Full text

Деятельность по профессиональному ориентированию обучающихся (далее – профориентационная работа) – важный и необходимый элемент осуществления воспитательной и просветительской функции в обучении школьников и студентов образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования. Профориентационная работа включает в себя ряд структурных элементов психологического, социально-экономического, педагогического характера, и ее значение при правильном сочетании всех перечисленных элементов и качественном практическом осуществлении носит определяющий характер для дальнейшей деятельности школьника или студента.

В настоящей работе будет сделан акцент на профориентационной работе со студентами юридического вуза.

Юридические вузы и юридические факультеты многопрофильных учебных заведений в сфере профессионального ориентирования в идеале нацелены на стопроцентный результат, когда все выпускники или максимально возможный процент выпускников работают в рамках полученной юридической специальности либо в какой-либо смежной с правом сфере. Среди направлений профессиональной деятельности юриста можно выделить следующие: государственная служба правового характера (служба в прокуратуре, Следственном комитете Российской Федерации, полиции), государственная служба неправового характера (в органах исполнительной, законодательной власти либо в органах местного самоуправления), частная практика (юридические бюро, фирмы, компании, сюда же можно отнести различные формы осуществления адвокатской деятельности). Отдельно необходимо рассматривать преподавание правовых дисциплин в учебных заведениях – с точки зрения педагогики высшей школы исключительно преподавание без подкрепления навыками практической деятельности не является положительным моментом, да и встречается нечасто. Таким образом, как показывает анализ представленных направлений, юридическая профессия охватывает собой значительный спектр специальностей, зачастую не связанных между собой. Поэтому абсолютно точно можно заявить, что выпускники юридического вуза, даже если все они действительно ориентированы на работу по специальности и заинтересованы в ней, не могут подходить для одного направления. Иными словами, для юридического факультета профориентационная работа является необходимой.

При этом осуществление такой работы необходимо строить на комплексном базисе.

Во-первых, важно учитывать физиологические и биологические признаки. Даже при наличии определенной склонности студента к службе в правоохранительных органах он может быть физически не готов к напряженной работе и высоким нагрузкам. К сожалению, как показывает практика, по данному критерию довольно высокий процент выпускников оказывается не пригоден к службе в полиции [1].

Во-вторых, аналогичным образом необходимо рассматривать и психологические особенности студента. Это и его недисциплинированность, невозможность концентрации внимания, сложный, некоммуникабельный характер. При более глубоком анализе психологи также обращают внимание, например, на склонность к агрессии и отношение к общепринятым нормам поведения, подверженность постороннему влиянию. Безусловно, неуравновешенному или агрессивному человеку с чувством полного отрицания норм морали и права опасно давать в руки оружие. Поэтому психологические характеристики зачастую даже оказываются важнее физиологических показателей [2, 3].

В-третьих, в случае соответствия данных критериев требуемым, актуальным становится желание самого студента пойти работать в определенном направлении. Так, положительным опытом является проведение анкетирования студентов старших курсов о том, в каком направлении они желали бы продолжить свою деятельность после окончания вуза. Для наибольшей откровенности анкетирование желательно сделать анонимным. По итогам такого социологического исследования мы получаем базис для дальнейшей профориентационной работы, имея на руках несколько ключевых направлений юридической деятельности, интересной широкому кругу студентов (например, служба в прокуратуре и органах следствия, частная юридическая практика), ряд направлений со средним уровнем заинтересованности (органы государственной власти, органы местного самоуправления, адвокатская практика), а также несколько сфер юридической деятельности, к которым интерес студентов минимален (нотариат). Далее работа строится в соответствии с полученными данными и заключается в следующих этапах.

По опыту высшей школы привлечение к работе практиков либо отсылка к известным представителям профессии оказывают довольно положительный эффект и порой способны привлечь в профессию даже того, кто изначально был отправлен на обучение без своего выбора. Другим способом заинтересовать является «выход за пределы учебной аудитории», что также предполагает практико-ориентированное обучение.

Ключевым элементом в профориентации в рамках учебного процесса считается приглашение практических работников. В идеале это внешние совместители, которые умело сочетают преподавание и основную сферу деятельности. На практике высокий процент таких преподавателей составляют адвокаты, а также руководители юридических фирм или их структурных подразделений. В ином случае – что также довольно часто используется на практике – для проведения некоторых лекций или семинаров приглашаются сторонние представители профессии: судьи, помощники судей – если речь идет о дисциплинах, связанных с судоустройством, процессуальными предметами; сотрудников органов государственной власти – для преподавания административного и конституционного права; частнопрактикующие юристы, которые занимаются разноплановой работой, опыт которой может быть успешно применен в любой учебной дисциплине практического характера [4].

Вторым способом осуществления профориентационной работы и повышения интереса к профессии является нетривиальное построение лекционного или семинарского занятия со стороны преподавателя. Довольно часто практикуется интерактивное обучение, режим диалога или даже полилога, где в течение занятия неоднократно разворачивается дискуссия, диспут или просто обсуждение какого-либо актуального и проблемного вопроса. Вместе с тем преподаватели дисциплин процессуального цикла в своих практических занятиях часто используют моделирование: например, постановочное судебное заседание или постановочное следственное действие, где студенты исполняют все заданные фабулой дела роли, а преподаватель лишь наблюдает со стороны и контролирует процесс. Как правило, такие занятия пользуются повышенным интересом студентов, в том числе у традиционно менее активных ребят. Положительным является и то, что материал в данном случае воспринимается лучше, больше запоминается, а допуск собственных ошибок в будущем позволит избежать их [5, 6].

Третья форма профориентации в рамках учебного процесса – проведение занятий на базе реальных площадок осуществления профессиональной деятельности. К примеру, это посещение судебного заседания суда общей юрисдикции или арбитражного суда, участие в качестве понятых в каких-либо следственных действиях, проведение занятия с участием практикующих работников и на базе данного органа или организации. Например, семинарское занятие с участием адвокатов, проводимое на базе адвокатской палаты субъекта.

Дополнительно необходимо отметить следующие формы осуществления профориентационной работы со студентами:

-          привлечение практических работников к участию в научных мероприятиях, проводимых на базе учебного заведения, с обязательным участием студентов в таких конференциях;

-          заключение соглашений о сотрудничестве с органами и организациями; направление студентов на различные виды учебной и производственной практики в рамках соглашения;

-          проведение с практиками и известными выпускниками вуза встреч, не включенных в учебный процесс, а соответственно, носящих непринужденный и неформальный характер, менее официальный, чем традиционные занятия в рамках расписания;

-          организация кружков по проблемной, практико-ориентированной тематике с обязательным привлечением к участию в работе кружка практических работников, а также возможным проведением занятий кружка на базе органов или организаций;

-          использование новых технологий в процессе профориентации – специальных программ и разработок, тестирований, которые позволяют определить склонности студента к той или иной сфере и направлению профессиональной деятельности [7, 8].

Таким образом, на основе вышесказанного следует отметить особенности профориентационной работы со студентами юридического вуза:

  1. Специфика юридической профессии предопределяет невозможность применения получаемых умений и навыков в обыденной жизни. Так, выпускники кулинарных техникумов или курсов стилистов могут применять свои знания и умения практически ежедневно, как в рамках своей работы, так и в обыденной жизни. Юрист же вне судебного заседания или прокуратуры применить свои практические навыки может далеко не всегда, при этом в большинстве случаев они сводятся к умению толкования права или составления процессуального документа. Все остальные таланты юриста могут быть применены исключительно на работе, в порядке реализации своих должностных обязанностей. Поэтому осуществление профориентационной работы в данном случае сталкивается с объективными сложностями.
  2. По той же причине высокую значимость имеет приглашение к формальному и неформальному общению со студентами практикующих юристов, известных выпускников соответствующего вуза, а также иных известных представителей профессии. Степень положительного влияния таких встреч на студентов зачастую бывает колоссальной.
  3. Необходимо грамотно сочетать и не допускать пробелов во всех сферах профориентационной работы: недостаточно лишь провести одну-две встречи с практиками, надеясь, что желаемый эффект будет достигнут. Важно повышать заинтересованность студентов к изучению специальных дисциплин, требуемых для профессиональной деятельности в данной сфере, способствовать и поощрять участие студентов во внешних профориентационных мероприятиях, различных конкурсах и соревнованиях профессионального мастерства, осуществлять грамотную работу по распределению студентов на практике и обеспечивать не формальное, а реальное прохождение студентами различных видов практик. Как уже указывалось выше, при наличии у студента таланта научно-исследовательской работы это также можно положительным образом использовать для осуществления профориентации.

В своей совокупности проведение такой работы и учет ее особенностей в рамках определенной профессии позволят максимально сориентировать студентов на дальнейшую профессиональную деятельность в рамках полученной специальности.

Вместе с тем данный результат возможен только при умелом сочетании внутривузовских профориентационных мероприятий и внешних условий – в частности, условий рынка занятости, социально-экономических показателей государства и др. На это в своей работе обращает внимание Ю. В. Прищеп, отмечая, что масштаб проводимых профориентационных мероприятий не в полной мере отвечает требованиям современного рынка труда; информация о рынке труда, предоставляемая в ходе профориентационных мероприятий, не является актуальной и не оказывает влияния на выбор профессии; при выборе профессии школьники в большей степени склонны полагаться на мнение семьи, а не на личные предпочтения или информацию о рынке труда, что может негативно сказываться на их дальнейшей профессиональной реализации; к основным проблемам профориентации можно отнести недостаточный охват мероприятий, что может привести к отсутствию достоверной информации на рынке труда и неактуальности информации на рынке труда, последствиями которой являются: недоверительное отношение к профориентации, проблемы с профессиональной реализацией молодежи и безработица. Существующая система профориентации не отвечает современным требованиям рынка труда и требует актуализации [9, 10].

На этот же аспект в своем научном исследовании также указывает и Е. В. Берестнева, определяя, что на вузовском этапе профориентационная деятельность направлена на повышение профессионально-трудовой мобильности выпускников университета и включает диагностику ожиданий студентов на уровне бакалавриата, специалитета и магистратуры, изучение и анализ требований различных сегментов рынка к уровню и профессиональной компетентности выпускников, организацию совместных мероприятий с конечными потребителями образовательных услуг. Для этого студенты должны быть проинформированы о потребностях регионального рынка труда, требованиях, предъявляемых к работникам, и перспективах возможного профессионального и карьерного роста [11, 12].

Примером проблемы профориентации за пределами вуза может служить актуальная ситуация, связанная с необходимостью после завершения обучения на бакалавриате продолжить его в магистратуре. Как показывает практика, в большинстве случаев работодатели крайне негативно относятся к учебной занятости магистрантов, зачастую не обращая внимания на опыт работы, профессиональные навыки и умения, личностные качества. Понять работодателей можно: взяв на работу студента, пусть даже и второй ступени обучения, работодатель обрекает себя минимум на три месяца в год (две сессии плюс ежегодный оплачиваемый отпуск), когда работника не будет не рабочем месте (это без учета возможных больничных и вынужденных отъездов на учебу, отгулов и т. д.). Поэтому на практике выпускник вуза, обладая всеми необходимыми профессиональными и личностными качествами, желанием и стремлением работать в определенной сфере, в конечном итоге отправляется служить в абсолютно неинтересной для него сфере лишь потому, что необходимо обеспечивать достойное существование себя и своей семьи, а иногда и оплату собственного обучения. В итоге вся профориентационная работа вуза сводится на нет и ее результаты на практике абсолютно не имеют значения. Данную тенденцию нельзя признать положительной, однако ее источник – совокупность причин социального, экономического, политического характера, на которые повлиять довольно сложно.

Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Во-первых, профориентационная работа в юридическом вузе имеет столь же важна и необходима, как и в любых других вузах и учреждениях среднего профессионального образования.

Во-вторых, специфика юридической профессии практически не позволяет осуществлять профориентацию вне рамок учебной аудитории или профессиональных органов, организаций и структур, что также необходимо учитывать при проведении мероприятий.

В-третьих, профориентация включает в себя целый комплекс различных действий и не может сводиться к какому-либо одному методу или способу. Кроме того, профориентация предполагает длящийся характер для поддержания заинтересованности студента в определенной профессии, а также для дальнейшего повышения интереса и увлеченности.

Представляется, что обозначенные в настоящей статье ключевые моменты можно считать общими и применимыми для любого юридического факультета.