В целях эффективного планирования в направлении устойчивого развития и оптимизации функционирования существующих транспортных систем в крупных городах необходимо оценить текущее состояние вещей. Сложность задачи заключается в определении регулярных методов, показателей и наборов показателей для оценки эффективности работы в направлении устойчивого развития и благоустроенности.
Индикатор устойчивого развития – это количественная информация, которая показывает изменение состояния системы или среды в течение определенного периода времени [1].
Не вызывает сомнений тот факт, что самые подробные и приближенные к действительности исследования должны базироваться на полном наборе показателей. Однако на настоящий момент российская статистика не располагает полным спектром подобных репрезентативных показателей [2, 3].
Приведем примеры существующих в мире систем показателей и синтезируем комплекс показателей, который в наибольшей мере соответствует области целей и задач устойчивого развития, значимой на настоящий период, обозначенной ранее [4].
Мировое признание получила система экологических показателей Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая представлена моделью «давление-состояние-реакция» (ДСР), см. рисунок. Суть модели ДСР заключается в следующем: «человек своей деятельностью оказывает “давление” на окружающую среду и изменяет количество и качество природных ресурсов (“состояние”); общество реагирует на эти изменения путём изменения государственной политики, изменения общественного сознания и поведения (“реакция на давление”)» [5].
Общим показателем, заменяющим Валовой внутренний продукт (ВВП) в качестве совокупной меры экономического прогресса, является Генеральный индикатор прогресса (ГИП) (англ. Genuine Progress Indicator, GPI). ГИП выражается в денежных единицах разницы между категориями выгод и издержек [6].
Модель «давление-состояние-реакция»
ГИП отображает дихотомичность процесса роста экономики и пагубного техногенного воздействия на окружающую среду и социальный сектор. Показатель способствует разработке долгосрочной стратегии для улучшения состояния окружающей среды, динамичного развития экономики и социальной сферы. В отличие от ВВП, он учитывает издержки на борьбу с загрязнением окружающей среды, потери в связи с истощением невозобновляемых природных ресурсов, дорожно-транспортными и криминальными происшествиями, с безработицей. Также учитываются и доходы, упущенные показателем ВВП: прибыль от домашнего и волонтерского труда, от снижения транспортной усталости, отсутствие использования лекарственных препаратов, значимость абсолютного приращения доходов для малообеспеченных категорий граждан [7].
На основе анализа 11 научных работ с общим количеством предложенных индикаторов 297 М. Блюменфелд выработал систему, состоящую из 16 показателей, и применил ее для сравнения уровня устойчивости развития транспортных систем в таких мегаполисах, как Дели, Сан-Пауло и Нью-Йорк [8].
Наряду с представлением общих целей устойчивого развития и задач планирования транспортных систем результатом анализа и классификации Т. Литманом материала более 150 научных работ [9] стала модель основных показателей функционирования в экономическом, социальном и экологическом секторах (Приложение А – Ключевые цели, задачи и индикаторы устойчивого развития транспорта).
На основе модели Т. Литмана был более детально разработан комплекс задач и мероприятий по достижению целей и набор показателей функционирования для устойчивого развития транспортных систем в наиболее значимой для настоящего этапа развития, ранее выделенной области направлений устойчивого развития (Зона «А») [10], представленный ниже в табл. 1–6.
Таблица 1
Цель устойчивого развития транспортных систем – многоплановость
(разносторонность) транспортных систем, 14 баллов – 87,5%
Сектор общих целей устойчивого развития |
Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. – Показатели функционирования |
Экономический |
Интеграция транспортной системы. – Количество средств, отчисляемых на развитие транспортных систем |
Социальный |
Открытость транспортной системы для всех категорий граждан, в том числе для малообеспеченных групп граждан, людей с ограниченными возможностями и др. – Разносторонность транспортной системы. Минимизировать риск аварий, несчастных случаев и преступлений. Способствовать поддержанию хорошей физической формы. – Количество несчастных случаев (повреждений и летальных исходов) на душу населения. Количество преступлений на транспорте. Воздействие на человека вредных веществ |
Экологический |
Сокращение количества вредных выбросов и воздействий, ведущих к глобальному потеплению и изменению климата. – Выбросы парниковых газов (CO2, CFCs, CH4 и др.) на душу населения. Сокращение вредных выбросов. Сокращение воздействия других опасных веществ. – Выбросы веществ (PM, VOCs, NOx, CO и др.) на душу населения. Стандарты качества воздуха и планы управления. Минимизировать шумовое воздействие. – Установка норм шумового и вибрационного воздействия. Минимизировать загрязнение воды. – Контроль над утечками вредных веществ, использованной нефтью, ливневыми водами. Площади загрязненной поверхности воды на душу населения. Количество потребления топлива на душу населения |
Таблица 2
Цель устойчивого развития транспортных систем – контроль и регулирование спроса. Эффективное ценообразование и определение приоритетов,
13 баллов – 81,25%
Сектор общих целей устойчивого развития |
Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. – Показатели функционирования |
Экономический |
Продуктивность транспортной системы. – ВВП (ВРП) на душу населения. Эффективное ценообразование и стимулирование. – Продуктивное ценообразование (дороги, парковки, страхование, топливо и т. д.). Разумное определение приоритетов. Эффективный оперативный менеджмент и разумное управление активами с целью повышения доходности. – Результаты аудита деятельности. Стоимость услуг доставки по сравнению с другими компаниями в отрасли. Качество сервиса |
Экологический |
Минимизировать пространство, занятое под транспортную инфраструктуру. Способствовать экономному использованию земельного пространства. Создать благоприятные условия жизнедеятельности. – Площадь, занятая под транспортную инфраструктуру, на душу населения. Поддержка высокотехнологичного развития. Принятие мер по защите сельскохозяйственных земель и сохранению среды обитания |
Эффективное управление и планирование |
Четкое определение процесса планирования. Всесторонний интегрированный анализ. Усиленное вовлечение населения в процесс планирования. Лизинговое планирование (инвестиции в наиболее выгодные решения). – Ясная формулировка целей, задач, методов выполнения задач и показателей деятельности. Доступность информации и документации планирования. Количество граждан, занятых в процессе планирования. Спектр задач, вариантов и результатов планирования. Направление финансирования на развитие альтернативных видов транспорта, наиболее удачные решения, контроль и регулирование спроса |
Таблица 3
Цель устойчивого развития транспортных систем – рациональное
использование ресурсов (энергии и территории), 12 баллов – 75%
Сектор общих целей устойчивого развития |
Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. – Показатели функционирования |
Экономический |
Минимизация затрат на энергоносители, в частности, импорт нефти. – Количество энергии на душу населения, потребляемой в сфере транспорта. Количество импорта топлива на душу населения |
Таблица 4
Цель устойчивого развития транспортных систем – доступность
землепользования (высокотехнологичное развитие), 12 баллов – 75%
Сектор общих целей устойчивого развития |
Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. – Показатели функционирования |
Экономический |
Обеспечить максимальную транспортную доступность. – Количество времени на душу населения, проведенного в дорожных заторах. Экономическое и деловое развитие. – Доступ к образовательным учреждениям и месту работы. Поддержка местного отечественного производства. Обеспечение доступа граждан к товарам и услугам, местам отдыха. – Доступность и качество разнообразных видов транспорта (пешеходного, велосипедного, общественного, проката транспортных средств) |
Социальный |
Защита и сохранение культурного наследия. Развитие программ культурных мероприятий. – Сохранение национальных традиций и культурных ценностей. Развитие национальных общин |
Таблица 5
Цель устойчивого развития транспортных систем – доступность по цене,
11 баллов – 68,75%
Сектор общих целей устойчивого развития |
Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. – Показатели функционирования |
Экономический |
Все граждане должны иметь возможность свободного доступа к основным товарам и услугам, местам отдыха. – Количество малообеспеченных граждан, которые тратят более 20% на транспортные расходы |
Социальный
|
Открытость транспортной системы для всех категорий граждан, в том числе для малообеспеченных групп граждан, людей с ограниченными возможностями и др. – Количество направлений, доступных для малообеспеченных граждан и людей с ограниченными возможностями |
Таблица 6
Цель устойчивого развития транспортных систем – системная интеграция,
10 баллов – 62,5%
Сектор общих целей устойчивого развития |
Задачи и мероприятия устойчивого развития транспортных систем. – Показатели функционирования |
Экономический |
Интеграция транспортной системы. – Количество средств, отчисляемых на развитие транспортных систем |
Социальный
|
Минимизировать риск аварий, несчастных случаев и преступлений. Способствовать поддержанию хорошей физической формы. – Объем пешего и велосипедного пробега. Поддержка инициатив по созданию открытых объединяющих сообществ. Поддержание целостности сообществ. – Эффективное землепользование. Развитие пешеходного и велосипедного движения. Качество ландшафтного дизайна транспортной инфраструктуры |
В данной статье выработан комплекс показателей для устойчивого развития транспортных систем крупных городов по шести направлениям: многоплановость транспортных систем; контроль и регулирование спроса; эффективное ценообразование и определение приоритетов; рациональное использование ресурсов (энергии и территории); доступность землепользования (высокотехнологичное развитие); доступность по цене; системная интеграция, обозначенным на данный момент как основные, требующие незамедлительной разработки и принятия мер с целью сохранения безопасных и эффективных условий жизнедеятельности. Классификация представлена в трех секторах: экономическом, социальном и экологическом. Данный комплекс показателей дает возможность единообразно оценивать условия функционирования транспорта и управлять процессами. Следующим шагом является нахождение инструментов и методов на основе разработанного комплекса для достижения устойчивого развития городов и их транспортных систем.