Современные запросы общества к профессиональной подготовке будущих логопедов подтверждают остроту изучения проблемы включенности родителей в процесс совместной логопедической работы с дошкольниками и готовности родителей к активному участию в устранении проблем нарушений речи детей, которые содействовали бы наиболее действенному использованию приобретенных знаний логопедами и повышали бы их профессиональную компетентность [1].
Профессиональная подготовка будущих логопедов к работе с родителями – это процесс освоения обучения системы профессиональных логопедических знаний; воспитания важнейших психологических и педагогических умений (аналитико-диагностических, рефлексивных, конструктивно-организационных, прогностических, коммуникативных); становления таких основных профессиональных и личностных качеств, как эмоциональная устойчивость, эмпатия (сопереживание), и воспитания на этой основе профессиональных ценностных ориентаций [2].
Итогом подготовки является определенный уровень готовности будущего логопеда к профессиональной деятельности, который выражается в развитии, формировании и закреплении таких характеристик внутреннего мира и поведения, как коммуникативные, творческие, когнитивные, мотивационные, рефлексивные и нравственно-духовные [3].
Формирование профессиональной готовности будущих логопедов к работе с родителями обусловливается следующими идеями: современное сообщество испытывает потребность в переходе от массовых форм работы с родителями к индивидуальным и групповым; современные родители – равноправные участники процесса речевого развития ребенка на всех его возрастных этапах; необходимо построение логопедической работы с семьей на основе сотрудничества и диалога [4].
Цель данной статьи: на основе данных исследования включенности родителей в проблемы своих детей с нарушениями речи рассмотреть пути и формы готовности к совместной работе родителей с логопедом, описать последовательность непрерывной связи логопеда с семьей в процессе обучения в педагогическом вузе.
Воспитание речи дошкольника является одной из важных задач его всестороннего развития, ответственность за выполнение которой несут и родители, и специалисты. С каждым годом число детей с нарушениями речи растет. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает задержкой речевого развития или нарушением речи. В настоящее время рост числа детей с нарушениями речи объясняется социально-культурными условиями, в которых растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к социальным слоям. Одной из причин отставания в речевом развитии детей является недостаточное общение родителей со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком. Речь служит средством общения людей друг с другом. Важнейшее место в процессе ее становления принадлежит семейному воспитанию. По мнению большинства родителей, развитие детской речи начинается в тот памятный день и час, когда малыш вымолвил первые главные слова: мама и папа. А на самом деле гораздо раньше, ведь это продолжительный и сложный процесс. С самого рождения ребенок начинает воспринимать звуки, слова и запоминает их. Ребенок, имитируя речь старших при непосредственном общении с ними, овладевает речью; для того чтобы научиться правильно говорить, он должен прежде всего слышать правильную речь взрослых. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают в искаженном виде. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Беда многих нынешних родителей – это слабые педагогические знания и нежелание разобраться в сложном мире развития личности ребенка, что приводит к еще большим проблемам, отставляющим свой след не только на развитии личности, но и на становлении речи ребенка. Особенности развития ребенка с нарушениями речи обусловливаются его положением в семье. Правильная организация семейного воспитания позволяет построить адекватные психолого-педагогические обстоятельства для преодоления несовершенств речи. Семьям, в которых есть дети с проблемами речевого развития, присущи как общие черты детско-родительских взаимоотношений, так и специфичные, связанные с развитием речи у ребенка. В целом для родителей, имеющих ребенка с нарушением речи, характерны следующие типы поведенияв взаимоотношениях с ребенком: родители потеряны; родители жалуются на состояние ребенка с проблемами в речевом развитии либо отвергают его; родители ищут пути решения проблем [5].
Преподаватели вузов создают условия для самореализации студентов. Это выражается в предоставлении самостоятельного выбора и альтернативы, побуждении к мыслительной деятельности и личному самоанализу. Можно отметить, что в контексте сложившейся в настоящее время ситуации, которая существует на рынке труда, только инициативные, самоорганизованные, компетентные специалисты, а также специалисты, которые способны самосовершенствоваться и развиваться в профессиональном и личностном плане, будут являться наиболее востребованными и конкурентоспособными [6].
Задача будущего логопеда – увеличить уровень сформированности включенности и готовности родителей к участию в логопедической работе в преодолении речевых нарушений.
В. И. Гарбузов выделил три типа неверного воспитания, практикуемых родителями:
- Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребенка. Жесткий контроль может сочетаться с полным попустительством, с равнодушием к распорядку жизни ребенка.
- Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) возникает на почве мнимого отношения к здоровью ребенка, способностям, его успехам в учебе, социальному статусу ребенка среди ровесников. Обнаруживается в стремлении самолично решать его проблемы, чрезмерной опеке, болезненном восприятии его неудач. Дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, действуют по установке «лучше промолчать, чем сказать».
- Воспитание по типу В (эгоцентрическое) – «маленький», «единственный», «кумир семьи», «смысл жизни» – культивирование внимания всех членов семьи на этом ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи. Родители могут требовать от ребенка говорить правильно, писать без ошибок, не учитывая его психофизические особенности, наличие у ребенка реальных трудностей речевого и языкового развития. К ребенку предъявляются завышенные требования, не соответствующие его реальным возможностям. Такой тип воспитания приводит к дезориентации ребенка, формированию у него невротических реакций [7].
Принятие и любовь вызывают в ребенке чувство безопасности и оказывают содействие нормальному развитию личности, а явное отвержение вызывает у детей задержку речевого развития и социальных навыков, ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. По мнению Е. М. Мастюковой, для семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи, важной является такая функция, как коррекционно-развивающая, включающая в себя создание условий, благоприятных для общего и речевого развития дошкольника; проведение целенаправленной и систематичной работы по речевому развитию и коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов. На сегодняшний день количество детей с речевыми нарушениями постоянно возрастает, появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без особых отклонений от нормы [8]. Причинами речевых дефектов у дошкольников могут являться не только экологические, биологические и экономические факторы, но и педагогическая запущенность ребенка, невнимание со стороны его семьи. При недостатке времени многим родителям легче делегировать ответственность специалисту, чем заниматься самостоятельно и сотрудничать с педагогом. Этот факт обусловливает необходимость организации педагогической просвещенности родителей, включение их в коррекционно-логопедический процесс [9].
По данному вопросу включенности семьи в проблему речевых нарушений детей было проведено исследование студентами в процессе практики. В исследовании применялся метод анкетирования, который позволяет более точно рассмотреть отношения между взрослыми и детьми в семье, а также проанализировать адекватность убеждения родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту и педагогическую компетентность. Исследование проводилось в МАДОУ д/с № 70 «Солнечный город» города Новосибирска в феврале 2016 года. В анкетировании приняло участие 18 родителей из 25, часть родителей, а именно семь семей, отказались заполнять бланк ответов, не объясняя причин. По результатам анкетирования выявлено, что большинству родителям безразлична судьба развития речи своего ребенка, многие (84%) не готовы принимать участие в коррекционно-логопедическом процессе, способствуя нормальному речевому развитию ребенка. Из 100% желание помочь своему ребенку возникло только у 16%. Из всего вышесказанного можно заключить, что беда многих современных родителей – это некрепкие педагогические познания и нежелание разобраться в сложном мире ребенка, непонимание того, что безответственное отношение к воспитанию ребенка может привести к серьезным речевым нарушениям.
Как можно увидеть, наличие неправильных типов семейного воспитания является одним из факторов риска речевых нарушений у детей. Основная цель учителя-логопеда в работе с родителями, имеющими детей с нарушениями речи, – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений. Главные задачи: первая – оказать квалифицированную помощь родителям, вторая – помочь взрослым, которые находятся рядом с ребенком, построить комфортную для его развития семейную среду, третья – создать условия для инициативного участия родителей в воспитании и обучении речи ребенка, четвертая – формировать адекватные отношения между взрослыми и их детьми.
Педагог в процессе обучения в вузе доносит до студентов, что логопед может помочь родителям разобраться в проблемах, связанных с произношением речи. Для этого отводится большое количество времени для работы с родителями, убеждения их в необходимости сотрудничества. Значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического процесса позволяет осознанное включение родителей в совместную с логопедом деятельность [12]. Постоянная связь с родителями может выполняться при помощи индивидуальной, коллективной, наглядной форм работы. К такой форме, как коллективная, относят семинары, консультации. Актуальные темы для консультаций, которые могут предложить студенты во время практики заинтересованным родителям:
- Артикуляционная гимнастика (многие родители не знают, что это такое и как ею пользоваться в домашних условиях. Учитель-логопед может объяснить, как артикуляционная гимнастика влияет на развитие речи, показать простые приемы).
- Развитие мелкой моторики рук (немногие понимают взаимосвязь между речью и развитием мелкой моторики. Это необходимо объяснить родителям, дать упражнения на дом для развития моторной сферы).
- Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях (рассказать про автоматизацию и как ее правильно проводить).
- Как научить ребенка читать.
- Звукобуквенный анализ.
К индивидуальной форме работы относится анкетирование. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания. Важен для педагогов вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях, например: «По каким вопросам в обучении ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда?»
Одной из форм взаимодействия логопеда с родителями является тетрадь, в которой выполняются домашние задания. Она служит для специалистов «телефоном доверия» – взрослый может написать в ней любой вопрос, сообщить о сомнениях относительно качества выполнения заданий ребенком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных – минусом. Тетрадь заполняется логопедом во время приема, это примерно два-три раза в неделю, чтобы занятия в семье проводились систематически и не в ущерб здоровью ребенка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений, навыков на развитие внимания и памяти. Также даются различные игры на развитие мелкой моторики, на изучение букв и звуков, на пополнение словарного запаса.
Большую пользу может принести «выучивание скороговорок». Роль скороговорок в процессе обучения выделял А. И. Максаков. По его мнению, скороговорки – удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью. Нужно понимать, что без надлежащего контроля родителей эффекта от коррекционного процесса не будет. Также родители должны следить за правильностью собственной речи, ведь они пример для ребенка. Особый эффект в развитии могут принести разговоры о культуре речи, семейное чтение «на ночь» [10].
Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…» На сотрудничестве и гармонии должны строить свои отношения и взрослые люди – родители и педагоги, неся перед детьми нравственную, моральную, человеческую и гражданскую ответственность.
В работу логопеда входит грамотное построение с семьей ребенка взаимодополняющих отношений, включение родителей в коррекционно-логопедический процесс, убеждение их в необходимости сотрудничества [11].
Существует множество форм взаимодействия логопеда с семьей, но только систематизированная программа психолого-педагогического сопровождения поможет включить близких ребенка в совместный коррекционный процесс со специалистом [12]. Для того чтобы выстроить собственную программу работы с родителями, необходимо выяснить причины нежелания родителей сотрудничать с логопедом. Проистекает ли проблема именно от нежелания совместной работы и нехватки времени у родителей? Причины могут быть не только в близких ребенка, но и в некомпетентности специалиста, в отсутствии мотивации к совместной деятельности для достижения общей цели – коррекции речевого нарушения у ребенка. Именно поэтому логопеду необходимо быть активным в данном вопросе, выстраивать с семьей мероприятия, благодаря которым родители станут не простыми зрителями, а участниками коррекционно-логопедического процесса [13].
Очень важно, чтобы специалист донес до родителей факт: он является только посредником в общей системе помощи дошкольнику, имеющему речевые нарушения, в которую включена и семья ребенка [14].
Логопед помогает воспитывать родителям своего ребенка, а не берет на себя всю ответственность по воспитанию и развитию дошкольника. Именно общие усилия логопеда и родителей смогут повлиять качественно на речевое развитие ребенка [15].
Существует множество мероприятий по взаимодействию логопеда с семьей. Специалисты, изучающие данный вопрос (Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина), утверждают, что тесное взаимодействие с родителями может осуществляться с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной, а также нетрадиционной форм работы. С помощью данных форм взаимодействия можно установить не только взаимодополняющие отношения с родителями, но и создать и расширить круг общих интересов, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах логопедии, обучить родителей логопедическим приемам [16].
В логопедической работе выделяется три самых эффективных мероприятия, по мнению специалистов: семинары-практикумы, логопедические клубы, совместные логопедические детские праздники. Данные мероприятия относятся к коллективным формам работы и вносят свой вклад в создание взаимодополняющих отношений между логопедом и семьей дошкольника, имеющего речевые нарушения [17].
Семинары-практикумы. Направлены на обучение родителей приемам логопедической помощи детям. Это различные виды продуктивной работы, которую логопед проводит на занятиях с дошкольниками. Этому необходимо обучить близких ребенка для грамотного выполнения логопедических заданий дома. К видам продуктивной деятельности относится выполнение артикуляционной и пальчиковой гимнастики, формирование звукопроизношения, развитие связной речи и тому подобное [18].
Совместные детские логопедические праздники, которые направлены именно на взаимодействие родителей со своими детьми. В ходе всевозможных игр и конкурсов дети могут продемонстрировать своим родителям успехи, а родители, в свою очередь, оценить коррекционно-логопедический процесс [19].
Родительский (логопедический) клуб как новая форма сотрудничества между семьей дошкольника, имеющего речевые нарушения, и логопеда. Его цель – оказание теоретической и практической помощи родителям по вопросам развития речи детей. Клуб является дополнительным компонентом коррекционно-развивающего процесса, где близкие ребенка могут повысить свой уровень в вопросах воспитания и развития своих детей. Тематика заседаний затрагивает детей и их речевые проблемы. Данная форма работы интересна тем, что тематика для встречи в клубе может варьироваться в зависимости от проблемы и запросов родителей. Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь родителям понять свою роль в процессе коррекционно-логопедической работы ребенка, выбрать правильное направление его обучения, вооружиться определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевых нарушений у дошкольника [3].
Таким образом, какие бы формы работы не выбрал для себя логопед, главное в коррекционной-логопедической работе – не отпугнуть родителей, показать им значимость логопедической работы и призвать к активному сотрудничеству [21].
На основе теоретического анализа и диагностического исследования определена процентная включенность и готовность родителей к участию в преодолении нарушений речи детей. Рассмотрены пути и формы логопедической работы с родителями. Описана последовательная, непрерывная связь логопеда с родителями, она осуществляется при помощи индивидуальной, коллективной, наглядной форм логопедической работы.
Подготовка студентов к работе с родителями, имеющими детей с нарушениями речи, осуществляется во время прохождения практики, а также на таких курсах образовательного процесса, как «Индивидуальные и фронтальные логопедические занятия», «Технология выявления и преодоления речевых нарушений», «Логоритмика», «Музыкально-ритмические занятия для детей с нарушениями речи» и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть положены в основу организации образовательного процесса, ориентированного на подготовку студентов для работы с родителями, имеющими детей с нарушениями речи. Материалы могут быть полезны для студентов и преподавателей сферы высшего и среднего профессионального образования.