Англосаксонскую правовую семью в научных кругах часто называют семьей общего права. Аргументами в пользу этого является ряд факторов: 1) само англосаксонское право – это исторический этап в становлении английского права, так называемый период подготовки становления общего права. Из-за этого употребление термина «англосаксонский» встречает за пределами Европейского континента массу нареканий и предстает там абсурдным [1]; 2) термин «общее право» отражает все же более полное представление о странах, пользующихся правом, зародившимся в Англии. Само английское право не является общим правом ни Соединенного Королевства, ни правом Великобритании, сфера применения ограничивается только Англией и Уэльсом [2]. Но именно изучение английского права важно для формирования представления об общем праве, которое, зародившись в Англии, распространилось далеко за пределы Великобритании. Английское право является своеобразным ядром в системе общего права [3]. Исторический подход к изучению общего права помогает выявить и понять основные тенденции в становлении, развитии и его распространении, характерные особенности его применения [4]. «При изучении английского права знание истории еще более необходимо, чем при изучении континентального права» [5], и история общего права – это в большей мере история английского права.
В научной литературе, как правило, выделяют четыре основных периода. Первый период – англосаксонский, период формирования предпосылок создания общего права (до 1066 г.). Второй период – период становления и утверждения общего права, который длился с завоевания Англии нормандцами (1066 г.) до окончания войны Алой и Белой розы (1485 г.). Третий период охватывает исторический отрезок времени с 1485 по 1832 г., когда альтернативой общему праву становится право справедливости. И четвертый период – существование общего права вместе со статутным правом и их взаимоотношения в современной системе политических, общественных и правовых отношениях (с 1832 г. по сегодняшний день). Каждый из этих периодов вносил определенные черты и формировал важные признаки современного английского права.
Англосаксонский период
Период в истории Англии, предшествовавший нормандскому завоеванию, собственно, и носит название англосаксонского. Характеризуют этот период многочисленные обычаи и законы варварских племен германского происхождения (англов, саксов, ют, датчан), проживавших в то время на территории Англии [6]. Общего права для страны не существовало, пользовались не связанными между собой в единую систему местными, локальными обычаями.
Господство римлян, продолжавшееся почти четыре века, оставило свой след в становлении английской культуры (в наследство от римлян англичанам досталась роза как символ государства, развитая дорожная система, латинский язык и система отопления), однако что касается права, то к нему это в основном не относится.
Причиной этого, скорее всего, являлась очевидная разница в уровне развития и цивилизованности римлян и покоренных германских племен. Римляне никогда не ассимилировались с местным населением. Их отношения строились, как и подобает завоевателям и покоренным. Поэтому римское право было лишь частью властного аппарата, и с помощью него преимущественно регулировались отношения между самими же римлянами. Римское право «покинуло» территорию Англии вместе с римскими легионами в начале V в. Но косвенное влияние римской правовой культуры сохранялось в последующие периоды. В Оксфордском и Кембриджском университетах были созданы кафедры по изучению римского права. На основе норм римского права разрешались споры в торговых городских судах и церковных судах. Однако это влияние было незначительным по сравнению с другими европейскими странами.
После ухода римлян доминанта правового регулирования перешла в руки германских племен с их традициями и обычаями. Несмотря на немногочисленные сведения и малую известность права англосаксонской эпохи, многие авторы все же выделяют такие его особенности, как неписаный характер, влияние на его становление римского права, обычаев и традиций германских племен, неупорядоченный характер.
Все меняется с момента принятия Англией христианства в 696 г. Высшим источником власти и правосудия была признана королевская власть, возросло значение церковных актов, судебных решений и законов короля.
Законы начинают составляться по европейским образцам с одним лишь отличием: писались они не на латыни, а на англосаксонском языке. В отличие от современного права, современных законов, законы, появляющиеся с принятием христианства, как и остальные варварские законы, охватывали лишь узкий круг правоотношений в обществе, наиболее распространенных в то время. Например, король Этельберг в своем законе (ок. 600 г.) ограничился несколькими десятками коротких фраз. Вкупе с действовавшими тогда обычаями и традициями законы Этельберга отражали родоплеменной характер общества и особенности децентрализованного государства. Переход от родоплеменного строя к феодальному государству ознаменовали Законы короля Кнута, составленные в более поздний период (1017–1035 гг.).
С этого времени создавались объективные предпосылки создания централизованного государства со своим общим для всей территории страны правом. Но, как известно из источников, этого не произошло вплоть до нормандского завоевания в 1066 г., до появления жизненно важной необходимости как в централизованном государстве, так и в общем для страны праве.
Становление общего права (1066–1485 гг.)
«1066 год, Гастингс – эта дата принадлежит Истории, эта дата принадлежит праву» [7]. Именно в этот год произошло нормандское завоевание Англии, но само по себе оно не изменило существовавшего порядка. Вильгельм Завоеватель пришел к власти, опираясь не на права завоевателя, а руководствуясь наследственными титулами. Им было сохранено действие англосаксонского права, в доказательство этого сегодня можно увидеть, что в ряде случаев английские юристы ссылаются на законы англосаксонской эпохи либо даже применяют их.
Вместе с тем нормандское завоевание принесло в Англию сильную централизованную власть. С этого времени общинно-племенная эпоха канула в Лету, наступил период феодализма.
Английский феодализм не был похож на континентальный. После завоевания нормандские сеньоры оказались в побежденной стране, которая для них была неизвестна, порядки и нравы которой они презирали. Они были вынуждены сгруппироваться вокруг короля, чтобы защитить свои наделы от посягательств варварских племен. Тем самым усиливалась зависимость от короля, что впоследствии могло вылиться в недовольство сеньоров. Этого королю удалось избежать благодаря тому, что при распределении земельных наделов они выдавались не сплошным массивом, а разрозненными участками, суммарный размер которых был невелик. Тем самым феодалы не могли соперничать с королем. Затруднительно было и создание своей армии: во-первых, из-за размера наделов, во-вторых, из-за их географического положения.
В 1086 г. была создана «Книга страшного суда», в которой указывались все существовавшие поместья и дворы, то есть была проведена ревизия материальных ресурсов, принадлежавших королю. Она привнесла в английский феодализм организацию и дисциплинированность. Дух военной организованности и дисциплины оказал влияние и на формирование общего для всей Англии права.
Черты складывающегося общего права определялись постепенно. Оно становилось противовесом действовавшим на местах обычаям и традициям. Но появилось оно не сразу после нормандского завоевания. К 1066 г. его еще не существовало. Для решения судебных дел существовали Суд графства (собрание свободных людей) и его подразделение – Суд Сотни. После завоевания норманнами эти суды были преобразованы в феодальную юрисдикцию (суды баронов, манорские суды), которые также судили, руководствуясь местными обычаями и традициями. В сфере церковной юрисдикции действовало общее для всего христианства каноническое право. Существовал также Суд Короля, решавший дела, связанные с нарушениями общественного порядка, а также при невозможности разрешения дела в феодальных судах. Но это ограничение в компетенции суда не мешало массовому обращению частных лиц к его защите. Число этих обращений постоянно возрастало, что привело к его расширению и преобразованию в королевский суд. Именно благодаря деятельности королевских судов (получивших название Вестминстерских по месту своего заседания с XIII в.) было создано общее право. Круг дел, решавшийся этими судами, был ограничен. Это были дела, связанные с королевскими финансами и налогами (рассматривались Судом Казначейства), публичные дела и вопросы, затрагивающие интересы государства (Суд Королевской скамьи), дела частных лиц о недвижимости и земельной собственности (Суд общих тяжб), гражданские и уголовные по округам (Суд ассизов). Позже деление по компетенции отпало, и каждый из этих судов был вправе рассматривать все дела, попадающие под юрисдикцию королевских судов. Все же остальные дела, выходившие из круга королевской юрисдикции, могли рассматриваться местными судами общины (как правило, на основе норм общего права); судами баронов (феодалов), церковными судами (на основе положений канонического права).
Королевские судьи стремились к расширению своей юрисдикции. Это давало возможность увеличить доходы, которые получала казна за рассмотрение дел. Кроме того, король хотел усилить свою власть в королевстве, в том числе и судебную. И частные лица все чаще обращались к королевским судьям, безусловно признавая их верховенство, так как именно королевские суды могли обязать ответчика явиться в суд и наряду с церковью могли обязать подданных принять присягу. Это позволило несколько изменить систему судопроизводства и привлечь в рассмотрение ряда дел присяжных заседателей, которые были местными жителями и хорошо знали местные обычаи и традиции. Это помогало королевским судьям принимать справедливые решения с точки зрения устоявшихся локальных норм. Фактически до XIV в. правой обычай оставался основным источником права в Англии. Например, при разрешении дела обвиняемый мог сказать, что к нему не должны применяться нормы общего права, так как в отношении него действуют обычаи той местности, в которой он проживает. И кроме того, учитывались свидетельские показания местных жителей, подтверждавших существование такого обычая. В таком случае норма общего права не применялась [8]. И лишь к концу XIV в. общее право взяло верх над правовым обычаем.
Общее право и право справедливости (1485–1831 гг.)
С дальнейшим развитием общего права оно превратилось в правовую систему всей Англии. Но связанная жестким формализмом и узкой компетенцией юрисдикция королевских судов переставала удовлетворять частных лиц. Это могло привести к судебной реформе и к отмиранию общего права. Изменения произошли (сложившееся английское право было далеко от современного), но и общее право не исчезло. Этот поворот в истории английского права, наоборот, укрепил его. Изменения в праве Англии были обусловлены появлением права справедливости. Частные лица, при невозможности получения желаемого результата в Вестминстерских судах, обращались непосредственно к королю, поскольку он, передав часть полномочий королевским судам, все же сохранял полномочия выносить решения лично. Эти решения и явились основанием нового свода судебных решений, который в будущем стал развиваться быстрыми темпами. С возрастанием подобных обращений право выдавать эти решения было поручено канцлеру. Канцлер был весьма значимой фигурой, являясь первым сановником короля. До 1529 г. он был исповедником Его Величества, и о нем говорили как о совести короля. Постепенно выдаваемые королем, а впоследствии канцлером, решения стали играть роль поправок к общему праву, к тому же действенных, так как выносимое канцлером решение от имени короля могло принудить к какому-либо действию или бездействию, обеспечить выполнение обязательств в натуре. До династической войны это были решения по справедливости.
Деятельность короля была на долгое время парализована из-за войны Алой и Белой розы. В связи с этим возросла роль канцлера, и он по поручению Королевского совета стал выносить решения как самостоятельный судья. Сменился и характер справедливости. Теперь канцлер выносил решения даже в случаях прямого обращения в его юрисдикцию, а не только в случае конкретного рассмотрения дела после применения общего права. Тем самым исчезла его исключительность. Наряду с действовавшим общим правом сформировалась в дополнение к нему система – суд лорда канцлера, и к XVI в. это уже был отдельно действовавший суд, заседавший в Вестминстере и решавший все возрастающее число дел. Этот суд подрывал основы общего права. Он был пропитан духом римского и канонического права, где обвинительной, устной, публичной с дозволением участия жюри, процессуальной системе общего права противостоял письменный, тайный, инквизиторский, не допускающий участия суда присяжных процесс.
Возрастание компетенции суда канцлера привело к конфликту с судами общего права. (У конфликта были и политические причины: суд канцлера поддерживал королевский абсолютизм, а суды общего права были за демократические идеи.) С конца XVI в. общему праву удалось серьезно ограничить деятельность суда канцлера. Это удалось благодаря тому факту, что решения суда канцлера не исполнялись напрямую. В случае неповиновения именно суды общего права предписывали арестовать нарушителя или наложить секвестр на его имущество. А с наступлением конфликта суды общего права заявили, «что они будут считать действовавшим в условиях законной обороны того, кто воспротивится этим мерам, даже если он убьет чиновника, на которого канцлер возложил исполнение» [9]. Сопротивление судей было учтено королевской властью, и в итоге был достигнут компромисс: сохранилось равновесие сил как судов общего права, так и суда канцлера.
Этот компромисс не явился результатом какого-либо закона или решения. Наоборот, в 1616 г., при решении очень строгого конфликта между судами общего права и суда канцлера, король Яков I высказался в пользу последнего.
Однако канцлер решил не испытывать судьбу и в 1621 г. допустил обжалование решений своего суда в Палате лордов. Суды же общего права допускали вмешательство лорда канцлера, если основанием для этого являлся прецедент. Поэтому английское право сохранило двойственную структуру вплоть до наших дней. Вместе с общим правом действует и право справедливости, вносящее уточнения в формулировки права общего.
Современный период (с 1832 г.)
С XIX в. началась новая череда перемен в английском праве. Отправной точкой явился 1832 г. [10] Именно тогда произошло усиление демократических идей в стремительно меняющемся обществе. На модернизацию английского права начинают действовать два аспекта: с одной стороны, влияет развитие письменного права, которое становится важной составляющей английского права, с другой – изменение судоустройства и процессуальных институтов, которое следует за потребностями современного общества. Необходимо отметить и те изменения, которые являются следствием вступления Великобритании в Европейский Союз, а затем и выход из него (Brexit).
В Великобритании, являющейся конституционной монархией, королева представляет государство (корону), а исполнительная власть находится в руках у премьер- министра (премьер-министр обычно является главой партии, победившей на выборах в Палату общин). Английский парламент (Палата общин и Палата лордов) осуществляет законодательную власть.
Поначалу все законы, принятые путем общего голосования в парламенте, играли определенную роль, но из-за своего количества и механизма претворения в жизнь не являлись в представлении английских юристов сводом правовых постановлений. В конце XIX в. и в XX в. парламентом было принято большое количество законов, и за писаным правом стали видеть основу модернизации и дальнейшего прогресса права. Одни законы закрепляли судебные решения и делали их более понятными, другие реформировали традиционные институты для большей привязки их к жизненным реалиям. Но писаное право не исказило природу английского права. Английские нормативно-правовые акты составляются, ориентируясь на последующее включение в правовую систему, основу которой составляют судебные решения. Несомненно, роль законодательства возросла, но оно не вступает в конфликт с системой права, а гармонично дополняет его.
Изменения затронули и суды. Реформа 1873–1875 гг. упразднила различия между судами общего права и судами справедливости, учредив Высокий суд.
В Высоком суде полномочия делили между собой три отделения: компетенцией бывших судов общего права наделено Отделение королевской скамьи; суд справедливости реорганизовался в Службу канцлера; третье отделение рассматривало дела, связанные с завещаниями, разводами, дела адмиралтейства, которые раньше решали специальные судебные органы (морские и церковные суды). Вместе тем теперь любой судья из трех отделений, взяв под свой контроль рассмотрение какого-либо дела, применял как нормы общего права, так и права справедливости. После принятия акта о судах 1971 г. для рассмотрения тяжких уголовных преступлений в Высоком суде был сформирован Суд короны.
В 2005 г. судебная система претерпела серьезные изменения – на основе Акта о конституционной реформе был создан Верховный Суд Великобритании (начал функционировать с 1 октября 2009 г.), которому были переданы все полномочия Апелляционного комитета Палаты лордов (являвшегося до этого момента высшей судебной инстанцией для судов общей юрисдикции и возглавлявшейся лордом канцлером). Кроме того, Верховный Суд получил ряд полномочий Судебного комитета Тайного совета (вопросы о делегировании части государственных полномочий местным органам власти Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии).
Влияние на английское право оказало и вступление Великобритании в Евросоюз. Акт о Европейском сообществе интегрировал в английское право европейские договоры, а Палатой лордов было установлено, что в случае, когда закон противоречит нормативно-правовым актам Европейского Союза, суды вправе отказаться от его применения. Очень большое значение имеет включение во внутреннее законодательство Европейской конвенции по правам и свободам человека. Так как суверенитет английского парламента делал невозможным отказ судов от принятия решений, противоречащих основным положениям Конвенции, то был принят закон, который интегрировал их в соответствующих формулировках в английское право (Акт о правах человека). При обнаружении несоответствия нормы внутреннего закона Конвенции судьи имели право внести изменения в соответствующий нормативно-правовой акт по упрощенной системе коррекционного постановления. Это вдохновило суды на осуществление контроля повсеместно, а не только при нарушении прав и свобод человека.
23 июня 2016 г. в Великобритании прошел референдум по вопросу выхода из Европейского Союза. Сторонники победили, набрав 51,89%, и выход стал просто вопросом времени [11]. В марте 2017 г. королевой Великобритании был подписан Закон о запуске процедуры выхода. По мере реализации процедуры Brexit Великобритания сталкивается с многочисленными проблемами прежде всего юридического характера. Это вопросы приоритета английского или европейского права при решении споров. До 2019 г. Великобритания откажется от существующей правовой системы, в рамках которой гражданские, коммерческие и семейные споры решались по Брюссельскому регламенту, определявшему вопросы юрисдикции судов стран – членов Европейского Союза. В результате выхода из Евросоюза Брюссельский регламент может утратить силу на территории Британии, что приведет к основополагающим последствиям: Европейский Суд больше не будет являться высшей судебной инстанцией для судов Великобритании; его решения не будут рассматриваться как обязательные для выполнения британскими судами, что приведет к значительному росту спорных ситуаций и неоднозначным правовым решениям.
Brexit обозначает для английского права новые перспективы развития. Но нормативные правовые основы выхода Великобритании из Евросоюза находятся в стадии разработки, и оценивать перспективы его реализации на сегодняшний день представляется преждевременным.