Согласно одному из целевых ориентиров ФГОС ДО, ребенок должен быть «уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства» [1]. Действительно, современные условия жизни характеризуются повышенной требовательностью к индивиду, высокой эмоциональной насыщенностью, что нередко приводит к интенсивным психологическим нагрузкам в плане интеллектуальных, психоэмоциональных, физических возможностей человека.
Такого рода психологические деформации наблюдаются уже у детей как наименее защищенной категории, поскольку их психика и организм являются недостаточно зрелыми, устойчивыми, а следовательно, легко уязвимыми и восприимчивыми к воздействиям окружающей среды. Появление таких чувств, как беззащитность и неуверенность в собственных силах и возможностях, приводит к возникновению тревоги и различных страхов, с которыми ребенок самостоятельно справиться не может. На этой почве, как отмечено в исследованиях Дж. Боулби, Ю. А. Кочетовой, А. И. Захарова, А. М. Прихожан, Л. Д. Лебедевой, у ребенка развиваются фобии и тревожность [2].
Анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению детских страхов привел к пониманию нескольких авторских классификаций, основанных на разных основаниях и подкрепленных эмпирическими результатами исследования их коррекции. Например, в классификации Р. В. Овчаровой выделены возрастные и невротические страхи, у А. И. Захарова классификация страхов основана на признаке врожденности/приобретенности страха и расширена введением терминов «ситуативный» и «личностный» страх.
Таким образом, основанием для классификаций является признак характерности возрасту, что явно отражается в современной психологии, где страхи подразделяются на врожденные (или возрастные, характерные для данного возраста) и навязанные (не характерные для детей этого возраста, полученные в результате какого-либо события, случая или специально навязанные).
Таблица 1
Виды страхов, отмечаемые у детей старшего дошкольного возраста
Возрастные страхи |
Приобретенные (навязанные) страхи |
1. Страх потусторонних сил, чертей, привидений. 2. Страх смерти (своей и родителей). 3. Навязчивое повторение неприличных слов. 4. Страхи, связанные со своим будущим |
1. Угрозы или насилие родителей над ребенком. 2. Психическая или тяжелая физическая болезнь родителей или родственников. 3. Воспитание в атмосфере страха или болезней. 4. Информация из СМИ. 5. Конкретное травмирующее событие, которое реально произошло с ребенком. 6. Пугающие объекты и лица (Баба-яга, Змей Горыныч) |
Среди причин возникновения приобретенных страхов, по мнению Н. В. Ионовой и В. А. Горбуновой, – конкретное травмирующее событие, произошедшее с ребенком; боязнь отрицательных сказочных персонажей; результат намеренного запугивания в процессе воспитания; сведения, получаемые ребенком из средств массовой информации [3]. Данная классификация является более точной и полной в описании причин появления фобий у детей старшего дошкольного возраста и подходит к проявлениям страха у выбранных нами для исследования детей (см. рис. 1).
По мнению А. Д. Битнера, причин для возникновения страха у ребенка-дошкольника достаточно, необходимо только появиться угрожающему стимулу, который спровоцирует неадекватную эмоциональную реакцию ребенка [4]. Согласно наблюдениям исследователя, страхам обычно подвергаются дошкольники, не отличающиеся проявлением агрессивных реакций, не умеющие отстаивать свое мнение и защищать себя от выпадов обидчика.
Таким образом, характеристика страхов и причины их возникновения у детей старшего дошкольного возраста являют собой комплексный феномен. Тем не менее ученые разграничивают два основных вида страхов у детей старшего дошкольного возраста: приобретенные (навязанные) и возрастные. Поскольку возрастные страхи свойственны всем детям, то появляются и исчезают они самостоятельно, если не акцентировать на них внимание. Другая категория страхов не свойственна возрасту и появляется под влиянием некоторых причин, ситуаций и т. п., самостоятельно такие страхи у детей не исчезают и требуют коррекционного воздействия со стороны педагога-психолога.
Данный вывод актуализирует важность коррекции данных проявлений, предупреждая их перерождение в фобии. С помощью теоретического анализа выяснили, что одним из действенных методов коррекции в старшем дошкольном возрасте является психогимнастика как адаптированный продукт, представляющий собой комплекс психолого-педагогических и психотерапевтических методов.
Особенности психогимнастики как метода в коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка раскрыты в работах Н. И. Дворской, М. И. Чистяковой, К. Фопеля, Л. А. Ясюковой. Но при этом вопросы относительно влияния психогимнастики на страхи детей старшего дошкольного возраста остаются малораскрытыми и требуют дальнейшего изучения и практической разработки.
Психогимнастика в исследованиях М. И. Чистяковой [5] рассматривается в современном понимании как курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), положительно влияющих на развитие ребенка и коррекцию различных сторон его психики (познавательной и эмоционально-личностной сфер), что определяется нами как один из подходов к ее изучению.
Наличие страхов у взрослых (родителей, бабушек, дедушек), неосознанных и внушаемых (серый волк, бабайка) |
Персонажи, которыми родители запугивают детей с целью достижения определенного поведенческого эффекта |
Тревожность во взаимоотношениях с ребенком, гиперопека, ограничение общения со сверстниками |
Ранняя рационализация чувств, вызванная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным отторжением и непринятием ребенка |
Огромное количество запретов или полное предоставление свободы ребенку, а также бесчисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье |
Невозможность полоролевой идентификации с родителем того же пола (преимущественно у мальчиков) |
Фактор «Социально значимые взрослые» |
Фактор «Сверстники» |
Навязывание страхов |
Внешние факторы |
Психические травмы (например, испуг), которые обостряют возрастную чувствительность детей к определенным страхам |
Постоянные конфликты в семье |
Травмирующие обстоятельства |
Продолжительные и неразрешимые эмоциональные переживания или острые психические потрясения на фоне перенапряжения нервных процессов (например, страхи темноты, высоты, насекомых)
|
Отсутствие адекватной самооценки, психологической защиты, неуверенность в себе |
Рис. 1. Факторы-причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из теоретического изучения вопроса, мы предположили, что психогимнастика станет эффективным средством коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях: соблюдаются требования к отбору детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем наличия навязанных страхов для проведения коррекционной работы; организуются индивидуальные и групповые формы работы с детьми; используются игры и упражнения, направленные на сосредоточение на телесных ощущениях и переживаниях, снижение напряженности, мышечных зажимов и отрицательных эмоций; организуются индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов.
Для каждого вида страхов А. И. Захаровым и М. И. Чистяковой определены наиболее эффективные психогимнастические средства коррекции.
Исследование по выявлению страхов у детей старшего дошкольного возраста проходило на базе образовательного учреждения города Соликамска Пермского края
в три этапа:
- на первом, констатирующем, этапе было проведено диагностическое обследование детей, в ходе которого изучен начальный уровень наличия страхов у детей старшего дошкольного возраста;
Таблица 2
Условия применения психогимнастики как средства коррекции детских страхов
Вид страха |
Наиболее эффективные средства коррекции страхов |
Общие условия коррекции страхов |
Приобретенные (навязанные) |
– Страх сказочных персонажей или страх уколов – игры и упражнения направленные на снятие напряженности, тревожности и мышечных зажимов, повышение уверенности в себе; – страх заболеть и страх наказания – концентрация и сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на отрицательных эмоциях, чувствах и переживаниях; – страх темноты, страшных снов, насекомых и т. д. – релаксация: подготовка психики и тела к изменению, сосредоточение на внутреннем мире, освобождение от нервного напряжения |
Проведение коррекционной работы. Поэтапность и комплексность воздействия, движение от простого к сложному, систематичность работы, активное взаимодействие со сверстниками, с родителями, с педагогами, закрепление результата в практическом общении |
- на втором, формирующем, этапе составлена и проведена работа, направленная на коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста на основе средств психогимнастики;
- на третьем, контрольном, этапе проводилось повторное обследование детей, которое позволило определить и проанализировать итоговый уровень наличия страхов у детей старшего дошкольного возраста, а также динамику, тем самым позволив определить результативность формирующего эксперимента.
Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить весь спектр страхов у каждого конкретного ребенка.
В качестве диагностического инструментария, позволяющего выявить преобладающие виды страхов у детей старшего дошкольного возраста, были использованы следующие методики:
- методика А. И. Захарова «Страхи в домике» (модификация М. А. Панфиловой). Цель методики – выявить и уточнить преобладающие виды страхов у детей старшего дошкольного возраста;
- проективный рисуночный тест А. И. Захарова «Нарисуй свой страх». Цель методики – выявление видов страха ребенка.
По методике А. И. Захарова «Страхи в домике» были получены следующие результаты.
Таблица 3
Сводные результаты по методике «Страхи в домике» А. И. Захарова
на констатирующем этапе эксперимента
Выраженность страха |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||||
% |
Группы видов страха |
% |
Группы видов страха |
|||
Возрастные (%) |
Навязанные (%) |
Возрастные (%) |
Навязанные (%) |
|||
Высокий уровень |
40 |
35 |
65 |
25 |
60 |
40 |
Средний уровень |
25 |
20 |
||||
Низкий уровень |
35 |
55 |
||||
Итого |
100 |
100 |
Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов по методике «Страхи в домике» позволяет сделать выводы: у детей из экспериментальной группы наблюдается больше преобладающих навязанных страхов (65%) (животных, уколов, сказочных персонажей, темноты, насекомых, наказаний), чем возрастных (35%) (страх умереть, остаться дома одному).
Дети контрольной группы также продемонстрировали наличие навязанных страхов, но в меньшей степени выраженности. В данной группе преобладает низкий уровень выраженности страхов (40%).
Таким образом, результаты диагностики двух групп рассмотрим в сравнительной диаграмме на рис. 2.
Рис. 2. Сравнительные результаты методики «Страхи в домике» А. И. Захарова
на констатирующем этапе эксперимента у детей экспериментальной и контрольной групп
По проективному рисуночному тесту А. И. Захарова «Нарисуй свой страх» были определены ведущие виды страхов детей в обеих группах.
Таблица 4
Сводная таблица преобладающих видов страхов детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп по методике «Мои страхи» А. И. Захарова
Группы |
Виды страхов |
Экспериментальная |
Контрольная |
||
% |
Группы видов страхов, % |
% |
Группы видов страхов, % |
||
Навязанные |
Страх сказочных персонажей |
35 |
85 |
15 |
65 |
Страх перед животными |
30 |
20 |
|||
Страх перед стихией |
10 |
20 |
|||
Страх темноты |
5 |
0 |
|||
Страх насекомых |
5 |
10 |
|||
Возрастные |
Страх собственной смерти |
5 |
15 |
5 |
35 |
Страх того, что умрут родители |
5 |
5 |
|||
Страх остаться дома одному |
5 |
10 |
|||
Страх заболеть |
0 |
15 |
|||
Итого |
|
100 |
100 |
100 |
100 |
Анализ полученных результатов показал позитивные и негативные тенденции в эмоциональной сфере детей обеих групп, выявил скрытые детские страхи. Исходя из исследования страхов, выявилось, что дети экспериментальной группы больше всего подвержены навязанным страхам, что обусловило необходимость разработки и реализации коррекционных мероприятий.
На втором этапе проведен формирующий эксперимент, в условиях которого разработана и реализована коррекционная система работы, что дублирует цель нашего исследования – разработка и реализация системы работы, направленной на снятие страхов у детей старшего дошкольного возраста, на основе средств психогимнастики.
При разработке системы работы использовались программы:
- Рабочая программа по психогимнастике для старших дошкольников (Ю. А. Жарикова) [6].
- Программа «Психогимнастика» (Н. Н. Табуренко) [7].
- Методические рекомендации по проведению занятий по психогимнастике (М. И. Чистякова).
- Рабочая программа «Как помочь детям избавиться от страхов» (А. И. Захаров).
- Программа по психогимнастике, направленная на коррекцию страхов детей старшего дошкольного возраста (М. И. Чистякова).
Описываемая психолого-педагогическая система работы по коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста средствами психогимнастики рассчитана на три месяца. Занятия проводятся в подгруппах. Все проведенные занятия отличаются гибкой структурой, наполненной разнообразным содержанием:
- ритуал приветствия;
- разминка;
- коррекционно-развивающий этап;
- рефлексия и релаксация;
- ритуал прощания.
В проведении формирующего эксперимента принимали участие дети экспериментальной группы, которые были поделены на две подгруппы (возраст 6–7 лет), в составе которых есть и мальчики, и девочки.
Работа по снятию страхов у детей старшего дошкольного возраста на основе средств психогимнастики включает в себя два этапа.
1-й этап (совместная работа педагога-психолога и воспитателя) подготовительный, в условиях которого реализованы такие направления работы, как обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ; подбор комплекса игр и упражнений для детей, направленных на снятие страхов у детей; разработка системы занятий с включением психогимнастики, ориентированной на снятие у детей конкретных навязанных страхов, выявленных в ходе диагностики.
2-й этап основной, в ходе которого реализована система занятий с использованием психогимнастики в снятии страхов у детей старшего дошкольного возраста [8].
По завершении цикла коррекционных занятий с применением средств психогимнастики была проведена повторная диагностика детских страхов для выявления динамики снижения уровня тревожности и уменьшения количества фобий.
В ходе анализа результатов контрольного этапа эксперимента по методике «Страхи в домике» с детьми экспериментальной группы были получены следующие результаты: высокий уровень выраженности страхов у детей экспериментальной группы снизился до 15%, средний уровень снизился до 20%, а показатель «низкий уровень» значительно вырос до 65%.
Таким образом, можно говорить о снижении уровня наличия страхов у детей экспериментальной группы после применения курса психогимнастики, что частично подтверждает гипотезу.
Количественные изменения в контрольной группе детей не такие явные, как в экспериментальной, где была проведена коррекционная работа; тем не менее они есть. Если высокий уровень наличия страхов у детей остался на прежнем уровне – 25%, то средний уровень незначительно увеличился и составил 30% за счет повышения низкого – 45%.
Наглядное представление о динамике в двух группах дано в табл. 5.
Таблица 5
Сводная таблица преобладающих видов страхов детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп по методике
«Страхи в домике» А. И. Захарова
Выраженность страха |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Первичная диагностика |
Повторная диагностика |
Первичная диагностика |
Повторная диагностика |
|
Количество детей, % |
Количество детей, % |
|||
Высокий уровень |
40 |
15 |
25 |
25 |
Средний уровень |
25 |
20 |
20 |
30 |
Низкий уровень |
35 |
65 |
55 |
45 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
Таким образом, страхи детей дошкольного возраста после проведения занятий стали менее выраженными.
Представим результаты следующей методики в табл. 6.
Таблица 6
Ведущие страхи экспериментальной группы детей старшего дошкольного
возраста по методике «Мои страхи» А. И. Захарова
Группы |
Виды страхов |
Первичная диагностика |
Повторная диагностика |
Количество, % |
|||
Навязанные |
Страх сказочных персонажей |
35 |
20 |
Страх перед животными |
30 |
20 |
|
Страх перед стихией |
10 |
15 |
|
Страх темноты |
5 |
0 |
|
Страх насекомых |
5 |
0 |
|
Возрастные |
Страх собственной смерти |
5 |
1 |
Страх того, что умрут родители |
5 |
1 |
|
Страх остаться дома одному |
5 |
1 |
Следовательно, приобретенные или навязанные страхи у детей старшего дошкольного возраста стали менее выраженными, а некоторые полностью исчезли, например страх насекомых и страх темноты. Отметить стоит и тот факт, что улучшилась ситуация и с возрастными страхами детей, где каждая фобия проявилась как менее выраженная по сравнению с первичной диагностикой.
Таким образом, обобщенные результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют об эффективности использования психогимнастики в процессе коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста, что подтверждается положительной динамикой показателей выраженности страхов как среди приобретенных, с которыми велась коррекционная работа, так и возрастных, поддавшихся косвенной коррекции в период формирующего этапа эксперимента. Поставленная нами цель данного исследования полностью достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение как на теоретическом, так и на практико-ориентированном уровнях.