В настоящее время мир не стоит на месте, он постоянно развивается. Современные люди больше не могут представить свою жизнь без сотовых телефонов, компьютеров, Интернета, автомобилей и других вещей, то есть, другими словами, без инноваций, которые стали для нас неотъемлемой частью жизни. Ученые считают, что инновации необходимы для устойчивого роста и экономического развития. Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития.
Существует большое количество определений термина «инновация». Наиболее точным определением термина «инновации» можно назвать процесс преобразования новых идей, новых знаний в новые продукты и услуги.
Инновации стимулируют экономический рост. Невозможно охватить всю широту их применения, но можно выделить наиболее основные пункты их влияния:
- Влияние на качество продукции. Другими словами, создаются усовершенствованные продукты, которые могут наиболее полно удовлетворить потребности людей.
- Влияние на уровень жизни людей. Инновации улучшают условия жизни человека; так, например, Интернет позволяет поддерживать связь между людьми в любой точке мира, расширяет кругозор и многое другое.
- Влияние на издержки производства путем их снижения. Создаются технологии, которые позволяют уменьшить объемы расходования электроэнергии, воды и так далее.
- Влияние на прибыль предприятий. Создаются продукты более высокого качества, увеличивается количество выпущенной продукции за то же количество времени и, следовательно, увеличивается прибыль [1].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационное развитие имеет большое значение как для отдельного человека, так и для предприятий, государства и экономики в целом.
На развитие экономики всей страны влияет инновационное развитие ее отдельных регионов.
В данной взаимосвязи государственные программы инновационного развития выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики различных регионов согласно целям и задачам государственной инновационной концепции [2].
Главным приоритетом государственной политики является ускоренный перевод экономики страны на инновационный путь развития, основанный на концепции пяти «И»: институты, инвестиции, инфраструктура, инновации и интеллект [3].
Далее проанализируем уровень инновационного развития Республики Саха (Якутия) по данной концепции.
Как было упомянуто выше, государственные программы выступают основными инструментами регулирования, а также встраивания деятельности регионов в общую концепцию развития страны. На территории республики основным регулирующим инновационную деятельность инструментом является государственная программа Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое развитие Республики Саха (Якутия) на 2012–2019 годы».
Цель программы – формирование благоприятных условий для развития научно-инновационной системы, направленной на технологическую модернизацию отраслей экономики Республики Саха (Якутия).
В Республике Саха (Якутия) за последние несколько лет была проделана довольно большая работа по созданию условий для инновационного развития. Были созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций: ОАО «Венчурная компания “Якутия”» (с государственным участием), ГАУ Республики Саха (Якутия) «Технопарк “Якутия”» [4].
Наличие указанных элементов системы институтов развития в сфере инноваций должно обеспечить повышение инвестиционной привлекательности региона, привлечение внешних инвестиций в экономику, повышение качества жизни населения Республики Саха (Якутия).
С 2017 г. в республике осуществляет свою деятельность Министерство инвестиционного развития и предпринимательства, преобразованное из Министерства по федеративным отношениям и внешним связям.
В ходе реализации министерством годового плана объем инвестиций в основной капитал Якутии за 2017 г., по предварительным данным, составил 360,3 миллиарда рублей, что является историческим максимумом по этому показателю. Темп роста по сравнению с 2016 г. в сопоставимых ценах – 127,8%.
Основной объем инвестиций обеспечивается проектами нефтегазодобывающей отрасли, на которые приходится более 70% от общей суммы.
Якутия на протяжении последних лет занимает одно из лидирующих мест среди регионов ДФО по привлечению инвестиций. В декабре 2017 г. республика оказалась в числе 10 передовых субъектов страны по данному показателю [5].
Что касается инфраструктуры, то в предпринимательской деятельности на 2016 г. задействовано 52 767 единиц.
По рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации. Однако наличие большого количества природных ресурсов не является достаточным условием для обеспечения конкурентоспособности Республики Саха (Якутия) [6].
Экономический рост Якутии обеспечивается увеличением объемов добычи полезных ископаемых, но перерабатывающие производства почти не развиты.
Одной из основных проблем республики можно назвать месторасположение и связанные с ним большие затраты на логистику, но можно использовать сочетание разных путей: автомобильного, воздушного, внутреннего водного, железнодорожного, трубопроводного.
Транспортные сети в зависимости от расположения производительных сил и населенных пунктов на территории республики расположены неравномерно. Наиболее развиты транспортные коммуникации в Южной Якутии и центральных районах республики.
До настоящего времени 344 населенных пункта республики из 522 не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. В результате более 90% территории республики имеет сезонную транспортную доступность. Почти 88% объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений и видами транспорта. Лишь 15% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения.
Анализ транспортного комплекса за последнее десятилетие показывает, что водный транспорт в республике остается одним из основных видов транспорта, на его долю приходится 37,6% грузооборота республики. Показатели работы железнодорожного транспорта за 2005–2015 гг. имеют положительную тенденцию, но протяженность перевозки ограничена. Наибольший объем перевозок приходится на автомобильный транспорт, который имеет высокую возможность доставки грузов до конечных потребителей, но зависит от сезонных условий и доступности дорог.
Несмотря на ежегодное строительство дорог, транспортная инфраструктура республики остается одним из проблемных секторов экономики, поскольку его состояние не отвечает современным условиям для развития экономики и промышленности республики [7].
Теперь рассмотрим основные показатели инновационного развития Республики Саха (Якутия).
Таблица 1
Уровень инновационной активности организаций с 2012 по 2016 г.
Уровень инновационной активности |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Число организаций, занимающихся инновационной деятельностью всего, ед. |
27 |
37 |
37 |
27 |
34 |
в процентах от общего числа обследованных организаций, в том числе: |
6,7 |
7,9 |
8,5 |
7,0 |
7,6 |
Число организаций, занимавшихся технологическими инновациями, ед. |
21 |
32 |
31 |
23 |
28 |
в процентах от общего числа обследованных организаций |
5,2 |
6,8 |
7,1 |
6,0 |
6,2 |
Число организаций, занимавшихся маркетинговыми инновациями, ед. |
6 |
6 |
5 |
2 |
4 |
в процентах от общего числа обследованных организаций |
1,5 |
1,3 |
1,1 |
0,5 |
0,9 |
Число организаций, занимавшихся организационными инновациями, ед. |
9 |
10 |
10 |
11 |
14 |
в процентах от общего числа обследованных организаций |
2,2 |
2,1 |
2,3 |
2,9 |
3,1 |
Рис. 1. Число организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в динамике
с 2012 по 2016 г.
Рис. 2. Инновационная активность Республики Саха (Якутия) в динамике с 2012 по 2016 г.
В последние годы количество организаций, занимающихся инновационной деятельностью, уменьшилось по сравнению с 2013 и 2014 гг. и вместе с этим уменьшилась инновационная активность предприятий.
Таблица 2
Объем инновационных товаров работ и услуг в динамике с 2012 по 2016 г., млн руб.
Объем инновационных товаров работ и услуг |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами организациями промышленности |
289 895,5 |
299 502,7 |
371 843,1 |
408 561,7 |
696 128.6 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами организациями сферы услуг |
16 109,4 |
18 642,8 |
18 043,8 |
19 231,5 |
19 639.0 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами организациями сельскохозяйственного производства |
– |
– |
– |
– |
498.0 |
Итого: |
306 004,9 |
318 145,5 |
389 886,9 |
427 793,2 |
716 265,6 |
Рис. 3. Объем инновационных товаров, работ и услуг в динамике с 2012 по 2016 г., млн руб.
Объем инновационных товаров, работ и услуг в 2016 г. значительно увеличился. Как видно из табл. 2, основную долю общего объема производят промышленные предприятия.
Уменьшение инновационной активности предприятий и при этом увеличение объема их инновационных товаров, работ и услуг может объясняться расширением производственной деятельности и внедрением передовых производственных технологий.
Таблица 3
Основные показатели инновационного развития в динамике с 2012 по 2016 г.
Показатель |
Единица измерения |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Внутренние затраты на исследования и разработки |
Млн руб. |
2 132,7 |
2 302,3 |
2 449,9 |
2 500,5 |
2 605,9 |
Затраты на технологические инновации организаций промышленности и сферы услуг |
Млн руб. |
2378,8 |
3875,6 |
3 584,2 |
1 632,3 |
3 432,6 |
Выдано патентов на изобретение |
Ед. |
56 |
49 |
62 |
84 |
42 |
Удельный вес инновационной продукции (товаров, работ, услуг) в общем объеме продукции (товаров, работ, услуг) собственного производства |
% |
0,2 |
0,8 |
1,6 |
0,6 |
3,8 |
Объем инновационных товаров, работ, услуг |
Млн руб. |
306004,9 |
318145,5 |
389886,9 |
427793,2 |
716265,6 |
Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций) |
% |
6,7 |
7,9 |
8,5 |
7,0 |
7,6 |
Число организаций, занимающихся инновационной деятельностью, всего |
Ед. |
27 |
37 |
37 |
27 |
34 |
Число использованных передовых производственных технологий |
Ед. |
880 |
867 |
600 |
704 |
770 |
Из табл. 3 видно, что на затраты на технологические инновации организаций промышленности и сферы услуг Якутия выделяет больше средств, чем на внутренние затраты на исследования и разработки. Можно сделать вывод о том, что республика больше предпочитает поддерживать уже существующие инновационные предприятия, чем заниматься выполнением исследований рынка и разработок инновационных проектов собственными силами.
Также мы видим, что объем инновационной продукции с 2012 по 2016 г. только увеличивался. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продукции собственного производства также достиг максимального значения 3,8% в 2016 г., что на 3,6% больше, чем в 2012 г.
В период с 2012 по 2016 г. наибольшее число организаций, занимающихся инновационной деятельностью, приходится на 2013 и 2014 гг., так же как и наибольшая инновационная активность организаций. К 2016 г. число организаций, занимающихся инновационной деятельностью, сократилось до 27 единиц, а инновационная активность – до 7,6%.
Число использованных передовых производственных технологий достигало своего максимального значения в 880 единиц в 2012 г. Затем наблюдается уменьшение до 600 единиц к 2014 г., после чего снова наблюдается увеличение использования технологий до 770 единиц к 2016 г.
Количество выданных патентов на изобретение в 2016 г. достигает минимального уровня в 42 единицы. Наибольшее количество выданных патентов отмечается в 2015 г. – 84 единицы. По количеству выданных патентов можно судить об изобретательской активности на территории Якутии. Эта активность снизилась к 2016 г. с 2015 г. в два раза.
Увеличение объема инновационной продукции при уменьшении числа предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, возможно за счет эффективного использования передовых производственных технологий и поддержки государства.
Таким образом, можно сказать, что Республика Саха (Якутия) имеет хороший инновационный потенциал и активно его использует. Но все еще есть некоторые недостатки, тормозящие инновационное развитие республики. К ним относятся:
- низкий уровень развития инженерной и транспортной инфраструктуры;
- высокие затраты на функционирование инженерной и транспортной инфраструктуры, связанные как с географическими, природно-климатическими особенностями, так и с состоянием материально-технической базы, общим технологическим отставанием;
- тенденции к нехватке молодых научных работников и, как следствие, проблемы с восполняемостью и замещением научных кадров в научных учреждениях;
- ограниченность внутреннего рынка сбыта инновационной продукции и низкая логистическая связь производителей и потребителей.