Эпоха инновационного развития общества предъявляет особые требования к человеку как профессиональной личности. Поэтому если образовательная организация выбирает стратегию перемен, то вне зависимости от того, какой характер и уровень носят предстоящие изменения, она должна понимать, что их эффективность будет определяться готовностью сотрудников, в данном случае педагогов-преподавателей, воспринять и осуществить поставленные перед ними цели на практике [1].
Профессия педагога высшего учебного заведения находится на стыке систем «наука-человек» и «человек-человек». Профессионализм преподавателя («полипрофессионализм», по М. Ларионовой) заключается в том, насколько в его работе гармонично связаны педагогический, научно-педагогический (методический) и научно-исследовательский виды деятельности, дополняющие друг друга. Преподаватель вуза должен определить, что является для него ключевой ценностью, в чем заключается его профессиональная компетентность [2].
Реальные изменения в процессе подготовки специалистов высшей квалификации в условиях модернизации российского образования возможны только при условии развития профессиональной компетентности самого педагога высшей школы, который понимает свою ответственность перед собой, студентами и перед обществом в целом.
В современном образовательном пространстве педагогу необходимо обратить внимание на свой уровень развития компетенций для повышения качества образования, достижения наилучших результатов работы и поставленных целей. Поэтому главной составляющей новой парадигмы образования, ориентированной на результат, является компетентностный подход [3].
Один из первых исследователей компетентностного подхода В. И. Байденко рассматривает профессиональные компетенции как способность самостоятельно решать задачи, оценивать результаты своей деятельности и рационально действовать в соответствии с требованиями дела [4].
В современной педагогической науке четко определилась общая методологическая позиция исследователей, изучающих проблему формирования профессиональной компетентности (В. А. Адольф, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, И. А. Колесникова, В. В. Сериков и др.). В частности, учеными отмечен интегративный характер профессиональной компетентности как совокупности профессиональных свойств, характеризующих умение специалиста определять и решать профессиональные задачи, возникающие в реальной или квазипрофессиональной деятельности, с использованием знаний, жизненного и профессионального опыта. При этом авторы подчеркивают важность различения понятий «квалификация», «профессиональная компетентность». Профессиональная компетентность отличается от квалификации тем, что включает в себя помимо профессиональных знаний, умений, навыков личностные качества, такие как характерологические особенности, инициативность, коммуникативные способности, готовность к сотрудничеству, опыт разрешения типовых профессиональных проблем и т. д. [5]
Так, например, анализ работ В. Н. Введенского показывает, что «профессиональная компетентность» определена широтой его содержания, интегративной характеристикой, включающей такие используемые понятия, как «квалификация», «профессионализм», «профессиональные способности».
Л. И. Турье предлагает следующее понимание профессионализма преподавателя высшей школы: «высокий уровень научно-предметных и психолого-педагогических умений и знаний в соответствии с морально-нравственным обликом, который позволяет обеспечить на практике социально востребованного и конкурентоспособного специалиста»; профессиональную компетентность педагога-преподавателя представляет в виде взаимосвязанных блоков:
- педагогическое общение,
- педагогическая деятельность,
- личность преподавателя,
- уровень развития и обученность студентов.
Структуру деятельности преподавателя определяет следующими умениями:
- проектировочными,
- гностическими,
- конструктивными,
- коммуникативными,
- организаторскими [6].
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований в данном направлении (Л. М. Митина, Б. С. Гершунский, В. А. Извозчиков, Т. В. Добудько и другие) позволил сделать вывод о том, что в настоящее время большое значение придается компетентности специалиста, работающего в различных образовательных организациях, в том числе и к преподавателю вуза, поскольку компетентностью детерминирована успешность его профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность преподавателя является одновременно управляющей и преобразующей. Необходимо быть компетентным, чтобы управлять процессом развития личности студента. Проблема компетентности в последние годы приобретает новый смысл. Различные исследователи говорят уже не просто о компетентности, а о профессиональной компетентности как показателе соответствия специалиста условиям профессионального труда (Е. В. Арцишевская, Л. Г. Антропова, А. С. Белкин и др.) [7].
К преподавателю вуза предъявляют ряд требований как к специалисту, формирующемуся в процессе учения. Однако профессиограмма включает в себя инвариантные (общие) профессиональные качества, которыми должен обладать кандидат на должность преподавателя высшей школы, вне зависимости от того, какой учебный курс будет читать и какие виды занятий будет проводить. С изменением направлений в системе образования появляются новые требования, помимо традиционных, к компетентности преподавателя высшего учебного заведения.
Проблему профессионализма преподавателя вуза в настоящее время отождествляют с парадигмой компетентностного подхода, где выделяют функции преподавателя вуза:
1) связанные с преподаванием: воспитание и обучение студентов, развитие их творческого потенциала; организация учебного процесса и управление им;
2) преподаватель как субъект, ведущий активный научный поиск исследователя в сфере науки, в сфере образовательного процесса, к которой относится преподаваемая дисциплина;
3) преподаватель как участник педагогического коллектива вуза, факультета, кафедры, представитель российской интеллигенции должен взаимодействовать с другими членами педагогического сообщества в интересах достижения целей; саморазвития и развития, повышения профессиональной квалификации.
Преподаватель вуза, для эффективного построения учебного процесса, должен хорошо осознавать особенности современных студентов (по М. Л. Тейлору, «поколение Next»). Большинство студентов «поколения Next» не дисциплинированы, равнодушны к учебе, от учения испытывают скуку, опаздывают на занятия, за учебниками проводят мало времени, инертны, ориентированы на развлечения, с правилами поведения в обществе плохо знакомы, хотят получать хорошие оценки при минимуме усилий, инфантильны, эмоционально зажаты, их трудно увлечь и расшевелить.
Следовательно, учитывая специфические черты эпохи и особые запросы «поколения Next», необходимо пересмотреть содержание и методы высшего образования, изменить атмосферу учебы для того, чтобы содействовать успеху студентов и повысить эффективность обучения:
- установить ясные требования и напоминать о них постоянно;
- обозначить цели обучения;
- быть последовательным;
- разработать мероприятия по развитию гражданских и личностных качеств студента;
- признавать возможные ограничения науки в процессе познания и подчеркивать роль научного метода;
- использовать образовательную парадигму как познание;
- использовать творческие и активные методы;
- объяснять изучение предмета его практической направленностью;
- повышать уровень преподавания [8].
Для развития профессиональной компетентности необходимо формировать у педагога представления о деятельности ближайшего периода, об образе отдаленного будущего, а также организовывать проектирование предстоящей деятельности с использованием способов, знаний, умений, необходимых ему для ее реализации [9].
Современные исследователи отмечают, что компетентный специалист должен быть способен реализовать в практике профессиональной деятельности определенные умения, знания, навыки, а не только ими обладать.
В исследованиях О. Г. Грибуковой, Е. А. Шкатовой отражены значимые компоненты компетентностного подхода в образовании, где выделены два основных понятия: компетенция и компетентность. В совокупности компетенции составляют взаимосвязанные качества личности, а компетентность определяется как владение человеком соответствующей компетенцией. В системе высшего образования с переходом на компетентностно ориентированное образование компентентностный подход предусматривает развитие и формирование набора ключевых профессиональных компетенций как у студента, так и у педагога [10].
Таким образом, можно говорить о том, что в широком смысле под компетенциями подразумеваются индивидуальные возможности и способности педагога решать определенные профессиональные задачи. В академическом понимании «компетенция» предполагает владение терминологией и методикой, которые составляют предметное поле конкретной области знаний. Но своеобразие компетентностного подхода заключается в его практико-ориентированном смысле: не просто «умения, знания, навыки» как основа обучения, а умение оперировать ими в профессиональной деятельности. Поэтому в данной ситуации речь идет о формировании:
- профессиональных (уметь находить решения, адекватные конкретной ситуации деятельности);
- социальных (выстраивать эффективные способы взаимодействия, способность понимать требования социального контекста в заданном поле);
- личностных (нести ответственность за принимаемые решения, стремиться к росту личностного потенциала) компетенций. Педагог высшей школы сам должен обладать необходимой профессиональной компетентностью, чтобы сформировать вышеперечисленные компетенции у студентов [11].
Таким образом, в педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается:
- как совокупность умений и знаний, определяющих результативность труда;
- комбинация личностных свойств и качеств;
- комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;
- вектор профессионализации;
- объем навыков выполнения задачи;
- единство теоретической и практической готовности к труду;
- способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др.
«Новый преподаватель» – модель российского образования 2020 г., основанной на знаниях, видится как «воспитатель, исследователь, руководитель проектов, консультант». Традиционный преподаватель – монополист в интерпретации и передаче знания – должен уйти со сцены. Новый тип обучения характеризуется большим объемом самостоятельной работы студента, появлением коллективных форм учебной работы, вовлечения студента в реальные проекты. Поэтому преподаватель должен владеть компетентностным подходом при обучении в совершенстве, где акцент делается на овладение фундаментальными умениями коммуникации, понимания, анализа, принятия решения, а не на запоминание набора энциклопедических знаний из разных областей [12].
На основании представленного краткого теоретического анализа можно рассмотреть структуру профессиональной компетентности педагога высшей школы, включающей следующие компоненты:
- общепедагогический – владеть основными психолого-педагогическими умениями и знаниями, обеспечивающими успешность в решении образовательных и воспитательных задач в различных педагогических системах; владеть совокупностью общечеловеческих качеств личности для реализации эффективной профессионально-педагогической деятельности;
- специальный – владеть специальными для данной профессии умениями, знаниями;
- коммуникативный – установка правильных взаимоотношений с обучаемыми, владение приёмами профессионального общения с коллегами;
- деятельностный – владеть профессионально-педагогическими умениями, креативностью;
- рефлексивный – профессиональный рост, способность к самопознанию, самоанализу.
На сегодняшний день современный педагог оказался в ситуации, когда ему приходится делать собственный выбор. Он вынужден знать разные технологии, методы, концепции и научиться не столько выбирать технологии, методы и т. д., сколько уметь размышлять над тем, почему именно эта технология и этот метод необходимы. А следовательно, и наполняемость содержания отдельных компетенций осуществляется исходя из определённой модели специалиста, которая создается на основе анализа его профессиональных обязанностей.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что профессиональная компетентность преподавателя высшей школы отражает теоретическую и практическую готовность специалиста к реализации педагогической деятельности.
Преподаватель вуза на каждом этапе профессиональной деятельности включается в решение всего комплекса педагогических задач, для решения которых требуется реализация уровня его профессиональной компетентности.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога высшей школы в современном образовании характеризуется непрерывным стремлением к повышению качества своих умений, знаний, навыков, обогащению педагогической деятельности своим творческим вкладом и индивидуальным опытом. Психологическую основу компетентности составляет стремление постоянно развивать и совершенствовать свои способности и готовность к непрерывному обучению. Только креативно мыслящий, прогнозирующий результаты своей работы, проектирующий и моделирующий образовательный процесс педагог способен вырастить высококвалифицированного востребованного нового специалиста в современном мире. Поэтому именно повышение профессионализма и компетентности педагога является необходимым условием для качественного и эффективного образования [13].
Следовательно, совершенствование профессиональной компетентности педагога высшей школы – это расширение профессиональной квалификации, углубление его познаний, психологическая переориентация на самообразование на основе образовательных запросов и потребностей современного общества в образовательной сфере [14].