Full text
Введение Современная система образования немыслима без использования информационных технологий и средств связи. Современное общество вовлечено в глобальный процесс информатизации, и это ставить новые задачи для системы образования. Необходимо использовать новые механизмы, которые дают современные информационные технологии для познавательной деятельности учащихся образовательных учреждений. Сегодня любого педагога волнует проблема, как дать современному обучающемуся ту информацию, те знания, которые ему помогут реализовать свой потенциал, найти себе в этом трудном мире достойную нишу. И решить данную проблему трудно без использования современных компьютерных средств обучения. Любой педагог ищет механизмы интересной передачи знаний учащимся, правильный подход, при котором обучающемуся индивиду интересно слушать педагога и получать знания. В этой статье мы постараемся рассмотреть правильные пути решения вышестоящей проблемы, и найти те механизмы, которые помогли бы решить данную задачу. [1] Обзор отечественной и зарубежной литературы Данная проблема затрагивалась многими педагогами, по разным направлениям, рассмотрим некоторые из них, и постараемся предложить свои рычаги для решения проблемы повышения познавательной деятельности учащихся. Научный Сотрудник Кашмирского университета Саид Нур-Уль-Амин в своей научной работе на тему «Эффективное использование ИКТ в образовании и обучении на основе общемировых знаний, исследований и опыта: ИКТ как фактор перемен в образовании», пишет: «Традиционное обучение имеет особое значение, на протяжении многих лет было написано много книг. Педагоги использовали в преподавании лекции и презентации, беря материал с учебных пособий, предназначенные для консолидации и передачи знаний. В современной системе образования предпочтение отдается учебным программам, в основе которых лежит повышение компетентности и результативности обучаемого. Педагоги в учебных программах стараются красиво и правильно представить информацию обучаемому ученику. Современные информационно-коммуникационные технологии способны оказать большую поддержку для всех этих требований. Сегодня существует немало выдающихся примеров в мировом опыте, где с помощью современных информационных технологий повышается уровень компетентности и результативности. Все это благодаря разумному использованию данного нам шанса. Интеграция образовательной среды и внедрение информационно-коммуникационных технологий оживили процесс обучения, дали педагогам и обучаемым рычаги интерактивного обучения. Развитие в данном направлении повысит качество и результативность путем оказания поддержки в учебных программах по сложным предметам и наукам». [2] Научный Сотрудник экономического факультета Лондонского университета Карэка Рамэн в своей научной работе на тему «6 принципов использования информационных технологий в образовании», пишет: «Информационные технологии в образовании дают 6 преимуществ в получении образования: - множество образовательных ресурсов; - мгновенный доступ к образовательной информации; - полный рабочий день обучения; - возможность группового обучения на расстоянии; - возможность использования аудиовизуальных средств обучения; - возможность дистанционного обучения».[3] В основном Карэка Рамэн делает упор на групповое обучение через информационные технологии, он пишет: «Информационные технологии помогают учащимся учиться в группах, а преподаватели-в группах являются участниками интерактивного обучения. В прошлом у нас были групповые дискуссии в школе, которые требовали участия каждого члена, однако застенчивые студенты могли держаться подальше от этих групп из-за страха выразить себя. Теперь, благодаря информационным технологиям, в школах созданы академические форумы, где студенты могут обсуждать конкретную тему, не боясь самовыражения. Они также могут участвовать в видео и текстовом чате. Еще одно преимущество этих онлайн-групповых обсуждений заключается в том, что не все члены группы будут из одного класса или школы, как это было в прошлом. Студенты из разных школ по всему миру могут быть в одной академической группе и обмениваться академической информацией. Давайте посмотрим на студента из Африки, присоединившегося к групповой дискуссии студентов Гарвардского университета, обмен информацией будет полезен для этого студента» [3]. Преподаватель Гавайского государственного института Николас Делзоттов своей научной работе на тему «Роль информационно-коммуникационных технологий в образовании», пишет: «Информационно-коммуникационные технологии быстро стали ключевой частью инфраструктуры учебных классов и школ. От дошкольного до высшего образования, компьютеры, ноутбуки, смартфоны, смарт-доски и планшеты являются мощными средами, через которые можно получить информацию и общаться. В XXI веке технологии играют важную роль во всех сферах образования, поскольку учащиеся, учителя и администраторы обращаются к своим компьютерам для получения доступа к информации, создания и самовыражения, общения и совместной работы, а также для отслеживания результатов обучения» [4]. Достижения учащихся и результаты обучения. Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в оценке администраторами результатов обучения учащихся. Различные инструменты оценки, такие как стандартизированные тесты, портфолио студентов, рубрики и опросы, дают данные, которые могут быть совместно проанализированы учебным заведением, чтобы найти области, в которых можно улучшить знания. По мере ввода данных в базы данных и статистику генерируются диаграммы и графики, а администраторы определяют закономерности и принимают решения, связанные с изменениями в учебной программе и бюджетных ассигнованиях. Технология играет важную роль в оценке и помогает направлять учебные программы на повышение успеваемости учащихся, отмечает Николас Делзотто [4]. Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий способствует манипулированию существующей информацией и созданию реальных продуктов, а не дублированию полученной информации, и дает творческое обучение, подчеркивает профессор университета Джимма Фиссэа Микре [5]. По мере того как мир меняется в геометрической прогрессии в науке и технике, особенно информационно-коммуникационные технологии, система образования любой страны должна двигаться вместе с изменениями, создавая новые стандарты и требования к формированию образовательных сред, подчеркивает в своих научных трудах профессор Нигерийского университета штата Коги Хассан Осеиву Али [6]. Использование современных компьютерных технологий и методик образования в процессе обучения не принесут пользы для ученика и педагога. Как бы педагог не старался воспитывать активность, дать стимул к обучению, если не будет правильно организованна и формирована среда образования, все старания будут напрасными и не дадут желаемого результата [7]. Поэтому в процессе обучения между педагогом и учеником через компьютерные технологии должны сложится дружеские отношения, которые должны быть построены таким образом, чтобы ученик соблюдал субординацию, и в тоже время чувствовал себя спокойно в процессе обучения. В результате взаимодействия ученик должен усердно закреплять собственные знания, навыки, поведение и развитие. Это возможно только тогда, когда педагоги дают стимул и ставят в пример великих ученных, которые достигли больших успехов. Все должно происходит в красивой форме, не ущемляя права ученика, сравнивая его с ними, и говоря, если ты выучишь этот раздел, ты будешь лучше их на голову, и у ученика появится интерес к возвышению, ведь каждый человек любит себя, когда говорят о нем, данный фактор можно использовать в процессе обучения, подчеркивает научный сотрудник Карагандинского государственного университета имени Ю. А. Букетова Турганбекова Н.Н. [8]. Романкова А. А., Титова Е. И. в своей научной статье «Информационные технологии в образовании» выделяют следующие основные свойства, которыми обладают информационные технологии в образовании [9]: 1. Информационные технологии позволяют эффективно активизировать и использовать электронные информационные ресурсы всех областей знаний, что является важным определяющим фактором развития обучающихся и накопления информации [9]. 2. Информационные технологии во многих случаях автоматизируют и оптимизируют информационные процессы, которые в человеческой жизнедеятельности занимают важное место [9]. Современное цивилизационное развитие направлено на становление информационного общества, где материальное утрачивает свою ценность перед информацией и научными знаниями [10]. 3. В сложных производственных и социальных процессах важную роль начали играть информационные процессы [9]. Информационные технологии часто начали позиционировать в качестве социальных и производственных технологий [11]. 4. В информационном взаимодействии между людьми, информационные технологии начали играть исключительно необходимую роль. Информационные технологии стали основным разносчиком массовой информации (телефон, телеграф, радио и телевидение, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды связи) [9]. 5. В процессе интеллектуализации, развития общества, системы образования и культуры информационные технологии занимают сегодня центральное место [9]. 6. В процессах получения, обработки и накопления информации и новых знаний информационные технологии играют ключевую роль на сегодня [12]. 7. Информационные технологии несут собой самое важное значение и спасение, которое поможет на современном этапе развития решить глобальные проблемы человечества, прежде всего проблемы глобального кризиса цивилизации [9]. «Современное общество в условиях информатизации получила жизнь перенасыщенной информацией. Современного человека постоянно мучает переизбыток информации, различная информационная деятельность и яркие образы. Данные факты постепенно ведут человека к снижению разных рецепторов, которые отвечают за внимание, интерес и активность к действиям. Приходя в учебное заведение, ученик не особо настроен на получение новых объемов информации, так как его мозг перегружен всем подряд, и он считает, что получение новых знаний не обязательно, что он и так знает много. В таких сложившихся ситуациях педагогу приходится искать новые методы и приемы привлечения ученика к учебе и получению новых знаний, формирования мотиваций, умений и компетенций» - пишет в научной статье на тему «Использование электронных образовательных ресурсов как средство обеспечения эффективности современного урока» учитель математики МБОУ «СШ № 12» г. Новый Уренгой С.А. Иванов [13]. Ученик, приходя на занятия должен быть, мотивирован к поиску информации. Современные информационные технологии, электронные образовательные ресурсы, различные методы и средства введения занятий могут выступать в виде инструментария, лабораториями, путями решения, коллекциями и помогут проводить эксперименты и исследования, которые невозможны на обычном пассивном уроке, отмечает учитель СОШ №42 города Томска Н.В. Байдикова [14]. Еще во многих научных работах затрагивается данная тема, которая не потеряет свою актуальность еще многие годы. Так как формирование образовательной среды в учебных заведениях процесс долгий и кропотливый. Изменения будут преследовать данное направление с появлением новых ФГОС, которые всегда должны изменятся с процессом информатизации общества [15]. Методологическая база исследования Информационные технологии в последнее время получили широкое применение в образовательном процессе. Особое значение приобрела проблема эффективности применения информационных технологий передачи знаний, навыков и умений в процессе обучения. Проблема эффективности использования информационных технологий в современности рассматривается с точки зрения использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) [16]. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебно-методические материалы, предназначенные для передачи знаний обучаемому ученику, которые возможно воспроизвести на компьютерных электронных устройствах. В большинстве случаев к таким к ЭОР относят видеоматериалы, презентации, аудиоматериалы, которые могут быть записаны на обычные носители информации, как диски, флешки и прочее [17]. Соединение современных информационных технологий и педагогических методов способны повысить уровень эффективности и качества системы образования, программ, адаптивность к уровням и особенностям развития мышления обучаемого ученика, что выступает основой формирования образовательных сред в государственной системе образования [18]. Рассмотрим методы введения занятий. В самой педагогике представлены разные классификации педагогических методов проведения занятий. Мы рассмотрим те, в которых основу положена роль педагога и обучающегося в процессе обучения, обычно выделяют традиционно три метода: пассивный метод, активный метод, интерактивный метод (Рис.1). Вкратце рассмотрим каждый из методов [19]. Рис.1. Традиционные методы ведения занятий. Пассивный метод обучения - это форма обучения, при котором идет одностороннее взаимодействие педагога и обучающегося, основным действующим лицом выступает педагог, он ведет занятия и управляет всем процессом обучения, а обучаемый является пассивным слушателем, который подчиняется правилам педагога. А прямая связь педагога с обучающимся индивидом осуществляется через контрольные и самостоятельные работы, опросы и т.д. Из всех трех методов данный метод считается самым неэффективным методом обучения, не смотря на то, что он имеет существенные плюсы. Педагогу легко подготовится, и больше материала изложить за время одного занятия. С учетом этого многим педагогам нравится данный метод. Некоторым педагогам данный метод подходит, если он читает лекции для учащихся, у которых цель выслушать по больше материалу от опытного педагога. Ну, данный метод, не смотря на плюсы не особо подходит для подготовки слабых и средних учащихся, таковым, хочется задавать вопросы и получить определенную информацию и знания от педагога, так как такие с первого раза не особо хорошо усваивают материал. Чтение лекции - это самый выраженный вид пассивного занятия. Данный метод распространен в вузах, где учатся взрослые формированные личности [20]. Активный метод - это форма, в которой взаимодействие педагога и обучающегося происходит в полной мере, педагог рассказывает, обучаемый задает вопросы и ведет дискуссию с педагогом, выступая активным участником занятия. В отличие от пассивного метода, в данном случае педагог и обучающийся находятся на равных условиях и правах. В отличие от пассивного авторитарного стиля, активный стиль ведения занятия считается гуманнее и демократичнее. Некоторые, активный метод ставят на ровне с интерактивным методом, хотя тот отличается по разным признакам. В некоторых случаях интерактивный метод можно рассматривать, как современную форму активного метода [21]. Интерактивный метод обучения - это метод обучения, при котором взаимодействие происходит в режиме диалога, беседы с кем либо, учеников между собой, педагога и учеников, или тех и других. Интерактивное обучение в отличие от других методов, ориентировано на более широкое взаимодействие учеников с педагогами, и в тоже время между собой. Тут большей степени доминирует процесс не зависимости от времени и пространства [22]. В данном случае педагог является направляющим звеном для достижения целей занятия. Педагог разрабатывает учебный план занятия, который включает в себя решение интерактивных заданий и упражнений, в ходе чего обучаемый усваивает материал дисциплины. Из этого следует, что основным элементом интерактивных занятий являются интерактивные задания и упражнения, которые должны выполнить обучаемые ученики. Данный способ дает плавный переход на новые темы дисциплин. Вроде связывая все воедино. Данный метод считается самым эффективным методом из всех, так как в этом методе можно учитывать все особенности обучаемого ученика. Как показывают разные научные труды у всех людей разные способности получения знаний [22]. Для правильного подхода к учебному процессу обучаемый должен понять и определить, какой тип памяти у него развит больше всего. Обычно выделяют четыре типа памяти: - зрительная память; - слуховая память; - двигательная память; - смешанный вид памяти [23]. Зрительная память наиболее распространенный вид памяти, данный вид имеют более 80% людей. В процессе обучения людьми с данным типом памяти следует обратить внимание на следующие моменты: - при слушаний лекций необходимо делать краткие записи; - читать материалы самим, а не поручать это другим лицам; - пользоваться учебными пособиями с красочной иллюстрацией, что поспособствует запоминанию; - при работе над конспектом подчеркивать важные моменты; - смотреть презентации и видеоролики; - смотреть альбомы с картинками и т.п. [24]. Слуховая память распространена менее по сравнению со зрительной памятью. Людям с такой памятью рекомендуется: - чаще и больше слушать других; - самим читать вслух; - учить в тишине, чтобы другие звуки не мешали в процессе обучения; - говорить много вслух, даже когда он один [25]. Двигательная память очень распространенный тип памяти, при котором человек лучше запоминает по движению, которые он совершает в процессе зарисовки, записи и т.д. При развитой двигательной памяти человеку необходимо: - всегда при себе иметь карандаш и записную книжку, чтобы записывать, выписывать, составлять тезисы, планы и конспекты; - цифровой материал вырисовывать в свою записную книжку в форме таблиц, график и диаграмм [26]. Смешанным видом памяти обладают почти все люди - это способность одновременно запоминать с помощь зрения, слуха и движения. Данный вид памяти дает наилучший результат в процессе обучения. Самым важным фактом запоминания является концентрирование внимания на выполнение заданий в процессе обучения [27]. Рассматривая типы памяти, мы приходим к выводу, что для организации учебного процесса в современной системе организации обучения необходимо привлечь электронные образовательные ресурсы. В первую очередь мультимедиа-технологии, которые дают большие возможности представления информации через компьютерные технологии [28]. Мультимедиа - это содержание или контент, в котором одновременно можно представить материал в разных формах: анимационная графика, звук, видеоряд, презентации, текст. В одном комплекте может содержаться текстовая, графическая, аудио и видеоинформация, а также есть возможность интерактивного взаимодействия. Это возможно благодаря современным компьютерным техническим и программным средствам. Данный вид электронного образовательного контента способствует получению знаний людьми с любым типом памяти. Так как в данном контенте могут быть удовлетворены все требования обучаемого и обучающегося [29]. Результаты исследования В ходе обзора отечественной и зарубежной литературы мы пришли к выводу, что использование современных электронных образовательных ресурсов для повышения познавательной деятельности учащихся является важным и неотъемлемым процессом. Изучая проблему, мы выделили основные преимущества электронных образовательных систем: 1. Развитие электронного обучения. Электронное обучение делается динамичным. Печатные книги являются фиксированными и, следовательно, плоскими и неподвижными. Новые электронные образовательные ресурсы активны, и со временем станут еще более динамичными. Изображения двигаются, становясь презентацией, создаются видео уроки; графика может двигаться и обучаемый ученик может манипулировать с ней. 2. Электронные образовательные ресурсы делают обучение интерактивным. Печатные издания призывают ученика к пассивному чтению и впитыванию информации. Компьютерные технологии придают процессу обучения контрастность, интерактивность, разные пути решения задач. Многие аналитики утверждают, что цифровое обучение повышает интерес, вовлеченность учеников и способствует более высокому уровню развития интеллекта. 3. Электронные образовательные ресурсы актуализируют электронное обучение, дают возможность удаленного взаимодействия. 4. Компьютерные технологии поддерживают обмен информацией. Так весь процесс, который происходит в обучающей системе, может храниться годами. В системе соберется большая база учеников, которые прошли обучение. Их результаты можно будет использовать в анализе поведения деятельности студентов в разных точках страны, мира. В таких системах можно проводит опросы учеников по разным вопросам, чтобы вывести определенные закономерности. 5. Компьютерные технологии упрощают оценку обучения. Для каждого крупного раздела, каждой главы, можно сделать тесты, которые мгновенно оцениваются. Ученики будут знать, что они узнали, и будет легко определить части главы, которые требуют дальнейшего обучения и развития. 6. Благодаря развитию компьютерных технологий появилось дистанционное обучение, которое дает возможность обучения на расстоянии. Данный способ обучения подходит для бедных семей, которые не могут позволить себе очное обучение в учебных заведениях. Для людей, которые работают в отдаленных районах страны [30]. В ходе анализа методов введения занятий мы выделили актуальность интерактивного метода обучения, который дает обширное взаимодействие между участниками обучения. Данный метод, возможно, использовать благодаря компьютерным и телекоммуникационным технологиям в развернутом ракурсе. Рассматривая особенности запоминаемости и видов памяти, пришли к выводу, что только современные информационные технологии могут дат полное развитие личностных и умственных качеств обучаемого ученика. Заключение В результате проведенного исследования выявлено, что использование современных электронных образовательных ресурсов для повышения познавательной деятельности учащихся актуально. И помогает решить проблему педагога, как дать современному обучающемуся ту информацию, те знания, которые ему помогут реализовать свой потенциал. В ходе исследования было выявлено следующее: Использование электронных образовательных ресурсов часто ограничивается студентами одного университета, что создал их, либо потому, что преподаватели отдают предпочтение ресурсам, которые они или коллеги произвели, или потому, что доступ к ресурсам других университетов ограничен. Многие ученые указывают на трудности с поиском материала, который они бы предпочли использовать. Можно утверждать, что, если бы университеты и другие организации знали о том, что их материалы и научные труды интересны другим, они решили бы поделиться в интернете, чтобы другие могли использовать их материалы. Конечно, в последние годы создаются разные сайты образовательного характера, на которых размещается полезная и актуальная информация. Изменяются алгоритмы ранжирования поисковых систем, которые помогают найти качественный контент материала. Принцип новых поисковых систем таков, сколько качественных сайтов ссылаются на определенную конкретную страницу и сколько людей делятся с этой страницей в социальных сетях, чем выше ресурс оценивается в соответствии с этими факторами, тем выше он будет отображаться при поиске. Из-за особенностей поиска, студенты всегда найдут контент низкого качества если хороший контент недоступен. Многие студенты, возможно, развивают ленивые привычки при использовании электронных учебных ресурсов, например, не ставят под сомнение происхождение материала, который они используют, просто используя первый ответ из Google. Данный фактор очень развит в современном обществе. В общем, прогресс несет больше хорошего, чем плохого.