Невообразимый всплеск инновационных преобразований охватил современное постиндустриальное общество. В корне изменяются технологические уклады и поколения техники, стратегии управления и дидактические системы, информационные и психолого-педагогические технологии, появляются новые стили мышления, типы поведения, образы действия, новые обычаи и нравы.
Современный тип экономической системы выводит на первый план людей, которые обладают творческими амбициями, профессионализмом, способны выйти за рамки тех функций и ролей, в которых они заменяемы. Происходит переход от технократической к антропоцентрической организации производства и труда. Инноватор становится неотъемлемой частью современного общества, рыночной экономики, способствует развитию предпринимательской деятельности в целом. Чтобы соответствовать существующей ныне эпохе инновационного развития, человеку нужно обладать определенным набором личных качеств, ценностей и установок, благодаря которым человек может эффективно участвовать в инновационных процессах.
В феврале – марте 2018 г. в г. о. Тольятти нами было проведено пилотажное исследование (N = 100) по проблеме развития инновационного слоя в России. Респонденты были разделены на две когорты: от 18 до 35 лет и от 36 лет и старше. Приведем некоторые результаты данного опроса и начнем с анализа наиболее значимых инструментальных ценностей.
Некоторые различия между представителями молодого и старшего поколений мы усмотрели в выборе ценности «толерантность». Представители молодого поколения высказали намерение более терпимо относиться к взглядам и мнениям других, нежели представители старшей возрастной когорты (92% и 76% соответственно). Данный факт неудивителен: терпимость к инаковости в молодежной среде сформирована самим фактом их рождения в эклектичной культуре, возникшей на базе российской самобытности и в немалой степени подвергшейся влиянию западной и восточной типов культур. Многообразие различных субкультур никого более не удивляет: современная молодежь не стремится к унификации – она жаждет оригинальности.
В то же время молодежь демонстрирует более высокую непримиримость к недостаткам в себе и в других в сравнении со старшим поколением – 54% и 36% соответственно.
Эрудиция (широта знаний, высокая общая культура) – данная ценность чуть более значима для молодежи (96% против 86%). Характерно, что при ответе на вопрос о значимости в жизни образования именно молодежь продемонстрировала более высокий уровень «любви» к нему (62% против 46%). Примечательно, что вариант ответа «то, что можно получить без особых усилий, особо не вкладываясь и не углубляясь, не затрачивая много времени и денежных средств» выбрали 12% респондентов возрастной когорты от 36 лет и старше и не выбрало молодое поколение.
Следующая ценность – «независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) – значима для 90% молодежи и 72% старшего поколения. Идентичная по смыслу ценность – «стремление рассчитывать только на свои силы» – значима для 86% молодежи и 70% опрошенных от 36 лет.
«Стремление к признанию» – данная ценность важна для 72% молодого и 62% старшего поколения. Данный факт объясняется тем, что по мере взросления необходимый человеку уровень признания, в том числе профессионального и, возможно, общественного, уже достигнут. Факты признания перестают быть столь же ценными, как и в молодом возрасте; скорее, зрелые люди нацелены на качество получаемых ими «продуктов» и собственное удовлетворение от результата труда. В целом видим достаточно высокий уровень амбициозности у представителей обеих возрастных когорт.
Следующая ценность – «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов» – важна для 92% молодежи и 74% опрошенных старше 36 лет. При этом значимость «хороших отношений с руководством» в большей степени прослеживается у старшего поколения (88%), нежели у молодежи (74%). В качестве некоторого жизненного наблюдения можно отметить повсеместную тенденцию: современной молодежи свойственно некоторое несоблюдение субординации по отношению к представителям старшего поколения и/или более статусной должности и в целом низкая значимость каких-либо авторитетов, отсутствие пиетета перед опытом, заслугами, достижениями более взрослых личностей в какой-либо сфере. Кроме того, удручает факт не столько смелости в отстаивании собственного мнения, сколько отсутствия «взаимного уважения» между людьми в различных ситуациях и в различных сферах. На наш взгляд, привнесенная с запада манера общения «на равных» между взрослыми и детьми способствовала распространению данных явлений.
«Высокие запросы в материальной сфере» свойственны в большей степени 58% опрошенным от 18 до 35 лет и 30% респондентам от 36 лет и старше. К примеру, по данным фонда «Общественное мнение», для 62% опрошенной молодежи от 18 до 30 лет ценность «материальное благополучие, комфорт» занимает вторую строчку в рейтинге важных ценностей после ценности взаимопонимания в семье [1].
И напоследок: такая ценность, как «готовность по мере возможности содействовать развитию своей страны», значима для чуть более половины опрошенных обеих когорт – 52% (от 18 до 35 лет) и 56% (от 36 лет и старше), для остальных (48% и 44% соответственно) незначима. Примечателен тот факт, что по результатам анализа значимых ценностей ученых, проведенного Б. Г. Тукумцевым (N = 40) с помощью «Методики отбора важнейших инструментальных ценностей» [2], признали незначимой вышеуказанную ценность 48,6% респондентов, что подтверждается результатами нашего исследования.
Мы попытались выявить уровень социального капитала опрошенных в связи с тем, что этот показатель значим при выявлении степени инновационной активности населения. Однако получить значительные вариации в ответах молодежи и старшего поколения на вопрос: «Скажите, пожалуйста, сколько активных контактов в Вашем телефонном списке контактов/записной книжке?» – не удалось. В среднем по выборке чуть менее половины опрошенных (47%) имеют низкий объем социальных контактов: менее 10 активных контактов – 24% опрошенных, от 10 до 25 – 23%. Далее от 26 до 50% контактов имеют 23% опрошенных, от 51 до 100 – 18%, от 101 до 200 – 9%, более 200 активных контактов – 3%.
Результаты ответов наших опрошенных на данный вопрос преимущественно совпадают с результатами, полученными группой исследователей АНО «Московская школа социально-экономических наук» в 2016 г.: «…люди с широким кругом знакомств имеют шанс с большим успехом получить помощь своих знакомых в разных сферах социально-экономической жизни – начиная от поиска работы и заканчивая выбором компетентного врача в случае болезни» [3].
Далее, нам необходимо было выяснить у респондентов: «Какое примерно количество людей Вы бы могли попросить о помощи в случае необходимости?» [4] Итак, 16% опрошенных смогут обратиться за помощью к одному/двум людям, чуть менее половины респондентов (48%) смогут попросить только нескольких человек о помощи, тогда как 26% могут обратиться к 6–10 человекам.
Самыми «богатыми» на социальные связи являются 10% наших опрошенных, так как им доступна помощь 11–20 человек (5%) и более 20 человек (5%). Данная группа – это совокупность лиц, потенциально попадающая в инновационный слой: «…люди, обладающие большим числом сильных связей, могут взять в долг у друзей и знакомых в 1,5–2 раза больше, чем те, кто обладает меньшим числом близких доверительных контактов. Иными словами, сильные связи создают экономическую “подушку безопасности”» [5].
Кроме того, наличие большого числа знакомств, безусловно, способствует предпринимательской деятельности. В частности, чуть менее четверти опрошенных старше 36 лет (24%) являются предпринимателями в настоящий момент, тогда как среди молодежи данный слой меньше – 6%. В то же время готовность к открытию собственного дела высока именно у молодежи: 72% опрошенных через разные промежутки времени отметили такую возможность и только 22% опрошенной молодежи совсем не рассматривают ее. Среди представителей зрелого поколения таковых 66%.
В завершение анализа результатов нашего исследования обратимся к потенциальной готовности респондентов участвовать в проектной деятельности – в весьма приоритетном направлении в последние годы в России, но не популярном среди наших опрошенных. Чуть более половины респондентов совсем не планируют заниматься данным видом деятельности – 55%. Чуть менее одной пятой опрошенных (19%) не определились со своей позицией по данному вопросу. 11% анкетируемых планируют заниматься этим в ближайший год. Около 8% респондентов уже в ближайшие полгода, а 7% уже принимают участие в проектной деятельности.
На наш взгляд, практически любой проект всегда направлен на общество – будь то социальный, технологический или информационный. В связи с этим он требует от личностей, входящих в состав проектной группы, важного качества, называемого «социальность»: направленность на общество, готовность удовлетворить его нужды и учитывать его ценности. Можно отметить, что у 26% опрошенных в целом это качество присутствует.
Что касается тех качеств, которые присущи нашим респондентам, обращает на себя внимание тот факт, что такие черты, как «уверенность», «позитивность», «саморефлексия», «инвестиции в себя» и «инициативность», несколько чаще свойственны молодежи, чем представителям возрастной группы старше 36 лет.
Качества потенциальных инноваторов
(без ограничений по количеству выбираемых вариантов)
Личные качества, присущие респондентам |
Данные по массиву, % |
Ответы людей 18–35 лет, % |
Ответы людей 36 лет и старше, % |
1. Целеустремленность |
64 |
66 |
62 |
2. Активность |
72 |
74 |
70 |
3. Уверенность |
33 |
40 |
26 |
4. Позитивность |
49 |
60 |
38 |
5. Ответственность |
82 |
78 |
86 |
6. Независимость |
37 |
38 |
36 |
7. Профессионализм |
22 |
22 |
22 |
8. Самореализация |
42 |
48 |
36 |
9. Саморефлексия |
14 |
20 |
8 |
10. Креативность |
26 |
32 |
20 |
11. Мобильность |
41 |
40 |
42 |
12. Инвестиции в себя |
18 |
30 |
6 |
13. Инициативность |
37 |
44 |
30 |
Немаловажным фактом отнесения индивидов к инноваторам является их отношение к перспективам дальнейшего личностного развития. Имеют много планов, разносторонние интересы, многое стараются реализовать 42% опрошенных; имеют четкие цели и последовательно добиваются их осуществления 40%; не имеют определенных интересов, целей 18% опрошенных.
Важным было кроме этого узнать об оценке респондентами собственного будущего. Большинство респондентов оценивают его оптимистично – 76% (молодежь – 82%, респонденты старше 36 лет – 70%). Имеют пессимистичный взгляд на свое будущее лишь 11% респондентов. Не задумывались о будущем 13% опрошенных.
Немалая часть опрошенных нами респондентов воспитывают детей, в связи с чем необходимо было узнать о том, достаточно ли сил и времени потенциальные инноваторы тратят на них. Значительная часть анкетируемых (58,7%) указали, что несмотря на то, что работе они посвящают много времени, все же стараются, чтобы дети получали не только уход, но полноценное внимание, любовь, гармоничное воспитание и всестороннее развитие – для этого они не жалеют ни сил, ни времени, ни денег. Не работают и имеют достаточно много свободного времени, которое преимущественно тратят на общение, развитие, уход за своими детьми, 6,9%; респонденты, которые много работают и воспитанием детей которых занимается супруг(а) и/или ближайшие родственники, также составили 6,9% опрошенных; преимущественно заботятся об обеспечении детей всем необходимым для их жизни: питанием, одеждой, обувью, предметами быта и прочим – 10,3% респондентов; в очень редкие минуты могут позволить себе пообщаться со своими детьми на темы, которые их волнуют, 5,2% опрошенных; работают и свое свободное время тратят по ситуации, необходимости: не могут сказать, что сильно вкладывают в своих детей, считают их достаточно самостоятельными и умеющими находить для себя интересные занятия и секции 12% респондентов.
Согласно мнению ряда исследователей [6], к социальным инноваторам (людям XXI в.) относятся индивиды, приобщенные как минимум к шести и более из перечисленных практик. Среди них по результатам нашего исследования: 1) использование мобильных телефонов (айфонов, смартфонов), планшетов (100% респондентов); 2) оплата товаров и услуг пластиковыми картами (97% респондентов); 3) наличие кредита в банке (48%, респондентов старше 36 лет и 20% опрошенной молодежи); 4) наличие водительского удостоверения на право управления автомобилем (51% респондентов); 5) посещение зарубежных стран (32%); 6) использование авиалиний для перемещения (42%); 7) наличие дополнительного образования (имеют 38% молодежи и 30% респондентов старше 36 лет); 8) посещение косметических салонов, фитнес-центров (68% участников опроса старше 36 лет и 60% молодежи); 9) покупка туристического и/или спортивного снаряжения (48% молодежи и 26% анкетируемых старше 36 лет); 10) пользование услугами по доставке товаров на дом (79% опрошенных); 11) обращение с иностранной валютой (30%); 12) вложение средств в акции и другие виды ценных бумаг (4%); 13) стремление оптимизировать свое время, занятия тайм-менеджментом (37% опрошенных). Таким образом, как минимум треть опрошенных нами в г. о.Тольятти лиц можно отнести к инноваторам – людям с активным финансовым поведением, использующим новые технологии, стремлением к расширению жизненного горизонта, оптимизацией своего времени и заботой о своем здоровье и внешности [7].
Подводя итоги, отметим: анализируемые нами параметры – это характеристики, по которым можно следить о возможностях роста инновационности российского общества. На наш взгляд, наиболее инновационно активными являются лица, чей возраст варьируется в пределах от 25 до 45 лет. Их относительная молодость и наличие социальной энергии и обладание не менее ценным жизненным опытом, экономическим и социальным капиталами способствуют не только собственному продвижению, но и общественному прогрессу. Заметим, что на сегодняшний день наметилась тенденция к некоторому увеличению численности инновационного слоя в Самарской области. Данному процессу способствуют не столько государственная поддержка различных инновационных проектов, сколько рост гражданских инициатив.