Наше поколение живет в век стремительно развивающихся технологий. В связи с этим меняется и образование, и ученики. Современные ученики владеют Интернетом, сотовыми телефонами, пользуются различными компьютерными программами. Школа приобретает полное право использования дистанционных образовательных технологий при всех формах получения образования, которые предусмотрены законодательством.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержатся статьи, которые посвящены непосредственно внедрению технологий, связанных с электронным обучением. В статье 13 этого закона говорится о реализации образовательных программ с использованием различных образовательных технологий, в том числе и дистанционных. Статья 16 дает понятие электронного обучения [1].
Порядок организации дистанционного обучения раскрывает приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». На основании этого приказа дистанционные образовательные технологии могут применяться и в основных, и в дополнительных образовательных программах [2].
Дистанционные образовательные технологии – образовательные технологии, которые реализуются при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогов с применением информационно-телекоммуникационных сетей [3].
Дистанционное обучение строится на самостоятельной работе обучающегося. Хотя обучающиеся отдалены от учителя в пространстве и во времени, они в любой момент могут поддержать общение с помощью средств интернет-технологий.
Дистанционное обучение имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства:
- дистанционное обучение охватывает большое количество обучающихся;
- дает возможность обучаться не выходя из дома;
- дает возможность обучать детей с ОВЗ;
- имеет индивидуальный характер обучения;
- дает возможность получения знаний в удобное время;
- предоставляет новые возможности для самовыражения обучаемого;
- не содержит психологического воздействия со стороны группы и учителя.
Однако наряду с достоинствами дистанционных образовательных технологий существуют и недостатки.
Одним из существенных недостатков является отсутствие необходимых условий: в законе об образовании говорится, что в организациях, которые реализуют образовательные программы с применением дистанционных образовательных технологий, необходимо создать учебную среду, содержащую электронные образовательные ресурсы, электронные информационные ресурсы, ряд информационных технологий, телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические ресурсы, и обеспечивающую обучающимся в полном объеме освоение образовательных программ независимо от их местонахождения.
На основании закона об образовании педагог, занимающийся электронным образованием, должен быть специально подготовленным, отсюда вытекает второй недостаток: отсутствие необходимого количества подготовленных кадров, а особенно со знаниями в области специальной педагогики.
Еще один немаловажный недостаток – это строгая дисциплина со стороны обучающегося и его родителей, результат обучения зависит от сознательности и самостоятельности ученика.
Специфика использования дистанционных образовательных технологий в младших классах связана с особенностями возраста обучающихся, их умениями и навыками работы с компьютером. Поэтому обучение должно проходить под строгим контролем родителей ученика.
Использование дистанционных образовательных технологий возможно не только при приобретении и закреплении знаний по общеобразовательным дисциплинам, но и на логопедических занятиях для коррекции устной и письменной речи.
Большое количество детей имеют разнообразные нарушения устной и письменной речи – от легких дефектов до ярко выраженных речевых патологий, которые не только затрудняют обучение ребенка, но и влияют на его интеллектуальное развитие. При помощи статистики ученые установили, что из большого числа детей, которые имеют нарушения речи, наиболее высок процент тех, кто имеет нарушения письменной речи.
Среди нарушений письменной речи первое место занимает дисграфия. В современной литературе этот термин трактуется по-разному. И. Н. Садовникова описывает дисграфию как трудности овладения письменной речью, где основными симптомами выступают стойкие специфические ошибки [4].
Речевое развитие – это процесс становления личности ребенка. Оно вкладывает определенный смысл в освоение родного языка, приобщает к культуре речи, помогает обрести индивидуальные речевые особенности. Правильное использование языка определяют языковые нормы. Языковые нормы – это правила использования языковых средств, которыми необходимо руководствоваться в речи.
Синтаксические нормы устанавливают правильное построение словосочетаний и предложений. Они включают в себя правила согласования слов и синтаксического управления. Соотносят части предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием [5].
Процесс овладения синтаксической стороной речи у детей с дисграфией протекает довольно сложно. Младшие школьники еще не владеют в достаточной степени нормами языковых средств, совершают в этой области большое количество разнообразных ошибок.
Можно выделить следующие серьезные и часто встречающиеся недостатки. Конструкции мало распространены. Младшие школьники с дисграфией используют короткие простые предложения. В качестве второстепенных членов очень часто употребляют название конкретного объекта, на которое переходит действие. Второстепенные члены редко выражаются наречиями, качественными прилагательными, существительными с предлогом.
Логопедическая работа с детьми с нарушениями синтаксических норм обычно строится поэтапно, и конечный успех во многом определяется влиянием коррекционной работы: эффективностью средств и способов, которые выбрал логопед для коррекции дефекта у ребенка.
Коррекционная работа проводится по следующим направлениям:
- дифференциация речевых единиц;
- автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи;
- закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.
Коррекционная работа ведется с учетом закономерностей нормального развития при становлении синтаксической речевой системы. В ходе работы происходит постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала. Навыки сначала закрепляются в словосочетаниях, далее в предложениях, а затем в связной речи. На начальных этапах формирование навыка осуществляется в устной речи, а в дальнейшем навык закрепляется в письменной речи.
Овладение грамматической структурой языка, его морфологическими и синтаксическими элементами используется на практике без чрезмерного употребления грамматических понятий. Это достигается не за счет механического использования различных форм, а за счет осознанного различения, выделения и синтеза морфологических элементов слова, синтаксических конструкций, на которые направляется внимание детей. Подчеркивая ту или иную синтаксическую категорию, форму или конструкцию предложения, учащиеся младших классов подводятся к определенным синтаксическим обобщениям.
Обучение строится на основе речевых образцов, далее по аналогии строятся последующие предложения. Использование метода моделирования позволяет прояснить представление детей о том, как составляются словосочетания и предложения. Для этого можно использовать упражнения, предназначенные для развития синтаксических навыков на привычном лексическом материале. Анализируя характер трудностей детей с отклонением синтаксической нормы, мы можем выделить этих детей в отдельную группу для дальнейшей логопедической коррекции.
Основными задачами коррекционной работы являются:
- Обогащение и уточнение словарного запаса детей.
- Формирование навыков словообразования и изменения слов.
- Обучение произношению разной сложности слов.
- Обучение правильному согласованию различных частей речи.
- Отработка понимания пространственного значения предлогов.
- Обучение правильному грамматическому оформлению предложений.
- Обучение свободному использованию приобретенных навыков в самостоятельной речи.
- Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи младших школьников, усвоение сочетаемости слов, осознанное построение предложений.
- Обогащение фразовой речи при помощи ознакомления с понятием многозначности, синонимами, антонимами, омонимами синтаксических конструкций.
Очень важно подвести учеников к пониманию связи слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова к зависимому в словосочетании. Изучение падежей в процессе логопедических занятий является средством искоренения аграмматизмов в речи учеников.
В ходе коррекционной работы используются следующие методы:
- пальчиковая гимнастика (исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития устной и письменной речи детей напрямую зависит от степени тонких движений пальцев);
- дидактическая игра (сохранение эмоционального интереса, развитие речи, мышления, сенсорного восприятия);
- логоритмические занятия (воспитание личности, формирование положительного микроклимата).
Уроки с использованием дистанционных образовательных технологий (презентации, игры, чаты и т. д. посвящены основам научного языка, возможностям формирования речевого и логического мышления путем соотнесения предметов с понятиями).
Логопедические занятия относятся к внеурочной деятельности, поэтому дистанционное обучение должно быть построено так, чтобы ребенок занимался с удовольствием и занятие давало положительный результат.
Анализируя дистанционные образовательные технологии, выделим и проанализируем возможности наиболее подходящих форм занятий в соответствии с возрастной группой учеников.
Формы занятий
Название |
Возможности |
|
Плюсы |
Минусы |
|
Чат-занятия Учебные занятия, которые организуются при помощи чат-технологий |
Возможность работать синхронно, т. е. одновременно со всеми участниками, имеющими доступ к чату |
Обязательное умение общаться в сети, трудности при выражении собственных мыслей в сети |
Веб-занятия Семинары, практикумы, лабораторные работы, видеоуроки и другие формы занятий, которые проводятся с помощью средств телекоммуникаций |
Возможность находиться в комфортной обстановке, которая способствует лучшему усвоению материала |
Возникновение сложностей при использовании электронной почты, восприятие информации с экрана компьютера, высокий уровень самоорганизации, отсутствие умения вести себя в сетевом общении |
Телеконференция Занятия, которые организуются с применением видеоконференцсвязи |
Имеют наглядность высокого уровня |
Отсутствие интерактивности, фиксированный график вещания |
Дидактические игры-тренажеры Игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей образовательный результат |
Позволяют закрепить материал, повысить интенсивность работы, мотивацию |
При длительном использовании может надоесть, как и любая другая компьютерная игра |
Следовательно, такие формы занятий с использованием дистанционных образовательных технологий, как чат, видеоурок, консультации по скайпу, общение в чате, видеолекции, больше интересны родителям и детям более старшего возраста. У младших школьников ведущим видом деятельности является игра, поэтому необходимо найти такие формы дистанционного обучения, которые подойдут только для учеников этой возрастной группы, будут не только развлекать, но и обучать их.
Проанализировав различные формы занятий с использованием элементов дистанционных образовательных технологий, мы пришли к выводу, что для обучающихся младшего школьного возраста наиболее эффективными являются разнообразные дидактические игры-тренажеры, которые позволяют выполнять самопроверку.
Дидактические игры-тренажеры – один из видов игр, который имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий ей образовательный результат. Эти игры ориентированы на решение поставленных образовательных целей, но в то же время в них отражается и развивающее воздействие игровой деятельности.
Разработать такую игру может сам логопед, воспользовавшись средствами программы Microsoft PowerPoint и адаптировав ее под конкретную тему. Ресурсов этого приложения достаточно, чтобы создать интерактивную презентацию, не будучи программистом.
Дидактические игры-тренажеры способны концентрировать внимание, развивать в ребенке память, воображение, привлекать интерес. Вначале учеников привлекают игровые действия, и лишь только потом появляется интерес к тому, чему учит игра. На экране можно быстро вставить букву, слово, построить предложение по схеме, заменить целое предложение. Такой способ создает условия для формирования познавательного интереса ребенка, побуждает желание ребенка размышлять и искать необходимые решения, дает ему чувство уверенности в своих способностях. В ходе этих занятий у младших школьников идет формирование и совершенствование форм самоконтроля, снижается тревожность. Дети перестают бояться допустить ошибочный шаг, исчезает необоснованное беспокойство, тем самым обеспечиваются необходимые условия для успешного усвоения материала.
С помощью дидактической игры ребенок в удобном ему формате за короткое время может достичь необходимой цели обучения.
При подготовке дидактических игр-тренажеров очень важно помнить, что в ходе занятий игры, организованные при помощи дистанционных образовательных технологий, по санитарным нормам не должны использоваться младшими школьниками более 15 минут. Содержание игры должно сопровождаться подробной инструкцией по закреплению материала и организации самостоятельной работы.
Таким образом, применение дистанционных образовательных технологий в ходе логопедических занятий отвечает функциональным особенностям и психофизическому развитию младших школьников, а организация коррекционного обучения с применением дидактических игр-тренажеров одерживает верх по сравнению с традиционными занятиями.