Full text

Согласно одному из целевых ориентиров ФГОС ДО, ребенок должен быть «уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства» [1]. Действительно, современные условия жизни характеризуются повышенной требовательностью к индивиду, высокой эмоциональной насыщенностью, что нередко приводит к интенсивным психологическим нагрузкам в плане интеллектуальных, психоэмоциональных, физических возможностей человека.

Такого рода психологические деформации наблюдаются уже у детей как наименее защищенной категории, поскольку их психика и организм являются недостаточно зрелыми, устойчивыми, а следовательно, легко уязвимыми и восприимчивыми к воздействиям окружающей среды. Появление таких чувств, как беззащитность и неуверенность в собственных силах и возможностях, приводит к возникновению тревоги и различных страхов, с которыми ребенок самостоятельно справиться не может. На этой почве, как отмечено в исследованиях Дж. Боулби, Ю. А. Кочетовой, А. И. Захарова, А. М. Прихожан, Л. Д. Лебедевой, у ребенка развиваются фобии и тревожность [2].

Анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению детских страхов привел к пониманию нескольких авторских классификаций, основанных на разных основаниях и подкрепленных эмпирическими результатами исследования их коррекции. Например, в классификации Р. В. Овчаровой выделены возрастные и невротические страхи, у А. И. Захарова классификация страхов основана на признаке врожденности/приобретенности страха и расширена введением терминов «ситуативный» и «личностный» страх.

Таким образом, основанием для классификаций является признак характерности возрасту, что явно отражается в современной психологии, где страхи подразделяются на врожденные (или возрастные, характерные для данного возраста) и навязанные (не характерные для детей этого возраста, полученные в результате какого-либо события, случая или специально навязанные).

Таблица 1

Виды страхов, отмечаемые у детей старшего дошкольного возраста

 

Возрастные страхи

Приобретенные (навязанные) страхи

1. Страх потусторонних сил, чертей, привидений.

2. Страх смерти (своей и родителей).

3. Навязчивое повторение неприличных слов.

4. Страхи, связанные со своим будущим

1. Угрозы или насилие родителей над ребенком.

2. Психическая или тяжелая физическая болезнь родителей или родственников.

3. Воспитание в атмосфере страха или болезней.

4. Информация из СМИ.

5. Конкретное травмирующее событие, которое реально произошло с ребенком.

6. Пугающие объекты и лица (Баба-яга, Змей Горыныч)

 

Среди причин возникновения приобретенных страхов, по мнению Н. В. Ионовой и В. А. Горбуновой, – конкретное травмирующее событие, произошедшее с ребенком; боязнь отрицательных сказочных персонажей; результат намеренного запугивания в процессе воспитания; сведения, получаемые ребенком из средств массовой информации [3]. Данная классификация является более точной и полной в описании причин появления фобий у детей старшего дошкольного возраста и подходит к проявлениям страха у выбранных нами для исследования детей (см. рис. 1).

По мнению А. Д. Битнера, причин для возникновения страха у ребенка-дошкольника достаточно, необходимо только появиться угрожающему стимулу, который спровоцирует неадекватную эмоциональную реакцию ребенка [4]. Согласно наблюдениям исследователя, страхам обычно подвергаются дошкольники, не отличающиеся проявлением агрессивных реакций, не умеющие отстаивать свое мнение и защищать себя от выпадов обидчика.

Таким образом, характеристика страхов и причины их возникновения у детей старшего дошкольного возраста являют собой комплексный феномен. Тем не менее ученые разграничивают два основных вида страхов у детей старшего дошкольного возраста: приобретенные (навязанные) и возрастные. Поскольку возрастные страхи свойственны всем детям, то появляются и исчезают они самостоятельно, если не акцентировать на них внимание. Другая категория страхов не свойственна возрасту и появляется под влиянием некоторых причин, ситуаций и т. п., самостоятельно такие страхи у детей не исчезают и требуют коррекционного воздействия со стороны педагога-психолога.

Данный вывод актуализирует важность коррекции данных проявлений, предупреждая их перерождение в фобии. С помощью теоретического анализа выяснили, что одним из действенных методов коррекции в старшем дошкольном возрасте является психогимнастика как адаптированный продукт, представляющий собой комплекс психолого-педагогических и психотерапевтических методов.

Особенности психогимнастики как метода в коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка раскрыты в работах Н. И. Дворской, М. И. Чистяковой, К. Фопеля, Л. А. Ясюковой. Но при этом вопросы относительно влияния психогимнастики на страхи детей старшего дошкольного возраста остаются малораскрытыми и требуют дальнейшего изучения и практической разработки.

Психогимнастика в исследованиях М. И. Чистяковой [5] рассматривается в современном понимании как курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), положительно влияющих на развитие ребенка и коррекцию различных сторон его психики (познавательной и эмоционально-личностной сфер), что определяется нами как один из подходов к ее изучению.


Наличие страхов у взрослых (родителей, бабушек, дедушек), неосознанных и внушаемых (серый волк, бабайка)

Персонажи, которыми родители запугивают детей с целью достижения определенного поведенческого эффекта

Тревожность во взаимоотношениях с ребенком, гиперопека, ограничение общения со сверстниками

Ранняя рационализация чувств, вызванная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным отторжением и непринятием ребенка

Огромное количество запретов или полное пре­доставление свободы ребен­ку, а также бесчисленные нереализуемые угрозы всех взрос­лых в семье

Невозможность полоролевой идентификации с родителем того же пола (преимущественно у мальчиков)

Фактор «Социально значимые взрослые»

Фактор «Сверстники»

Навязывание страхов

Внешние факторы

Психические травмы (например, испуг), которые обостряют возрастную чувствительность детей к определенным страхам

Постоянные конфликты в семье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                           

Травмирующие обстоятельства

Продолжительные и неразрешимые эмоциональные переживания или острые психические потрясения на фоне перенапряжения нервных процессов (например, страхи темноты, высоты, насекомых)

 

Отсутствие адекватной самооценки, психологической защиты, неуверенность в себе

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Факторы-причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста

 

Исходя из теоретического изучения вопроса, мы предположили, что психогимнастика станет эффективным средством коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях: соблюдаются требования к отбору детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем наличия навязанных страхов для проведения коррекционной работы; организуются индивидуальные и групповые формы работы с детьми; используются игры и упражнения, направленные на сосредоточение на телесных ощущениях и переживаниях, снижение напряженности, мышечных зажимов и отрицательных эмоций; организуются индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов.

Для каждого вида страхов А. И. Захаровым и М. И. Чистяковой определены наиболее эффективные психогимнастические средства коррекции.

Исследование по выявлению страхов у детей старшего дошкольного возраста проходило на базе образовательного учреждения города Соликамска Пермского края

 в три этапа:

-          на первом, констатирующем, этапе было проведено диагностическое обследование детей, в ходе которого изучен начальный уровень наличия страхов у детей старшего дошкольного возраста;

                                                                                                                                  Таблица 2

Условия применения психогимнастики как средства коррекции детских страхов

 

Вид страха

Наиболее эффективные средства коррекции страхов

Общие условия коррекции страхов

Приобретенные

(навязанные)

– Страх сказочных персонажей или страх уколов – игры и упражнения направленные на снятие напряженности, тревожности и мышечных зажимов, повышение уверенности в себе;

– страх заболеть и страх наказания – концентрация и сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на отрицательных эмоциях, чувствах и переживаниях;

– страх темноты, страшных снов, насекомых и т. д. – релаксация: подготовка психики и тела к изменению, сосредоточение на внутреннем мире, освобождение от нервного напряжения

Проведение коррекционной работы. Поэтапность и комплексность воздействия, движение от простого к сложному, систематичность работы, активное взаимодействие со сверстниками, с родителями, с педагогами, закрепление результата в практическом общении

 

-          на втором, формирующем, этапе составлена и проведена работа, направленная на коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста на основе средств психогимнастики;

-          на третьем, контрольном, этапе проводилось повторное обследование детей, которое позволило определить и проанализировать итоговый уровень наличия страхов у детей старшего дошкольного возраста, а также динамику, тем самым позволив определить результативность формирующего эксперимента.

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить весь спектр страхов у каждого конкретного ребенка.

В качестве диагностического инструментария, позволяющего выявить преобладающие виды страхов у детей старшего дошкольного возраста, были использованы следующие методики:

-          методика А. И. Захарова «Страхи в домике» (модификация М. А. Панфиловой). Цель методики – выявить и уточнить преобладающие виды страхов у детей старшего дошкольного возраста;

-          проективный рисуночный тест А. И. Захарова «Нарисуй свой страх». Цель методики – выявление видов страха ребенка.

По методике А. И. Захарова «Страхи в домике» были получены следующие результаты.

Таблица 3

Сводные результаты по методике «Страхи в домике» А. И. Захарова

на констатирующем этапе эксперимента

 

 

 

Выраженность страха

Экспериментальная группа

Контрольная группа

%

Группы видов страха

 

%

Группы видов страха

Возрастные (%)

Навязанные (%)

Возрастные (%)

Навязанные (%)

Высокий уровень

40

35

65

25

60

40

Средний уровень

25

20

Низкий уровень

35

55

Итого

100

100

 

Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов по методике «Страхи в домике» позволяет сделать выводы: у детей из экспериментальной группы наблюдается больше преобладающих навязанных страхов (65%) (животных, уколов, сказочных персонажей, темноты, насекомых, наказаний), чем возрастных (35%) (страх умереть, остаться дома одному).

Дети контрольной группы также продемонстрировали наличие навязанных страхов, но в меньшей степени выраженности. В данной группе преобладает низкий уровень выраженности страхов (40%).

Таким образом, результаты диагностики двух групп рассмотрим в сравнительной диаграмме на рис. 2.

 

 

 

Рис. 2. Сравнительные результаты методики «Страхи в домике» А. И. Захарова

на констатирующем этапе эксперимента у детей экспериментальной и контрольной групп

 

По проективному рисуночному тесту А. И. Захарова «Нарисуй свой страх» были определены ведущие виды страхов детей в обеих группах.

Таблица 4

Сводная таблица преобладающих видов страхов детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп по методике «Мои страхи» А. И. Захарова

 

Группы

Виды страхов

Экспериментальная

Контрольная

%

Группы

видов страхов, %

%

Группы

видов страхов, %

Навязанные

Страх сказочных персонажей

35

85

15

65

Страх перед животными

30

20

Страх перед стихией

10

20

Страх темноты

5

0

Страх насекомых

5

10

Возрастные

Страх собственной смерти

5

15

5

35

Страх того, что умрут родители

5

5

Страх остаться дома одному

5

10

Страх заболеть

0

15

Итого

 

100

100

100

100

 

Анализ полученных результатов показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной сфере детей обеих групп, выявил скрытые детские страхи. Исходя из исследования страхов, выявилось, что дети экспериментальной группы больше всего подвержены навязанным страхам, что обусловило необходимость разработки и реализации коррекционных мероприятий.

На втором этапе проведен формирующий эксперимент, в условиях которого разработана и реализована коррекционная система работы, что дублирует цель нашего исследования – разработка и реализация системы работы, направленной на снятие страхов у детей старшего дошкольного возраста, на основе средств психогимнастики.

При разработке системы работы использовались программы:

-          Рабочая программа по психогимнастике для старших дошкольников (Ю. А. Жарикова) [6].

-          Программа «Психогимнастика» (Н. Н. Табуренко) [7].

-          Методические рекомендации по проведению занятий по психогимнастике (М. И. Чистякова).

-          Рабочая программа «Как помочь детям избавиться от страхов» (А. И. Захаров).

-          Программа по психогимнастике, направленная на коррекцию страхов детей старшего дошкольного возраста (М. И. Чистякова).

Описываемая психолого-педагогическая система работы по коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста средствами психогимнастики рассчитана на три месяца. Занятия проводятся в подгруппах. Все проведенные занятия отличаются гибкой структурой, наполненной разнообразным содержанием:

-          ритуал приветствия;

-          разминка;

-          коррекционно-развивающий этап;

-          рефлексия и релаксация;

-          ритуал прощания.

В проведении формирующего эксперимента принимали участие дети экспериментальной группы, которые были поделены на две подгруппы (возраст 6–7 лет), в составе которых есть и мальчики, и девочки.

Работа по снятию страхов у детей старшего дошкольного возраста на основе средств психогимнастики включает в себя два этапа.

1-й этап (совместная работа педагога-психолога и воспитателя) подготовительный, в условиях которого реализованы такие направления работы, как обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ; подбор комплекса игр и упражнений для детей, направленных на снятие страхов у детей; разработка системы занятий с включением психогимнастики, ориентированной на снятие у детей конкретных навязанных страхов, выявленных в ходе диагностики.

2-й этап основной, в ходе которого реализована система занятий с использованием психогимнастики в снятии страхов у детей старшего дошкольного возраста [8].

По завершении цикла коррекционных занятий с применением средств психогимнастики была проведена повторная диагностика детских страхов для выявления динамики снижения уровня тревожности и уменьшения количества фобий.

В ходе анализа результатов контрольного этапа эксперимента по методике «Страхи в домике» с детьми экспериментальной группы были получены следующие результаты: высокий уровень выраженности страхов у детей экспериментальной группы снизился до 15%, средний уровень снизился до 20%, а показатель «низкий уровень» значительно вырос до 65%.

Таким образом, можно говорить о снижении уровня наличия страхов у детей экспериментальной группы после применения курса психогимнастики, что частично подтверждает гипотезу.

Количественные изменения в контрольной группе детей не такие явные, как в экспериментальной, где была проведена коррекционная работа; тем не менее они есть. Если высокий уровень наличия страхов у детей остался на прежнем уровне – 25%, то средний уровень незначительно увеличился и составил 30% за счет повышения низкого – 45%.

Наглядное представление о динамике в двух группах дано в табл. 5.

Таблица 5

Сводная таблица преобладающих видов страхов детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп по методике

«Страхи в домике» А. И. Захарова

 

 

 

Выраженность страха

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Первичная диагностика

Повторная диагностика

Первичная диагностика

Повторная диагностика

Количество детей, %

Количество детей, %

Высокий уровень

40

15

25

25

Средний уровень

25

20

20

30

Низкий уровень

35

65

55

45

Итого

100

100

100

100

 

Таким образом, страхи детей дошкольного возраста после проведения занятий стали менее выраженными.

Представим результаты следующей методики в табл. 6.

Таблица 6

Ведущие страхи экспериментальной группы детей старшего дошкольного

возраста по методике «Мои страхи» А. И. Захарова

 

Группы

Виды страхов

Первичная диагностика

Повторная диагностика

Количество, %

Навязанные

Страх сказочных персонажей

35

20

Страх перед животными

30

20

Страх перед стихией

10

15

Страх темноты

5

0

Страх насекомых

5

0

Возрастные

Страх собственной смерти

5

1

Страх того, что умрут родители

5

1

Страх остаться дома одному

5

1

 

Следовательно, приобретенные или навязанные страхи у детей старшего дошкольного возраста стали менее выраженными, а некоторые полностью исчезли, например страх насекомых и страх темноты. Отметить стоит и тот факт, что улучшилась ситуация и с возрастными страхами детей, где каждая фобия проявилась как менее выраженная по сравнению с первичной диагностикой.

Таким образом, обобщенные результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют об эффективности использования психогимнастики в процессе коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста, что подтверждается положительной динамикой показателей выраженности страхов как среди приобретенных, с которыми велась коррекционная работа, так и возрастных, поддавшихся косвенной коррекции в период формирующего этапа эксперимента. Поставленная нами цель данного исследования полностью достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение как на теоретическом, так и на практико-ориентированном уровнях.