Введение
В 90-е годы прошлого столетия в связи с реформами, повлекшими за собой распад Советского Союза, образовательно-воспитательная система нашей страны претерпела коренные изменения. Экономические, политические и духовные перемены в обществе преломили сознание, что, в свою очередь, повлияло на смену ценностных ориентиров. Произошла утрата ценностей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, а ведь, как говорил К. Д. Ушинский, самое главное – «не стены школы, не знания, полученные в школе, а дух школы», который можно создать, только «развивая полноту духовно-нравственных отношений» [1].
Современная школа не в силах противостоять негативному влиянию социума. Современное общество перестало задумываться о духовном обогащении. Сегодня людям свойственно игнорировать нравственную сущность своих и чужих поступков. Такие, казалось бы, важнейшие проявления нравственности, как сочувствие, сострадание, сопереживание, соучастие, уважение к окружающим и самому себе, перестали играть первостепенную роль. Об этом свидетельствуют негативные тенденции в динамике преступности в нашей стране, которые особо проявились в последние двадцать семь лет. По данным статистики, опубликованным на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации, на 1990 год в России насчитывалось 1839,5 тысячи зарегистрированных преступлений, а в 2017 году этот показатель вырос до 2058,5 тысячи. В связи с этим парадоксально важным в наше время становится воспитание высоконравственной личности, личности духовно богатой, способной созидать. Менталитет современного общества и личности в частности оказывает влияние на необратимое изменение ценностных ориентаций подрастающего поколения. Под угрозой находится будущее страны. Поэтому духовно-нравственное воспитание школьников имеет колоссальное значение в пространстве современного образования, что, в свою очередь, определяет актуальность проблемы.
На сегодняшний день очевиден тот факт, что все социально-экономические и политические преобразования должны быть осуществлены с учетом духовного потенциала личности и общества. Обращаясь к Закону РФ «Об образовании» (1992) [2] и «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (2000) [3], мы видим, что главный принцип государственной образовательной политики – воспитание человека-гражданина, который уважает права и свободы других людей. Наряду с вышеуказанным принципом также выделяется формирование активной, творческой, критически мыслящей, мобильной, конкурентоспособной личности, способной приносить пользу обществу. Это является необходимым условием успешной реализации демократических реформ и гуманизации общественных процессов.
Отсюда вытекает важнейшая задача возрождения духовности и духовно-нравственного развития личности. Для решения данной задачи необходимо создать условия для усвоения современными школьниками духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством в течение тысячелетий.
Цель данной статьи заключается в том, чтобы выстроить процедуру формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в процессе изучения немецкого языка.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Проблема нравственных ценностей является одной из важнейших проблем в системе философского знания. Понятие «нравственность» происходит от греческого “ethos” – «обычай», «нрав», «характер». Римский философ Цицерон ввел понятие “moralis” – «моральный», «нравственный». Впервые понятие «ценность» употребляет И. Кант в своей работе «Основы метафизики нравственности». Он вводит понятия доброй воли и абсолютной ценности чистой воли. Согласно И. Канту, «моральная ценность поступка заключается не в результате, который от него ожидается… и не в каком-нибудь принципе совершения поступков, который нуждается в заимствовании своей побудительной причины от этого ожидаемого результата» [4].
На всех этапах развития различных наук и общества понятия «мораль» и «ценности» интерпретировались как явления реальной жизни, а именно нормы, правила и эталоны поведения людей. Й. Цайрингер определяет ценности как некие критерии и стандарты поведения, принятые в обществе [5].
На протяжении развития философского знания одной из главных проблем является проблема воспитания нравственных ценностей у подрастающего поколения. Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволяет нам выделить основные этапы развития знаний о нравственных ценностях, выраженные в идеях воспитания духовно-нравственных ценностей.
Платон в своих трудах отмечал, что необходимо «рассмотреть, какие качества дают человеку возможность наилучшим образом прожить свою жизнь» [6]. Р. Декарт утверждал, что «добро – это то, что истинно, а зло – то, что ложно. Человеку, для того чтобы правильно поступать, следует изучать самого себя, воспитывать волю так, чтобы она могла очищать страсти, направлять поступки человека согласно велениям разума» [7]. По мнению П. А. Кропоткина, «нравственное начало в человеке есть не что иное, как дальнейшее развитие инстинкта общительности, свойственного всем живым существам и наблюдаемого во всей живой природе» [8]. Говоря о нравственности, В. А. Соловьев отмечал, что в основе её заложены «чувства стыда, жалости и благоговения, исчерпывающие область возможных нравственных отношений человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его» [9]. В. П. Тугаринов выделял две основные группы ценностей: «социально-политические ценности (мир, свобода, безопасность, справедливость) и духовные ценности (образование, наука, искусство)» [10].
Однако несмотря на то, что формирование теоретического знания о нравственных ценностях происходило в несколько этапов, неизменным всегда оставалось обращение к внутреннему миру человека и проявлению его добродетелей.
Очевидно, что нравственные ценности являются имманентным способом регуляции поведения человека во взаимоотношениях с окружающим миром. Нравственные ценности как добродетели человека, его душевные личностные качества по природе своей социальны, но по формам их выражения индивидуальны.
Нравственные ценности заключают в себе нормы и идеалы, которые сложились на протяжении многовекового опыта развития общества и на сегодняшний день выстраивают культуру общественных отношений. В повседневной жизнедеятельности человека сформированные нравственные ценности выражаются в убеждениях, поступках и поведении человека.
Понятие «ценность» на сегодняшний день интерпретируется как в общем, очень широком смысле, так и в более узком, в котором это понятие сводится к одному из явлений мотивационного процесса.
Обратившись к Философскому словарю под редакцией И. Т. Фролова, мы обнаруживаем подробную трактовку понятия «ценность»: «Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы)» [11].
По мнению Н. Г. Набиулиной, «нравственные ценности» определяются как совокупность факторов, придающих человеку стойкость, сопротивляемость, надежность [12]. Е. В. Бондаревская отмечает, что нравственные ценности являются методологической основой нравственного воспитания и одним из важнейших средств развития личности. Нравственные ценности приносят пользу человеку, возвышая его гуманные начала [13].
Именно нравственные ценности представляют собой отражение представлений человека о таких понятиях, как добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие, любовь и ненависть, трудолюбие и безделье, счастье и горе, величавое, возвышенное и низменное. Благодаря данным представлениям человек оценивает конкретные повседневные ситуации, а также свои поступки и поступки и др. Нравственные ценности определяют отношение человека к явлениям и процессам окружающего мира и выражают его одобрение или осуждение.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» представлена система базовых национальных ценностей, присущих каждому гражданину и характеризующих его как человека нравственного, включающая следующие ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Процесс формирования ценностных ориентаций представляет собой неотъемлемую часть развития личности. Новые ценностные ориентации появляются во все периоды развития личности, особенно в кризисные. Возникают новые потребности и интересы, что приводит к преобразованию качеств личности. Н. Ф. Шнайдер полагает, что ценностные ориентации являются личностно образующими качествами индивида и неразрывно связаны с развитием самосознания, осознания собственного «Я» в системе социальных отношений. Устоявшаяся система ценностных ориентаций позволяет судить об уровне сформированности личности, поскольку они являются ведущими компонентами структуры личности [14].
В ценностных ориентациях фиксируется весь витагенный опыт, накопленный человеком в процессе его индивидуального развития. Данный опыт определяет взаимоотношения с окружающим миром, его отношение к самому себе.
В педагогической литературе проблема ценностных ориентаций освещена в трудах З. И. Васильевой [15], Т. К. Ахаян [16], А. В. Кирьяковой [17], Я. Гудечек [18], Б. С. Круглова [19], М. Г. Казакиной [20] и др. Проанализировав труды вышеупомянутых ученых, мы можем утверждать, что основой ценностных ориентаций личности является определенная система ценностей, которая формируется в ходе воспитания. Воспитание в данном случае выступает в качестве регулятора процесса осознания и принятия человеком системы ценностей, принятых в обществе.
Психологи рассматривают ценностные ориентации как основу мотивации и регуляции поведения индивида. Ценностные ориентации являются основным структурным компонентом личности, они определяют его отношение к окружающему миру, его поведение и поступки. Процесс формирования ценностных ориентаций личности весьма длительный и сложный. На данный процесс оказывают непрерывное влияние социальная ситуация в мире, стране, семейные ценности, друзья и многое другое. Немаловажную роль в формировании ценностных ориентаций личности играет образование.
Приходя в школу, ребенок сталкивается с изменениями во взаимоотношениях с окружающими в связи с приобретением новых социальных ролей. На этапе начального образования ребенок преимущественно общается с учителем. К учителю он проявляет наибольший интерес, поскольку авторитет учителя для него очень высок на данном этапе развития. Однако к концу начальной школы ситуация претерпевает изменения. Как отмечает С. Хоке, учитель перестает быть для ребенка самой значимой и единственной авторитетной фигурой. Первостепенное значение приобретает интерес к общению со сверстниками. У ребенка трансформируются мотивы и темы общения. Самосознание ребенка переходит на следующий уровень, в рамках которого формируется «внутренняя позиция» [21]. Данная позиция выражается осознанным отношением ребенка к окружающему миру, людям, событиям и к самому себе. Показателем становления внутренней позиции ребенка является принятие системы нравственных норм, которым он старается следовать.
Рассматривая процесс формирования ценностных ориентаций личности в работе «Теории ориентации личности в мире ценностей», А. В. Кирьякова выделяет следующие фазы: I фаза – присвоение ценностей общества личностью; II фаза – преобразование личности на основе присвоения ценностей; III фаза – прогноз, целеполагание, проектирование [22]. Согласно данной теории, для первой фазы процесса формирования ценностных ориентаций личности в мире ценностей свойственно присвоение личностью ценностей общества, что характерно для ребенка младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст наиболее сензитивен к присвоению духовно-нравственных ценностей. Присущие данному возрастному периоду особенности, характеризующиеся произвольностью психических явлений, волевой регуляцией поведения, интенсивным формированием моральных чувств, безграничным доверием взрослым, развивающимся самосознанием, обусловливают его сензитивность. О. Г. Дробницкий считает, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте в наибольшей степени оказывает влияние на развитие ребенка, она развивает не только умственные способности, но и нравственную сферу личности [23].
По мнению В. А. Сухомлинского, «дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве» [24].
Знание о ценностях является первостепенным фактором их присвоения, поскольку они позволяют ребенку расширить его круг представлений как об общечеловеческих, национальных и общественных, так и о личностных ценностях. Основные понятия, включенные в содержание начального общего образования, такие как семья, Отечество, мир, труд, знание, человек, творчество, способствуют развитию духовных потребностей ребенка в младшем школьном возрасте.
Осмысление ценности ребенком происходит с момента его вступления во взаимоотношения с миром ценностей. Ребенок, становясь субъектом в данных взаимоотношениях, осуществляет, по словам С. Л. Рубинштейна, «деятельность по освоению, усвоению и присвоению этого мира» [25]. Данная деятельность ребенка выступает следующим педагогическим фактором присвоения ценностей.
Последним существенным педагогическим фактором присвоения ценностей младшим школьником является внешняя оценка ребенка окружающими людьми, поскольку потребность в любви и признании окружающих является основной духовной потребностью личности младшего школьника.
Так как духовно-нравственное направление в воспитании личности занимает одно из важнейших мест в современном образовательном пространстве, учителю необходимо в процессе обучения способствовать усвоению школьниками тех духовно-нравственных ценностей, которые культивируются в современной жизни общества. По мнению К. Д. Ушинского, «главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом» [26].
Духовно-нравственное воспитание реализуется на всех учебных предметах в общеобразовательной школе, в том числе и на уроках иностранного языка. Ш. А. Амонашвили писал: «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника» [27].
Сегодня иностранный язык – это не просто учебный предмет, но и средство диалога культур. Иностранный язык с его воспитательным потенциалом играет существенную роль в нравственном становлении младшего школьника.
По словам Д. И. Писарева, «изучение иностранных языков развивает ум, сообщает ему гибкость и способность проникать в чужое мировоззрение» [28]. Учащиеся должны владеть хотя бы одним иностранным языком, поскольку изучение любого иностранного языка повышает духовно-нравственную культуру, расширяет кругозор и воспитывает позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры [29].
Невозможно недооценивать уникальный воспитательный потенциал, который несет в себе процесс обучения школьников иностранному языку. Р. Х. Шаймарданов отмечает, что «мысли возникают и живут только в языке. Язык является мощным средством в познании мира и формировании мировоззрения» [30]. Язык несет в себе духовную и нравственную культуру народа. Воспитание духовности через культуру своего и чужого языка является неотъемлемой частью всей системы духовно-нравственного воспитания школьников в образовательном процессе. По мнению В. А. Сухомлинского, «язык является духовным богатством народа». Он говорил: «Сколько я знаю языков, столько я – человек» [31]. С. В. Гордеева считает, что использование иностранного языка в качестве учебного предмета позволяет в большей степени акцентировать внимание на духовно-нравственных ценностях человечества [32].
По мнению Е. И. Пассова, на уроке иностранного языка формируются не только прагматичные знания, умения и навыки, но и предполагается всестороннее развитие личности школьника, в том числе её духовно-нравственное обогащение [33]. П. А. Кропоткин полагал, что изучение иностранного языка способствует формированию картины мира ребенка, ценностного отношения к окружающей действительности. Знакомство с ценностными ориентациями мира, с понятиями добра, зла, чести и долга, включение в ситуации, требующие активной позиции, оказывает эмоциональное воздействие на ребенка, формирует и воспитывает его [34].
По мнению Л. В. Щербы, в обучении языкам на начальной ступени необходимо создать условия, чтобы дети «могли самостоятельно читать что-либо для себя интересное». Традиционно методика обучения иностранному языку в младших классах основана на освоении разговорных навыков, однако целесообразно развивать в ней «момент самостоятельного чтения учащихся художественного материала» [35].
Использование на уроках немецкого языка художественных текстов делает процесс духовно-нравственного воспитания более эффективным. Важную роль в реализации духовно-нравственного воспитания на уроке немецкого языка играет чтение аутентичных немецкоязычных сказок, которые, согласно мнению А. Эстерль, открывают детям интересный и волшебный мир, являясь при этом образцами иноязычной речи [36].
Сказки выступают в качестве содержательной основы воспитания на уроках немецкого языка, они обогащают уроки и увлекают детей, поскольку, как считает Р. М. Фейен-Мюльхаузен, в младшем школьном возрасте ребенку свойственно проявлять интерес ко всему необычному, волшебному и таинственному [37]. Именно использование в процессе нравственного воспитания на уроках немецкого языка произведений немецкой художественной литературы способствует формированию духовно-нравственных ценностей младшего школьника.
Методологическая база исследования
Нашей исследовательской платформой выступают:
– философско-психологические положения о духовном становлении человека в культурно-ценностном пространстве (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, A. А. Ухтомский, А. Ф. Лазурский, Л. Фейербах, К. Г. Юнг, М. И. Лисина, В. Н. Мясищев, Э. Шпрангер);
– психолого-педагогические положения о закономерностях духовного развития личности младшего школьника (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, Р. Бернс, Ж. Ж. Пиаже, В. В. Зеньковский, О. С. Богданова, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Л. А. Славина);
– гуманистические положения, основанные на ценностном подходе к воспитанию (Е. В. Бондаревская, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, С. И. Гессен, Е. П. Белозерцев, Н. Е. Щуркова);
– этнопедагогические аспекты воспитания подрастающего поколения и социализации личности (Р. Х. Шаймарданов, Я. И. Ханбиков, С. Г. Исмагилова, Р. Ш. Маликов, З. Г. Нигматов);
– лингвистические и психолингвистические положения о функции языка в познании (Л. В. Щерба, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. В. Виноградов, А. А. Леонтьев, B. Гумбольдт, Н. И. Жинкин, А. Ф. Лосев, Ф. И. Буслаев, Ю. М. Лотман, А. А. Потебня).
Результаты исследования
Опираясь на данные современной педагогики по вопросам формирования духовно-нравственных ценностей, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта, мы выделили следующие этапы формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников:
1. Формирование понятий: «добро», «зло», «честность», «порядочность», «ложь», «правда», «хорошо», «плохо», «справедливость», «несправедливость», «подлость», «корысть», «нечестность», «любовь», «ненависть», «трудолюбие», «безделье», «счастье», «горе», «величавое», «низменное», «пошлость», «безнравственное», «красивое», «достойное», «чуткость», «доброжелательность», «забота», «справедливость», «агрессия», «злоба» и др.
Понятия «добро» и «зло» формируются у ребенка с самого раннего детства. Первостепенное влияние на формирование представлений о добре и зле в сознании ребенка оказывает семья. Именно в семье закладываются первоначальные нравственные основы личности ребенка. В дальнейшем существенными факторами, влияющими на формирование этих представлений, выступают детский сад и школа. Ребенок еще до поступления в школу имеет некую неустоявшуюся систему ценностей. Он относительно понимает, что хорошо, что плохо, и разграничивает хорошие и плохие поступки. Он ориентируется на это понимание в своем поведении и при оценивании поступков сверстников.
На данном этапе предполагается формирование нравственных представлений об основных качествах, свойственных человеку. Ребенок может дать определение таким понятиям, как «добрый, честный, порядочный, трудолюбивый, достойный человек», «хорошие, справедливые, достойные поступки», «злой, лживый, подлый, корыстный человек», «плохие, несправедливые, подлые поступки». Данные понятия в младшем школьном возрасте формируются на уроках немецкого языка благодаря анализу поступков героев сказок, в которых персонажи совершают нравственные или безнравственные поступки, проявляя те или иные вышеперечисленные качества. На данном этапе предусматривается объяснение и раскрытие ребенку смысла таких понятий, при этом необходимо акцентировать внимание на том, какие качества являются позитивными, а какие – негативными. Использование аутентичных немецкоязычных сказок позволяет на примере событий, происходящих с героями, показать и объяснить ребенку, какие последствия влекут за собой положительные и отрицательные поступки.
2. Формирование позитивного и негативного отношения к поступкам нравственным и безнравственным соответственно
Нравственное сознание ребенка является субъективным отражением принятых в обществе норм и правил, содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения. Нравственное мышление является движущей силой развития нравственного сознания. Для процесса нравственного мышления характерно постоянное накопление и осмысление нравственных фактов, ситуаций, отношений. Ребенок, анализируя и оценивая данные факты и ситуации, принимает нравственные решения. Ребенку свойственны нравственные переживания и мучения совести, которые, в свою очередь, порождаются нравственным мышлением. Совокупность моральных принципов, освоенных субъективно в процессе нравственного мышления и нравственных переживаний, составляет нравственность личности. У ребенка младшего школьного возраста уже сформировано осознание позитивного и негативного образа в поступках, отношениях, ситуациях, что обусловливает разграничение в его сознании нравственности и безнравственности. Исходя из этого осознания, происходит формирование неких нравственных принципов, кредо, которыми ребенок руководствуется в системе нравственных отношений. Нравственность ребенка в данном случае проявляется в сознательном следовании этим принципам. На уроках немецкого языка при чтении и обсуждении аутентичных немецкоязычных сказок у ребенка постепенно формируется позитивное и негативное отношение к тем или иным поступкам героев. Это отношение обусловлено в первую очередь ассоциативными представлениями ребенка о том, что определенные поступки приводят к определенным последствиям. За подлыми и злыми деяниями следует наказание, а достойные и добрые поступки поощряются.
3. Укрепление (практика). Нравственные ситуации. Формирование умений и навыков нравственного поведения
Учитель помогает ребенку осмыслить собственный опыт, опыт сверстников, родителей или опыт героев художественной литературы с целью развития его нравственного сознания. Именно использование в процессе нравственного воспитания произведений художественной литературы позволяет сформировать у ребенка положительные нравственные эмоции, способность к сопереживанию. Учащимся предлагаются для прочтения и осмысления фрагменты аутентичных текстов художественной литературы немецкоязычных стран, соответствующие уровню владения языком учащихся младшего школьного возраста, несущие в себе воспитательный потенциал с точки зрения возможности проявления себя в ситуациях нравственного выбора. Для реализации данного этапа предполагается использование аутентичных немецкоязычных сказок на уроках немецкого языка, которые не являются общеизвестными произведениями мировой детской литературы, что позволяет вводить ребенка в нравственные ситуации, не сообщая ему о дальнейших действиях героя, с целью предоставления ребенку возможности проявить те или иные качества при необходимости морального выбора.
4. Переход в качество. Формирование нравственных качеств личности младшего школьника
На данном этапе предполагается формирование нравственной воспитанности ребенка как конечный результат духовно-нравственного воспитания. Будучи совокупностью нравственных привычек и норм поведения, нравственная воспитанность проявляется в свойствах и качествах личности ребенка, таких как «честность», «порядочность», «справедливость», «доброжелательность», «сострадание», «любовь», «забота», «мужество», «терпение», в его отношениях с окружающими, в деятельности и в культуре общения. Эти качества формируются на уроках немецкого языка благодаря чтению и обсуждению аутентичных немецкоязычных сказок, соответствующих возрасту, интересам и уровню владения языком учащихся, в которых герои, проявляя эти качества, преодолевают препятствия, достигают поставленных целей и выстраивают хорошие взаимоотношения с окружающими.
5. Переход в привычки и поступки. Формирование нравственных привычек, отражающихся в поступках младшего школьника
На данном этапе предполагается проявление нравственности ребенка в повседневных жизненных ситуациях, в которых ребенку необходимо делать выбор, принимать решения и совершать поступки, руководствуясь субъективно освоенными нравственными принципами. Эти принципы выстраиваются на основе сформировавшихся у ребенка в процессе чтения и обсуждения аутентичных немецкоязычных сказок понятий о нравственности и безнравственности, позитивного и негативного отношения к нравственным и безнравственным поступкам, положительным и отрицательным качествам персонажей. Сформировавшиеся на уроках немецкого языка благодаря регулярному введению аутентичных текстов немецкоязычной художественной литературы нравственные качества личности младшего школьника постепенно переходят в нравственные привычки, проявляющихся в нравственных поступках ребенка не только в смоделированных на уроках немецкого языка нравственных ситуациях, но и в повседневных жизненных ситуациях морального выбора.
Показателями эффективной реализации всех вышеизложенных этапов формирования духовно-нравственных ценностей у ребенка являются знание норм и правил поведения в ситуациях межличностного взаимодействия, сформированность ценностно-нравственных представлений о положительных личностных качествах, сформированность чувства ответственности за последствия морального выбора, в том числе аморального поведения и поступков, сформированность личности школьника, мотивированной к совершению высоконравственных поступков в ситуациях морального выбора на основе собственной системы ценностей.
Заключение
Анализ состояния проблемы формирования духовно-нравственных ценностей в философской, психолого-педагогической литературе позволяет выделить основные нравственные ценности, присущие высоконравственной личности, личности духовно богатой: честность, справедливость, гуманность, чуткость, любезность, доброжелательность, великодушие, доброта, забота, мужество, смелость, трудолюбие, чувство долга, мудрость, устремленность к знаниям, зло, порядочность, ложь, правда, хорошо, плохо, несправедливость, нечестность, любовь, ненависть, трудолюбие, безделье, счастье, горе, величавое, низменное, пошлость, безнравственное, красивое, достойное и др.
В результате проведенного исследования нами представлена процедура формирования нравственности у младших школьников в процессе изучения немецкого языка, содержащая пять этапов: формирование понятий ® формирование отношения ® укрепление (практика) ® переход в качество ® переход в привычки и поступки. Определение этапов формирования нравственности у детей младшего школьного возраста является теоретико-методологической основой для разработки программы-модели воспитания младших школьников на уроках немецкого языка, ориентированной на духовно-нравственные ценности. Реализация данной модели позволит способствовать формированию духовно-нравственных ценностей младшего школьника в процессе изучения немецкого языка и, как следствие, развитию личности, мотивированной к совершению высоконравственных поступков.