Full text

В современных педагогических исследованиях в контексте информатизации общества все больше внимания уделяется использованию медиаресурсов в молодежной среде. Профессионально ориентированное использование современных информационных технологий системы Интернет становится для будущих специалистов российского рынка труда насущной потребностью. В связи с этим в 2008 г. правительство России утвердило Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [1], где среди приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий названо и медиаобразование. Таким образом, коэволюция информационного и образовательного пространства делает актуальной задачу развития медиакомпетентности студентов вуза.

Следовательно, одной из главных задач профессионального образования будущего специалиста становится подготовка высококвалифицированного профессионала, способного адаптироваться к изменяющимся условиям, уметь общаться, извлекать профессионально важной информацию и обмениваться ею, в том числе и на иностранном языке.

В условиях массовой коммуникации будущему специалисту придется пользоваться современными средствами связи и работать с информационными ресурсами сети Интернет, в которой отмечается преобладание иноязычной среды общения, что также указывает на необходимость формирования информационно-коммуникативных качеств в процессе обучения в вузе.

В данном случае иностранный язык играет важную роль как средство формирования не только личности студентов, но и умений и навыков работать с информацией, т. е. медиакомпетентности.

Педагогическое сопровождение приобретения студентами ценностных ориентиров в медиапространстве, являющихся неотъемлемой частью их жизненного пространства, становится одним из приоритетных образовательных направлений. Особый интерес для нас представляют студенты технического вуза, так как именно данная категория способствует поддержанию социально-экономического развития как региона, так и страны в целом.

Понятие «медиакомпетентность» трактуется в различных источниках по-разному. Так, например, согласно данным Википедии, медиакомпетентность рассматривается как «результат медиаобразования, уровень медиакультуры, обеспечивающий понимание личностью социокультурного, экономического и политического контекста функционирования медиа, что свидетельствует о его способности быть носителем и передатчиком медиакультурных вкусов и стандартов, эффективно взаимодействовать с медиапространством, создавать новые элементы медиакультуры современного общества» [2].

Большинство зарубежных педагогов рассматривают медиакомпетентность как способность к самостоятельному, творческому, квалифицированному и сoциально ответственнoму действию пo отношению к медиа. Например, известный американский ученый Р. Кьюби рассматривает медиакомпетентность как способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в различных формах [3].

Согласно мнению российского ученого А. В. Федорова, медиакомпетентность определяется как суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме [4].

Таким образом, большинство как российских, так и зарубежных педагогов и ученых, занимающихся проблемой медиакомпетентности, рассматривают ее как совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для развития творческой личности, способной открыто высказывать свое мнение, умеющей самостоятельно находить и обосновывать собственные профессиональные решения, смело выдвигать нестандартные идеи, быстро адаптироваться в меняющейся производственной и социальной ситуации, уметь находить, анализировать информацию, умений грамотно оперировать информацией, организовывать медиаобщение. В связи с этим акцент при изучении учебных дисциплин переносится на сам процесс познания, его организацию и управление.

Как видно, в современной науке созданы предпосылки и накоплен определенный фонд гуманитарных знаний для анализа и решения проблемы развития медиакомпетентности студентов.

Первым исследователем влияний коммуникационных технологий на организацию когнитивных процессов в обществе стал М. Маклюэн. У. Мартин выделил и сформулировал основные характеристики информационного общества. Содержание понятия и типологию «медиа» рассматривали в своих работах Х. Просс, Х. Бонфаделли. Вопросами влияния медиасреды на личность занимались Д. Бааке, Д. Винтер, М. Кастельс, В. П. Коломиец, Л. Микос, У. Сандер, Р. Хофман, Р. Фольбрехт.

Разработке разнообразных направлений и проблем медиаобразования посвящены многие труды как отечественных авторов, так и зарубежных, например, в России – О. А. Баранов, Л. С. Зазнобина, С. Н. Пензин, А. В. Спичкин, Ю. Н. Усов, А. В. Федоров и другие; в Британии – К. Бэзэлгэт, Д. Бэкингем, Л. Мастерман, Э. Харт и другие; в Германии – Б. Бахмаер, Х. Нейзито и другие; во Франции – Э. Бевор, Ж. Гонне, Ж. Жакино и др. [5]

Однако, анализируя историко-педагогическую литературу, мы сделали вывод, что некоторые российские исследователи и педагоги все еще не видят разницы между медиаобразованием и использованием информационных технологий, дистанционного обучения, медийной техники в учебном процессе школы и вуза. Поэтому на примере некоторых средств медиатехнологий хотелось бы показать, каким образом медиакомпетентность может вписываться в процесс подготовки будущих специалистов, в частности, при обучении иностранному языку.

Проблема иноязычной подготовки в условиях неязыкового вуза обусловлена коренными изменениями социально-политической и экономической обстановки в нашей стране и мире, возросшими социальными и личностными потребностями бакалавра, ориентированными на свободное развитие личности, ее самостоятельность и конкурентоспособность.

Современное иноязычное образование должно развивать способности личности адаптироваться к условиям интернационализации образования, науки и производства, когда иностранный язык становится средством коммуникации в профессиональном контексте.

Исследователями доказано, что иностранный язык является главным значимым средством подготовки специалистов в вузах и социально развивающим потенциалом развития личности. Языковая подготовка направлена на их адаптацию к быстро меняющимся условиям функционирования современного рынка новых инновационных технологий, информационных систем, на формирование способностей к установлению контактов с представителями зарубежных фирм, носителями иностранного языка и другой культуры.

В связи с этим в свете требований ФГОС третьего поколения необходимым условием вузовской подготовки будущих квалифицированных кадров является их становление не только как квалифицированной, но и компетентностной языковой личности, способной к успешному выполнению функциональных обязанностей в иноязычной языковой среде.

Поэтому процесс обучения иностранному языку студентов технического вуза, направленного на формирование медиакомпетентности, отражается в целях, отборе содержания, организации процесса обучения, выборе методов обучения и оценке результатов обучения, сформулированных в логике его концептуальных идей. Используя различные методы для формирования медиакомпетентности в процессе обучения иностранному языку, мы формируем у студентов способность самостоятельно планировать и организовывать собственную деятельность по поиску, анализу, обработке информации. Данные умения позволяют студентам взаимодействовать в едином мировом информационном пространстве, осуществлять межъязыковую и межкультурную коммуникацию, используя современные медиасредства.

Применение таких методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Формирование медиакомпетентности предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы. В первую очередь это необходимость перехода от информативных форм и методов обучения к активным, переориентация от знаниевого к деятельностному подходу, поиск возможностей соединения теоретических знаний студентов с их практическими потребностями. При использовании медиатехнологий в процессе обучения иностранному языку создаются новые условия на занятиях, которые позволяют обучающемуся стать субъектом учебной деятельности, активным участником познавательного процесса, в течение которого студенты получают знания о языке медиа, принципах функционирования иноязычных медиа; вырабатывают умения осуществлять медиакоммуникацию на иностранном языке; проявлять готовность вступать в общение на иностранном языке.

Исходя из профессиональных требований, предъявляемых к будущему специалисту, можно утверждать, что информация является основным предметом и результатом его труда. Работа с информацией на любом языке требует формирования определенных интеллектуальных умений: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, умения выдвигать аргументы и контраргументы и пр. Как правило, начиная работать по специальности, при общении со своими иностранными коллегами молодой специалист сталкивается с необходимостью решения проблем теоретической и практической значимости, требующих четкой и ясной мысли, умения сформулировать эту мысль устно или письменно на иностранном языке. Поэтому не стоит забывать и о таких методах, как исследовательские, поисковые, дискуссионные. Они, наряду с медийными средствами, будут способствовать становлению конкурентоспособного специалиста нового уровня, обладающего творческими способностями, критическим мышлением, профессиональной компетентностью, способным вырабатывать и принимать решения в неустойчивой быстроменяющейся ситуации. Эти методы позволят будущим специалистам создать некие модели научного исследования, модели принятия решений, которые они смогут применить в будущей деятельности, и не только в ней.

Одним из способов развития медиакомпетентности в процессе обучения иностранному языку у студентов выступают технологии Web 2.0. Интернет-ресурсы и сервисы Web 2.0 позволяют развивать многие умения и навыки, необходимые в современном информационном обществе для успешной профессиональной деятельности будущего и сложившегося профессионала, а также существенно разнообразить возможности традиционных форм обучения. Массовое распространение сервисов Web 2.0 открывает широкие возможности для развития различных форм сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, использования в учебных целях свободных электронных ресурсов, самостоятельного создания контента. Применение сервисов Web 2.0 в учебном процессе позволяет педагогам существенно повысить качество обучения, спроектировать занятие на ином уровне: сделать его более интересным, интерактивным, личностно ориентированным, результативным [6].

В педагогической практике формирование медиакомпетентности у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку мы осуществляем в первую очередь за счет использования в образовательном процессе современных профессионально ориентированных медиатехнологий, например Webquest, Calaméo, Gloster, LearningApps, Mindmeister, Podcasts, Quizlet, Voki, Voxopop, Wordle.

Данные сервисы способствуют развитию всех навыков речевой деятельности, помогают решать образовательные задачи процесса обучения, активизируют познавательную деятельность, развивают у них познавательный интерес к учебному материалу. Немаловажен и тот факт, что данные сервисы совершенно бесплатные и доступ к ним возможен в любое время.

Так, например, сервис Calaméo позволит организовать совместную сетевую деятельность с носителями языка. На Glogster возможно найти тексты, фото, видео, звуковые файлы, графика, ссылки и другое на изучаемом иностранном языке, а также «початиться» с носителями языка. Такие сервисы, как LearningApps и Quizlet способствуют формированию лексических и грамматических навыков. Mindmeister, Podcasts и Voki – это онлайновые сервисы для развития умений говорения.

Особо следует отметить Voxopop, который представляет интернет-пространство, где студенты с помощью преподавателя-модератора могут практиковаться в устной речи и аудировании, делать устные сообщения на заданные темы и презентации. Работа в аудиофоруме помогает студентам оценить свои речевые и фонетические навыки, научиться «слышать» и исправлять собственные ошибки, поскольку имеется возможность «стереть» и перезаписать созданное сообщение [7].

Особой популярностью у студентов пользуется технология Webquest. Создание квестов по той или иной тематике способствует формированию профессиональных компетенций будущего специалиста, которые ведут к развитию умений и навыков формулировки аргументированных умозаключений, владению культурой мышления, развивают способность к восприятию, анализу, обобщению информации на иностранном языке, готовность к межкультурному взаимодействию, т. е. медиакритике. Существует специальный сайт, на котором есть как готовые квесты, так и инструменты для создания своего собственного [8].

Данный сервис очень удобен. Для начала необходимо пройти регистрацию, только после этого можно приступать к созданию квеста. Если возникают трудности, то можно нажать на вкладку Bedienungsanleitung, в которой подробно описаны все этапы при создании квеста. На рисунке представлена стартовая страница для начала работы над квестом.

 

 

                                                                                                                           

Таким образом, медиакомпетентность студентов в процессе изучения иностранного языка позволит им расширить свой кругозор, развить творческое мышление, сформировать необходимые знания, умения и навыки для будущей трудовой деятельности и получить необходимый спектр знаний для работы с медиаресурсами.