Full text

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, предметным и метапредметным.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по иностранному языку показывают: «умение определять цели обучения самостоятельно, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические рассуждения, делать выводы» [1]. В метапредметных результатах, содержащих освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, в отдельную группу выделены коммуникативные компетенции, которые включают в себя:

-          умение осуществлять монолог и диалог в соответствии с грамматическими и лексическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

-          использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

-          овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание;

-          готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

-          умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности [2].

Стоит отметить, что большое влияние на развитие коммуникативных навыков современных школьников оказывают информационно-коммуникационные технологии, так как их использование ориентировано на формирование информационной (в том числе и коммуникативной) культуры школьников, а также умение работать с информацией и организовывать общение [3]. Таким образом, информационные технологии должны способствовать развитию у обучающихся интереса к учению, служить источником их развития, самообразования. Большие возможности для развития обучающихся предоставляют электронные образовательные ресурсы [4]. Для формирования же коммуникативной компетенции на современном этапе развития образования все шире используются в образовательной деятельности электронные формы учебника. Электронный учебник, или, точнее, электронная форма учебника (далее – ЭФУ), – это электронный образовательный ресурс (издание), который по своей структуре, содержанию и художественному оформлению соответствует существующей печатной форме этого учебника и, кроме того, включает мультимедийные, интерактивные и игровые элементы, которые расширяют и дополняют содержание учебника.

Можно выделить такие преимущества использования ЭФУ для обучения:

-          динамическое отображение материала (применение видео, анимационных эффектов), что делает материал более наглядным и удобным для восприятия;

-          возможность быстрого и удобного поиска материалов;

-          ЭФУ достаточно компактны по сравнению с обычными учебниками, доступ к ним часто можно получить с любого устройства: компьютера, планшета, телефона;

-          возможность включения с ЭФУ средств тестирования, что обеспечивает оперативный и объективный контроль и оценку уровня знаний [5].

Интегрированные в содержание электронного пособия упражнения сопровождают вводные диалоги, тексты для чтения, аудирования, грамматические справочные материалы. Представленные в ЭФУ упражнения позволяют организовать поэтапную работу с текстом. Задания, связанные с преобразованием грамматических структур, требуют не только выбора варианта ответа из предложенных, но и набора своего варианта с экранной клавиатуры. Таким образом, развиваются орфографические навыки.

В данной статье представлены фрагменты уроков, на которых ЭФУ (УМК “English favourite” под редакцией С. Г. Тер-Минасовой, Л. М. Узуновой, Д. С. Обу­каускайте, Е. И. Сухиной) используются для развития коммуникативных универсальных учебных действий (далее – УУД) на различных этапах урока. Отметим, что при работе с ЭФУ происходит формирование различных групп УУД, однако мы будем обращать внимание только на коммуникативные умения.

Приведем первый пример использования ЭФУ на уроке английского языка в 4-м классе по формированию коммуникативных компетенций. Тема урока «Музей детства» (этап урока – целеполагание и мотивация).

Формулировка задания: посмотрите отрывок из фильма, скажите, о чем пойдет речь на уроке.

 

 

 

Рис. 1. Страница в ЭФУ

Технология выполнения

 

Действия учителя

Действия обучающихся

Предлагает посмотреть отрывок из фильма, определить, о каком месте идет речь, и сформулировать тему урока. Включает запись отрывка из фильма

Просматривают отрывок, высказывают свои предположения, формулируют тему урока

 

В результате выполнения упражнения должно развиваться такое коммуникативное УУД, как планирование учебного сотрудничества.

Отметим целесообразность использования ЭФУ: интегрированный в электронную форму учебника дополнительный страноведческий материал позволяет расширить информационное поле, «привлекает внимание обучающихся, интригует, при помощи иллюстративного материала и анимации позволяет создать положительный эмоциональный фон урока, готовит к восприятию новой информации» [6]. Наличие фильма позволяет учителю сократить время на подготовку к уроку.

Приведем второй пример использования ЭФУ на уроке английского языка во 2‑м классе по формированию коммуникативных компетенций. Тема урока «Я люблю играть в теннис, а ты?» (этап урока – первичное закрепление полученных знаний).

Формулировка задания: подберите к каждому вопросу подходящий по смыслу ответ.

 

 

 

Рис. 2. Страница рабочей тетради до выполнения работы

 

 

 

Рис. 3. Страница рабочей тетради после выполнения работы

Технология выполнения

 

Действия учителя

Действия обучающихся

Предлагает прочитать задание и выполнить его

Работая в паре, читают предложения, переводят, подбирают подходящие по смыслу друг другу предложения

 

В результате выполнения упражнения должно развиваться такое коммуникативное УУД, как управление поведением партнера – контроль, коррекция.

Назовем целесообразность использования ЭФУ: помощь в овладении конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности; возможность оперативного и объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков; возможность неоднократного выполнения задания, что позволяет обучающимся поверить в свои силы.

Приведем третий пример использования ЭФУ для формирования навыка монологической речи в 3-м классе. Тема урока «Мой любимый дом» (этап урока –закрепление изученного материала).

Формулировка задания: рассмотрите внимательно иллюстрации, выберите понравившуюся вам и опишите ее.

 

 

 

Рис. 4. Страница в ЭФУ

 

 

 

Рис. 5. Страница в ЭФУ с открытым вариантом описания дома

Технология выполнения

 

Действия учителя

Действия обучающихся

Предлагает включить ЭФУ, найти в 11-м уроке 6-е задание. Внимательно рассмотреть иллюстрации, выбрать одну из них и описать комнату или дом

Выбирают картинку, самостоятельно составляют описание. При возникновении затруднения нажимают на копку Help, рассматривают пример, с его помощью составляют свое собственное описание

 

В результате выполнения упражнения должно развиваться такое коммуникативное УУД, как умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с целями и условиями коммуникации.

Целесообразность использования ЭФУ: позволяет обучающимся сделать свой выбор иллюстрации; дает возможность использовать личностно ориентированный подход – это является помощью в описании картинки для «слабых» обучающихся. При нажатии кнопки Help появляется пример описания, с помощью которого обучающийся может составить свое собственное описание.

Приведем четвертый пример использования ЭФУ для формирования навыка диалогической речи в 3-м классе. Тема урока «Моя любимая еда» (этап урока – закрепление изученного материала).

Формулировка задания: рассмотрите внимательно иллюстрации, спросите друг друга, какую еду вы любите, а какую нет.

 

 

 

Рис. 6. Страница задания в ЭФУ

 

Технология выполнения

 

Действия учителя

Действия обучающихся

Предлагает включить ЭФУ, найти в уроке 28 задание 2. Внимательно рассмотреть иллюстрации, задать друг другу вопросы о любимой/нелюбимой еде

Работая в паре, задают друг другу вопросы и отвечают на них. При возникновении затруднения нажимают на копку Help, рассматривают пример, с его помощью составляют свой собственный диалог

 

 

 

Рис. 7. Страница в ЭФУ с открытым вариантом диалога

 

Целесообразность использования ЭФУ: «позволяет всем обучающимся включиться в познавательную деятельность, экономия времени на уроке, наглядность, обратная связь, введение новизны в образовательную деятельность» [7].

Приведем пятый пример использования ЭФУ для формирования навыка аудирования в 5-м классе (этап урока – проверка уровня обученности).

Формулировка задания: прослушайте текст и выберите необходимую информацию.

 

 

 

Рис. 8. Страница задания в ЭФУ (тетрадь)

 

Технология выполнения (задание выполняется с планшетами и наушниками)

 

Действия учителя

Действия обучающихся

Предлагает открыть страницу в ЭФУ, соответствующую странице учебника, прочитать задание, прослушать текст и выполнить упражнение в ЭФУ

Слушают текст, выполняют упражнение, кликнув на значок рядом с предложениями, выполняют самопроверку

 

В результате выполнения упражнения должны развиваться следующие коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, развитие способности (готовности) слушать англоязычного собеседника.

Целесообразность использования ЭФУ: электронная форма помогает учителю активно включить каждого обучающегося в образовательную деятельность; возможность оперативного контроля и коррекции: выполненное упражнение может быть сразу же проверено, ошибочные варианты выделяются цветом, фокусируя внимание на ошибках; обучающиеся получают возможность проанализировать свою работу и скорректировать знания.

Итак, можно сделать вывод, что использование ЭФУ способствует развитию коммуникативных УУД обучающихся, повышает их интерес и мотивацию к изучению английского языка. ЭФУ можно применять на каждом этапе урока и для развития всех видов речевой деятельности: чтение, говорение, письмо и аудирование. Все это помогает «формировать ключевые компетентности обучающихся, достигать положительного результата по формированию универсальных учебных действий, реализовывать на практике межкультурную коммуникацию» [8].