Full text

В целях эффективного планирования в направлении устойчивого развития и оптимизации функционирования существующих транспортных систем в крупных городах необходимо оценить текущее состояние вещей. Сложность задачи заключается в определении регулярных методов, показателей и наборов показателей для оценки эффективности работы в направлении устойчивого развития и благоустроенности.
Индикатор устойчивого развития – это количественная информация, которая показывает изменение состояния системы или среды в течение определенного периода времени [1].

Не вызывает сомнений тот факт, что самые подробные и приближенные к действительности исследования должны базироваться на полном наборе показателей. Однако на настоящий момент российская статистика не располагает полным спектром подобных репрезентативных показателей [2, 3].

Приведем примеры существующих в мире систем показателей и синтезируем комплекс показателей, который в наибольшей мере соответствует области целей и задач устойчивого развития, значимой на настоящий период, обозначенной ранее [4].

Мировое признание получила система экологических показателей Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая представлена моделью «давление-состояние-реакция» (ДСР), см. рисунок. Суть модели ДСР заключается в следующем: «человек своей деятельностью оказывает “давление” на окружающую среду и изменяет количество и качество природных ресурсов (“состояние”); общество реагирует на эти изменения путём изменения государственной политики, изменения общественного сознания и поведения (“реакция на давление”)» [5].

Общим показателем, заменяющим Валовой внутренний продукт (ВВП) в качестве совокупной меры экономического прогресса, является Генеральный индикатор прогресса (ГИП) (англ. Genuine Progress Indicator, GPI). ГИП выражается в денежных единицах разницы между категориями выгод и издержек [6].

 

 

 

Модель «давление-состояние-реакция»

 

ГИП отображает дихотомичность процесса роста экономики и пагубного техногенного воздействия на окружающую среду и социальный сектор. Показатель способствует разработке долгосрочной стратегии для улучшения состояния окружающей среды, динамичного развития экономики и социальной сферы. В отличие от ВВП, он учитывает издержки на борьбу с загрязнением окружающей среды, потери в связи с истощением невозобновляемых природных ресурсов, дорожно-транспорт­ными и криминальными происшествиями, с безработицей. Также учитываются и доходы, упущенные показателем ВВП: прибыль от домашнего и волонтерского труда, от снижения транспортной усталости, отсутствие использования лекарственных препаратов, значимость абсолютного приращения доходов для малообеспеченных категорий граждан [7].

На основе анализа 11 научных работ с общим количеством предложенных индикаторов 297 М. Блюменфелд выработал систему, состоящую из 16 показателей, и применил ее для сравнения уровня устойчивости развития транспортных систем в таких мегаполисах, как Дели, Сан-Пауло и Нью-Йорк [8].

Наряду с представлением общих целей устойчивого развития и задач планирования транспортных систем результатом анализа и классификации Т. Литманом материала более 150 научных работ [9] стала модель основных показателей функционирования в экономическом, социальном и экологическом секторах (Приложение А – Ключевые цели, задачи и индикаторы устойчивого развития транспорта).

На основе модели Т. Литмана был более детально разработан комплекс задач и мероприятий по достижению целей и набор показателей функционирования для устойчивого развития транспортных систем в наиболее значимой для настоящего этапа развития, ранее выделенной области направлений устойчивого развития (Зона «А») [10], представленный ниже в табл. 1–6.

Таблица 1

Цель устойчивого развития транспортных систем – многоплановость

(разносторонность) транспортных систем, 14 баллов – 87,5%

 

Сектор общих целей устойчивого развития

Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. – Показатели функционирования

Экономический

Интеграция транспортной системы. – Количество средств, отчисляемых на развитие транспортных систем

Социальный

Открытость транспортной системы для всех категорий граждан, в том числе для малообеспеченных групп граждан, людей с ограниченными возможностями и др. – Разносторонность транспортной системы.

Минимизировать риск аварий, несчастных случаев и преступлений. Способствовать поддержанию хорошей физической формы. – Количество несчастных случаев (повреждений и летальных исходов) на душу населения. Количество преступлений на транспорте. Воздействие на человека вредных веществ

Экологический

Сокращение количества вредных выбросов и воздействий, ведущих к глобальному потеплению и изменению климата. – Выбросы парниковых газов (CO2, CFCs, CH4 и др.) на душу населения. Сокращение вредных выбросов.

Сокращение воздействия других опасных веществ. – Выбросы веществ (PM, VOCs, NOx, CO и др.) на душу населения. Стандарты качества воздуха и планы управления.

Минимизировать шумовое воздействие. – Установка норм шумового и вибрационного воздействия.

Минимизировать загрязнение воды. – Контроль над утечками вредных веществ, использованной нефтью, ливневыми водами. Площади загрязненной поверхности воды на душу населения. Количество потребления топлива на душу населения

 

Таблица 2

Цель устойчивого развития транспортных систем – контроль и регулирование спроса. Эффективное ценообразование и определение приоритетов,

13 баллов – 81,25%

 

Сектор общих целей устойчивого развития

Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. – Показатели функционирования

Экономический

Продуктивность транспортной системы. – ВВП (ВРП) на душу населения.

Эффективное ценообразование и стимулирование. – Продуктивное ценообразование (дороги, парковки, страхование, топливо и т. д.). Разумное определение приоритетов.

Эффективный оперативный менеджмент и разумное управление активами с целью повышения доходности. – Результаты аудита деятельности. Стоимость услуг доставки по сравнению с другими компаниями в отрасли. Качество сервиса

Экологический

Минимизировать пространство, занятое под транспортную инфраструктуру. Способствовать экономному использованию земельного пространства. Создать благоприятные условия жизнедеятельности. – Площадь, занятая под транспортную инфраструктуру, на душу населения. Поддержка высокотехнологичного развития. Принятие мер по защите сельскохозяйственных земель и сохранению среды обитания

Эффективное управление и планирование

Четкое определение процесса планирования. Всесторонний интегрированный анализ. Усиленное вовлечение населения в процесс планирования. Лизинговое планирование (инвестиции в наиболее выгодные решения). – Ясная формулировка целей, задач, методов выполнения задач и показателей деятельности. Доступность информации и документации планирования. Количество граждан, занятых в процессе планирования. Спектр задач, вариантов и результатов планирования. Направление финансирования на развитие альтернативных видов транспорта, наиболее удачные решения, контроль и регулирование спроса

 

Таблица 3

Цель устойчивого развития транспортных систем – рациональное

использование ресурсов (энергии и территории), 12 баллов – 75%

 

Сектор общих целей устойчивого развития

Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. – Показатели функционирования

Экономический

Минимизация затрат на энергоносители, в частности, импорт нефти. – Количество энергии на душу населения, потребляемой в сфере транспорта. Количество импорта топлива на душу населения

 

Таблица 4

Цель устойчивого развития транспортных систем – доступность

землепользования (высокотехнологичное развитие), 12 баллов – 75%

 

Сектор общих целей устойчивого развития

Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. – Показатели функционирования

Экономический

Обеспечить максимальную транспортную доступность. – Количество времени на душу населения, проведенного в дорожных заторах.

Экономическое и деловое развитие. – Доступ к образовательным учреждениям и месту работы. Поддержка местного отечественного производства.

Обеспечение доступа граждан к товарам и услугам, местам отдыха. – Доступность и качество разнообразных видов транспорта (пешеходного, велосипедного, общественного, проката транспортных средств)

Социальный

Защита и сохранение культурного наследия. Развитие программ культурных мероприятий. – Сохранение национальных традиций и культурных ценностей. Развитие национальных общин

 

Таблица 5

Цель устойчивого развития транспортных систем – доступность по цене,

11 баллов – 68,75%

 

Сектор общих целей устойчивого развития

Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. – Показатели функционирования

Экономический

Все граждане должны иметь возможность свободного доступа к основным товарам и услугам, местам отдыха. – Количество малообеспеченных граждан, которые тратят более 20% на транспортные расходы

Социальный

 

Открытость транспортной системы для всех категорий граждан, в том числе для малообеспеченных групп граждан, людей с ограниченными возможностями и др. – Количество направлений, доступных для малообеспеченных граждан и людей с ограниченными возможностями

 

Таблица 6

Цель устойчивого развития транспортных систем – системная интеграция,

10 баллов – 62,5%

 

Сектор общих целей устойчивого развития

Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. – Показатели функционирования

Экономический

Интеграция транспортной системы. – Количество средств, отчисляемых на развитие транспортных систем

Социальный

 

Минимизировать риск аварий, несчастных случаев и преступлений. Способствовать поддержанию хорошей физической формы. – Объем пешего и велосипедного пробега.

Поддержка инициатив по созданию открытых объединяющих сообществ. Поддержание целостности сообществ. – Эффективное землепользование. Развитие пешеходного и велосипедного движения. Качество ландшафтного дизайна транспортной инфраструктуры

В данной статье выработан комплекс показателей для устойчивого развития транспортных систем крупных городов по шести направлениям: многоплановость транспортных систем; контроль и регулирование спроса; эффективное ценообразование и определение приоритетов; рациональное использование ресурсов (энергии и территории); доступность землепользования (высокотехнологичное развитие); доступность по цене; системная интеграция, обозначенным на данный момент как основные, требующие незамедлительной разработки и принятия мер с целью сохранения безопасных и эффективных условий жизнедеятельности. Классификация представлена в трех секторах: экономическом, социальном и экологическом. Данный комплекс показателей дает возможность единообразно оценивать условия функционирования транспорта и управлять процессами. Следующим шагом является нахождение инструментов и методов на основе разработанного комплекса для достижения устойчивого развития городов и их транспортных систем.