Изучение дисциплин «Иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной деятельности» является неотъемлемой частью профессиональной подготовки в высших учебных заведениях и предусматривает развитие общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов. При изучении иностранного языка большое место отводится самостоятельной работе студентов. Студенты могут заниматься исследовательской работой по теме, предложенной преподавателем, или выбирать интересующие их темы. На протяжении многих лет студенты неязыковых направлений ВятГУ, желающие заниматься изучением истории Второй мировой войны, самостоятельно ищут материал из аутентичных источников, читают, переводят, составляют словарь незнакомых слов и выражений. Результатом такой работы может быть реферат, выступление с докладом перед группой, на учебной, всероссийской или международной конференции, публикация статьи. Целью является воспитание патриотизма, развитие лингвистической компетенции и исследовательских умений студентов. Работа посвящена исследованию темы музыки союзников в годы Второй мировой войны.
Музыка остаётся с нами всю нашу жизнь. В трудностях она помогает нам и поддерживает нас, во время счастливых мгновений – помогает радоваться жизни, расслабляет и заряжает энергией, даёт возможность отдохнуть и заставляет двигаться дальше. В каждой стране и у каждого народа музыка олицетворяет собой разные памятные страницы истории. Прошедший двадцатый век был для всего человечества веком больших потрясений и испытаний, но в этот период истории было написано множество замечательных шедевров музыкального искусства. Немалая доля этих творений пришлась на годы Второй мировой войны (1939–1945 гг.). Сплачивая народы, укрепляя дух и стремление к победе, музыка внесла свой неоценимый вклад в свержение союзными войсками мирового фашизма. Какова же была музыка союзников?
Апофеоз американской популярной музыки пришелся на 1940-е годы. На всю Америку звучали такие имена, как Гленн Миллер, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Томми Дорси, а их хиты “Sing, Sing, Sing”, “In the Mood”, “I’m Getting Sentimental Over You” и “Take the ‘A’ Train” навсегда остались в сердцах миллионов поклонников. Вслед за ними идут известные вокалисты Фрэнк Синатра, Бинг Кросби, Дорис Дей и Элла Фицджеральд, но все началось с самой песни. Имена авторов песен говорят сами за себя: Коул Портер, Ирвинг Берлин, Ричард Роджерс, Джонни Мерсер и Фрэнк Лессер. Сороковые годы стали золотым веком американской песни [1].
Начало жанру песни Второй мировой войны было положено ещё до начала самой войны, в конце 1930-х годов. Уже тогда в песнях “Let Them Keep It Over There” и “Rockabye My Baby, There Ain’t Gonna Be No War” появилась идея яркого изоляционизма; и другая экспрессивная идея – в выражении любви к стране через силу американского оружия – в песне “Arms for the Love of America”. После оккупации немецкими войсками в 1940 году Франции в более сентиментальном ключе написана “The Last Time I Saw Paris”. Тема неотвратимости войны для Америки звучала во многих песнях того периода. Авторы песен не ошиблись, сочиняя песни на военную тематику: “Goodbye Dear, I’ll Be Back in a Year”, “Ma, I Miss Your Apple Pie”, “He’s 1-A in the Army and He’s A-1 in My Heart” и “Twenty-One Dollars a Day, Once a Month” [2].
Авторы песен как будто ждали начала войны, и 7 декабря 1941 года она действительно началась. “Remember Pearl Harbor”, “Goodbye Mama I’m Off to Yokohama” и “We Did It Before and We Can Do It Again” были записаны всего через несколько дней после нападения Японии на американскую военную базу в Перл-Харборе. Удивительно, но на протяжении всей войны песни следовали за событиями с необычайной быстротой. Песня “Hats Off to MacArthur” была написана в марте 1942 года, когда война на Филиппинах была в самом разгаре.
В то время было написано большое количество патриотических песен, таких как “American Patrol”, “There’s a Star-Spangled Banner Waving Somewhere” и “This Is Worth Fighting For”. Одной из самых популярных была песня “God Bless America” Ирвинга Берлина. У разных родов войск были свои неофициальные гимны (“Anchors Aweigh”, “The Marine’s Hymn” и “The Caissons Go Rolling Along”), но у военно-воздушных сил их не было. Решением проблемы в 1939 году стала композиция “Off We Go into the Wild Blue Yonder” [3].
Многие песни рассказывали о насущных проблемах военнослужащих. Тема непостоянства подруг и жён звучит в песнях “Somebody Else Is Taking My Place”, “Everybody Knew but Me” и в самой известной на эту тему песне “Don’t Sit under the Apple Tree with Anyone Else but Me”. Этот хит был очень популярен по всей стране и принёс немалую прибыль от продаж пластинок. В армейских песнях Америки также звучала тема религии (“Coming In on a Wing and a Prayer”, “Praise the Lord and Pass the Ammunition”), тема военных будней (“This is the Army, Mister Jones”, автор Ирвинг Берлин), “Gee, but It’s Great to Be in the Army”, “What Do You Do in the Infantry? (You March, You March, You March)” (автор Фрэнк Лессер), тема юмора (“Little Bo Peep Has Lost Her Jeep”, автор Гленн Миллер), “Cleanin’ my Rifle (And Dreaming of You)”, “Der Fuehrer’s Face” (автор Спайк Джонс), написанная для мультфильма Уолта Диснея [4].
У Англии были свои выдающиеся песни военного времени, но, несомненно, самой популярной была композиция Веры Линн “There’ll Be Bluebirds over the White Cliffs of Dover”, исполненная в 1942 году. Во время отчаянной борьбы за существование эта песня стала неофициальным гимном Англии. До сих пор эта песня является знаковым символом Второй мировой войны для британской публики даже несмотря на то, что в 2009 году газета “Daily Telegraph” в Лондоне сообщила о настоящих авторах этой песни, которыми являются уроженцы Америки (Нэт Бертон и Уолтер Кент) [5].
Хотя поэты Первой мировой войны (Руперт Брук, Уилфред Оуэн, Зигфрид Сассун) представлены как литераторы военного времени, популярные песни на их стихи оказались необходимым средством для поддержания морального духа во время Второй мировой войны и стали именно в ту пору особенно хорошо известны.
Необходимо отметить, что часть песен имела откровенно националистический характер, например “There'll Always Be An England” (“Всегда будет Англия”) [6]. Другая часть музыки была популярна, потому что она вызывала эмоции, близкие многим в военное время, в частности чувство ностальгической печали и потери. Одной из подобных песен была песня “Лили Марлен” в исполнении Марлен Дитрих, одинаково популярная у обеих воюющих сторон.
Вера Линн – «любимица армии» (англ. The Army's Sweetheart) [7] – являлась в Великобритании, без всякого сомнения, самым популярным вокалистом Второй мировой войны. Она пела практически все известные песни военного времени на своих концертах, но самыми известными были “White Cliffs of Dover” и “We'll Meet Again”. Среди остального музыкального репертуара Англии 1940-х годов было множество простых незамысловатых песен и пышных инструментальных композиций.
Что касается России и республик бывшего Советского Союза, то здесь используется термин «Великая Отечественная война». Песни этого периода звучат и сегодня, более того, появились и послевоенные песни, посвященные победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Среди них: «Алеша», «Журавли», «День Победы». Без этих песен не обходится ни один концерт, посвященный Дню Победы.
Шедевр, стоящий в одном ряду с главными русскими музыкальными символами противостояния фашизму, впервые был исполнен в июне 1941 года. Его волнующим душу мотивом наполнился Белорусский вокзал в Москве в те мгновения, когда бойцы Советской Армии отправлялись на передовую. Поскольку присутствующие люди были захвачены этой песней, музыканты исполнили ее неоднократно. Композиция А. В. Александрова, сочиненная на стихотворение поэта В. И. Лебедева-Кумача, называлась «Священная война». Исполнил ее Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР [8–10]. Завораживающая и трогающая душу песня из всех других жанров первой всецело вошла во фронтовую жизнь и жизнь тыла.
Такие замечательные композиции, как «В лесу прифронтовом» (М. И. Блантер, М. В. Исаковский), «Тёмная ночь» (Н. В. Богословский, В. И. Агатов), «В землянке» (К. Я. Листов, А. А. Сурков), «Вечер на рейде» (В. П. Соловьёв-Седой, А. Д. Чуркин), звучали во время кратковременных перерывов между боями. Песню «Синий платочек» можно было услышать и в живом исполнении Клавдии Шульженко, поскольку она, как и другие артисты, ездила с концертами по фронтовым частям. Эта песня имеет длинную историю и стала одним из символов Великой Отечественной войны. Необычная история была и у некоторых других песен. Например, брянские партизаны настойчиво просили о создании песни. В итоге свет увидела композиция «Шумел сурово брянский лес» (С. А. Кац, А. В. Софронов), ставшая впоследствии гимном Брянской области. Сочиненная в конце тридцатых годов Матвеем Блантером на слова Михаила Исаковского в разгар боев последовавшей войны возымела почти мистический ореол бессмертного стремления к победе над фашизмом легендарная «Катюша». Позднее эта композиция обрела собственный музей в Смоленской области (село Всходы).
Однако ничто не давало большей поддержки Советскому Союзу, чем драматическая история создания и доставки под огнём противника в осаждённый Ленинград симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича. В июле 1941 года, с наступлением вермахта на Ленинград, композитор начал сочинять свою седьмую симфонию между тяжёлыми сменами обычного пожарного, тушившего пожары от вражеских бомбардировок. В октябре Шестакович был вынужден эвакуироваться в город Куйбышев. Там он завершил свою работу, посвятив её своему городу, переживавшему самый страшный период – 900-дневную блокаду [11].
«Симфония величия человеческого духа и о родной земле» [12] – этими словами описал свою музыкальную работу С. С. Прокофьев. В военный период были сочинены три симфонии Н. Я. Мясковского, вторая симфония А. И. Хачатуряна («Симфония с колоколом»), симфонии В. И. Мурадели, Г. Н. Попова, Т. Н. Хренникова и многие другие. Зачастую в работах композиторов можно увидеть повествование о героическом прошлом русских воинов, русского народа (например, написанная по роману Л. Н. Толстого опера-эпопея Прокофьева «Война и мир»). Создаются композиции, в которых воспевается доброта, красота, любовь («Гаянэ» А. И. Хачатуряна). Были также музыканты, которые сражались с фашистами в одном ряду с простыми солдатами. На фронте в рядах действующей армии музыканты и артисты дали порядка 473 000 концертов [13]. Каждый из выступавших артистов осознавал значимость своего дела. Во всех мыслимых и немыслимых условиях, во всякую погоду артисты старались хотя бы ненадолго отвлечь бойцов от страшных будней войны, подарить им душевную теплоту, спокойствие и праздник.
Песня вдохновляла на героические свершения и тружеников тыла. Из радиоприемников звучали голоса С. Я. Лемешева, А. В. Неждановой, Н. А. Обуховой, виртуозное исполнение пианистов М. В. Юдиной, С. Т. Рихтера и других. В Ленинграде, переживавшем блокаду, продолжал играть оркестр Радиокомитета. В столице СССР даже в самые суровые дни войны продолжалась работа Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
В уральских и сибирских городах, в братских республиках, куда эвакуировались многие коллективы и учебные заведения, музыкальная жизнь продолжалась (Ленинградская консерватория в Ташкенте, Государственный симфонический оркестр Союза ССР в Киргизии, Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова в Перми). Продолжалась деятельность пианиста К. Н. Игумнова в Ереване, композитора Прокофьева в Тбилиси, артистов Ленинградского Малого театра оперы и балета в Чкалове. Происходило создание новых художественных коллективов, открывались консерватории в Казани, Алма-Ате, Москве и других городах.
Резюмируя, важно ещё раз отметить огромную роль, которую сыграла музыка в период Второй мировой войны в странах-союзниках, её вклад в победу над фашизмом. У каждого государства-союзника были музыканты, готовые внести свой вклад в общее дело Победы. В Америке все, от Фрэнка Синатры до Леопольда Стоковского, выступили и сделали записи песен для армии. Лидер американского джаза Гленн Миллер погиб при перелёте в расположение войск, музыкант Джимми Макпартланд приземлился на “D-day” с американской пехотой. Музыканты, будь то поющий ковбой, как Джин Аутри, или оперный певец, как Джон Картер, или композитор Шостакович, видели себя в роли культурных союзников. Музыкант Генри Коуэлл отмечает, что музыканты всех мастей «формировали музыку для тотальной войны» [14]. Вероятно, ни один другой период в мировой истории не мобилизовал музыкальную культуру так, как Вторая мировая война.
Во время Второй мировой войны через музыкальное искусство с помощью радио и кино активно проводилась политическая и идеологическая пропаганда. Для обработки сознания населения и для создания в обществе требуемого настроения были эффективны марши, парады, эстрада и популярная песня. Многие историки отмечают, что немалое количество песен о войне было сочинено во время Первой мировой войны, однако были услышаны и начали активно использоваться лишь в период Второй мировой войны, включая музыку классического стиля, как одно из видов оружия.
Эллиот Картер, Марк Блицштейн, Колин Макфи и Генри Коуэлл участвовали в пропагандистских миссиях Управления военной информации (OWI). Союз композиторов Америки заказал семнадцать работ на патриотические темы. Классическая музыка исполнялась в Вооруженных силах, например, симфоническим оркестром Кэмп-Ли или квартетом струнных оркестров ВМС США. Она даже сыграла свою роль в работе Управления стратегических служб (предшественника ЦРУ), чей генеральный директор «Дикий Билл» Донован, как известно, не только поддерживал эксперименты по использованию музыки в качестве шифра, но и сам был вовлечен в связанные с музыкой пропагандистские усилия [15].
Для поддержания морального духа военнослужащих и обслуживающего персонала по приказу президента США Франклина Рузвельта была даже создана специальная организация – the United Service Organizations for National Defense (сокр. USO) – Объединенные организации обслуживания вооруженных сил [16]. Это частная некоммерческая организация, основанная в штате Нью-Йорк при поддержке частных лиц и корпораций. Она осуществляла надзор и занималась организацией досуга военнослужащих. Одной из предлагаемых услуг этой организации было создание клубов. В Западном полушарии были созданы клубы USO в более чем 3000 общинах и стали «вторым домом» для многих военнослужащих и рабочих военной промышленности. Несмотря на то что USO не стремились к изменению социальных норм того времени, интеграция и сотрудничество различных религиозных организаций (католических, протестантских и еврейских) были сами по себе революционными. Если клубы размещались в церкви или синагоге, их могли посещать все, независимо от расы и вероисповедания. Правда, в сегрегированных общинах клубы USO также были раздельными. В клубах были все условия для занятия различными видами спорта, шахматный клуб, библиотека, читальный зал, радио, танцевальный кружок, театральный кружок, музыкальные инструменты, музыкальная библиотека, музыкальная комната, проигрыватель и многое другое. В клубах часто выступали приглашенные звезды эстрады.
Таким образом, исследование темы музыки периода Второй мировой войны способствует расширению кругозора, воспитанию патриотизма, развитию лингвистической компетенции и исследовательских умений студентов, позволяет глубже понять ту важную роль, которую она сыграла на фронте и в тылу. Подобные междисциплинарные исследования вызывают реальный интерес у студентов и мотивируют их на научно-исследовательское творчество.
Результаты совместной исследовательской работы по теме Второй мировой войны при изучении иностранного языка на неязыковых факультетах опубликованы в журналах, в материалах международных и российских конференций. В зависимости от факультета/специальности и личных предпочтений студента темы могут быть абсолютно разными. Например, студентка, обучающаяся на факультете технологии и дизайна по специальности «Конструирование изделий легкой промышленности», занималась исследованием темы «Военная форма в Советском Союзе и Германии во время Второй мировой войны». Студенты, обучающиеся на юридическом факультете, занимались исследованием Нюрнбергского процесса, темой Холокоста. Студентка факультета экономики, занимаясь темой «Итоги Второй мировой войны», исследовала американские источники, где содержится много статистических данных о военных потерях и военных расходах разных стран. Студенты-историки отдают предпочтение исследованию битв, например, были работы, посвященные Сталинградской битве, Курской битве, Берлинской операции и т. д. Так или иначе, подобная исследовательская работа вносит существенный вклад в развитие общекультурных и профессиональных компетенций будущих специалистов и преподавателей.