Современное социальное государство гарантирует государственную поддержку системы образования, здравоохранения, социального обеспечения и защиты, обеспечение занятости, охрану безопасности труда, помощь социальным группам с низкими доходами. Функции и задачи социального государства не сводятся только к поддержке малообеспеченных и малоимущих семей, инвалидов, пенсионеров, безработных. Оно принимает на себя ответственность за поддержание стабильного социально-экономического положения своих граждан, функционирование социального мира в обществе [1].
Технологии и методы, с помощью которых государство осуществляет соблюдение разносторонних прав членов сообщества, различны в разных странах мира. В Германии в основу социального государства в 1980 г. была заложена система социального страхования, которая является фундаментом обеспечения достойной жизни людей и общества в целом. В странах Северной Европы (Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции) социальная система строится на основе налогов, которые после взимания справедливо распределяются в соответствии с принятыми стандартами.
На рубеже ХХ–ХХI вв. в «государствах всеобщего благоденствия» Запада появились первые признаки приближающегося системного кризиса. Они были вызваны рядом закономерных причин: во-первых, ростом продолжительности жизни и, как следствие, возрастанием социальных расходов по линии социальной защиты большого количества пенсионеров; во-вторых, вливанием огромного потока мигрантов и значительными выплатами на их комфортную жизнь; в-третьих, дефицитом бюджета, когда расходы государства превышают его доходы. Возникшие объективные обстоятельства стали препятствием для выполнения социальных обязательств государствами «всеобщего благоденствия».
Последнее десятилетие ХХ в. характеризуется как период модернизации традиционной системы социального государства и перехода к сервисному типу. Его смысл и интерпретация состоят в перенесении на сектор публичных услуг принципов рыночной экономики: государство как корпорация предоставляет разнообразный «прайс-лист» достойного качества жизни, а потребители оплачивают мероприятия по их повседневной реализации.
Устойчивое функционирование социальной политики и системы социальной защиты населения актуально для любого цивилизованного социального государства, поскольку она призвана обеспечивать качественные условия жизнедеятельности и благоприятную среду обитания для всех членов человеческого сообщества [2, 3].
По мнению У. Бевериджа, существует «пять социальных зол и соответствующие способы борьбы с ними:
1) болезни – система национального здравоохранения для всех;
2) праздность – всеобщая занятость;
3) невежество – всеобщее среднее образование;
4) бездомность – приюты на местах, при поддержке центрального правительства;
5) бедность – всесторонняя социальная защита – социальное обеспечение в случае болезни, безработицы и старости» [4].
Современное развитие региональных социально-экономических систем происходит под влиянием основных факторов: глобализации мировой экономики, все более тесной интеграции и взаимозависимости национальных экономик, действия западных санкций, усиления конкуренции не только за ограниченные виды ресурсов, но и за их потребителей – население. Изменение условий взаимодействия с мировой экономикой делает не только регионы, но и формирующие их муниципальные образования активными участниками общемировой экономической системы. Наиболее конкурентоспособными в этих условиях будут территории, сумевшие эффективно встроиться в систему региональных, национальных и общемировых процессов и связей, максимально полно использовать имеющиеся преимущества и минимизировать существующие проблемы и слабые стороны.
Современные тенденции развития регионов мира характеризуются усилением процессов глобализации, возрастанием конкуренции за экономические ресурсы, человеческий потенциал, ускорением темпов распространения информационных потоков и инновационного развития, ростом качества жизни населения. Они становятся драйверами социально-экономического развития. Их успех в конкурентной борьбе напрямую зависит от благоприятных условий, созданных для жизнедеятельности населения, функционирования и развития бизнеса. Практика показывает, что наиболее конкурентоспособные регионы преуспели в решении вопросов обеспечения баланса роста различных направлений жизнедеятельности территории, и прежде всего экономики, финансов, социальной сферы, экологии, благоприятной городской среды.
Особое значение при выработке долгосрочных стратегий развития региональных систем имеет учет следующих основных мировых тенденций и факторов социально-экономического развития территорий.
Рост мирового уровня благосостояния и качества жизни населения. За последнее десятилетие уровень мирового благосостояния существенно вырос. С 2000 г. существенно повысилась роль развивающихся стран в распределении мирового богатства. Если в начале этого века на их долю приходилось лишь 12,0% мирового благосостояния, то к 2017 г. этот показатель достиг отметки 18,0%. Наибольший рост благосостояния наблюдается у развивающихся стран. С 2008 г. на развивающиеся страны приходится больше половины мирового ВВП по ППС, а в 2017 г. этот показатель составил уже более 58,0%. По величине ВВП по ППС Китай стал первой экономикой мира еще в 2014 г., обойдя США, и в ближайшие несколько десятилетий сохранит лидерство в мире. При этом по номинальному ВВП (по официальному обменному курсу) США пока остаются крупнейшей экономикой мира, но, по оценкам экспертов, уже примерно в 2025 г. Китай может выйти на первое место и по этому показателю.
Наибольший рост благосостояния населения наблюдается в США и Китае. По расчетам экспертов, следующие пять лет совокупное глобальное благосостояние продолжит увеличиваться. Такие страны, как Япония, Германия, Франция, Канада, Новая Зеландия, Индонезия и Бразилия, показали ощутимый рост общего благосостояния. Благосостояние семей сократилось в таких странах, как Аргентина, Украина и Россия.
Рост неравенства распределения благосостояния. В 2016 г. 1,0% самых обеспеченных людей на Земле владели 50,1% благосостояния планеты. В начале 2000-х гг. значение показателя составляло 45,5%, затем с 2006 по 2008 г. опустилось до 42,5%, но во все последующие годы демонстрировало рост. По расчетам экспертов, минимум следующие пять лет совокупное глобальное благосостояние продолжит увеличиваться.
Снижение доли бедных и малоимущих слоев населения. За десятилетие 2002–2012 гг. доля населения планеты, живущего за чертой бедности, сократилась наполовину, с 26,0 до 13,0%. По данным экспертов Всемирного банка в 2016 г., впервые в истории количество людей, проживающих в условиях крайней бедности, оказалось ниже 10,0% от всего населения планеты и к 2030 г., как планируется, уменьшится до 3,0% [5, 6].
Рост численности безработных в мире. Международная организация труда прогнозирует увеличение числа безработных граждан. Проблема безработицы особенно остро стоит в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, в странах Африки. В развитых странах безработица, напротив, постепенно сокращается. В современных условиях нестабильности геополитической ситуации в мире число международных мигрантов растет. Наиболее притягательными странами являются Германия, Австрия и Ирландия. Число мигрантов в мире с 2000 г. увеличилось вдвое. Сегодня, по данным ООН, число мигрантов насчитывает 258 млн человек. К 2017 г. численность международных мигрантов возросла на 49,0%, превысив рост мирового населения. При этом отмечается, что возрастает нищета работающего населения не только в развивающихся странах, но и в Европе.
Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства. В настоящее время в мире почти 800 млн человек недоедают и голодают, почти все они находятся в развивающихся странах. В этих странах недоедание – главный фактор основных болезней. Генеральная ассамблея ООН в 2015 г. признала подобное положение дел неприемлемым и поставила цель искоренить голод на Земле к 2030 г.
Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте. На протяжении последних 100 лет в мире развернулся эпидемиологический переход, приведший к кардинальному росту продолжительности жизни. В его первой фазе, завершившейся в развитых странах в 1960 г., произошло снижение распространенности инфекционных болезней и перемещение главных причин смертности в класс сердечно-сосудистых заболеваний, что увенчалось достижением продолжительности жизни уровня порядка 65 лет. В 1970 г. началась вторая фаза, в которой намного снижается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, и главными причинами смертности становятся онкологические заболевания и внешние причины (дорожно-транспортные происшествия, убийства, самоубийства, отравления и др.).
С 2000 г. средняя продолжительность жизни в мире выросла на пять лет с 66 до 71 года. За 2017 г. самая высокая в мире ожидаемая продолжительность жизни отмечается в Японии (80,5 для мужчин, 86,8 для женщин). В странах Европы лидерами по данному показателю являются Швеция (80,2 для мужчин, 83,8 для женщин), Франция (78,7 для мужчин, 85,4 для женщин), Великобритания (79,2 для мужчин, 82,9 для женщин).
В странах, наиболее далеко продвинувшихся в эпидемиологическом переходе, продолжительность жизни превышает 80 лет. Важным, хотя и не единственным фактором увеличения продолжительности и качества жизни во всем мире является правильная диагностика и эффективное лечение заболеваний. При этом в мировой практике учитываются природные условия, комфортность среды обитания, социокультурная среда и образ жизни.
Необходимо отметить, что во всех странах повышается пенсионный возраст. Основанием для повышения пенсионного возраста является увеличение продолжительности жизни и уменьшение соотношения численности работающих и пенсионеров (табл. 1).
Таблица 1
Пенсионный возраст в странах мира, годы
Страны |
Мужчины |
Женщины |
Германия |
67 |
67 |
Великобритания |
67 |
67 |
Франция |
67 |
67 |
США |
67 |
67 |
Италия |
66,5 |
66,5 |
Япония |
65 |
65 |
Китай |
60 |
55 |
Россия |
60 |
55 |
Увеличение численности и старение населения в мире. Численность населения растет за счет высоких показателей рождаемости в наименее развитых странах Африки и Азии. Темпы старения населения различаются в зависимости от страны проживания. Особенно выделяются страны, где на протяжении последних десятилетий показатели фертильности были ниже уровня естественного замещения населения (например, Япония и страны Западной Европы). В ближайшее время самыми «пожилыми» странами мира станут европейские государства и Япония. Ожидается, что особо быстрыми темпами будет стареть население в этих странах (см. табл. 2).
Охрана материнства и детства. В развитых странах материнская и детская смертность настолько редка, что ее относительные показатели неустойчивы даже в крупных странах. Во всех развитых и 18 развивающихся странах детская смертность уже не менее 10 лет ниже 25 случаев на 1000 рождений.
Таблица 2
Коэффициент зависимости (иждивенчества) пожилого населения, %
Страна
|
Год |
||||
1980 |
2000 |
2010 |
2030 |
2050 |
|
Всего в мире |
10,1 |
10,9 |
11,5 |
17,9 |
25,6 |
Северная Европа |
22,7 |
23,9 |
25,5 |
38,2 |
42,7 |
Великобритания |
23,5 |
24,6 |
25,9 |
38,3 |
42,2 |
Норвегия |
23,4 |
23,8 |
24,3 |
38,3 |
42,2 |
Швеция |
25,4 |
27,1 |
29,7 |
43,4 |
46,5 |
Западная Европа |
22,4 |
23,6 |
26,9 |
41,6 |
47,5 |
Германия |
23,7 |
24,0 |
29,6 |
43,3 |
48,7 |
Франция |
21,9 |
24,4 |
25,3 |
38,7 |
44,2 |
Южная Европа |
18,0 |
24,4 |
27,4 |
41,6 |
59,7 |
Греция |
20,5 |
26,7 |
30,3 |
42,3 |
64,5 |
Испания |
17,0 |
24,9 |
27,0 |
42,3 |
72,0 |
Италия |
20,4 |
26,9 |
31,4 |
49,1 |
65,7 |
Восточная Европа |
16,1 |
18,8 |
19,4 |
31,0 |
44,1 |
Беларусь |
16,2 |
20,1 |
19,7 |
30,6 |
41,8 |
Россия |
15,0 |
18,1 |
18,1 |
30,4 |
41,2 |
Украина |
17,9 |
20,8 |
22,8 |
32,2 |
45,3 |
Переход к новой мировой социальной политике. В современных условиях на смену национально-государственной социальной политике приходит мировая социальная политика. Она представляет собою комплекс предпринимаемых мировым сообществом мер, направленных на поддержание на должном уровне занятости населения; регулирование безработицы и пособий по безработице; повышение уровня потребления, качества потребляемых благ и услуг и совершенствование их ассортимента; улучшение условий труда, социальных его гарантий; обеспечение экологически стабильной и безопасной среды обитания населения. Социальная поддержка в зарубежных странах, базирующаяся на модели целеполагания (адресности в РФ), ориентирована главным образом на население трудоспособного возраста (табл. 3).
Таблица 3
Социально-экономические параметры ряда стран мира, 2000 и 2014 гг.
Показатель |
Год |
Россия |
США |
Бразилия |
Германия |
Рождаемость (на 1000 чел.) |
2000 |
8,7 |
14,4 |
20,9 |
9,3 |
2014 |
13,3 |
12,5 |
14,7 |
8,6 |
|
Смертность (на 1000 чел.) |
2000 |
15,3 |
8,5 |
6 |
10,2 |
2014 |
13,1 |
8,1 |
6,1 |
10,8 |
|
Расходы домохозяйств (% ВВП) |
2000 |
46,2 |
66 |
64,6 |
57,1 |
2014 |
51,9 |
68,4 |
63,4 |
54 |
|
Продолжительность жизни (лет) |
2000 |
65,3 |
76,6 |
70 |
77,9 |
2014 |
70,4 |
78,9 |
74,4 |
80,8 |
|
Расходы на НИОКР (% ВВП) |
2000 |
1 |
2,6 |
1 |
2,4 |
2013 |
1,1 |
2,8 |
1,2 |
2,9 |
Рост обеспеченности жильем. Россия – один из мировых лидеров по вводу квартир на тысячу человек населения. Ввод квартир в России соответствует рекомендациям ООН для развивающихся стран: 8–10 квартир ежегодно на 1000 человек населения. В развитых странах объемы строительства жилья ниже, поскольку обеспеченность населения жильем находится на более высоком уровне. Обеспеченность жилой площадью в России значительно отстает от зарубежных стран. Стандарт обеспеченности жильем, определенный ООН, составляет 30 кв. м в среднем на человека, среднеевропейский стандарт обеспеченности жильем составляет порядка 35–45 кв. м на человека.
Средний размер жилплощади в России на человека за десять лет (2006–2016 гг.) вырос не слишком значительно: с 21 до 25 кв. м. Уровень обеспеченности россиян жильем пока остается недостаточным по сравнению с развитыми странами. Он лишь в полтора раза выше позднесоветского и втрое ниже уровня жилищной обеспеченности граждан США (в США 70 кв. м на человека, в Германии и Франции – 39, в Польше – 25) (табл. 4).
Таблица 4
Средний размер квартиры в странах мира, кв. м
Страны |
Кв. м |
США |
160 |
Ирландия |
104 |
Германия |
90 |
Великобритания |
87 |
Финляндия |
79 |
Польша |
70 |
Россия |
55 |
Чтобы выйти на показатель 35 кв. м на человека, России требуется увеличить объем жилищного фонда в полтора раза. А если принять во внимание необходимость замещения аварийного, ветхого, морально устаревшего и недостаточно благоустроенного жилья, то объем необходимого строительства должен составить 70–80,0% от имеющегося жилищного фонда [7, 8].
На современное развитие территорий оказывают влияние общемировые процессы, которые характеризуются, с одной стороны, интернационализацией, глобализацией и интеграцией социально-экономических отношений, с другой стороны, возрастанием конкуренции за ограниченные ресурсы и усилением геополитической напряженности. В этих условиях в более выигрышном положении оказываются регионы, наиболее интегрированные в общемировые процессы, что способствует созданию благоприятных условий для жизнедеятельности населения, функционирования и развития бизнеса. Более того, совпадение вектора развития наиболее конкурентоспособных территорий с общемировыми трендами позволяет им преуспеть в решении проблем обеспечения устойчивого развития экономики, повышения качества жизни населения и сохранения благоприятной окружающей природной среды.