Full text

Невообразимый всплеск инновационных преобразований охватил современное постиндустриальное общество. В корне изменяются технологические уклады и поколения техники, стратегии управления и дидактические системы, информационные и психолого-педагогические технологии, появляются новые стили мышления, типы поведения, образы действия, новые обычаи и нравы.

Современный тип экономической системы выводит на первый план людей, которые обладают творческими амбициями, профессионализмом, способны выйти за рамки тех функций и ролей, в которых они заменяемы. Происходит переход от технократической к антропоцентрической организации производства и труда. Инноватор становится неотъемлемой частью современного общества, рыночной экономики, способствует развитию предпринимательской деятельности в целом. Чтобы соответствовать существующей ныне эпохе инновационного развития, человеку нужно обладать определенным набором личных качеств, ценностей и установок, благодаря которым человек может эффективно участвовать в инновационных процессах.

В феврале – марте 2018 г. в г. о. Тольятти нами было проведено пилотажное исследование (N = 100) по проблеме развития инновационного слоя в России. Респонденты были разделены на две когорты: от 18 до 35 лет и от 36 лет и старше. Приведем некоторые результаты данного опроса и начнем с анализа наиболее значимых инструментальных ценностей.

Некоторые различия между представителями молодого и старшего поколений мы усмотрели в выборе ценности «толерантность». Представители молодого поколения высказали намерение более терпимо относиться к взглядам и мнениям других, нежели представители старшей возрастной когорты (92% и 76% соответственно). Данный факт неудивителен: терпимость к инаковости в молодежной среде сформирована самим фактом их рождения в эклектичной культуре, возникшей на базе российской самобытности и в немалой степени подвергшейся влиянию западной и восточной типов культур. Многообразие различных субкультур никого более не удивляет: современная молодежь не стремится к унификации – она жаждет оригинальности.

В то же время молодежь демонстрирует более высокую непримиримость к недостаткам в себе и в других в сравнении со старшим поколением – 54% и 36% соответственно.

Эрудиция (широта знаний, высокая общая культура) – данная ценность чуть более значима для молодежи (96% против 86%). Характерно, что при ответе на вопрос о значимости в жизни образования именно молодежь продемонстрировала более высокий уровень «любви» к нему (62% против 46%). Примечательно, что вариант ответа «то, что можно получить без особых усилий, особо не вкладываясь и не углубляясь, не затрачивая много времени и денежных средств» выбрали 12% респондентов возрастной когорты от 36 лет и старше и не выбрало молодое поколение.

Следующая ценность – «независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) – значима для 90% молодежи и 72% старшего поколения. Идентичная по смыслу ценность – «стремление рассчитывать только на свои силы» – значима для 86% молодежи и 70% опрошенных от 36 лет.

«Стремление к признанию» – данная ценность важна для 72% молодого и 62% старшего поколения. Данный факт объясняется тем, что по мере взросления необходимый человеку уровень признания, в том числе профессионального и, возможно, общественного, уже достигнут. Факты признания перестают быть столь же ценными, как и в молодом возрасте; скорее, зрелые люди нацелены на качество получаемых ими «продуктов» и собственное удовлетворение от результата труда. В целом видим достаточно высокий уровень амбициозности у представителей обеих возрастных когорт.

Следующая ценность – «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов» – важна для 92% молодежи и 74% опрошенных старше 36 лет. При этом значимость «хороших отношений с руководством» в большей степени прослеживается у старшего поколения (88%), нежели у молодежи (74%). В качестве некоторого жизненного наблюдения можно отметить повсеместную тенденцию: современной молодежи свойственно некоторое несоблюдение субординации по отношению к представителям старшего поколения и/или более статусной должности и в целом низкая значимость каких-либо авторитетов, отсутствие пиетета перед опытом, заслугами, достижениями более взрослых личностей в какой-либо сфере. Кроме того, удручает факт не столько смелости в отстаивании собственного мнения, сколько отсутствия «взаимного уважения» между людьми в различных ситуациях и в различных сферах. На наш взгляд, привнесенная с запада манера общения «на равных» между взрослыми и детьми способствовала распространению данных явлений.

«Высокие запросы в материальной сфере» свойственны в большей степени 58% опрошенным от 18 до 35 лет и 30% респондентам от 36 лет и старше. К примеру, по данным фонда «Общественное мнение», для 62% опрошенной молодежи от 18 до 30 лет ценность «материальное благополучие, комфорт» занимает вторую строчку в рейтинге важных ценностей после ценности взаимопонимания в семье [1].

И напоследок: такая ценность, как «готовность по мере возможности содействовать развитию своей страны», значима для чуть более половины опрошенных обеих когорт – 52% (от 18 до 35 лет) и 56% (от 36 лет и старше), для остальных (48% и 44% соответственно) незначима. Примечателен тот факт, что по результатам анализа значимых ценностей ученых, проведенного Б. Г. Тукумцевым (N = 40) с помощью «Методики отбора важнейших инструментальных ценностей» [2], признали незначимой вышеуказанную ценность 48,6% респондентов, что подтверждается результатами нашего исследования.

Мы попытались выявить уровень социального капитала опрошенных в связи с тем, что этот показатель значим при выявлении степени инновационной активности населения. Однако получить значительные вариации в ответах молодежи и старшего поколения на вопрос: «Скажите, пожалуйста, сколько активных контактов в Вашем телефонном списке контактов/записной книжке?» – не удалось. В среднем по выборке чуть менее половины опрошенных (47%) имеют низкий объем социальных контактов: менее 10 активных контактов – 24% опрошенных, от 10 до 25 – 23%. Далее от 26 до 50% контактов имеют 23% опрошенных, от 51 до 100 – 18%, от 101 до 200 – 9%, более 200 активных контактов – 3%.

Результаты ответов наших опрошенных на данный вопрос преимущественно совпадают с результатами, полученными группой исследователей АНО «Московская школа социально-экономических наук» в 2016 г.: «…люди с широким кругом знакомств имеют шанс с большим успехом получить помощь своих знакомых в разных сферах социально-экономической жизни – начиная от поиска работы и заканчивая выбором компетентного врача в случае болезни» [3].

Далее, нам необходимо было выяснить у респондентов: «Какое примерно количество людей Вы бы могли попросить о помощи в случае необходимости?» [4] Итак, 16% опрошенных смогут обратиться за помощью к одному/двум людям, чуть менее половины респондентов (48%) смогут попросить только нескольких человек о помощи, тогда как 26% могут обратиться к 6–10 человекам.

Самыми «богатыми» на социальные связи являются 10% наших опрошенных, так как им доступна помощь 11–20 человек (5%) и более 20 человек (5%). Данная группа – это совокупность лиц, потенциально попадающая в инновационный слой: «…люди, обладающие большим числом сильных связей, могут взять в долг у друзей и знакомых в 1,5–2 раза больше, чем те, кто обладает меньшим числом близких доверительных контактов. Иными словами, сильные связи создают экономическую “подушку безопасности”» [5].

Кроме того, наличие большого числа знакомств, безусловно, способствует предпринимательской деятельности. В частности, чуть менее четверти опрошенных старше 36 лет (24%) являются предпринимателями в настоящий момент, тогда как среди молодежи данный слой меньше – 6%. В то же время готовность к открытию собственного дела высока именно у молодежи: 72% опрошенных через разные промежутки времени отметили такую возможность и только 22% опрошенной молодежи совсем не рассматривают ее. Среди представителей зрелого поколения таковых 66%.

В завершение анализа результатов нашего исследования обратимся к потенциальной готовности респондентов участвовать в проектной деятельности – в весьма приоритетном направлении в последние годы в России, но не популярном среди наших опрошенных. Чуть более половины респондентов совсем не планируют заниматься данным видом деятельности – 55%. Чуть менее одной пятой опрошенных (19%) не определились со своей позицией по данному вопросу. 11% анкетируемых планируют заниматься этим в ближайший год. Около 8% респондентов уже в ближайшие полгода, а 7% уже принимают участие в проектной деятельности.

На наш взгляд, практически любой проект всегда направлен на общество – будь то социальный, технологический или информационный. В связи с этим он требует от личностей, входящих в состав проектной группы, важного качества, называемого «социальность»: направленность на общество, готовность удовлетворить его нужды и учитывать его ценности. Можно отметить, что у 26% опрошенных в целом это качество присутствует.

Что касается тех качеств, которые присущи нашим респондентам, обращает на себя внимание тот факт, что такие черты, как «уверенность», «позитивность», «саморефлексия», «инвестиции в себя» и «инициативность», несколько чаще свойственны молодежи, чем представителям возрастной группы старше 36 лет.

 

Качества потенциальных инноваторов

(без ограничений по количеству выбираемых вариантов)

 

Личные качества, присущие респондентам

Данные по массиву, %

Ответы людей 18–35 лет, %

Ответы людей 36 лет и старше, %

1. Целеустремленность

64

66

62

2. Активность

72

74

70

3. Уверенность

33

40

26

4. Позитивность

49

60

38

5. Ответственность

82

78

86

6. Независимость

37

38

36

7. Профессионализм

22

22

22

8. Самореализация

42

48

36

9. Саморефлексия

14

20

8

10. Креативность

26

32

20

11. Мобильность

41

40

42

12. Инвестиции в себя

18

30

6

13. Инициативность

37

44

30

 

Немаловажным фактом отнесения индивидов к инноваторам является их отношение к перспективам дальнейшего личностного развития. Имеют много планов, разносторонние интересы, многое стараются реализовать 42% опрошенных; имеют четкие цели и последовательно добиваются их осуществления 40%; не имеют определенных интересов, целей 18% опрошенных.

Важным было кроме этого узнать об оценке респондентами собственного будущего. Большинство респондентов оценивают его оптимистично – 76% (молодежь – 82%, респонденты старше 36 лет – 70%). Имеют пессимистичный взгляд на свое будущее лишь 11% респондентов. Не задумывались о будущем 13% опрошенных.

Немалая часть опрошенных нами респондентов воспитывают детей, в связи с чем необходимо было узнать о том, достаточно ли сил и времени потенциальные инноваторы тратят на них. Значительная часть анкетируемых (58,7%) указали, что несмотря на то, что работе они посвящают много времени, все же стараются, чтобы дети получали не только уход, но полноценное внимание, любовь, гармоничное воспитание и всестороннее развитие – для этого они не жалеют ни сил, ни времени, ни денег. Не работают и имеют достаточно много свободного времени, которое преимущественно тратят на общение, развитие, уход за своими детьми, 6,9%; респонденты, которые много работают и воспитанием детей которых занимается супруг(а) и/или ближайшие родственники, также составили 6,9% опрошенных; преимущественно заботятся об обеспечении детей всем необходимым для их жизни: питанием, одеждой, обувью, предметами быта и прочим – 10,3% респондентов; в очень редкие минуты могут позволить себе пообщаться со своими детьми на темы, которые их волнуют, 5,2% опрошенных; работают и свое свободное время тратят по ситуации, необходимости: не могут сказать, что сильно вкладывают в своих детей, считают их достаточно самостоятельными и умеющими находить для себя интересные занятия и секции 12% респондентов.

Согласно мнению ряда исследователей [6], к социальным инноваторам (людям XXI в.) относятся индивиды, приобщенные как минимум к шести и более из перечисленных практик. Среди них по результатам нашего исследования: 1) использование мобильных телефонов (айфонов, смартфонов), планшетов (100% респондентов); 2) оплата товаров и услуг пластиковыми картами (97% респондентов); 3) наличие кредита в банке (48%, респондентов старше 36 лет и 20% опрошенной молодежи); 4) наличие водительского удостоверения на право управления автомобилем (51% респондентов); 5) посещение зарубежных стран (32%); 6) использование авиалиний для перемещения (42%); 7) наличие дополнительного образования (имеют 38% молодежи и 30% респондентов старше 36 лет); 8) посещение косметических салонов, фитнес-центров (68% участников опроса старше 36 лет и 60% молодежи); 9) покупка туристического и/или спортивного снаряжения (48% молодежи и 26% анкетируемых старше 36 лет); 10) пользование услугами по доставке товаров на дом (79% опрошенных); 11) обращение с иностранной валютой (30%); 12) вложение средств в акции и другие виды ценных бумаг (4%); 13) стремление оптимизировать свое время, занятия тайм-менеджментом (37% опрошенных). Таким образом, как минимум треть опрошенных нами в г. о.Тольятти лиц можно отнести к инноваторам – людям с активным финансовым поведением, использующим новые технологии, стремлением к расширению жизненного горизонта, оптимизацией своего времени и заботой о своем здоровье и внешности [7].

Подводя итоги, отметим: анализируемые нами параметры – это характеристики, по которым можно следить о возможностях роста инновационности российского общества. На наш взгляд, наиболее инновационно активными являются лица, чей возраст варьируется в пределах от 25 до 45 лет. Их относительная молодость и наличие социальной энергии и обладание не менее ценным жизненным опытом, экономическим и социальным капиталами способствуют не только собственному продвижению, но и общественному прогрессу. Заметим, что на сегодняшний день наметилась тенденция к некоторому увеличению численности инновационного слоя в Самарской области. Данному процессу способствуют не столько государственная поддержка различных инновационных проектов, сколько рост гражданских инициатив.