшем данные составы детализировались и расширялись, на сегодняшний день выделяются следующие составы правонарушений в данной области:

1)     паразитарная конкуренция;

2)     дезорганизация;

3)     имитация;

4)     дискредитация [1].

Состав паразитирования является наиболее часто применяемым судебной практикой, данное правонарушение состоит в использовании деловой репутации конкурента, при этом выдачи своей продукции за чужую не происходит. Чаще всего это проявляется в использовании чужих инновационных разработок, удачных технологий, маркетинговых ходов и ноу-хау вслед за компанией, их разработавшей. При этом в подавляющем большинстве случаев паразитирующая компания рассчитывает на тот же круг клиентов, который, соответственно, теряет потерпевший.

Имитация является сравнительно новым видом недобросовестной конкуренции, выделившимся из смешения. Наиболее, на наш взгляд, ее корректное определение: действие, включающее создание сходства при оформлении или рекламе собственных товаров с товарами соперничающей фирмы в целях использования ее репутации и переманивания клиентуры. Данный вид недобросовестной конкуренции довольно близок к паразитированию, однако если последнее предполагает извлечение выгоды из известности конкурента (например, использование формы флакона для духов, аналогичной всемирно известному бренду), то имитация направлена на придание максимального сходства товарному знаку до степени смешения (например, использование идентичной фоновой картинки, отличие лишь в одной букве на товарном знаке).

В свою очередь, имитацию можно разделить на подвиды: копирование, подделка и имитация-обман. Копирование заключается в идентичном воспроизведении товарного знака компании-конкурента. При этом сама по себе подделка товарного знака нарушения французского законодательства не образует; для того чтобы деяние служило основанием для ответственности, необходимо воспроизведение, использование или прикрепление товарного знака. Например, Кодекс интеллектуальной собственности закрепляет ответственность за использование словесного товарного знака, а применение такого знака в другом фирменном наименовании за отсутствием специального закона защищается общими нормами о недобросовестной конкуренции.

Имитация-обман предполагает использование аналогичного, сходного товарного знака для целей смешения его с товарным знаком потерпевшей компании в сознании покупателей и извлечения из этого выгоды. Стоит отметить, что французские суды придают первостепенное значение не возможным словесным обозначениям на товарном знаке, а его общему виду, способности ввести покупателя в заблуждение.

Еще один состав недобросовестной конкуренции – дискредитация – заключается в распространении порочащих сведений в отношении компании-конкурента, ее продукции или оказываемых услуг. Дискредитация подразделяется на прямую и косвенную. Прямая дискредитация предполагает распространение критичной информации о конкретной компании. При этом ключевым признаком является публичность, а не недостоверность сведений. Даже предоставление правдивой сравнительной информации о товарах при определенных условиях может признаваться актом недобросовестной конкуренции.

Одним из наиболее распространенных случаев прямой дискредитации является распространение сведений о финансовых и иных затруднениях фирмы, которые также могут признаваться нарушением законодательства вне зависимости от их соответствия действительности.

Наиболее сложными для доказывания случаями являются ситуации, когда порочащая информация распространяется устно работниками предприятия. Даже если удается доказать факт распространения такой информации, компания настаивает на том, что это личная инициатива работника. Однако в последние годы судебная практика во Франции исходит из того, что предприятие в любом случае несет ответственность за действия и высказывания своих работников.

Косвенная дискредитация более редкое явление, при ней конкурент прямо не поименован, сведения распространяются относительно группы товаров, компаний или услуг.

Последний состав недобросовестной конкуренции – дезорганизация. Она предполагает множество отдельных составов, которые направлены либо на нарушение нормального функционирования предприятия-конкурента, либо на общее расстройство рынка. При этом некоторые из этих составов принципиально невозможны, например, в российском праве. Так, как дезорганизация рассматривается массовое нарушение «пактов о неконкуренции», т. е. переманивание работников конкурирующих предприятий к себе до истечения их соглашений о неконкуренции. В российском праве само соглашение о неконкуренции является недействительной сделкой, поскольку нарушает положения трудового законодательства.

Общее расстройство рынка достаточно широка категория, часто при общей дезорганизации вовсе отсутствует потерпевший, однако ряд нарушений (демпинг, нарушение правил рекламы и т. д.) прямо влияет на права и законные интересы всех добросовестных участников рынка, в связи с чем защищается публичным правом.

Таким образом, проработанное законодательство и сложившаяся практика относительно недобросовестной конкуренции являются одними из ключевых факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства во Франции. Несмотря на тенденцию перехода от поддержки французского государства малых и средних предприятий к созданию благоприятной среды для их становления и развития, по сегодняшний день функционирует большое количество административных ресурсов (например, крайне успешный институт «кредитного посредника»), организаций, напрямую осуществляющих поддержку малому бизнесу, детально разработано законодательство о недобросовестной конкуренции, установлены налоговые льготы.

В таких условиях малый бизнес во Французской Республике имеет не только стабильное настоящее, но и блестящие перспективы будущего, догоняя лидирующие европейские страны в развитии малого бизнеса и инновационного предпринимательства. Защита предприятий Франции от недобросовестной конкуренции во всех ее видах благотворно влияет на становление благоприятной среды для развития бизнеса, однако не является единственным фактором. Далее представляем вашему вниманию сравнительную таблицу, описывающую, на наш взгляд, главные различия государственной поддержки и правового регулирования малого и среднего предпринимательства в России и Франции.

 

Сравнительная таблица правового регулирования

и государственной поддержки малого бизнеса в России и Франции

 

Критерий

Французская Республика

Российская Федерация

Финансовая поддержка

Косвенная:

– OSEO: финансирование инвестиций, гарантирование малым предприятиям финансирования от банков, разделение рисков по банковским займам;

– Coface: страхование кредитов

В основном прямая: предоставление грантов, средств финансирования

Поддержка развития инноваций

– Статус молодого инновационного предприятия, предоставляющий ряд преференций;

– исследовательский налоговый кредит

– Приоритет по грантам для инновационной деятельности;

– кредитная поддержка инновационных предприятий

Защита прав малого и среднего предпринимательства

Высший совет агентства Франс-Пресс, совет по конкуренции, банковская комиссия, множество других комиссий: по контролю страхования, безопасности потребителей и др., должность кредитного посредника

В основном государственные органы (ФАС РФ, Уполномоченный по правам предпринимателей и др.)

Защита предприятий от недобросовестной конкуренции

Кодифицированный акт отсутствует, общие положения гражданского законодательства и Кодекса интеллектуальной собственности детализированы доктриной и судебной практикой

Кодифицированный акт – Федеральный закон «О защите конкуренции» – выделяет меньше видов недобросовестной конкуренции, они менее проработаны

Упрощенный режим налогообложения для малых предприятий

Существует

Существует

Прогрессивная шкала налога для малых предприятий

Существует

Отсутствует

Режим микропредприятия

Существует

Существует

Предоставление налоговых льгот в отдельных «депрессивных» регионах

Существует

Отсутствует