Введение
Переход на уровневую систему высшего профессионального образования и реализация принципов компетентностного подхода, заложенного в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) высшего образования, потребовали серьезного переосмысления подходов к организации образовательного процесса. Для преподавателей и студентов существует сложность понимания сущности компетентностного подхода: преподаватели по-прежнему преимущественно работают в знаниевой парадигме, а студенты имеют слабую мотивацию к обучению. Формулирование результатов образования в форме компетенций требует новых подходов к построению образовательной траектории при подготовке востребованных специалистов [1, 2].
Подготовка современного специалиста в области кораблестроения основывается на освоении многих наук, изучающих эксплуатационные и мореходные качества судна, его архитектурно-конструктивный тип, прочность корпуса, технологию изготовления, судовые устройства и системы, судовую энергетику, а также на практическом опыте, приобретаемом обучающимися во время практики. Выпускник кораблестроительного факультета должен обладать знаниями, соответствующими уровню развития техники не только текущего периода, но и прогнозируемыми на последующие 10–15 лет. Именно поэтому необходимо ответственно подходить к составлению учебных планов на весь цикл обучения [3].
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Производство в современных условиях нуждается в специалистах инициативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и находить нестандартные решения, реализовывать экономически выгодные проекты. Для подготовки таких специалистов необходимо прибегать к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов (Т. А. Канаева [4]).
Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы нуждаются в теоретической и методической разработке. Необходимы модели, реализация которых обеспечит возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства, в кораблестроении в том числе.
Созданиепрактико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики (Т. А. Канаева [5]).
Известно три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.
Наиболее узкий подход (Ю. П. Ветров, Н. П. Клушина [6]) связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики.
Второй подход (Т. А. Дмитриенко, П. И. Образцов [7]) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Третий, наиболее широкий, подход (Ф. Г. Ялалов [8]) связан с деятельностно-компетентностной парадигмой, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом.
В системе образования произошли значительные изменения: сформирована новая структура образования, реализуется новое поколение образовательных программ, осуществлен переход значительной части высшего образования на двухуровневую систему подготовки кадров (М. Флавин [9], Х. Каатракоски, А. Литтлджон, Н. Худ [10]). Таким образом, для построения практико-ориентированного образования при подготовке инженеров-кораблестроителей необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.
Современное кораблестроительное образование развивается в принципиально других, по сравнению с прежними, условиях. Наряду с объективными факторами, приводящими к необходимости новых подходов к проектированию, строительству и эксплуатации судов и кораблей, известны и субъективные факторы, в том числе (С. М. Дмитриев, Е. Г. Ивашкин [11]):
‒ реформы 90-х годов;
‒ изменение структуры промышленности, в частности разрушение корпоративных связей;
‒ недофинансирование;
‒ сокращение заказов на разработку и выпуск новой техники;
‒ длительное отсутствие стратегии развития;
‒ отсутствие политики по закреплению кадров;
‒ отсутствие сформулированных промышленностью требований к подготовке кадров;
‒ общее сокращение числа занятых в судостроительной отрасли;
‒ старение кадров.
Подготовка специалистов по кораблестроительным специальностям определяется состоянием судостроительной промышленности в стране (Т. И. Ермакова [12]). Ее нынешнее состояние является следствием изменения политической и экономической ситуации в России. Кораблестроительная промышленность – одна из наиболее наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Она «впитала» все новейшие достижения из многих смежных областей знаний (аэрогидродинамики, материаловедения, прочности, электроники, вычислительной техники и т. д.). В свою очередь, кораблестроение являлось «локомотивом» развития многих отраслей науки, техники и производства.
Всего за годы работы факультета морской и авиационной техники Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева (НГТУ) (сейчас – Институт транспортных систем) было подготовлено более 3700 инженеров по специальности «Кораблестроение» и более 3600 инженеров по специальности «Судовые энергетические установки» (С. Н. Хрунков [13]). С 1992 года в НГТУ ведется подготовка бакалавров и магистров по кораблестроительному направлению.
В НГТУ с 2015 года введены в действие новые образовательные стандарты поколения 3+, согласно которым в области кораблестроения реализуются основные образовательные программы высшего профессионального образования по направлению подготовки «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» для бакалавров (26.03.02) и для магистров (26.04.02) (Т. И. Ермакова, С. В. Ратафьев [14]); их освоение позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить квалификацию «бакалавр» или «магистр».
Первый уровень – это подготовка бакалавров со сроком обучения четыре года. Второй уровень – подготовка магистров со сроком обучения два года. Весь процесс обучения составляет шесть лет.
Сильной стороной существующей ранее подготовки инженеров-кораблестроителей является их связь с промышленностью. При подготовке только бакалавров и магистров эта связь может нарушиться, привлечение специалистов из промышленности в учебный процесс может ограничиться из-за сокращения объема профилирующих дисциплин. Исключение инженерной подготовки может привести к непредсказуемым последствиям в промышленности.
На наш взгляд, очень важно, чтобы в системе «бакалавр – магистр» не выпало целое звено квалифицированных инженеров. Очевидно, что магистр – это исследователь, из магистров формируются научные и педагогические кадры, которые в большом количестве в промышленности не нужны. Основным звеном при разработке новой техники являются высококвалифицированные инженеры. В этом плане представляется положительным введение новой квалификации «магистр-инженер» и появившаяся возможность дорабатывать учебные планы рядом специальных дисциплин, проектами и практиками.
Можно полагать, что уровень подготовки, который устанавливают предприятия кораблестроительного профиля, может быть реализован на материально-технической базе этих предприятий.
Что касается подготовки бакалавра, то остается неясной его роль на рынке труда. Каким набором знаний, умений, навыков и компетенций он должен обладать, чтобы быть востребованным? До сих пор отсутствует перечень требований для подготовки бакалавров со стороны предприятий. Расширенная часть теоретической подготовки и отсутствие практической подготовки ставят под сомнение их работу на заводах и в конструкторских бюро. К тому же совершенно непонятно соотношение между подготовкой бакалавров и выпускниками средних учебных заведений.
В среде кораблестроительной отрасли бакалавриат воспринимается как промежуточная ступень в образовании. После защиты выпускной квалификационной работы бакалавру предоставляется возможность самостоятельно выбрать дальнейший путь: продолжить обучение в магистратуре или закончить обучение и пойти работать. Второй путь выбирают не более 3% выпускников бакалавриата.
Развитие кораблестроительной отрасли невозможно без подготовки квалифицированных кадров. Поэтому необходимо поднять на должный уровень престиж кораблестроительного образования в России (С. Н. Хрунков [15]).
Методологическая база исследования
Концепция модернизации российского образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных) компетентностей, т. е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических профессиональных задач. Переход на уровневую систему высшего профессионального образования потребовал новых взглядов на образовательный процесс и разработку новых учебных планов.
Именно тогда возникла необходимость введения в учебный план единого блока профессиональных дисциплин, связанных между собой: «Основы кораблестроения»; «Энергетические комплексы морской техники»; «Основы конструирования судовых устройств»; «Судовые системы»; «Технология создания морской техники».
Это связано с тем, что студенты факультета морской и авиационной техники, обучающиеся по направлению 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» по профилям «Кораблестроение» и «Судовые энергетические установки», проходят подготовку по единому учебному плану. Различия имеются лишь в перечне дисциплин по выбору.
Освоение этого блока дисциплин осуществляется по типу «сквозного» проектирования. Эти дисциплины в своей взаимосвязи позволяют выработать у студентов общее представление о судне как о сложном инженерном сооружении, о мореходных и эксплуатационных качествах корабля и его конструкции, составе и принципах работы судовых энергетических установок, судовых устройств и систем, методах проектирования и постройки судов. В связи с этим «Основы кораблестроения» – базисная дисциплина, позволяющая студенту получить знания, необходимые для работы в первичных инженерных должностях или для продолжения учебы в магистратуре.
Дисциплина «Основы кораблестроения» тесно связана с общим циклом профессиональных дисциплин учебного плана и решает задачи обеспечения мореходных и эксплуатационных качеств проектируемого корабля. Основой для ее освоения являются дисциплины, изученные ранее. Это «Морская энциклопедия», «Объекты морской техники», «Инженерная графика», дисциплины математического и естественно-научного циклов и плавательная практика.
В результате освоения дисциплины студенты должны:
‒ понимать задачи концептуального проектирования судов;
‒ знать методы решения внутренних задач проектирования судов, методы оценки мореходных и эксплуатационных качеств;
‒ владеть методами оценки мореходных и эксплуатационных качеств судов с позиций правил Регистра и Роспотребнадзора;
‒ приобрести опыт проектирования судов и оценки их мореходных и эксплуатационных качеств.
Дисциплина «Основы кораблестроения» читается в трех семестрах: пятом, шестом, седьмом. Она состоит из лекционных и практических занятий, лабораторных работ, консультаций и включает в себя курсовой проект. В качестве тем курсового проекта каждому студенту выдается индивидуальное задание на проектирование судна. Руководство проектом осуществляется преподавателями выпускающей кафедры «Кораблестроение и авиационная техника». В объем курсового проекта входят расчетная и графическая части.
Расчетная часть оформляется в виде пояснительной записки. При этом студенты используют операционную среду Windows и программное обеспечение Office (Microsoft Word, Microsoft Excel).
При выборе главных размерений судна в начальной стадии курсового проекта уравнения теории проектирования решаются гораздо быстрее и легче с применением пакета MathCAD, с которым студенты уже знакомы на данном этапе обучения.
В задачах прогнозирования сопротивления воды и гидродинамических расчетах движителя можно воспользоваться сертифицированным пакетом PROPUL («Гидродинамика судна»).
При выборе конструкции корпуса расчет элементов набора осуществляется по правилам надзорных органов: Морского или Речного регистра, в зависимости от района эксплуатации судна.
Графическая часть проекта состоит из трех листов чертежей: теоретический чертеж корпуса судна, конструктивный мидель шпангоут, общее расположение судна. Все чертежи выполняются на ПЭВМ в системе AutoCAD, хорошо знакомой студентам.
Трудоемкими являются задачи, связанные с удифферентовкой, балластировкой, проверкой остойчивости и непотопляемости судна. Решение задач статики корабля существенно упрощается и занимает меньше времени, если использовать САПР «ПРОЕКТ-1». Результаты расчетов выдаются в виде пригодном для непосредственного включения в отчетную документацию.
Полученные результаты студенты оформляют в виде отчетного материала в пояснительной записке.
В конце седьмого семестра состоится защита курсового проекта по дисциплине «Основы кораблестроения», по результатам которой выставляется оценка.
Начиная с шестого семестра параллельно изучаются другие специальные дисциплины. Студенты в объеме каждой дисциплины выполняют курсовой проект или курсовую работу для того судна, на которое они получили задание. В восьмом семестре студенты выполняют научно-исследовательскую работу (НИР), связанную с исследованиями, касающимися своего судна.
Проектирование судна длится два года (четыре семестра). Каждый проект или работа защищаются, и студент получает оценку.
В процессе изучения перечисленных дисциплин обучающиеся шаг за шагом осваивают общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
В конце восьмого семестра в учебном плане предусмотрена выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра. Она состоит из совокупности разделов, которые уже выполнил студент в объеме курсовых проектов и НИР за два года обучения (в 5, 6, 7, 8-м семестрах), и дополнительного задания. За время, отведенное на выполнение бакалаврской работы, студент должен:
‒ согласовать отдельные разделы проектов;
‒ выполнить дополнительное индивидуальное задание по проектированию этого же судна. Как правило, это рабочий чертеж секции или рабочий чертеж фундамента из раздела «Конструкция корпуса»;
‒ представить все материалы (текстовые и графические) к защите выпускной работы;
‒ подготовить доклад и презентацию по ВКР;
‒ защитить выполненную работу перед членами Государственной аттестационной комиссии.
Общий объем работы составляет 10–11 листов формата А1 с графическим материалом (чертежи) и пояснительной запиской общим объемом в 200–250 листов машинописного текста.
На основании защиты студентам присуждается академическая степень бакалавра техники и технологии по направлению 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры».
Такая система обучения бакалавров позволяет существенно улучшить их подготовку по специальности.
Результаты исследования
Интерактивные методы в преподавании специальных дисциплин
Реализация компетентностного подхода при подготовке кораблестроителей должна предусматривать широкое использование в учебном процессе помимо пассивных методов активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [16, 17]. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов [18–20]. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий.
Остановимся более подробно на интерактивных методах обучения, используемых на младших курсах при изучении специальных кораблестроительных дисциплин.
В новых учебных планах поколения 3+ изучение дисциплины «Морская энциклопедия» предусмотрено на первом курсе в первом семестре и состоит из лекционных и семинарских занятий. Лекционные занятия проводятся в потоке для четырех групп в объеме 34 часов, и 20% этого времени предусмотрены в интерактивной форме. Это просмотр видеофильмов про современные суда и корабли различного назначения. Семинарские занятия в объеме 17 часов проходят только в интерактивной форме обучения.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [21–23].
‒ Обязательные условия организации интерактивного обучения [24]:
‒ доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между преподавателем и студентами;
‒ демократический стиль;
‒ сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
‒ включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
‒ многообразие форм и методов представления информации.
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией. Преподаватель готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы или темы для обсуждения и выдает их двум-трем студентам на каждое занятие [25]. Студенты зачитывают подготовленные сообщения, а затем с участием преподавателя приступают к их обсуждению. Выявляют недостатки и преимущества представленного материала по теме. Преподаватель контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. При этом обязательно используются мультимедиа-проектор с экраном, а также наглядные пособия (модели судов, модели устройств, плакаты). Так как корабль представляет собой сложное инженерное сооружение, это способствует наилучшему восприятию материала [26].
Обязательным условием является написание реферата. Темы выдаются индивидуально. Во второй половине семестра этот реферат защищается каждым студентом перед группой, обсуждаются его преимущества и недостатки, выставляется оценка.
Интерактивные методы обеспечивают:
‒ высокую мотивацию;
‒ прочность знаний;
‒ творчество и фантазию;
‒ коммуникабельность;
‒ активную жизненную позицию;
‒ командный дух;
‒ акцент на деятельность;
‒ взаимоуважение;
‒ демократичность.
В условиях учебного общения в процессе интерактивного обучения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность другого студента, видеть его мотивы, цели [27, 28].
Преимущества интерактивных методик обучения, прежде всего, в следующем:
‒ пробуждают у студентов интерес к выбранной специальности;
‒ поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
‒ способствуют эффективному усвоению учебного материала;
‒ осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории).
Интерактивные методы обучения все же не являются универсальными. Они ни в коем случае не заменяют лекционных форм проведения занятий, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. Их необходимо использовать при подготовке бакалавров и магистров по направлению подготовки «Кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры».
Плавательная практика – важное звено в профессиональной подготовке бакалавров-кораблестроителей.
Практическая деятельность бакалавров является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки. Поэтому ФГОС по направлению 26.03.02 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» предусматривает два вида практики: учебную и производственную.
Важным звеном в профессиональной подготовке бакалавров кораблестроительного профиля является учебная практика.
В качестве учебной практики в НГТУ предусмотрена плавательная практика [29]. Она проходит на 3-м курсе в 5-м семестре. Ее трудоемкость составляет четыре недели, или 216 часов, и оценивается она в шесть зачетных единиц.
Остановимся на особенностях организации этой практики. Она состоит из двух этапов: двухнедельных интенсивных занятий в университете и двухнедельного плавания на судах под руководством преподавателей кафедр «Кораблестроение и авиационная техника» и «Энергетические установки и тепловые двигатели».
Целью плавательной практики является ознакомление студентов с общим устройством судна, его мореходными и эксплуатационными качествами, судовыми устройствами, системами и механизмами, условиями судоходства.
Задачейплавательной практики является формирование компетенций, навыков и умений, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
В результате прохождения учебной (плавательной) практики обучающийся должен:
знать общее расположение на судне и функционирование отдельных механизмов, устройств, систем; организацию работы экипажа судна; принципы судовождения и основные сведения о мореходных и эксплуатационных качествах судна;
уметь описать работу механизмов и устройств судна в эксплуатации; оформлять письменный отчет по практике;
владеть терминологией кораблестроения и судоходства.
Во время двухнедельных ежедневных аудиторных занятий студентам сообщаются основные сведения о судне как о сложном инженерном сооружении, его мореходных и эксплуатационных качествах, устройствах, системах, энергетической установке, терминологии в судостроении.
Лекционные занятия проводятся в аудиториях НГТУ с применением интерактивных образовательных технологий. Широко используется дискуссия и просмотр видеофильмов про современные суда и корабли. Сложность и насыщенность графического материала, иллюстрирующего рассматриваемые варианты судов, диктуют необходимость в ходе лекций активно использовать презентации, фотографии, слайды, плакаты, существенно оживляющие восприятие лекционного материала. Все это позволит качественно пройти плавательную практику и подготовить студента к изучению специальных предметов после практики, а главное – подготовиться к плаванию на судне.
На судне со студентами ведется ежедневная работа, которая включает в себя:
‒ лекционные занятия с преподавателем или капитаном (помощником капитана) – 2 часа;
‒ практические занятия с преподавателем – 2 часа;
‒ вахта в машинном отделении, в рубке или на палубе – 4 часа;
‒ самостоятельная работа студентов – 1 час.
Для удобства несения вахт на судне студенты разбиваются на подгруппы по 3–4 человека. Место несения вахты меняется по запланированному графику: в рулевой рубке, на палубе, в машинном отделении.
Все студенты получают общие, групповые и индивидуальные задания от руководителя практики, выполняемые во время самостоятельной работы. Сбор материала, анализ конкретной ситуации формируют у студента первоначальный самостоятельный профессиональный опыт. В это же время выполняется отчет по плавательной практике.
Примерный перечень тем индивидуальных заданий:
‒ конструкция леерного ограждения;
‒ конструкция и устройство кранцев;
‒ планировка каюты;
‒ расположение оборудования в рулевой рубке;
‒ конструкция бортовых перекрытий МО;
‒ конструкция водонепроницаемой переборки;
‒ планировка ресторана на главной палубе;
‒ конструкция участка главной палубы в районе носового трюма;
‒ конструкция кнехта;
‒ как изменится осадка судна, если на него войдут все пассажиры;
‒ определить угол крена при скоплении всех пассажиров на одном борту;
‒ конструкция швартовного клюза;
‒ конструкция привального бруса и другие.
Интенсивная работа над программой практики при совместном плавании студентов с преподавателями позволяет разобраться во всех сложностях программы, дает опыт общения с судовой администрацией, знакомит с судовыми документами, прививает навыки практической работы на вахтах и самостоятельной работы над отчетом.
Практика заканчивается зачетом с оценкой, который принимается на судне комиссией вместе с капитаном или его помощником по индивидуальным отчетам студентов. Отчет заверяется капитаном судна (с печатью) и руководителем практики.
По итогам плавательной практики в НГТУ проводится студенческая учебно-практическая конференция. В своих докладах студенты делятся впечатлениями о судне, на котором прошли практику, его конструкции, особенностях, о несении вахт, о взаимодействии с экипажем.
В ходе плавательной практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает устойчивый интерес к кораблестроительной специальности.
Студенты получают возможность активно включиться в процесс обучения, учатся владеть собой, устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками практики вне аудиторий вуза: с командой судна, преподавателями и одногруппниками.
Роль производственной практики при подготовке бакалавров-кораблестроителей
Производственная практика в НГТУ в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров практика предусмотрена на 3-м курсе в 6-м семестре продолжительностью четыре недели (216 часов) и оценивается в шесть зачетных единиц.
Цели производственной практики:
‒ закрепление теоретических знаний, полученных студентами в университете по дисциплинам «Объекты морской техники», «Основы кораблестроения», «Судовые системы», «Сварка», «Судостроительные материалы» [30];
‒ приобретение практических навыков самостоятельной работы на рабочих местах;
‒ ознакомление со структурой судостроительного завода, с технологией и организацией постройки судов, с конструкцией корпуса строящихся судов;
‒ освоение методов работы с проектно-конструкторской и технологической документацией, технической литературой, ГОСТами, ОСТами, РД и другой нормативной документацией.
Задачейпроизводственной практики является формирование компетенций, навыков и умений, связанных с будущей профессиональной деятельностью:
‒ ознакомление со структурой завода, номенклатурой выполняемых работ и схемой производственных связей его основных цехов;
‒ освоение современных технических средств выполнения проектных и технологических разработок;
‒ освоение методов технологической проработки проектируемых судов (кораблей), средств океанотехники, корпусных конструкций;
‒ освоение отдельных пакетов прикладных программ технологической подготовки производства;
‒ изучение основных требований, предъявляемых к технической документации, материалам, изделиям;
‒ изучение действующих стандартов, технических условий, положений и инструкций по составлению и оформлению технической документации.
В результате прохождения производственной практики обучающийся должен:
знатьорганизацию судостроительного производства; технологические процессы сборки судов; основные проблемы судостроительной отрасли; охрану труда и технику безопасности на предприятии; права и обязанности специалиста среднего звена (бригадира, мастера);
уметь использовать практические знания в сборке деталей, узлов, секций корпуса судна; использовать стандарты и другие нормативные документы при оценке, контроле качества и сертификации материалов и изделий;
владеть основами технологии сборки и сварки корпусов судов; методами анализа процессов возникновения дефектов и брака выпускаемой продукции и разработки мероприятий по их предупреждению; методами осуществления технического контроля действующего производства.
В целях обеспечения производственной подготовки студентов в соответствии с уровнем современной науки и техники программой предусматривается более глубокое изучение вопросов технологии и организации постройки судов. Студенты знакомятся с технологическими методами и средствами обеспечения и повышения ресурса и надежности судовых конструкций, особенностями проектирования технологических процессов сборки, сборочной оснастки.
Студенты к моменту начала практики должны знать технологические методы и средства обеспечения и повышения ресурса и надежности судовых конструкций; основы оформления технической документации, стандарты и правила построения и чтения чертежей, схем, способы графического представления пространственных образов; теоретические основы безопасности жизнедеятельности; средства и методы повышения безопасности, экологичности; виды и типы морской техники, принципы их действия; основные принципы системного подхода при создании морской техники, современные методы проектирования; назначение, состав, тенденции и сферы применения энергетических комплексов морской техники.
Во время прохождения практики студент обязан:
‒ ознакомиться со структурой предприятия и его подразделениями, с организацией производственных и технологических процессов, с работой цехов;
‒ изучить технологическую трудоемкость постройки судов, принципиальную технологию постройки судов, работу технологического отдела;
‒ составить отчет и выполнить индивидуальное задание.
В качестве тем индивидуальных заданий студентам предлагается одно из направлений:
‒ технология изготовления узла, секции, блок-секции и т. д.;
‒ анализ возможности применения промышленных роботов;
‒ анализ методов борьбы со сварочными деформациями;
‒ современные компьютерные технологии в управлении и в производстве;
‒ бесплазовый метод подготовки производства;
‒ лазерные технологии в судокорпусостроении;
‒ анализ технологичности судовых конструкций, строящихся судов;
‒ анализ метода модульного судостроения;
‒ современные судостроительные материалы;
‒ экономические показатели работы участка, цеха;
‒ разработка мероприятий по охране окружающей среды;
‒ типовой расчет норм выработки, производственных мощностей и загрузки цехового оборудования.
Местом проведения производственной практики являются судостроительные и судоремонтные заводы РФ: ОАО «Завод «Красное Сормово», г. Н. Новгород; ОАО Сокольская судоверфь, пос. Сокольское Нижегородской области; ОАО «Центр Судоремонта “Звездочка”», г. Снежногорск Мурманской области; ОАО «Завод Нижегородский теплоход», г. Бор; ЗАО «Онежский судостроительный завод», г. Петрозаводск и др.
В настоящее время практически на всех базах практики студенты работают на рабочих должностях, а также в должностях помощника мастера, мастера, техника, технолога.
Это было достигнуто путем совместных усилий сотрудников НГТУ и предприятий.
С 2004 года производственная практика при подготовке бакалавров-кораблестроителей сотрудниками кафедры «Кораблестроение и авиационная техника» организована на рабочих местах. До этого времени практика проходила в форме экскурсий на нижегородское предприятие ОАО «Завод “Красное Сормово”». В то тяжелое для промышленных предприятий время, когда заводы не могли платить вовремя заработную плату даже своим сотрудникам, такая форма проведения практики была выходом для ее существования. О производственных практиках с выездом в другие регионы на судостроительные заводы не было и речи.
И вот в 2004 году у ОАО «Завод “Красное Сормово”» появились заказы на строительство судов. Следовательно, потребовались рабочие. И они были найдены в лице студентов.
Но в те годы подготовка бакалавров-кораблестроителей велась по государственным образовательным стандартам (ГОС) второго поколения и производственная практика была предусмотрена в два этапа: после третьего и четвертого курсов по три недели каждая. Заводу брать студентов на время практики на работу было невыгодно. Сначала они неделю устраиваются. Потом неделю овладевают навыками на конкретном рабочем месте, и остается чуть больше недели для работы. Такая организация практики никого не устраивала. Тогда руководство завода вышло с предложением об объединении практик в одну. После обсуждения данного вопроса было принято решение о проведении практики после третьего курса с протяженностью восемь недель.
В том же 2004 году был заключен договор на проведение производственной практики студентов НГТУ на предприятии ОАО «Завод “Красное Сормово”». В договоре оговаривались и дополнительные условия. Одно из них касалось учебного плана. Нужно было адаптировать учебный план к продолжительности производственной практики в восемь недель. Были внесены изменения в учебный план подготовки бакалавров. Завод предоставлял студентам рабочие места, при необходимости организовывал краткосрочную техническую учебу для овладения рабочими специальностями. Оплату труда производил в соответствии с действующими на предприятии расценками и выполнением производственных заданий.
В 2005 году был заключен договор с ООО «Онежский судостроительный завод» на проведение производственной практики для студентов НГТУ, обучающихся по направлению «Кораблестроение и океанотехника». Практика успешно была проведена, и студенты трудились на рабочих местах.
С 2005 года возобновились выездные практики. Ежегодно стали проходить производственную практику студенты на базе ФГУП «Судоремонтный завод «Нерпа» (г. Снежногорск), ОАО «Окская судоверфь» (г. Навашино), ОАО «Городецкий судоремонтно-механический завод» (г. Городец), ОАО «Судостроительный завод “Волга”» (г. Н. Новгород) и т. д.
Хотелось бы отметить, что в ООО «Онежский судостроительный завод» все студенты в конце практики на заседании квалификационной комиссии проходят испытания на присвоение им квалификации «Сборщик корпусов металлических судов» 2‑го разряда.
По окончании практики обязательно проводится студенческая учебно-практическая конференция. На этой конференции заслушиваются доклады студентов по результатам практики. Они рассказывают о своей работе, делятся впечатлениями о том, как их встретили, о предприятии, его продукции, о технологическом оборудовании. И конечно, о людях, которые работали рядом с ними, обучали их строить его величество корабль. Чем больше предприятий вовлечено в программу производственной практики, тем интереснее и познавательнее проходят студенческие конференции, тем больше информации по постройке судов получают студенты.
Роль практики с каждым годом только возрастает, поскольку после окончания вуза предприятия желают получать специалистов, которые уже способны работать без дополнительной подготовки и обучения. Поэтому остро встал вопрос о необходимости увеличения количества недель на практику, чтобы все осталось на том же качественном уровне. Возможно, это получится при составлении новых учебных планов при переходе на ФГОС 3++ с учетом требований профессиональных стандартов. Таким образом, можно сохранить существующие базы практик и повысить качество прохождения студентами производственной практики.
На сегодняшний день удалось скорректировать учебные планы так, что предложенная образовательная программа подготовки кадров в области кораблестроения в полной мере отвечает вызовам времени, запросам экономики и общества, способствует решению задач, которые сегодня стоят перед нашей страной в целях повышения конкурентоспособности, технологического перевооружения судостроительной промышленности, кардинального роста производительности труда.
Важную роль играет правильная организация практики. Она является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.
Заключение
Сочетание теоретического обучения с практикой позволяет обучающимся успешно освоить образовательную программу по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры». Компетенции выпускников, сформированные за время обучения, во многом определяют надежность, эффективность производственного процесса и внедрение новых технологий.