Full text

Овладение грамматическим строем речи младшими школьниками с билингвизмом происходит с большими трудностями, так как грамматическая система русского языка основана на большом количестве сложившихся языковых правил [1].

Важность овладения грамматически правильной речью заключается в осуществлении полноценной коммуникации с окружающими людьми [2, 3] и благоприятно сказывается на психическом развитии детей-билингвов.

Целью настоящего исследования явилось исследование состояния нарушений грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с билингвизмом, описание критериев оценки сформированности грамматического строя русского языка у младших школьников с билингвизмом и характеристика выявленных нарушений.

Констатирующее исследование проводилось на базе МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 84» города Новосибирска. В экспериментальную группу вошли 10 учащихся младших классов младшего школьного возраста с билингвизмом в возрасте 8–9 лет узбекской и киргизской национальностей.

Для исследования нарушений грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с билингвизмом за основу была взята методика О. Б. Иншаковой [4]. В данной методике представлен иллюстрированный материал для проведения индивидуального обследования устной речи детей младшего школьного возраста. Указанная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта; выстроить систему индивидуальной логопедической работы; отследить динамику формирования грамматического строя речи и оценить эффективность логопедической работы.

Некоторые задания из представленной методики были изменены на более доступные для понимания учащихся с билингвизмом. Методика исследования нарушений грамматического строя речи у учащихся младшего школьного возраста предусматривает три направления: исследование понимания обращенной речи, исследование словоизменения и исследование словообразования.

  1. Для исследования понимания обращенной речи были предложены следующие задания: выполнение действия по инструкции; задание на понимание предлогов; задание на понимание предложений с причинно-следственной связью; задание на понимание изменения числа существительного.
  2. Для исследования словоизменения были предложены следующие задания: задание на изменение существительных по падежам; задание на изменение прилагательных по родам; задание на подбор к существительному глагола; задание на изменение существительных женского, среднего и мужского рода по числам; задание на изменение существительных с непродуктивными основами по числам; задание на изменение множественного числа существительного в родительном падеже; задание на согласование существительных с числительными; задание на изменение глаголов по временам.
  3. Для исследования словообразования предлагаются к выполнению: задание на образование новых глаголов с помощью приставок; задание на образование глаголов с противоположным значением с помощью приставки; задание на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса; задание на образование с помощью суффикса слов, обозначающих профессию; задание на образование прилагательных от существительных; задание на образование прилагательных, обозначающих неполноту действия; задание на образование глаголов от прилагательных по аналогии; задание на подбор родственных слов.

Для определения уровня овладения грамматическим строем русского языка младшими школьниками с билингвизмом нами были разработаны протокол и балльно-уровневая система оценки полученных результатов:

-          5 баллов – правильное, самостоятельное выполнение задания без помощи логопеда.

-          4 балла – задание выполнено правильно, при незначительной помощи логопеда, либо самостоятельно исправлен неверный ответ после уточнения задания.

-          3 балла – учащийся выполнил задание после нескольких попыток, подсказок и наводящих вопросов.

-          2 балла – неправильно подобранное слово, правильно выполнено меньше половины проб.

-          1 балл – неправильное выполнение задания, отказ от ответа.

Баллы выставляются за выполнение всего задания целиком. По окончании диагностики подсчитывается общее количество набранных баллов за все 20 заданий и определяется уровень овладения грамматическим строем младшими школьниками с билингвизмом.

Количественная и качественная оценка результатов исследования представлена в табл. 1.

После проведенного исследования нарушений грамматического строя речи у учащихся мы проанализировали полученные результаты выполнения детьми младшего школьного возраста с билингвизмом каждого задания. Рассмотрим результаты.

  1. Исследование понимания обращенной речи

Задание 1. Учащимся предлагалось выполнить инструкции из одного и из двух заданий (например, закрой книгу; положи линейку за тетрадь). 8 учащихся правильно выполнили задание, 1 учащийся выполнил задание после наводящих вопросов и 1 учащийся неправильно выполнил больше половины проб. Наибольшее затруднение вызвала инструкция: «Положи линейку за тетрадь».

Таблица 1

Количественная и качественная оценка результатов обследования

 

Общая сумма баллов

Преобладающий

уровень

Характеристика усвоения грамматического строя русского языка младшими школьниками

100–90

Высокий

Грамматический строй речи сформирован. Правильно использует в речи грамматические конструкции, умеет согласовывать части речи в предложении, умеет образовывать новые слова

89–70

Выше среднего

Отдельные затруднения в усвоении грамматического строя русского языка. Самостоятельно исправляет ошибки. Ошибки не носят систематического характера

69–50

Средний

Нерезко выраженная недостаточность усвоения грамматического строя русского языка. Встречаются негрубые аграмматизмы в речи, пропуски членов предложения, перестановка местами слов в предложении

49–30

Ниже среднего

Средняя степень недостаточности усвоения грамматического сроя русского языка. Тенденция к систематическим и стойким затруднениям в словообразовании и словоизменении

29–20

Низкий

Тяжелая степень недостаточности усвоения грамматического строя русского языка. Стойкие затруднения в усвоении грамматического строя речи, выражающиеся в многочисленных систематических ошибках

 

Задание 2. Школьникам предлагалось рассмотреть иллюстрацию и показать ответы на задаваемые вопросы, направленные на изучение степени понимания предлогов (например, кот в доме, кот перед домом, кот за домом). 5 учащихся справились только после нескольких попыток, 3 учащихся выполнили правильно меньше половины проб, 2 учащихся не справились с заданием. Наибольшее затруднение вызвали пробы, где нужно было показать: «кот идет к дому», «кот перед домом», «кот за домом».

Задание 3. Понимание предложений с причинно-следственной связью (например, я пошел в кино, после того как сделал уроки. Что было раньше?). 1 учащийся дал правильный ответ после уточнения задания, 7 учащихся выполнили задание после наводящих вопросов, и 2 учащихся не справились с заданием. У всех вызвала затруднение проба: «Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше?»

Задание 4. Понимание изменения числа существительного (например, «Где ракета взлетает, а где ракеты взлетают?»). 6 учащихся выполнили задание после нескольких попыток, 3 учащихся неверно выполнили больше половины проб, 1 учащийся не справился с заданием. У всех вызвала затруднение проба на определение иллюстрации с множественным числом существительного.

  1. Исследование словоизменения

Задание 5. Изменение существительных по падежам (например, «Скажи, девочка дает корм кому?» «Скажи, мальчик нарисовал кого?»). 3 учащихся выполнили задания только с помощью подсказок логопеда, 5 учащихся неправильно изменяли слова в большинстве случаев, 2 учащихся неправильно выполнили все задания. Это задание вызвало сильное затруднение у всех учащихся. Только существительные в именительном падеже правильно назвали все; в родительном падеже никто не назвал правильно все пробы (стол без нога, машина без колесы); в дательном (дает корм гуси); в винительном (мальчик нарисовал белка); в творительном и предложном падеже дети не смогли изменить существительное, назвав его в именительном падеже.

Задание 6. Изменение прилагательных по родам. 7 учащихся правильно изменили слова после нескольких попыток, 1 учащийся правильно изменил слова только в трех случаях из девяти, 2 учащихся не справились с заданием. Наибольшее затруднение вызвала проба на согласование прилагательного с существительным женского и среднего рода

Задание 7. Подбор к существительному глагола (например, бабочка что делает?, а бабочки?). 5 учащихся не сразу правильно подобрали глаголы, 3 учащихся правильно подобрали глаголы к меньшей половине заданных слов, 2 учащихся не справились. Затруднение вызвал подбор глаголов к существительным во множественном числе и в женском роде (девочки разговаривает, бабочки летает).

Задание 8. Изменение существительных женского, среднего и мужского рода по числам. 4 учащихся смогли изменить слова только после нескольких попыток, 4 учащихся верно выполнили меньше половины проб, 2 учащихся не смогли выполнить задание. В большинстве случаев затруднение вызвало изменение по числам существительных женского и среднего рода (кошак, кроватев, гнезды, письмон).

Задание 9. Изменение существительных с непродуктивными основами по числам. 1 учащийся смог выполнить только половину задания, правильно изменив «ухо – уши», остальные 9 учащихся не справились с заданием.

Задание 10. Множественное число существительных в родительном падеже. Никто из учащихся с билингвизмом не смог правильно выполнить это задание (нет партов, нет ведра, нет вишнив).

Задание 11. Согласование существительных с числительными (например, назвать количество предметов (1, 2, 3, 7) тетрадь, карандаш). 2 учащихся неправильно подобрали слова в большей половине слов, правильно согласуя только существительные с числительным «2», к числительным «5» и «7» существительные были подобраны неправильно, остальные учащиеся совсем не справились с заданием.

Задание 12. Изменение глаголов по временам. 2 учащихся верно ответили с помощью подсказок логопеда, 7 учащихся смогли верно ответить на один вопрос, и 1 учащийся совсем не справился с заданием. Затруднение вызвали пробы на изменение глаголов в прошедшем и будушем времени (Что будет делать девочка? – Пошла за водой, будет в школу пойдет. Что делала девочка? – Смотрит в окно).

  1. Исследование словообразования

Задание 13. Образование новых глаголов с помощью приставок. Никто из школьников с билингвизмом не смог образовать новые слова.

Задание 14. Образование глаголов с противоположным значением с помощью приставки (например, завязывать –…, приклеить –…, включить –…). 1 учащийся справился с заданием с помощью логопеда, 3 учащихся выполнили меньше половины заданий, 6 учащихся не смогли образовать слова (приклеить – разклеить, задвинуть – раздвинуть, притащить – затащить).

Задание 15. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса. 8 учащихся образовали новые слова после нескольких подсказок, 2 ученика не справились с заданием (наблюдались такие ошибки, как ключ – ключика, звезда – звездичек).

Задание 16. Образование с помощью суффикса слов, обозначающих профессию. 7 учащихся после нескольких попыток смогли образовать слова, обозначающие профессии, 3 учащихся в большинстве случаев дали неверный ответ (в аптеке работает врач, сапоги ремонтирует сапогик).

Задание 17. Образование прилагательных от существительных (например, стол из дерева –…, крыша из железа –…). 4 учащихся смогли образовать прилагательные, 6 учащихся не справились с заданием в большинстве случаев (деревовый дом, деревитый дом, глиновый кувшин).

Задание 18. Образование прилагательных, обозначающих неполноту действия. С этим заданием не справился никто из учащихся.

Задание 19. Образование глаголов от прилагательных по аналогии. 10 учащихся не смогли дать верного ответа.

Задание 20. Подбор родственных слов. Правильно подобрал слова с помощью логопеда 1 учащийся, 4 учащихся не смогли верно подобрать слова к половине слов, 5 учащихся не справились с заданием.

Количественный анализ результатов исследования нарушений грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с билингвизмом представлен в табл. 2.

Таблица 2

Результаты исследования нарушений грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с билингвизмом

 

Задание

Учащиеся с билингвизмом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

1

5

5

5

5

5

3

5

2

5

5

 

2

3

3

2

3

2

1

3

1

2

3

 

3

4

3

3

3

3

1

3

1

3

3

 

4

3

3

3

2

3

2

3

1

2

3

 

5

3

2

2

2

2

1

3

1

3

2

 

6

3

3

3

3

2

1

3

1

3

3

 

7

3

3

3

2

2

1

3

1

3

2

 

8

3

2

2

2

3

1

3

1

3

2

 

9

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

11

2

1

1

2

1

1

1

1

1

1

 

12

3

3

2

2

2

2

2

2

2

1

 

13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

14

3

1

1

1

1

2

2

2

1

1

 

15

3

3

3

3

3

2

3

2

3

3

 

16

3

3

3

3

3

2

3

2

2

3

 

17

3

2

2

3

3

2

2

2

3

2

 

18

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

19

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

20

3

2

1

2

1

2

2

1

1

1

 

Итого

53

44

41

43

41

29

46

28

42

40

 

Уровень

Средний

Ниже среднего

Ниже среднего

Ниже среднего

Ниже среднего

Низкий

Ниже среднего

Низкий

Ниже среднего

Ниже среднего

 

 

Полученные результаты исследования нарушений грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с билингвизмом представлены на рисунке.

 

 

 

Уровни сформированности грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста

 с билингвизмом на этапе констатирующего эксперимента

 

Как видно на рисунке, высокого уровня и уровня выше среднего не было выявлено ни у кого из детей. Средний уровень сформированности грамматического строя речи обнаружен у 1 учащегося. Для 7 школьников характерен уровень ниже среднего, и у 2 учащихся низкий уровень сформированности грамматического строя.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у учащихся младшего школьного возраста с билингвизмом наблюдаются нарушения грамматического строя речи. Характерны следующие ошибки: изменение имен существительных по падежам и числам (Р. п. – «стол без нога», «машина без колесы»; Д. п. – «дает корм гуси»; В. п. – «мальчик нарисовал белка»); согласование существительных с числительными; глаголов по временам («Что будет делать девочка?» – «Пошла за водой, будет в школу пойдет». «Что делала девочка?» – «Смотрит в окно»). Также характерны ошибки в образовании глаголов с помощью приставок; в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; в образовании прилагательных от существительных («деревовый дом», «деревитый дом», «глиновый кувшин»); глаголов от прилагательных, а также ошибки в подборе однокоренных слов. В задании на образование прилагательных, обозначающих неполноту действия, и в задании на образование глаголов от прилагательных по аналогии никто из 10 учащихся не смог дать верного ответа.

Таким образом проведенное констатирующее исследование выявило значительные нарушения грамматического строя речи русского языка у младших школьников с билингвизмом. Полученные результаты говорят о необходимости проведения целенаправленной и систематической логопедической работы по преодолению нарушений грамматического строя речи у младших школьников с билингвизмом с использованием приемов логопедического воздействия.