Full text

Введение

 

Известно, что «образовательное пространство как составляющая более широкого социального пространства представляет собой образовательный континуум во всем многообразии его системных, процессуальных, ресурсных, субъектно-деятельностных, а также духовно-информационных составляющих, целостность которого обеспечивается интеграционными процессами, проявляющимися на всех его уровнях и затрагивающих все компоненты пространства, а также непрерывностью образовательного процесса во всех его составляющих и по всем параметрам» [1].

Как утверждает Е. А. Чеботарева, «единое образовательное пространство представляет собой образовательный континуум, характеризующийся единообразием определенных, целесообразно установленных компонентов и параметров образования в сочетании с многообразием всех прочих его характеристик и качеств. Развивающееся образовательное пространство представляет собой специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности» [2].

Полагаем, что профессиональное развитие студентов колледжа в процессе обучения иностранному языку напрямую зависит от правильной организации образовательного пространства колледжа, которое является основой обеспечения оптимальной жизнедеятельности обучающихся, то есть носит инвариантный, универсальный характер.

Разнообразные аспекты данного вопроса исследуются рядом педагогов: В. И. Андреевым [3], Т. В. Аникаевой [4], И. Аникиной [5] и др. В работах данных ученых образовательное пространство объясняется как обобщенный фактор развития личности обучающегося. В них обосновано, что «образовательное пространство как педагогическая категория выступает действенным методологическим средством, которое, будучи положено в основу организационно-педагогической деятельности в рамках образовательного учреждения, позволяет достигать качественно более высокого уровня образования, отвечающего и современным требованиям общества, и гуманистическим образовательным ценностям, ориентированным на потребности личности студента» [6].

Однако применительно к актуальным проблемам развития образования в рамках СПО данная категория фактически не рассматривается, несмотря на то что вопросы повышения качества СПО приобретают сегодня чрезвычайно острый характер. И одним из наиболее эффективных путей совершенствования учебной деятельности может рассматриваться ее преобразование на основе направлений модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью преобразования деятельности педагога и обучающихся на основе различных направлений модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа и неразработанностью технологических практик его организации.

Данная тема выбрана не случайно, так как известно, что организация образовательного пространства напрямую связана с психическим и физическим здоровьем человека. Естественно, рабочее пространство аудитории должно соответствовать требованием техники безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям, а также специфике предмета обучения.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В содержательном аспекте основополагающее значение для выявления и установления направлений модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа имеют теории и концепции развития среднего профессионального образования. Так, В. Созонов [7] в своей работе дает определение воспитательного пространства в образовательных учреждениях и обращает наше внимание на механизмы его функционирования. Он отмечает, что воспитательное пространство содержит в себе определенный потенциал для проявления индивидуальности и субъектных качеств обучающегося, связанных с самоорганизацией собственного жизненного пространства. Это позволяет использовать термин «воспитательное пространство» для обозначения составляющей образовательного учреждения СПО, связанной с проявлением студентами своей свободы и самостоятельности. Отдельно отметим исследование В. М. Степанова [8], посвященное теоретико-методологическим основам развивающего образовательного пространства в современной инновационной школе. По мнению ученого, развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством [9]. Особое внимание реорганизации образовательного пространства с использованием технологии моделирования воспитательной системы уделяет Е. Н. Степанов [10]. В его исследовании показано, что главными инструментами для формирования единого образовательного пространства служат разработанные и утвержденные федеральные государственные образовательные стандарты, а также созданные на их основе примерные образовательные программы по основным предметам [11]. Именно благодаря внедрению этих механизмов можно достичь качественных результатов в образовании.

Теории и концепции инновационного обучения, столь важные для нашего исследования, представлены в трудах отечественных ученых. В. И. Андреев [12] определяет методологические основы педагогики и метапринципы образования, воспитания и саморазвития. Он отмечает, что педагогические категории воспитания, обучения, образования и развития, взаимодействуя между собой, направлены на развитие человека [13]. По мнению А. М. Анохина, педагогическая среда также важна и является условием формирования творческой личности студента [14]. Поэтому педагогическая среда характеризуется не только действующими в ней субъектами, но и общими для всех условиями их взаимодействия. Она может быть охарактеризована на микроуровне учебного процесса и отношений в нем и на макроуровне социальных условий и отношений в образовательной деятельности. В. В. Арнаутовым [15] выявлены организационно-педагогические условия развития инновационных процессов в образовательной деятельности колледжа. Анализ эффективности инновационно-образовательных процессов в системе СПО показывает, что они могут иметь положительную динамику и могут быть существенно улучшены, если эти процессы будут приведены в соответствие с потребностями личности и социума, тенденциями функционирования современной социально-экономической среды и колледжа как педагогической системы [16]. Теории и методики мультикультурного образования необходимы нам для изучения оптимизации процесса обучения иностранному языку студентов колледжа. Л. А. Апанасюк и И. А. Киреева [17] рассматривают пути и методы реализации технологии межкультурной педагогической интеграции при подготовке специалистов неязыкового профиля (технического и социально-экономического) в международном образовательном пространстве. Вопросу активизации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе посвящена работа Н. Ф. Талызиной, которая утверждает, что саморегуляция активной деятельности учеником зависит от его деятельностной позиции в учебном процессе. Это происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, к творческой деятельности [18]. В исследовании Ф. М. Сысоевой [19] выделены теоретико-методические и практико-ориентированные аспекты педагогических проблем реализации социальной политики в региональном поликультурном образовательном пространстве. Ф. М. Сысоева приходит к выводу о том, что решение педагогических проблем реализации социальной политики в региональном поликультурном образовательном пространстве будет эффективным, если оно будет строиться на основе результатов диагностики и анализа основных проблем социальной политики. При этом педагогические проблемы будут учитываться при определении содержания и условий реализации социальной политики на уровне законодательного органа субъекта федерации, разработка и реализация региональных социальных программ и проектов будет опираться на педагогические требования [20].

Следует отметить, что проблеме модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку посвящены в основном работы, связанные с теорией и методикой обучения иностранному языку.

Так, К. С. Браженец описывает инновационные формы организации учебной деятельности по иностранным языкам с применением на занятиях виртуального образовательного пространства при чтении и изучении проблемных лекций [21].

Однако в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа значимыми представляются вопросы социализации образовательного пространства, которым посвящены исследования зарубежных ученых.

 М. С. Арчет [22] описывает социальное происхождение образовательных систем, что нам необходимо учитывать при рассмотрении направлений модификации образовательного пространства. В исследовании М. С. Арчет показано, что формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования, и во многом определяет уровень социализации индивида, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности [23]. Данная тема вызывает все больший интерес в рамках педагогики проектирования образовательных систем и процессов в рамках СПО. Использовать виртуальное образовательное пространство и окружающий мир профессиональной сферы в обучении специалистов различных профилей предлагает T. Бентли, поскольку «виртуальное образовательное пространство – пространство, способное расширяться во внешний мир, открывая для себя его внешние сферы посредством деятельности обучающегося, использующего свои органы чувств, эмоционально-образные и интеллектуальные способности» [24].

 Ф. Фидлер описывает эффективное лидерство как фактор, который может обеспечить выгоду и пользу образовательной организации любого типа и вида [25]. Существующая современная интерпретация рассматривает в плане изучения проблемы модификации образовательного пространства. Изучение вопросов лидерства нам представляется значимым, так как это позволяет преподавателю управлять более эффективно в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа, представляя методологические и технологические аспекты лидерства.

Теорию обучения в разноуровневых образовательных пространствах на протяжении всей жизни и новый образовательный порядок обосновывает Дж. Филд [26]. Речь идет о создании образовательной среды непрерывного образования, в которой человек находится на протяжении всех основных стадий жизненного цикла. Индивидуальная образовательная траектория ведет каждого субъекта к своим образовательным и профессиональным целям собственным путем, и традиционные документы об образовании слабо помогают разобраться в его реальных компетенциях [27].

Особо отметим, что трансформационные процессы образовательного пространства системы СПО исследованы пока что недостаточно. Проведенный анализ научно-педагогической литературы в области педагогики СПО показал, что существующая система обучения иностранным языкам студентов колледжа недостаточно нацелена на формирование личности студента в рамках мультикультурного образовательного пространства.

Наиболее значительная часть научно-педагогических исследований в области пространственных представлений при обучении иностранным языкам посвящена осмыслению образовательного и воспитательного пространства как фактора развития и воспитания школьников или студентов вузов.

Разрешение данного противоречия в условиях системы СПО требует исследования следующих основных аспектов проблемного поля:

-          рассмотрение образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку как целостного методологического феномена, выявление его сущностных компонентов, выражающих и обеспечивающих в совокупности новое качество лингвистического образования в рамках подготовки рабочих кадров, а также его структуры;

-          выявление и установление организационно-педагогических условий организации в рамках образовательного учреждения СПО образовательного пространства с учетом специфики колледжа;

-          выделение и обоснование ведущих направлений модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа на уровне образовательного учреждения;

-          разработка технологических основ модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа, обеспечивающих повышение эффективности и качества учебного и воспитательного процессов в соответствии с современными требованиями.

 

Методологическая база исследования

 

Разработка исследовательского инструментария осуществлялась с опорой на методологические положения:

-          общей методологии педагогики (Ю. К. Бабанский [28], П. Р. Атутов [29], В. С. Безрукова [30] и др.);

-          теории и технологии педагогического проектирования (Н. А. Алексеев [31], С. Я. Батышев [32], Н. М. Стадник [33] и др.);

-          теории и практики инновационных процессов в образовании (В. Чвякин [34], М. М. Поташник [35], И. Я. Лернер [36] и др.).

В плане изучения инновационных образовательных систем интересны исследования зарубежных ученых, таких как Р. Дж. Стернберг [37], Р. Шрейтер [38], K. Рейд [39] и др.

Значимыми для исследования явились научные труды российских ученых о методологии качества образовательных процессов Т. С. Анисимовой [40] и Р. В. Соколовой [41].

Статья подготовлена на основе использования комплекса теоретических и практических методов, а также методик, адекватных природе изучаемого объекта:

-          методов теоретического анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения, которые использовались при комплексном изучении различных научных воззрений по теме исследования, нашедших отражение в научных источниках, а также при осмыслении практического опыта;

-          системно-структурного метода, позволившего рассмотреть изучаемые явления во всем многообразии, взаимосвязанности и целостном единстве их составляющих;

-          комплексных эмпирических методов;

-          частных эмпирических методов (наблюдение, анкетирование, экспертная оценка), используемых для диагностики и анализа состояния изучаемого явления.

Обобщение педагогического опыта по теме исследования и массовая проверка основных научных положений исследования проводились со студентами и преподавателями ГБПОУ «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М. Ф. Панова» (г. Москва).

В результате авторами сделан вывод о том, что адекватное использование эффективных направлений модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа направлено на формирование всех видов универсальных учебных действий по иностранным языкам. Поэтому считается, что важно рассмотрение и изучение рациональности и адекватности использования образовательного пространства при обучении иностранным языкам в колледже.

Основными методами применения рационально спланированного образовательного пространства при обучении иностранным языкам в колледже следует считать:

-          методы психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения студентов в колледже;

-          моделирование и анализ учебных ситуаций на иностранном языке;

-          активные методики обучения иностранным языкам;

-          педагогические технологии сотрудничества;

-          интерактивные методики обучения;

-          использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам.

Практическая значимость исследования связана с выявлением и установлением ключевых направлений модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов ГБПОУ «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М. Ф. Панова» (г. Москва):

-          создание комплекта научно-методического обеспечения организации единого образовательного пространства колледжа через технологическую организацию непрерывного профессионального развития – саморазвития студентов;

-          разработка комплекта методического обеспечения: авторская обучающая программа, адаптированная к индивидуальным особенностям педагога и запросам обучающейся группы; системный учебный план с учетом реорганизации учебного пространства аудиторий; краткая организационно-содержательная структура учебного процесса; система модулей, предметные средства, учебно-профессиональные ситуации, мониторинг качества обучения при модифицированном образовательном пространстве;

-          технологическое обеспечение практических занятий по иностранному языку с включением интерактивных методов обучения.

С опорой на вышеобозначенные положения нами был обобщен опыт модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов ГБПОУ «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М. Ф. Панова» (г. Москва) в многочисленной группе студентов I курса. Численность группы менялась от 30 человек до 28. Возраст обучающихся – 16–17 лет. В группе изначально присутствовали обучающиеся с низким уровнем мотивации.

В первом семестре занятия с обучающимися проводились в кабинете (кабинет № 1) с сокращенным расстоянием между рядами и партами в рядах. Учебные парты занимали примерно 75–80% общей площади аудитории. Крайние ряды располагались вплотную к окнам и на расстоянии 75 см от шкафов; задние находились у стены, так что обучающиеся прислонялись к стене, сидя за партой. Перед доской свободное пространство составляло 1,5 м. Окна занимали одну из четырех стен. Освещенность кабинета была достаточная (отличная). Потолки выше среднего – 5 м.

Во втором семестре занятия со студентами проводились в кабинете (кабинет № 2) с площадью, в два раза превышающей площадь кабинета № 1. Учебные парты занимали примерно 40–45% общей площади аудитории и располагались в центре; расстояние от крайних парт до стен 3 м; расстояние до доски 3,5 м. Окна занимали две из четырех стен. Освещенность кабинета была достаточная (отличная). Потолки выше среднего – 5м.

В ходе обобщения опыта были сделаны следующие наблюдения.

В кабинете № 1:

-          во время работы преподаватель отмечал повышенную агрессию и напряженность обучающихся, а также давящую скученность и замкнутость пространства;

-          классическая расстановка парт (четыре параллельных ряда парт ориентированы на доску) и отсутствие пространства затрудняли проведение командных игр.

В кабинете № 2:

-          свободное пространство вокруг парт позволяло преподавателю беспрепятственно перемещаться по аудитории, таким образом, концентрировать внимание обучающихся;

-          работоспособность преподавателя и обучающихся возросла, а тревожность снизилась;

-          появилась возможность разнообразить учебный процесс различными активными обучающими играми.

Дисциплина «Иностранный язык» в системе СПО включает в себя только практические занятия, направленные на развитие профессиональных коммуникативных навыков обучающихся и решение различных практических задач. И здесь важен выбор подходящей пространственной организации учебной аудитории, который представляется нам актуальным и в последующем позволяет повысить эффективность учебного процесса по иностранному языку в целом.

Заметим, что научная обоснованность и достоверность результатов исследования в статье обеспечивается исчерпывающей методологической базой, включающей психолого-педагогические и нормативные материалы в области среднего профессионального образования; применением методологии педагогических исследований и использованием методов, адекватных целям и задачам исследования; сочетанием количественных и качественных аспектов анализа. Достоверность обеспечивается также достаточной длительностью и неоднократной повторяемостью работы по обобщению педагогического опыта преподавателей иностранных языков ГБПОУ «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М. Ф. Панова» (г. Москва). Проведенное исследование, на наш взгляд, позволяет провести объективный анализ уровня и качества использования ключевых направлений модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа и апробировать основные положения исследования в ряде образовательных учреждений системы СПО.

 

Результаты исследования

 

По результатам исследования в статье представлены анализ и научное обоснование необходимости выявления и установления наиболее эффективных направлений модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа под различные виды учебной деятельности. Прежде всего, был проанализирован имеющийся в современной педагогике теоретический и научно-практический потенциал по проблеме организации образовательного пространства. Затем изучена практика использования направлений модификации образовательного пространства в аудитории.

Итоги заключаются в постановке и решении проблемы выявления и установления оптимальных направлений модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа:

  1. Выявлена структура образовательного пространства как сложная многофункциональная, иерархически организованная педагогическая система.
  2. Выделены и обоснованы ведущие принципы организации образовательного пространства в системе СПО: модульности обучения, деятельностной направленности образования, субъект-субъектности педагогических взаимодействий, персонификации обучения, саморазвития личности обучающихся.
  3. Обобщен опыт реорганизации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов ГБПОУ «Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М. Ф. Панова» (г. Москва).
  4. Выявлены и установлены направления модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа:

-          создание на уровне колледжа единого образовательного пространства обучения студентов обеспечивается достижением системной интегрированности и непрерывности всех его компонентов;

-          системообразующим фактором интеграции всех компонентов образовательного пространства выступает гуманистическая ориентация учебной деятельности, выражающаяся в приоритете целей развития и саморазвития личности обучающихся, раскрытия ее потенциальных возможностей в процессе обучения иностранному языку;

-          непрерывное профессиональное развитие студентов как процесс, результат и ценность учебной деятельности по иностранному языку, ориентированной на личность обучающегося и направленной на ее саморазвитие.

Ниже приведены примеры организации учебного кабинета, рассмотрены преимущества и недостатки при их реализации.

Преимущества традиционного размещения парт рядами

Такой способ размещения позволяет обучающимся сфокусироваться на преподавателе, а у преподавателя появляется возможность видеть лица обучающихся. Данный способ является самым распространенным при расстановке парт в больших аудиториях, где преподаватель может быстро передвигаться по рядам.

Из-за того что у обучающихся отсутствует зрительный контакт друг с другом, они во время занятия чувствуют смущение и неловкость значительно реже. Преподаватель легко может выявить и скорректировать обучающихся, которые не принимают участие в работе на практическом занятии.

Недостатком подобного размещения может являться тот факт, что затруднено групповое взаимодействие. Обучающиеся на задних рядах получают меньше внимания преподавателя, в отличие от первых.

Пример взаимодействия на практическом занятии: индивидуальная работа с аутентичным материалом, предоставленным преподавателем.

Круговое размещение может иметь несколько вариаций: с партами и без – только стулья.

В круговом размещении есть преимущество, поскольку книги, рабочие тетради и парта не отвлекают от взаимодействия, не создают «защитный барьер» и быстрее достигается обобщенность группы. Расположение посадочных мест полукругом или в форме U хорошо подходит для устных обсуждений, семинаров или игр, где каждый из обучающихся может передавать предмет (мяч) следующему отвечающему.

Пример взаимодействия на практическом занятии: интерактивные методики обучения.

Групповое размещение улучшает взаимодействие между студентами, что является необходимым навыком в дальнейшей трудовой деятельности.

Студенты имеют хороший зрительный контакт с членами своей группы, а также наблюдают за другими группами. Преподаватель беспрепятственно передвигается по аудитории и имеет возможность взаимодействовать с обучающимися. Расположение рабочих мест подобным образом позволяет обучающимся быстро переключаться от групповой работы к парной и к индивидуальной, не покидая рабочего места. Разделение на мини-группы создает соревновательный эффект, способствующий улучшению взаимодействия и достижению результата. Подобное расположение может не подойти для групп свыше 15 человек, так как обучающиеся могут отвлекаться и продуктивность занятия снижается. Особое внимание на занятиях с подобным размещением рабочих мест стоит уделить интровертам, для которых может быть сложно подобное групповое взаимодействие.

Пример взаимодействия на практическом занятии: заполнение предложенных преподавателем контрольных форм с ответами, творческие блицконкурсы.

 

Заключение

 

Подводя итог проведенному в статье исследованию, можно констатировать, что теоретическое и практическое решение проблемы выявления и установления направлений модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа отвечает актуальным и перспективным потребностям развития учебного процесса в системе СПО.

Исследовательская работа была выполнена на двух уровнях познания: методологическом и методическом.

На методологическом уровне проанализированы и уточнены основные понятия, выражающие сущность образовательного пространства, сформулированы концептуально значимые положения модификации образовательного пространства в колледже. Образовательное пространство было осмыслено как целостный методологический феномен, выявлены его характеристики как методологического инструментария, обеспечивающего возможность разработки методических основ организации эффективного учебного процесса по иностранному языку, выделены положения, выражающие общую ориентацию учебной деятельности в области иностранного языка, преобразованной на основе изменения пространственных представлений.

 На методическом уровне выявлены и установлены направления модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа. Кроме того, разработано технологическое обеспечение практической реализации направлений модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа.

В результате проведенной работы сформулированы основные выводы:

  1. Осуществлен анализ образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа и его влияния на результаты подготовки квалифицированных рабочих кадров.
  2. Выявлено и установлено определение понятия «образовательное пространство».
  3. Дана характеристика учебных аудиторий для обучения иностранным языкам при подготовке квалифицированных рабочих кадров в системе СПО.
  4. Рассмотрена практика использования различных вариантов организации рабочего пространства аудитории в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа.
  5. Обобщен и представлен опыт реализации компонентов учебной программы в реорганизованных учебных аудиториях.
  6. Выявлены и установлены наиболее эффективные направления модификации образовательного пространства в процессе обучения иностранному языку студентов колледжа.

Материалы и результаты по теме исследования могут быть применены при разработке педагогических программ по формированию коммуникативной компетенции обучающихся в системе СПО. Выводы исследования могут служить основой для дальнейших научных поисков в разработке теории и практики обучения иностранным языкам студентов колледжей при подготовке квалифицированных рабочих кадров.