Full text

В Федеральном государственном образовательном стандарте [1] обозначены личностные характеристики выпускника, которые формируются у него посредством деятельности, общения и специальных педагогических влияний: «активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике» и т. д.

В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется общеобразовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность, под которой понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной (кружки, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.), и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, в первую очередь личностных и метапредметных результатов.

Внеурочная деятельность тесно взаимосвязана с учебной: знания, полученные на уроках, умения и навыки, приобретенные в учебной деятельности, закрепляются и находят практическое применение во внеурочной деятельности. И наоборот, опыт, приобретенный во внеурочной деятельности, находит теоретическое обоснование и практическое применение в учебной деятельности. «Значимым элементом внеурочной деятельности является высокий воспитательный потенциал, практическая направленность и преобладание активных форм познавательной деятельности» [2].

Внеурочная работа способна обеспечить условия для развития личности любого ученика, его инициативы, самостоятельности, познавательной активности; учесть первоначальные интересы, потребности и способности детей; поддержать и развить интересы учащихся, увлеченных данным предметом; привлечь к учебной деятельности школьников, слабоуспевающих по предметам.

«Одной из приоритетных задач внеурочной деятельности является развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей» [3]. В связи с этим следует учитывать, что в ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения, находить нестандартные подходы к решению задач и др.

Рассмотрим подробнее особенности образовательной функции внеурочной деятельности: формирование познавательного интереса к предмету; связывание школьного предмета с жизнью; углубление и расширение содержания изучаемого предмета; совершенствование умений и навыков использования источников информации.

Познавательный интерес – это направленность личности на предметы и явления окружающего мира. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. «Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес к предмету может быть случайным, нестойким и поверхностным» [4].

Выделяют следующие ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. В 5–6-х классах у большинства обучающихся познавательный интерес находится, как правило, на уровне любопытства, любознательности, начинать его формировать целесообразно с создания условий занимательности, но такой, которая была бы способна мобилизовать их на активную учебно-познавательную деятельность. Этому могут способствовать: яркая наглядность, интересное содержание задачи, сообщение исторических фактов, необычная форма работы в виде соревнований, конкурсов, игр, решений математических кроссвордов и т. д.

Предмет математика обладает спецификой, которая выражается, прежде всего, в тесной взаимосвязи дидактических единиц программного материала, высоком логическом уровне изложения материала и его абстрактности. Внеурочная деятельность по математике предполагает умение свободно владеть материалом, возможность ликвидации пробелов в знаниях обучающихся через индивидуальную работу и формирование приемов умственной деятельности.

В 7–9-х классах формирование познавательного интереса к математике возможно через содержание предмета, методы, формы, средства обучения и сформированные приемы умственной деятельности. Главным критерием в отборе этих компонентов, способствующих формированию познавательного интереса, является их способность оказать в совокупности влияние на каждый структурный элемент познавательного интереса (эмоциональные, волевые и интеллектуальные процессы).

В то же время анализ практики показал, что наиболее сложной для учителей математики является деятельность по развитию познавательной активности обучающихся на внеурочных занятиях, что ими объясняется: недостаточным интересом школьников к занятиям математикой в свободное время; отсутствием для обучающихся на внеурочном занятии такого важного стимула для проявления познавательной активности, как отметка; необходимостью изменения стиля отношений с обучающимися на внеучебных занятиях; недостаточным вниманием к специфике внеучебной деятельности обучающимися; недостаточным осознанием учителями важности внеурочной работы со школьниками; слабым владением учителями школ приемами управления и развития познавательной активности школьников.

Таким образом, можно сделать вывод о неготовности учителей математики к организации внеурочной деятельности обучающихся и недооценке значимости данной работы. Нами было проведено исследование уровня компетентности учителей математики в данном вопросе и в результате исследования было выявлено, что большинство педагогов затрудняются пояснить, чем отличаются различные виды организации внеурочной деятельности (54%), не видят различия между урочной и внеурочной деятельностью (55%), затрудняются в разработке программ внеурочной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся (47%).

Поэтому в процессе повышения квалификации учителей математики при обращении к вопросам организации внеурочной деятельности желательно применять активные методы обучения: кейс-технологии, деловые игры, мастер-классы, анализ педагогической ситуации и т. п., что позволит повысить мотивацию учителя к организации внеурочной деятельности и устранит выявленные педагогические дефициты [5].

Некоторые педагоги считают, что внеурочная деятельность является не особым видом учебной деятельности, а просто дополнительными занятиями по предмету. Такие педагоги подходят к организации внеурочной деятельности так же, как к урочной, не меняя формы, методы и приемы.

Одной из особенностей внеурочной деятельности является то, что она часто предполагает, что по окончании таких занятий учащийся получает некий готовый продукт – проект. Проект как один из видов деятельности школьника на внеурочных занятиях способствует более глубокому изучению дисциплины как с содержательной, так и с качественной точки зрения.

Федеральные образовательные стандарты обращают особое внимание на эффективное взаимодействие урочной и внеурочной деятельности обучающихся, когда в условиях совместной и последовательной работы учителей и самих школьников результатом становится качественно существенно более высокое усвоение предметного материала. Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области математики, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

В подростковом возрасте расширяется содержание понятия «учение», в него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.

Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. «Процесс интеграции урочной и внеурочной деятельности представляет собой объединение элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Сущность процесса интеграции – качественные изменения внутри каждой составляющей, входящих в систему» [6].

Внеурочная работа расширяет возможности педагога, позволяет ему не просто обучать детей, а создавать условия для формирования творческой, социально успешной личности.

«Но только во взаимосвязи с урочной внеурочная работа образует систему, в которой возможно эффективное решение задачи реализации индивидуального подхода к обучению математике как средства эффективного развития личности ребенка» [7]. Так, например, во внеурочной деятельности можно реализовать курс «Наглядная геометрия», который позволяет не только подготовить обучающихся к изучению геометрии, но и развить пространственное воображение, сформировать устойчивый интерес к математике.

Особенностью внеурочной работы по математике является то, что формы ее организации делятся на постоянные (математический кружок, факультатив, научное математическое общество школьников и т. п.) и временные (математическая абака, математический бой, математическая конференция, математическая карусель, математическая драка, математический КВН и т. п.). Временные формы чаще всего ориентированы на диагностику достигнутого предметного результата.

Внеурочная работа по математике в среднем звене должна быть массовой, охватывать как можно больше учащихся, так как этот возраст является самым благоприятным для формирования познавательной активности и интереса к математике.

Групповые проекты, реализуемые во внеурочной деятельности, могут охватывать значительное количество учащихся (от 5 до 25). Например, информационный проект «Загадочное число 3». Работа над проектом может содержать следующие этапы: подобрать пословицы и поговорки с числом 3; перечислить названия сказок с числом 3; проверить, сколько раз число 3 встречается в легендах и мифах Древней Греции, названиях литературных произведений; познакомиться с нумерологией Пифагора; подобрать исторические задачи с числом 3 и т. п.

Интересными для групповой работы в 7–9-х классах будут проекты:

-          «Это удивительное понятие функция» (раскрыть понятие функции в различных науках и областях деятельности человека).

-          «Замечательные точки треугольника» (изучить замечательные точки треугольника и рассмотреть возможность применения знаний о них при решении геометрических задач).

-          «Золотое сечение» (как математические законы применяются в искусстве).

-          «Симметрия в городской архитектуре» (изучить объекты архитектуры родного города с позиции симметрии, работы выдающихся архитекторов прошлого и современности).

-          «Старинные методы решения задач на сплавы, смеси и переливания» (традиционные методы решения подобных задач дополняются интересными фактами и приемами решения) и т. п.

Совместная деятельность учащихся и педагогов при разработке проектов по математике создает реальные условия не только для образования, но и для воспитания и саморазвития. Таким образом, внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом в аспекте развития познавательной активности школьников, поддерживая познавательный интерес к предмету на высоком уровне, позволяя увидеть связь школьного предмета с жизнью в процессе углубления и расширения содержания изучаемого предмета, совершенствования умений и навыков использования информации.