Сегодня в российском обществе активно обсуждается тема креативных пространств. В этих объединениях организованы собственные уникальные сообщества, которые живут политической, экономической, культурной жизнью [1].
Связь с традиционным городским пространством, на которое оказывают непосредственное влияние креативные аналоги, обеспечивается посредством виртуальных сетей [2]. Реальные города и креативные пространства формируют базис для возникновения и развития инновационных вариантов социальных отношений [3]. Формирующиеся отношения становятся предметом социально-философского исследования, позволяющего установить закономерности их существования.
Современное городское пространство можно представить в виде подвижного, преобразующегося пространства, с множеством векторов социального измерения и теми процессами, которые для него характерны [4].
Разработкой определения термина «креативные пространства» занималось огромное количество специалистов. В этом плане интересна дефиниция, предоставленная Британским департаментом культуры, медиа и спорта. Ведомство предложило считать креативными городскими пространствами (creative places) объекты, где ведется продуктивная деятельность, в основе которой имеется ключевое свойство: индивидуальное творческое начало, умение либо способность индивида [5, 6].
С помощью умения данной личности возникают рабочие места, извлекается добавленная стоимость, используется интеллектуальная база.
В более широком контексте под креативным пространством понимают социальное объединение, которое может воздействовать на систему ценностей индивида [7]. Изучение специфики возникновения определенных ценностных ориентаций в системе представлений индивида, который относится к креативному городскому поселению, невозможно без установления социальных предпосылок для таких изменений.
Все эти предпосылки принято классифицировать по четырем основным группам.
- Культура личности. Это фактор является определяющим в процессе формирования ценностных ориентиров. На основе его возникают поведенческие модели в обществе и при общении с другими индивидами. Более того, культурный опыт позволяет наметить цели в области личностного роста, расширения кругозора и приобретения практических навыков. С его помощью индивид достигает нового уровня жизнедеятельности, в основе которой лежат принципы упорядоченности, осмысленности, логичности.
Человек с первых дней жизни, сам того не осознавая, окунается в мир культуры. Здесь содержится весь накопленный за тысячелетия существования человеческой цивилизации опыт, на основе которого индивид получает необходимые жизненные навыки, способы достижения целей и удовлетворения потребностей.
Сознание индивида формируется и проходит различные стадии развития исключительно в рамках «культурной вселенной», где содержится важнейшая информация о коммуникативных методах, эмпирическом познании, видах деятельности и т. д. [8]
Примечательно, что личность не может автоматически впитать необходимый пласт культурного опыта, поскольку овладение им становится возможным только после этапа осмысления.
По мнению М. М. Бахтина, каждая ценность, значимая для социума, приобретает настоящую значимость только в рамках отдельного индивида [9].
- Моральные установки. С момента своего возникновения в человеческой цивилизации стали формироваться моральные нормы, которые достигли апогея развития в современном обществе.
Каждый индивид, являясь полноценным членом общества, обязан руководствоваться в процессе жизнедеятельности моральными принципами. На их основе производится выбор конкретных поведенческих моделей и усвоение требований социальной дисциплины.
На основе моральных принципов создаются законы морального поведения индивида в обществе. Поступки, совершенные в рамках морали, формируют моральный образ жизни индивида.
- Личный опыт. Личностные ценности невозможно сформировать без наличия индивидуального опыта. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования. К примеру, научно доказано, что система ценностных ориентаций в детском и подростковом возрасте крайне изменчива. Она приобретает устойчивость по мере взросления индивида, который в процессе своей жизнедеятельности обогащает личностный опыт, т. е. вырабатывает собственное отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
Еще раз подчеркнем, что без наличия личностного опыта невозможно создание индивидуальных ценностных ориентаций, так как они формируются исключительно исходя из него.
- Особенности микроклимата социальной ячейки (т. е. семьи). К списку определяющих факторов в вопросе создания ценностных ориентаций относится деятельность родителей по воспитанию, обучению и привитию своему чаду правильного мировоззрения [10].
В первые годы жизни самые близкие для индивида люди способствуют выработке его жизненных ориентиров.
Отдельно в этом контексте стоит заострить внимание на атмосфере, которая характерна для семьи. Дети во многом копируют поведенческие модели родителей, их мировоззрение и на основе этого создают свой комплекс ценностей.
В итоге формирование ценностных ориентиров индивида осуществляется на базе перечисленных четырех предпосылок (факторов). Среди них: культурный и личностный опыт, моральные установки, микроклимат в семье.
Рано или поздно каждый человек встает перед выбором, какой системы ценностей ему придерживаться.
В рамках выбранной темы исследования (креативного городского пространства) определяющее влияние на выработку ценностей оказывает только два фактора – культурный и личностный опыт, в то время как остальные имеют вторичное значение.
Важность упомянутых факторов обусловлена их вхождением в креативное пространство. Для лучшего осмысления выбранной темы исследования изначально стоит затронуть сущность двух оппозитных по природе векторов развития городского общества.
Речь идет, прежде всего, о глобализации и локализации. Как следствие, на основе этих процессов возникают два абсолютно разных вида личности: глобальный и локальный [11].
Вторая категория личности, т. е. локальные горожане, не подходят для нашего исследования, поскольку не обладают свойствами мобильности и оперативной восприимчивости изменений городского пространства. Они предпочитают пользоваться городскими ресурсами в пределах обособленной локации. Малая по площади и населению городская локация практически не испытывает на себе воздействия мировых тенденций в сфере развития креативного пространства.
Для нас более важной является глобальная группа, сформированная на основе десятков локаций (районов), среди которых легко найти креативные пространства.
Глобальная личность, проживающая в крупных городах или мегаполисах планеты, характеризуется большей степенью взаимодействия с окружающим миром, в том числе и с креативными локусами. Она мобильна и восприимчива к новым трендам.
Вопросом определения тенденций воздействия креативного пространства города на индивида занимался отечественный специалист А. С. Ахиезер.
Он установил следующие закономерности:
- Креативное пространство крайне подвижно, т. е. оно оперативно впитывает, перерабатывает любые изменения, возникающие в рамках общественных отношений [12, 13]. В пределах этого пространства индивид вынужден подстраиваться под быстро меняющуюся реальность, т. е. преобразовывать старую информацию в соответствии с недавно возникшими трендами. Только в этом случае можно говорить о личностном удовлетворении потребностей.
Как следствие, специфической особенностью креативного городского пространства становится динамизм общественных отношений. После изменения их специфики и адаптации личности у нее преобразуются ценностные ориентиры, что является вполне естественным процессом.
- Взаимная направленность изменений креативной городской среды и личности. Дело в том, что изменяющийся характер социальных отношений не оказывает одностороннего воздействия на индивида. После изменения системы личностных ценностей он опосредованно начинает воздействовать на окружающую среду, тем самым изменяя ее. В ряде случаев личность соединяет воедино противоположные по сути элементы социальных отношений и жизнедеятельности. В этом проявляется социокультурный синтез, т. е. соединение воедино разнородных явлений.
- Креативное пространство может легко выходить за привычные рамки. Кроме того, среда не является закрытой, поскольку к ней присоединяются новые люди и даже целые социальные подгруппы, обладающие креативным потенциалом. Главным условием вхождения в среду является соответствие ее требованиям. Одновременно с присоединением новых индивидов среда может расширять свои территориальные границы за счет присоединения тех локаций, на которых проживают вступившие в нее люди.
По нашему мнению, отсутствие границ и мобильность – отличительные свойства креативного городского пространства. Ему подвластно изменять сложившиеся социальные отношения на новых территориях, прививать собственные моральные и культурные нормы, формировать передовые ценности и внедрять более продуктивные формы жизнедеятельности общества.
- Креативная городская среда выступает в роли благодатной «почвы» для формирования и совершенствования личностного потенциала. В первую очередь это проявляется в изменении формы мышления, в частности, личность отходит от привычного асоциального способа осмысления действительности и учится воспринимать предметы (явления) окружающего мира категориально. Данная особенность также присуща креативному мышлению. С помощью креативной среды личность овладевает более прогрессивной разновидностью мышления, что предоставляет возможность трансформировать социальное поведение в зависимости от меняющихся обстоятельств. Более того, креативная среда увеличивает шансы успешно реализовать потенциал личности, расширить границы привычного уклада жизни, решить проблемы, характерные для ограниченной социальной группы.
- В креативном городском пространстве регулярно возникают инновационные идеи, преобразовывающие ценностные ориентации индивида. Инновации, кардинально изменяющие социальные отношения, являются следствием информационно-технологической революции. В качестве примера нововведений, навсегда изменивших привычный уклад вещей, можно упомянуть мобильную связь, появление Всемирной паутины (сети Интернет), социальных сетей, виртуальных магазинов и др.
В результате развития информационно-технической сферы ценностные ориентации личности претерпевают определенные изменения.
По мнению Т. А. Бондаренко, интенсивное внедрение виртуальных технологий преобразует личность, наделяя ее новыми социальными характеристиками и поведенческими моделями [14]. Специфической чертой инноваций в рамках креативного городского пространства стала их локализация, что предопределяется скачкообразным вектором появления большинства инноваций или развития определенной отрасли знаний. При скачкообразном векторе появления инноваций личность регулярно обогащает и систематизирует свой опыт, что позволяет ей в полной мере раскрыть собственный креативный потенциал.
- Высокий уровень конкуренции с другими индивидами. Для того чтобы занять в социуме определенную нишу и удерживать ее, личность обязана непрерывно обогащать свой опыт (знаний) и совершенствовать креативный потенциал. Только в этом случае его деятельность будет максимально продуктивной и полезной, а сама личность сможет приобрести социальную гибкость и возможность направлять имеющийся в арсенале потенциал в нужное русло.
- Окружающая действительность и условия существования в городском креативном пространстве постоянно усложняются. Как следствие, личность в такой обстановке приобретает уникальное свойство приспосабливаться к постоянно усложняющейся обстановке, становится более адаптированной к социальным вызовам. Это было бы невозможно без совершенствования различных аспектов жизнедеятельности и изменения спектра личностных ценностей.
Главной особенностью в динамике креативного пространства города является способность рассматривать человеческую ценность через призму его социальной значимости. Благодаря творческому потенциалу и ценностным характеристикам личности возникли обитаемые населенные пункты.
Тенденции развития городской среды изучали многочисленные международные объединения, в частности ООН [15]. В докладе этой организации, датированном 2014 г., были затронуты темы дальнейшего существования городской среды и специфики влияния социальных изменений на ценностные ориентиры личности.
По мнению специалистов ООН, воздействие факторов на личность можно классифицировать по двум подгруппам: тенденции глобализации и национализации [16].
Первая группа тенденций применима для текущей стадии создания городских систем, а вторая группа – для некоторых государств, в том числе для Российской Федерации. После детального анализа приведенных в документе положений и тенденций не представляется возможным определить единый вектор социального развития, который был бы характерен для городов СКФО и ЮФО. В связи с этим наблюдается обратная ситуация, когда несколько векторов оказывают влияние на формирование социальных отношений и системы личностных ценностей, применимых в отношении «глобального человека».
Для СКФО и ЮФО в последнее время свойственны следующие тенденции в вопросе формирования и развития креативного городского пространства:
- Первоочередное значение в рамках креативной среды отдается капиталу, который добывается в конкретном противостоянии с другими индивидами. Личность постоянно борется за капитал, вследствие чего претерпевают изменения и ее ценностные ориентиры. В частности, культивируются такие свойства, как враждебность, грубость, прагматизм, агрессия. Более того, возникает внутренний страх за потерю капитала, что приводит к негативным тенденциям в личностных взаимоотношениях. Вместе с тем конкуренция стимулирует личность задействовать весь свой потенциал в достижении намеченных целей, т. е. в вопросе приобретения капитала. Достижение цели связывается с получением социального уважения и значимости.
- Все поселения обладают различным уровнем привлекательности для капиталовложений. В итоге те городские пространства, которые характеризуются меньшей степенью привлекательности, задействуют все имеющиеся в их распоряжении ресурсы, компенсирующие недостаток привлекательности. В контексте этого вопроса следует отметить культурную, духовную и социальную составляющие той среды обитания, где осуществляет свою деятельность личность. На основе этой базы формируется система ценностей индивида, которая в процессе его эволюции видоизменяет среду обитания, т. е. делает ее более пригодной и привлекательной для жизнедеятельности. Именно личность выступает двигателем прогресса и с течением времени во многом формирует привлекательность креативного городского пространства.
- Процессы, обусловливающие динамизм социальной среды в поселении, приводят к мобильности населения. Это проявляется в переходе человека из одного креативного пространства в другое либо вступлении в это пространство. Переход и вступление может осуществлять не только индивид (индивиды), но и различные организации, бизнес и т. д. Нередко это приводит к негативным последствиям, в частности к перенаселенности или, наоборот, нехватке интеллектуальных и рабочих ресурсов. В рамках изучения личностных ценностей мобильность имеет особое значение, поскольку движение индивида способствует приобретению нового опыта, на основе которого возникают новые личностные образования.
- Условия развития социальной среды крупных населенных пунктов требуют от личности креатива, творческого потенциала, определенных знаний и навыков. В свою очередь личность требует от креативного пространства городов возможности полностью реализовать свой потенциал.
- Группы индивидов, проживающие в крупных населенных пунктах, обладают своей сложной организацией и отсутствием общности. Несмотря на то что индивид постоянно находится в рамках креативного городского пространства в группе (в основном осуществляет в ней профессиональную деятельность), в целом его жизни присущ индивидуализм.
Как следствие, личность в социальной среде формирует свои ценностные ориентиры при высокой доле самостоятельности, хотя нередко на процесс возникновения влияют те социальные группы, с которыми контактирует индивид. В рамках крупного населенного пункта имеется множество мелких креативных пространств, которые разделяют население по различным параметрам. В перечень этих параметров входят: поведенческие модели, моральные нормы, образ жизнедеятельности. Безусловно, все перечисленные параметры влияют на ценностные образования. Благодаря креативным пространствам городов могут формироваться ценности как актуальные, так и не актуальные в рамках этой среды.
По нашему мнению, отдельно стоит затронуть воздействие креативного пространства на индивида. В большинстве случаев креативная сфера создается на базе положительных реакций, вызванных запросами общества. Вместе с тем в пределах креативной сферы может формироваться запрос на возникновение ценностей, которые носили бы противоположный общепринятым нормам характер. В таком случае следует говорить о создании контркультуры со всеми вытекающими последствиями (формирование ценностных ориентаций, сущность которых противоположна общепринятой категории).
- Желание упорядочить действительность и окружающую среду. Оно проявляется в возведении комфортной инфраструктуры, позволяющей максимально повысить удобство жизнедеятельности индивида на ограниченном пространстве. В последнее время добиться этого можно за счет новых методов, социальных практик, культурного опыта, возникающего на базе инновационных технологий.
Интерактивность и разнообразие креативной среды предупредили возникновение особой ценностной шкалы индивида. Современные креативные пространства городов все чаще заполняются передовыми, динамичными, нередко оппозитными формами жизнедеятельности, что является следствием глобализации. Тем не менее в креативной городской среде проповедуемые культурные ценности иногда предстают в негативной интерпретации, т. е. могут терять свою гуманность.
Современные тенденции показывают, что связь между поколениями, транслирующими примерно одинаковые или преемственные культурно-нравственные ценности, может быть безнадежно утеряна. В результате возникает «ценностная пропасть», когда каждое последующее поколение не понимает или отвергает предшествующую систему ценностей.
В большей степени подвержены воздействию креативной среды ее самые активные представители, обладающие подвижной системой ценностей. Речь идет прежде всего о молодежи, которая в рамках креативной среды пропускает через свой внутренний мир огромный объем информации. Далеко не всегда эта информация носит положительный характер, нередко пагубно воздействует на ценностные ориентиры. Негативные установки, которые сегодня присутствуют практически в каждой креативной среде, разрушают личность изнутри, лишая ее возможности конструктивно мыслить. Такие тренды зачастую приводят к деструктивным явлениям в среде, дезориентации личности, отчуждению привычных ценностей и жизненного уклада.
Если личность оказывается под влиянием негативных тенденций, для нее зачастую наступает экзистенциональный вакуум. Такое состояние все чаще наблюдается у молодежи исследуемых регионов. При разрушении привычных ценностей в социуме далеко не каждый индивид сможет распознать характер новых ориентиров, возникающих на месте потерявших свою актуальность.
Экзистенциональный вакуум вытекает из отсутствия ценностей, придающих смысл большинству общественных категорий, например самореализации, жизнедеятельности, нравственного становления. В креативной среде личность нередко сталкивается с возникновением новых культурных смыслов. Утрата старых ценностей становится причиной побега от реальности.
В молодом возрасте, когда система ценностей неустойчива, многие личности испытывают растерянность. Нередко молодому поколению навязываются негативные ценностные ориентиры, среди которых – инфантилизм, эгоизм, прагматизм. Основной целью навязывания таких поведенческих моделей становится достижение материального благополучия и повышение самооценки личности (обычно необоснованно). Успех в жизнедеятельности начинает определяться умением заработать деньги или повысить свой социальный статус. Интеллектуальная и нравственная составляющая отходит на второй план. Связано это с переходом социума на вид рыночных отношений, в которых заметную роль приобретает предприимчивость.
Общепринятые моральные нормы честности, долга, взаимопонимания заменяются бартером, желанием обогащения любыми способами, в том числе аморальными. Что касается семейных ценностей, то на первое место у «глобального горожанина» ставится независимость, карьера, положение в обществе. Семья же отодвигается в далекую перспективу, после создания успешной карьеры.
Под влиянием креативных пространств способны трансформироваться и коммуникативные ценности. Отношение к близким людям приобретает все более корыстный, коммерческий характер. Эгоистичный индивидуалистический настрой (сам за себя) ставится выше гуманных отношений, взаимопонимания и взаимопомощи. Ориентация «глобального горожанина» направлена на индивидуальное искусство жизни, в котором не предполагается забота о родине, родителях, детях. Распространенным является мнение, что креативные пространства как продукты западной культуры по своей сути дегуманистичны.
На наш взгляд, они способны формировать у личности базовые ценности неолиберализма: бездуховность, эгоизм, успех и наживу любой ценой, жестокость и агрессивность в отношениях между людьми и социальными общностями. Эта культура также разрушает национальное общественное сознание российского горожанина.
Очевидно, что эту культуру вытеснить из общекультурного поля России сегодня невозможно. Наиболее целесообразно – использовать ее достижения в конструктивном направлении, развивать национальную развлекательную индустрию с ее гуманной духовной направленностью, минимизировать ущерб национальных духовных ценностей со стороны американской экспансии.
По результатам проведенного анализа возможно заключить, что городское поселение исследуемых регионов сегодня имеет значительный культурно-креативный потенциал, способный оказывать влияние на формирование ценностей личности в связи с широким спектром социально-культурно-креативных институтов и площадок (креативных пространств), расположенных в его теле.