Full text

Введение

 

Профилактика аддикций у детей и подростков является важнейшим условием сохранения и укрепления физического и психического здоровья, от которого зависит здоровье будущих поколений.

Аддиктивное поведение – серьезная социальная проблема, поскольку в выраженной форме она может иметь такие негативные последствия, как снижение и потеря работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Проявление аддикций – один из показателей экономической, политической, социальной и духовно-нравственной ситуации в социуме. Для нашей страны эта проблема является особо актуальной, так как современный социум характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни, происходит резкая смена привычных стереотипов, отмечается неустойчивость экономического положения, нестабильная ситуация на рынке труда. Эти факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения нашей страны, возникает реальная проблема неуверенности и страха перед действительностью у взрослых, что негативно отражается на детях, подростках и порождает их стремление уйти от реальности.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В научной литературе понятие «профилактика» рассматривается как комплекс мероприятий (медицинских, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических, социально-экономических), направленных на предупреждение и устранение факторов риска (Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева) [1].

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, профилактику принято разделять на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика – это комплекс первичных учебных, воспитательных, информационных, психологических мероприятий и средств, направленных на предотвращение употребления учащимися психоактивных веществ, снижение интернет- и компьютерной зависимости. В целом первичная профилактика направлена на предотвращение появления проблем развития и поведения в будущем.

Вторичная профилактика связана с преодолением зависимости на ранней стадии.

Третичная профилактика ориентирована на предотвращение или решение проблем дальнейшего развития зависимости.

В «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» (2000) представлены три основные модели профилактики:

 – медицинская модель, ориентированная на медико-социальные последствия зависимости, предусматривающая информирование о негативных последствиях употребления наркотических веществ для физического и психического здоровья;

– образовательная модель, направленная на обеспечение детей и подростков наиболее полной информацией о проблеме наркомании, на формирование знаний о социальных и психологических последствиях употребления психоактивных веществ; основанная на педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений;

– психосоциальная модель, связанная с необходимостью развития у детей и молодежи психологических навыков противостояния групповому давлению, решения конфликтных ситуаций, формирования навыков уверенного отказа в ситуации предложения психоактивных веществ; основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению употребления психоактивных веществ [2].

В. Н. Друзин отмечает, что психосоциальная модель предполагает совместную деятельность специалистов разных учреждений, направленную на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих преобладание ценностей здорового образа жизни, формирование антинаркотической установки, а также развитие навыков, необходимых для решения конфликтов, противостояния групповому давлению, в том числе связанному с употреблением психоактивных веществ [3].

В исследованиях А. В. Гоголева выделяет следующие формы аддиктивного поведения: химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость); нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды); сексуальные аддикции; гемблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры); сетемания – зависимость от социальных сетей; религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту) [4].

По данным О. Ю. Семеновой, один из наиболее распространенных на сегодняшний день видов зависимости – компьютерная. При этом все понимают, что без компьютера и информационных технологий невозможно представить современный мир. Вместе с тем очень часто современные подростки и молодежь в своём увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где есть необходимость самопонимания, саморазвития [5].

Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной – от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией (С. M. Ли,
T.-M. Чанг) [6].

По мнению И. Гольдберг, зависимое поведение личности проявляется в её устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще – как утрата самоконтроля [7].

Причины аддикций могут быть как внутренние (личностные), так и внешние (социальные). К внутренним причинам относят: индивидуальные особенности личности (любопытство, подражание, неуверенность и др.), неудовлетворенность сложившейся жизнью, невозможность осуществления личных планов и др. (П. С. Чандра) [8].

К внешним причинам относят: доступность, способность повышать настроение и активность, существование мифов о возможностях уводить от жизненных проблем.

Микросоциальные причины – неблагоприятные семейные взаимоотношения, влияние сверстников, мода и др.

Макросоциальные причины – войны, природные катаклизмы, экономическая нестабильность в стране и т. д. (В. Хаске) [9].

По мнению H. H. Толстых, С. А. Кулакова, мотивация начала употребления наркотических средств также может быть различной. При формировании психической зависимости основой мотивации становится влечение, потребность изменить определённым образом своё психическое состояние. Когда возникает физическая зависимость, то главным мотивом злоупотребления становится страх абстиненции [10].

По данным В. Г. Каменской, именно подростковый возраст является наиболее уязвимым в отношении возникновения и развития аддикций, провоцирующими факторами в данном случае считаются: нервно-психическая неустойчивость, дисфункции почти всех нейрохимических систем мозга и психофизиологических процессов организма, в том числе в центральной нервной системе, поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие возрастные особенности [11].

При этом стоит отметить, что подростковый возраст является важнейшим этапом, оказывающим влияние на всю последующую жизнь человека, так как проходит свое завершение период созревания и формирования не только организма, но и личности в целом, устанавливается отношение к основным ценностям жизни, и прежде всего к своему собственному здоровью (Г. И. Макартычева) [12]. Подростки стремятся к самостоятельности, к свободе самовыражения. Однако личностная свобода предполагает и ответственность за выбор, ответственность за результаты, что не всегда ими осознается (A. A. Катаева-Венгер) [13].

Необходимо подчеркнуть, что подростки зачастую не знакомы со способами снятия стресса, организации своего времени, способами саморегуляции (Л. И. Бочанцева) [14]. По данным Д. Е. Григоровой, современная молодежь черпает знания об этом, общаясь со своими сверстниками в виртуальном мире [15]. При этом отмечается неумение современных подростков и молодежи распоряжаться своим свободным временем, противостоять многочисленным соблазнам, организовывать свое жизненное пространство (С. А. Купцова) [16].

В связи с этим перед современной системой образования стоит задача изучения проблемы профилактики аддикций разных видов, направлений работы по решению данной проблемы среди подростков и молодежи в нашей стране (С. В. Духновский) [17].

 

Методологическая база исследования

 

Методологическим базисом решения проблемы, на наш взгляд, являются теории единства сознания и деятельности (Б. Г. Ананьев [18]), исследования особенностей развития личности в подростковом возрасте (Л. С. Выготский [19]), деятельностный подход как способ рассмотрения процессов формирования и развития личности через включение ее в социально значимую деятельность (А. Н. Леонтьев [20]); подходы к развитию и становлению личности (Л. И. Божович [21]), основы превентивной педагогики (И. А. Зимняя [22]); исследования влияния Я-концепции на саморегуляцию поведения личности (В. И. Моросанова [23]), концепция здоровьесбережения и здорового образа жизни (В. Ф. Сопов [24]); общетеоретические положения изучения и профилактики аддиктивного поведения (А. Ю. Егоров [25]), представление о многофакторности психофизиологических и психологических механизмов аддикций и аддиктивного поведения (В. Д. Менделевич [26]), теория развития аддиктивного поведения, рассматривающая механизмы данного процесса (Ц. П. Короленко [27]), психологическая природа и динамика развития интернет-зависимости (К. Янг [28]), исследования различных аспектов аддикции и подходов к ее профилактике (И. Гольдберг [29]), теория социальной ответственности (М. Д. Гриффитс [30]).

 

Результаты исследования

 

Профилактика аддикций в образовательном учреждении (первичная профилактика) представляет собой систему целенаправленного педагогического воздействия, взаимодействия и психолого-педагогической поддержки, ориентированную на устранение и предупреждение возникновения препятствий для нормального хода личностного развития.

На наш взгляд, в настоящее время основная цель первичной профилактики в образовательных учреждениях – формирование у детей и подростков навыков ЗОЖ, активной жизненной позиции по разрешению проблем, конфликтных ситуаций, формирование личностных свойств и качеств (психологических ресурсов), способствующих преодолению сложных жизненных ситуаций.

Профилактика в условиях образовательного учреждения должна основываться на ряде принципов: системности, непрерывности, адресности, комплексности – и носить опережающий характер воздействия.

     Основа первичной профилактики, на наш взгляд, базируется на разработке программ, включающих:

-     комплекс психодиагностических мероприятий, направленных на выявление групп риска аддиктивного поведения;

-     комплекс мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения, приобщения к здоровому образу жизни.

Для диагностики аддиктивного поведения можно использовать различные методы, среди которых: наблюдение, интервью, проективные методики и опросники.

Метод наблюдения – сбор информации о поведении, который наиболее часто используется в педагогической практике для составления характеристики учащегося. Метод наблюдения позволяет получить богатую информацию для предварительного анализа особенностей поведения учащегося, а также для получения информации, которая не может быть получена иными методами. Наблюдение связано со сбором информации путем непосредственного восприятия и регистрации поведения учащихся в соответствии с целью и задачами диагностики.

Определить характер нарушений поведения и их психологические причины можно, используя в работе с учащимися такой метод, как интервью. Одним из примеров психоаналитической модели интервью может служить разработанный А. Адлером «Индивидуальный психологический опросник». Он был сформулирован для того, чтобы определить биологические, психологические, социальные условия формирования стиля жизни, в рамках которого возникают нарушения личностного развития и поведения, для понимания и оказания помощи в преодолении проблем учащихся, а также для того, чтобы обнаружить те психологические механизмы, которые позволяют учащемуся справляться с негативными ситуациями.

Проективные методики также являются эффективным средством диагностики признаков отклоняющегося поведения. Методика «Рисунок несуществующего животного» – одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности учащихся. В основном проводится в режиме взаимодействия «психолог – учащийся» с целью выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Тест «Кинетический рисунок семьи» предоставляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого. Он помогает выявить его отношение к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты, показывает, как подросток воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Опросник Басса – Дарки – одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

Существует также большое количество различных конкретных опросников для определенных типов аддикции: алкоголизм, табакокурение, наркомания и т. д.

Комплекс мероприятий, направленных на профилактику аддиктивного поведения, включает разработку и реализацию специальной программы мероприятий.

Программа мероприятий состоит из четырех блоков.

Первый блок связан с дополнительной профессиональной подготовкой педагогического персонала, поскольку профилактика аддиктивного поведения учащихся предъявляет к педагогу требования: быть компетентным в данных вопросах; тесно сотрудничать с представителями медицинских, социальных и правоохранительных структур, а также с родителями учащихся; использовать разнообразные формы и методы работы с учащимися; быть авторитетным человеком для учащихся; поддерживать тесные постоянные контакты с семьями учащихся.

Второй блок направлен на то, чтобы вооружить учащихся информацией о наркомании, алкоголизме, табакокурении и прочих зависимостях.

Третий блок предназначен для того, чтобы вооружить учащихся необходимыми жизненными навыками, которые дали бы им возможность справляться с различными ситуациями.

Четвертый блок направлен на информирование и поддержку родителей.

Задачами программы являются:

-     оказание педагогам и родителям помощи в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставление семьям социальной и психологической поддержки;

-     создание благоприятного психоэмоционального климата в коллективе, условий для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека;

-     формирование негативного отношения к алкогольной, табачной, наркотической продукции;

-     осуществление мероприятий по формированию здорового образа жизни, воспитанию уважительного отношения к личности;

-     содействие формированию морально-волевых качеств учащихся, осознанному выбору в любой жизненной ситуации и решению возникших проблем самостоятельно;

-     обучение учащихся эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формирование стрессоустойчивости;

-     разработка механизмов совместной деятельности участников образовательной системы (родителей, учащихся и педагогического коллектива).

Представленный комплекс мероприятий направлен на развитие самостоятельности суждений учащихся, привлекает их к работе с большими объемами информации, формирует систему отношений, ценностей, создает атмосферу взаимопонимания и сопереживания. Мероприятия способствуют развитию самооценки, самоуважения, самостоятельности, ответственности, умения дискутировать и отстаивать свои убеждения.

При работе с учащимися могут быть использованы следующие методы и приемы:

-     метод демонстраций (наглядный показ различных предметов, материалов, пособий и опытов, проведение экспериментов), который является мощным средством развития познавательного интереса у учащихся; обеспечивает объемное, комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся восприятия, повышающего качество усвоения материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений;

-     экспериментирование (эффективность достигается при активном участии в демонстрации экспериментов учащихся, получающих возможность непосредственно «замерять результаты»);

-     использование метода решения ситуационных задач (ситуационные задачи, являющиеся своеобразным детальным исследованием, проводимым обучающимися в рамках учебного процесса);

-     использование метода проектов (ориентированного на самостоятельную деятельность учащихся, усиление роли учащихся в самообразовании, стимулирование самореализации творческого потенциала, развитие коммуникативных качеств и расширения круга общения, разработка собственного индивидуального стиля поведения);

-     использование интерактивных методов (направленных на развитие творческих способностей, познавательной активности, наблюдательности, внимания, памяти, мышления; учащиеся получают информацию о способах реагирования на стресс и саморегуляции в современных условиях, о навыках организации своего времени, о необходимости двигательной активности и физических упражнений, о профилактике различных заболеваний);

-     использование игровых технологий (развитие учащихся через самостоятельный поиск и создание проблемной ситуации в деятельности и общении).

Работа с учащимися также предполагает использование широкого спектра различных методов с опорой на рефлексию: написание сочинений, эссе, групповую работу, организацию дискуссий, обсуждений и т. д.

Для подростков, исходя из индивидуально-психологических особенностей, предпочтительно использовать групповые формы работы, поскольку данная форма позволяет отрабатывать социальные навыки, повышать самооценку, развивать навыки уверенного поведения.

     К групповой форме работы с учащимися можно отнести такие профилактические мероприятия:

-     проекты социальной рекламы, например, «Я знаю, как жить свободно» (позволяет подросткам реализовать себя в различных направлениях – от режиссерских до дизайнерских, донести информацию о том, что такое жизнь открытого и свободного человека, без зависимого поведения);

-     творческие проекты, например, «Моя Вселенная» (способствует распространению личного опыта каждого подростка по проведению досуга без зависимого поведения);

-     игры и тренинги, например, «Самопознание и мотивация саморазвития», «Отношение к себе и окружающему миру» (способствуют формированию позитивной самооценки, способов саморегуляции, самовоспитания и саморазвития, грамотному построению и ведению диалога, решению конфликтных ситуаций, умению отстаивать свою позицию и др.).

Организация массовых мероприятий также может способствовать профилактике аддикций. Особенностью массовой формы работы является проведение мероприятий, к участию в которых можно привлечь учащихся разных возрастных групп. Примером может служить проведение дней здоровья, праздника «День защиты детей», игры «Зарница» и др. Такая массовая работа позволяет актуализировать вопросы ЗОЖ, активизировать познавательный интерес учащихся в данной области, дает возможность школьникам проявить инициативу, творчество.

Наиболее значимыми мероприятиями по профилактике аддиктивного поведения учащихся, на наш взгляд, являются:

-     дни здоровья (с выездом на экскурсии, в походы);

-     декада здорового образа жизни (конкурсы, викторины, выставки плакатов, акция «Выбираю спорт», «Спорт против наркотиков»);

-     лекции по гигиене и здоровому питанию;

-     занятия с медицинскими работниками, психологами («Основы безопасного поведения», Профилактика курения», «Профилактика химических зависимостей у подростков» и др.);

-     проведение единых информационных дней («Месяц правовых знаний», «Как не стать жертвой преступления» и др.);

-     экскурсии в медицинские центры профилактики;

-     участие в городских, районных конкурсах, социальных проектах, выставках.

Решению проблемы профилактики аддиктивного поведения может способствовать организация внеурочной деятельности учащихся с целью вовлечения подростков в занятия по интересам. Для этого можно использовать следующие направления:

-     физкультурно-спортивные (секции по волейболу, баскетболу, футболу, спортивным танцам, акробатическому рок-н-роллу и др.);

-     социально-педагогические («Мой город», «Патриоты Отечества» и др.);

-     художественные (игра на музыкальных инструментах, изостудия, театральная, танцевальная студия и др.).

Действенной является связь профилактической работы с учащимися с ведущей для них учебно-профессиональной деятельностью. Например, можно обсудить с ними те ограничения, которые накладывают разные виды зависимости на выбор, освоение и возможность выполнения той или иной профессиональной деятельности. Необходимо постараться убедить молодых людей в том, что в постоянно усложняющемся мире требуются ответственные, грамотные, интеллектуально развитые специалисты, а это несовместимо с зависимым поведением.

Необходимым методическим условием профилактической работы является использование наглядных средств (комплекта плакатов, творческих работ учащихся, буклетов для учащихся, педагогов и родителей), информирование через организацию, например, с помощью «Уголка безопасности».

В качестве примера приведем краткий сценарий беседы и схему группового занятия по профилактике употребления психоактивных веществ.

Беседа «Вся правда о курении»

Цель мероприятия: создание устойчивого негативного отношения к табакокурению, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

1)        познакомить участников с неблагоприятными воздействиями табакокурения на здоровье человека;

2)        сформировать у подростков мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Необходимое оборудование:

-     буклеты для участников «Как бросить курить»;

-     рисунки обучающихся на тему «Сигарета: друг и ли враг?»;

-     мини-анкеты для групповых ответов.

Групповое занятие по профилактике употребления психоактивных веществ.

Тема занятия: «Мой выбор»

Цели занятия:

1)        выявить причины употребления ПАВ;

2)        сформировать представление о вредном воздействии ПАВ на организм человека;

3)        выработать у учащихся умение отказа от принятия ПАВ в компании подростков;

4)        выработать негативное отношение к употреблению ПАВ.

План занятия:

-     приветствие учителя;

-     игра-активатор, направленная на сплочение группы;

-     обсуждение темы «Вредные привычки»;

-     причины употребления ПАВ;

-     способы отказа от употребления ПАВ;

-     разбор ситуаций;

-     рисование плаката «Профилактика ПАВ»;

-     итоговый круг (рефлексия).

 

Заключение

 

Таким образом, при разработке и реализации программ необходимо уделять внимание индивидуально-психологическим особенностям подростков и молодежи, их внутреннему миру, ценностям, потребностям и мотивам, обстоятельствам и действиям.

Профилактика аддиктивного поведения учащихся должна строиться не на запретах и развитии страхов перед предметами аддикции, а на пропаганде ЗОЖ. Транслируемая информация должна опираться на идеи позитивной профилактики, т. е. не стоит запугивать подростков проблемами и последствиями аддиктивного поведения, а формировать у них жизненные навыки, позволяющие им эффективно совладать с жизненными трудностями и давлением среды. В таком случае подросток является не наблюдателем, а заинтересованным лицом в поддержании собственного здоровья и психического благополучия.

В целом профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде имеет большую значимость: школа, колледж, вуз представляют собой уникальную и важную «площадку» для принятия мер по профилактике. При этом стоит учесть, что профилактическая деятельность обеспечивается совместными усилиями педагогов, психологов, медиков, социальных работников и родителей.