Full text

Теоретическая и практическая характеристика связной речи и ее особенностей содержится в лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературе. Труды ведущих методистов в исследуемых областях создали предпосылки для разработки комплексной системы формирования и развития связной устной речи детей.

Прежде чем перейти к рассмотрению лингводидактического аспекта формирования у детей связной устной речи, следует отметить, что впервые научное разграничение понятий «язык» и «речь» было осуществлено швейцарским франкоязычным лингвистом. Фердинанд де Соссюр разделил исследуемые понятия в контексте двух полярных форм существования разносторонних и в то же время противоречивых в своей структуре «речевых явлений». По мнению основоположника теории речи, «язык представляет собой не что иное, как совокупность ряда “означаемых” и “означающих”, реализация которых в речевой цепи и составляет сущность речи» [1]. В свою очередь, речь является процессом выражения мысли с помощью средств языка. Характерное свойство речи – свободная форма комбинаций.

Дальнейшие исследования в области разграничения понятий «язык» и «речь» рассматривались в научных трудах множества отечественных и зарубежных ученых (А. Сеше, Л. Ельмслев, Г. Гийом, А. И. Смирницкий и др.).

По мнению А. А. Леонтьева, «связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях» [2].

В научных трудах М. Р. Львова отмечается, что организация связной речи происходит по конкретным и определенным законам (в области логики, грамматической и композиционной составляющих). Автором отмечается, что связная речь представляет собой единое целое и имеет ряд характерных особенностей:

-          наличие определенной темы;

-          выполнение конкретной функции;

-          обладание самостоятельностью и логической завершенностью [3].

Рассматривая развитие связной речи в педагогическом аспекте, следует отметить, что данный вопрос изучался различными исследователями-педагогами (А. М. Бородич, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский), учеными-психологами и лингводидактами (А. А. Леонтьев). По мнению ряда исследователей, в современном мире форма объединения литературного и речевого развития является одним из важнейших условий познания литературы как искусства слова [4].

В целом речевые способности детей являются достаточно схожими с литературными. В их состав входят следующие составляющие:

-          навыки мышления словесными и художественными образами;

-          способность к самостоятельности в создании текста;

-          способность к речевым произведениям.

В ходе анализа научной литературы было отмечено, что проблема формирования связной устной речи у детей включает в себя три основных аспекта:

-          психолингвистический;

-          лингводидактический;

-          методико-литературный.

Впервые термин «лингводидактика» был введен академиком Н. М. Шанским. Справедливо упоминание А. Н. Щукина о том, что «описание, являющееся лингводидактическим, включает в себя исследование сходств и различий языков, проведение анализа содержательной и структурной составляющей языка, а также формирование языков минимумов и ряда других проблемных областей, которые возникают на стыке лингвистической и педагогической науки» [5].

Анализ научной литературы позволил сделать вывод об отсутствии единства мнений в понимании сущности исследуемого термина. Рядом авторов (Н. М. Шанский, Р. К. Миньяр-Белоручев) понятие «дидактика» трактуется как обозначающее совокупность не только теоретических, но и практических вопросов преподавания [6]. Согласно подходу Н. Д. Гальскова, понятия «дидактика» и «методика» не являются синонимами и их необходимо различать.

В понимании автора лингводидактика представляет собой общую форму обучения тому или иному языку, которая является основой разработки методологических положений. Методика, напротив, направлена на характеристику самого процесса обучения конкретно обозначенному языку в четко установленных условиях преподавания или описывает закономерности обучения в оговоренных условиях его изучения [7].

Обобщая вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что описанное ранее разграничение исследуемых терминов позволяет говорить о лингводидактических аспектах обучения языку, которые включают в себя теоретические и методические основы исследуемого вида обучения.

Теоретические основы включают в себя следующие представления:

-          о содержательной части;

-          установленных целях и задачах обучениях;

-          выбранных методах и средствах в процессе обучения;

-          методах исследования в лингводидактике;

-          взаимодействии лингводидактики с базовыми науками.

В то же время для методических основ обучения языку характерно обучение аспектам языка и видам речевой деятельности в конкретно обозначенных условиях преподавания, организации учебного процесса, требованиях к профессии педагога.

Лингводидактические аспекты ориентируют педагогов и детей на формирование умений и навыков, направленных на построение речевых произведений, обладающих стилистическими особенностями. Лингводидакты в целях развития и совершенствования речетворческих умений разрабатывают и внедряют в процесс обучения детей такие упражнения, которые способствуют повышению уровня не только языковой, но и литературной креативности обучающихся.

Данные упражнения включают в себя реализацию ролевых принципов формирования и развития речи, упражнения с элементами развития продуктивного артистизма речи, а также:

-          умения художественной̆ критики;

-          эстетический анализ текста;

-          создание режиссерских ремарок;

-          другие интерпретирующие приемы.

Речь напрямую соприкасается с мыслительными процессами, что проявляется в передаче мысли. При верно подобранных средствах и методах, правильно выстроенных высказываниях с грамматической точки зрения и наполнении ее образами появляется возможность передачи замысла, который был заложен в нее на первоначальных этапах.

Выражение связной речи проявляется в навыках донесения собственных мыслей с помощью использования необходимых языковых средств (которые применяются в соответствии с целями и содержанием речевых обращений).

К развернутой внешней речи относят устную и письменную речь. Понятие «связная речь» может относиться к обеим формам. В научных трудах О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной к устной форме связной речи относится монологическая форма речи. Содержание данной формы речи является произвольным: говорящий имеет намерение выразить содержание, должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Письменная речь характеризуется более четкой структурной организацией и имеет более четкую схему построения [8].

В научной литературе среди наиболее традиционных выделяют следующие виды обучения связной речи: описание, повествование и рассуждение. Перечисленные виды могут выражаться в устных и письменных формах. Эти типы связной речи подробно описаны в работах Т. А. Ладыженской и др.

Авторами рассматривается описание как сообщение о фактах действительности, происходящих в какой-либо момент времени. Это словесная характеристика предмета или явления окружающей либо воображаемой реальности, отображение их ключевых свойств или качеств. Повествование понимается как развитие сюжета в пространстве и времени. К повествованию относятся все рассказы о произошедших событиях, все истории, сказки, а также рассказы по сюжетной картинке или серии сюжетных картин. Рассуждение трактуется как особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную связь каких-либо фактов или явлений. В рассуждении обязательны две смысловые части: постулат, то есть то, что доказывается, или какая-либо проблема и объяснение, или доказательство, решение, или поиск пути решения проблемы.

По мнению ряда авторов, целесообразно начинать процесс обучения связной речи в дошкольном возрасте. В научных трудах Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой дошкольный возраст определяется как период наиболее полноценного и интенсивного становления, развития личности. Для детей характерно употребление слов в разнообразных значениях, выражение мыслей как простыми, так и сложными предложениями [9]. Для того чтобы дети могли наиболее полноценно овладеть связной речью, важно соблюдать ряд условий:

-          формирование основных и второстепенных мотивов и потребностей в связных высказываниях;

-          формирование контрольных функций над речью;

-          формирование самоконтроля над речью;

-          знание синтаксических средств, которые являются необходимыми для построения наиболее развернутых высказываний;

-          наличие необходимого уровня сформированности словарного запаса;

-          наличие грамматического строя речи.

Процесс обучения детей связной речи должен быть основан на дидактических принципах, что обусловливает необходимость построения материала по принципу «от простого к сложному». Данный принцип означает первостепенное использование наглядного материала с переходом на символьный характер и к самому заданию [10].

В ходе анализа научной литературы были обобщены основные приемы формирования связной речи у детей:

-          дополнение рассказа предшествующими или последующими событиями;

-          формирование рассказа по аналогии с данным, но с внесением изменений во временных интервалах или конечных результатах действия;

-          составление рассказа с помощью метода включения или исключения тех или иных объектов;

-          составление рассказа по комплекту игрушек;

-          рассказ по частично закрытой сюжетной картине;

-          придумывание рассказа про знакомых героев и по заданным опорным словам;

-          продолжение рассказа или сказки по составленному педагогом плану (на конкретно обозначенную тематику, самостоятельно выбранную или по названию).

Рассказывание является средством обучения связной речи и может опираться на ряд психических процессов: восприятие, память, воображение. При основополагании рассказа на восприятие речь должна идти о тех явлениях и предметах, которые выражаются ребенком в данный момент времени. Наиболее часто под такими рассказами понимается описание вещественных предметов, картин, явлений природы. Следует отметить, что рассказывание на основе памяти является более сложной формой, что обусловлено его основополаганием на опыт, который был пережит детьми ранее.

Переходя к рассмотрению творческого рассказывания, следует отметить, что оно является одним из наиболее сложных видов. Сложность данного вида рассказывания заключается в том, что оно опирается на воображение и при нем используются усвоенные ранее знания, которые были получены во время взаимодействия ребенка с окружающим миром. Законченным продуктом связной речи может являться самостоятельный творческий рассказ. Проблема становления связной монологической речи входит в проблему развития словесного творчества и формирования художественно-творческих способностей детей в целом.

По мнению Н. А. Ветлугиной, возможность формирования и развития творческой речевой деятельности у детей возникает с момента появления у них достаточного запаса знаний об окружающей среде, который становится содержанием словесного творчества [11].

Справедливо упоминание Л. С. Выготского о том, что дети овладевают сложными формами, которые характерны для связной речи, что позволяет им действовать по конкретно определенному замыслу. Другими словами, воображение детей, являющееся на определенных этапах репродуктивным, превращается в творческое [12].

Как отмечает О. С. Ушакова, в основе словесного творчества находится восприятие детьми произведений художественной литературы. Словесное творчество рассматривается автором как такая деятельность, которая возникает под воздействием не только произведений искусства, но и впечатлений, полученных детьми от окружающей среды. Данное творчество проявляется в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов [13].

Е. И. Тихеева, О. И. Соловьева и другие авторы разработали множество приёмов и методов обучения детей связной речи. Работа по обучению рассказыванию проводится в несколько этапов.

Наиболее традиционной и простой формой является совместное рассказывание педагога и ребенка. Под совместным рассказыванием понимается такое взаимодействие между ребенком и педагогом, при котором последним начинается фраза, а первым – заканчивается. Результатом проделанной работы является полученный текст (большая часть которого составлена педагогом). Другая простая форма – образец рассказа. Данная форма представляет собой краткое описание, которое дети способны воспроизвести по подражанию.

Более сложной формой является частичный образец, который предоставляется детям для начала рассказала или в конце. Важный этап – составление логико-структурного плана рассказа. В первую очередь проводится анализ заданного образца и происходит составление плана. Далее план предъявляется отдельным образом (без образца). В процессе описания предметов и явлений данный план способствует осуществлению выборки героев и определению последовательности событий, мест и временных интервалов действия. Последним этапом является форма неподготовленного рассказа.

Следующим важным средством обучения связной речи у детей является пересказ, который представляет собой осмысленное воспроизведение литературно-художественного текста. Для целей осуществления пересказа необходимо внимательное прослушивание текста, запоминание последовательности его изложения и осмысленная передача. Педагогам необходимо тщательно подходить к вопросу выбора материала для пересказа, текст должен быть достаточно простым и обладать высокими художественными качествами [14].

Важным условием в достижении успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение их опыта. Под обогащением опыта понимается получение разносторонних впечатлений из жизни. Данная работа может иметь разноплановый характер:

-          посещение экскурсий;

-          наблюдение и участие в трудовых процессах взрослых;

-          чтение книг;

-          просмотр иллюстраций и другое.

Среди других важных условий следует отметить необходимость обогащения и активизации словарного запаса детей. В силу того что дети нуждаются в пополнении словаря с помощью различных слов-определений и таких слов. которые помогают описывать различные характеристики и явления, процесс обогащения связан с формированием нового словаря и навыков умения им пользоваться.

Эффективность речевого развития детей во многом зависит от того, какие факторы учитывает педагог во взаимодействии с ребенком. По мнению К. В. Мальцевой, наиболее важными являются следующие факторы:

-          скорость включения ребенка в процесс общения с педагогом и другими детьми;

-          качество и наличие речевой̆ среды;

-          условия нахождения ребенка;

-          чтение художественной̆ литературы [15].

Автором также выделяется критерий качества построения образовательного процесса. Под данным критерием понимается важность построения на таких формах и видах активности, которые являются адекватными возрасту детей.

Рассматривая критерии оценки формирования и развития связной речи, следует отметить факт ее соответствия следующим требованиям:

-          содержательность, т. е. наполненность сведениями;

-          логичность, последовательность изложения;

-          отсутствие повторений, логических пропусков, постоянных отвлечений от темы;

-          наличие выводов, плавно вытекающих из содержания;

-          умение подобрать такие языковые средства, которые передают характерные признаки предметов или явлений, о которых идёт речь.

Помимо перечисленных выше к критериям следует также отнести богатство и разнообразие выразительных средств, ясность и выразительность.

На основании изложенного выше можно утверждать, что обучение связной речи имеет большое значение в системе дошкольного и школьного образования, так как связная речь влияет на формирование мышления, эстетического восприятия и творческих способностей детей. Успешность обучения в целом напрямую зависит от успешного овладения ребенком различными формами связной речи.