Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, предметным и метапредметным.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по иностранному языку показывают: «умение определять цели обучения самостоятельно, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические рассуждения, делать выводы» [1]. В метапредметных результатах, содержащих освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, в отдельную группу выделены коммуникативные компетенции, которые включают в себя:
- умение осуществлять монолог и диалог в соответствии с грамматическими и лексическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности [2].
Стоит отметить, что большое влияние на развитие коммуникативных навыков современных школьников оказывают информационно-коммуникационные технологии, так как их использование ориентировано на формирование информационной (в том числе и коммуникативной) культуры школьников, а также умение работать с информацией и организовывать общение [3]. Таким образом, информационные технологии должны способствовать развитию у обучающихся интереса к учению, служить источником их развития, самообразования. Большие возможности для развития обучающихся предоставляют электронные образовательные ресурсы [4]. Для формирования же коммуникативной компетенции на современном этапе развития образования все шире используются в образовательной деятельности электронные формы учебника. Электронный учебник, или, точнее, электронная форма учебника (далее – ЭФУ), – это электронный образовательный ресурс (издание), который по своей структуре, содержанию и художественному оформлению соответствует существующей печатной форме этого учебника и, кроме того, включает мультимедийные, интерактивные и игровые элементы, которые расширяют и дополняют содержание учебника.
Можно выделить такие преимущества использования ЭФУ для обучения:
- динамическое отображение материала (применение видео, анимационных эффектов), что делает материал более наглядным и удобным для восприятия;
- возможность быстрого и удобного поиска материалов;
- ЭФУ достаточно компактны по сравнению с обычными учебниками, доступ к ним часто можно получить с любого устройства: компьютера, планшета, телефона;
- возможность включения с ЭФУ средств тестирования, что обеспечивает оперативный и объективный контроль и оценку уровня знаний [5].
Интегрированные в содержание электронного пособия упражнения сопровождают вводные диалоги, тексты для чтения, аудирования, грамматические справочные материалы. Представленные в ЭФУ упражнения позволяют организовать поэтапную работу с текстом. Задания, связанные с преобразованием грамматических структур, требуют не только выбора варианта ответа из предложенных, но и набора своего варианта с экранной клавиатуры. Таким образом, развиваются орфографические навыки.
В данной статье представлены фрагменты уроков, на которых ЭФУ (УМК “English favourite” под редакцией С. Г. Тер-Минасовой, Л. М. Узуновой, Д. С. Обукаускайте, Е. И. Сухиной) используются для развития коммуникативных универсальных учебных действий (далее – УУД) на различных этапах урока. Отметим, что при работе с ЭФУ происходит формирование различных групп УУД, однако мы будем обращать внимание только на коммуникативные умения.
Приведем первый пример использования ЭФУ на уроке английского языка в 4-м классе по формированию коммуникативных компетенций. Тема урока «Музей детства» (этап урока – целеполагание и мотивация).
Формулировка задания: посмотрите отрывок из фильма, скажите, о чем пойдет речь на уроке.
Рис. 1. Страница в ЭФУ
Технология выполнения
Действия учителя |
Действия обучающихся |
Предлагает посмотреть отрывок из фильма, определить, о каком месте идет речь, и сформулировать тему урока. Включает запись отрывка из фильма |
Просматривают отрывок, высказывают свои предположения, формулируют тему урока |
В результате выполнения упражнения должно развиваться такое коммуникативное УУД, как планирование учебного сотрудничества.
Отметим целесообразность использования ЭФУ: интегрированный в электронную форму учебника дополнительный страноведческий материал позволяет расширить информационное поле, «привлекает внимание обучающихся, интригует, при помощи иллюстративного материала и анимации позволяет создать положительный эмоциональный фон урока, готовит к восприятию новой информации» [6]. Наличие фильма позволяет учителю сократить время на подготовку к уроку.
Приведем второй пример использования ЭФУ на уроке английского языка во 2‑м классе по формированию коммуникативных компетенций. Тема урока «Я люблю играть в теннис, а ты?» (этап урока – первичное закрепление полученных знаний).
Формулировка задания: подберите к каждому вопросу подходящий по смыслу ответ.
Рис. 2. Страница рабочей тетради до выполнения работы
Рис. 3. Страница рабочей тетради после выполнения работы
Технология выполнения
Действия учителя |
Действия обучающихся |
Предлагает прочитать задание и выполнить его |
Работая в паре, читают предложения, переводят, подбирают подходящие по смыслу друг другу предложения |
В результате выполнения упражнения должно развиваться такое коммуникативное УУД, как управление поведением партнера – контроль, коррекция.
Назовем целесообразность использования ЭФУ: помощь в овладении конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности; возможность оперативного и объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков; возможность неоднократного выполнения задания, что позволяет обучающимся поверить в свои силы.
Приведем третий пример использования ЭФУ для формирования навыка монологической речи в 3-м классе. Тема урока «Мой любимый дом» (этап урока –закрепление изученного материала).
Формулировка задания: рассмотрите внимательно иллюстрации, выберите понравившуюся вам и опишите ее.
Рис. 4. Страница в ЭФУ
Рис. 5. Страница в ЭФУ с открытым вариантом описания дома
Технология выполнения
Действия учителя |
Действия обучающихся |
Предлагает включить ЭФУ, найти в 11-м уроке 6-е задание. Внимательно рассмотреть иллюстрации, выбрать одну из них и описать комнату или дом |
Выбирают картинку, самостоятельно составляют описание. При возникновении затруднения нажимают на копку Help, рассматривают пример, с его помощью составляют свое собственное описание |
В результате выполнения упражнения должно развиваться такое коммуникативное УУД, как умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и условиями коммуникации.
Целесообразность использования ЭФУ: позволяет обучающимся сделать свой выбор иллюстрации; дает возможность использовать личностно ориентированный подход – это является помощью в описании картинки для «слабых» обучающихся. При нажатии кнопки Help появляется пример описания, с помощью которого обучающийся может составить свое собственное описание.
Приведем четвертый пример использования ЭФУ для формирования навыка диалогической речи в 3-м классе. Тема урока «Моя любимая еда» (этап урока – закрепление изученного материала).
Формулировка задания: рассмотрите внимательно иллюстрации, спросите друг друга, какую еду вы любите, а какую нет.
Рис. 6. Страница задания в ЭФУ
Технология выполнения
Действия учителя |
Действия обучающихся |
Предлагает включить ЭФУ, найти в уроке 28 задание 2. Внимательно рассмотреть иллюстрации, задать друг другу вопросы о любимой/нелюбимой еде |
Работая в паре, задают друг другу вопросы и отвечают на них. При возникновении затруднения нажимают на копку Help, рассматривают пример, с его помощью составляют свой собственный диалог |
Рис. 7. Страница в ЭФУ с открытым вариантом диалога
Целесообразность использования ЭФУ: «позволяет всем обучающимся включиться в познавательную деятельность, экономия времени на уроке, наглядность, обратная связь, введение новизны в образовательную деятельность» [7].
Приведем пятый пример использования ЭФУ для формирования навыка аудирования в 5-м классе (этап урока – проверка уровня обученности).
Формулировка задания: прослушайте текст и выберите необходимую информацию.
Рис. 8. Страница задания в ЭФУ (тетрадь)
Технология выполнения (задание выполняется с планшетами и наушниками)
Действия учителя |
Действия обучающихся |
Предлагает открыть страницу в ЭФУ, соответствующую странице учебника, прочитать задание, прослушать текст и выполнить упражнение в ЭФУ |
Слушают текст, выполняют упражнение, кликнув на значок рядом с предложениями, выполняют самопроверку |
В результате выполнения упражнения должны развиваться следующие коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, развитие способности (готовности) слушать англоязычного собеседника.
Целесообразность использования ЭФУ: электронная форма помогает учителю активно включить каждого обучающегося в образовательную деятельность; возможность оперативного контроля и коррекции: выполненное упражнение может быть сразу же проверено, ошибочные варианты выделяются цветом, фокусируя внимание на ошибках; обучающиеся получают возможность проанализировать свою работу и скорректировать знания.
Итак, можно сделать вывод, что использование ЭФУ способствует развитию коммуникативных УУД обучающихся, повышает их интерес и мотивацию к изучению английского языка. ЭФУ можно применять на каждом этапе урока и для развития всех видов речевой деятельности: чтение, говорение, письмо и аудирование. Все это помогает «формировать ключевые компетентности обучающихся, достигать положительного результата по формированию универсальных учебных действий, реализовывать на практике межкультурную коммуникацию» [8].