Full text
Благодаря научно-техническому прогрессу и достижениям в области исследования человека жизнь обогащается более эффективными средствами организации экономической деятельности[1]. Вопросы изучения человека превращаются в общие проблемы всей науки, включая точные, технические и экономические. Электронно-цифровые технологии проникают во все сферы образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сегодня для социально-экономического прогнозирования необходимы знания о резервах человеческого развития. Происходит дифференциация исследований и углубление специализации. Кооперация различных дисциплин и подходов, которые выявляют качественные показатели человека. Существует идея воспитания в педагогике, как направленного воздействия общества на формирование человека, где умственное обучение неразрывно связаны с культурой, с одной стороны, и творческим трудом - с другой[2,3,4]. Двигательная культура оптимизирует взаимодействие в образе жизни, что в наибольшей мере соответствует структуре человеческого развития. В условиях цифровой трансформации значение педагогики и различных средств физической культуры в жизни подрастающего поколения только возрастает. Все это говорит о сближении воспитания будущих высококвалифицированных специалистов со всей системой охраны и укрепления здоровья и обеспечения долголетия. Разработка данной проблемы имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, когда напрямую ставится задача формирования нового человека. Здесь имеет значение исследование человека как субъекта труда, как субъекта познания, коммуникации и управления. Изучение качественных показателей (quality indicator) является важнейшей междисциплинарной проблемой. Качество со всех сторон рассматривается как необходимое условие существования цивилизации, улучшения окружающей среды, совершенствования самого человека. Качество жизни – это категория, характеризующая условия жизни и ориентированная на оценку степени удовлетворения потребностей, которые еще плохо поддаются прямому количественному измерению (качество питания, комфорт жилища, состояние окружающей среды, уровень здравоохранения, образования, двигательная культура). Систематические занятия существенно повышают физическую работоспособность, благоприятно влияют на умственную деятельность. Гимнастические упражнения создают положительный эмоциональный фон[5]. Связано это во многом с неспецифическим воздействием упражнений на организм человека, способствующее общему развитию, укреплению здоровья, совершенствованию моральных качеств, то есть тех качеств, которые при прочих равных условиях способствует успешной трудовой деятельности. Житейский опыт подтверждает, что гимнастика значительно продлевает трудоспособный возраст человека, увеличивает продолжительность жизни. Подготовка сорокалетнего высококвалифицированного специалиста требует до 4 млн руб затрат в ценах 2017 года. Прямой ущерб экономике страны составляет десятки миллиардов рублей от банального алкоголизма до преждевременных болезней и это потери среди наиболее подготовленного и опытного населения. Цели и методика исследования. Исследование физической культуры подрастающего поколения, подготовка высококвалифицированных специалистов является основной задачей научной статьи «Квалиметрия двигательной культуры», в которой определяется роль гимнастики, как важнейшего фактора трудового долголетия. Предметом исследования стали качественные показатели двигательной культуры раннего и зрелого возраста. Изучение велось с использованием системного подхода. Результаты исследований. Прогресс научного познания человека и его приложения к различным областям экономической деятельности связано с так называемым человеческим фактором в сферах производства, образования, здравоохранения и управления инновационными проектами. Измерения качественных показателей факторов связывают различные виды деятельности и управления, сближая научные дисциплины, ранее далекие[6]. Но не только наука, а и практика испытывает потребность в единой системе измерения качественных показателей. В квалиметрии показатель качества играет туже роль, что физическая величина в технических измерениях. Методы квалиметрии постепенно распространялись от исследования качества технической продукции до исследования качества социально-экономических объектов таких, как качество жизни, качество образования, качество двигательной культуры человека. Сравнить значение показателя качества можно со значением тех же показателей, но другой разновидности исследуемых объектов. На этом основании делается заключение, где выше или где ниже качество. И это уже результат измерения качества по шкале порядка. Показатели качества служат мерами, определяющих качество продукции. Любые формы сотрудничества возможны, если пользоваться одинаковыми мерами. Квалиметрия определяет показатели качества по назначению, надежности, экономичности, и эстетичности. Её особенностью является пограничное состояние, где встречаются разные научные дисциплины от естествознания до гуманитарных. На грани педагогики, экономики и метрологии появилась квалиметрия двигательной культуры. Благодаря ей достигается научное обоснование управления и массового обслуживания населения, повышение эффективности воспитания, образования, профилактики заболеваний[7,8]. Сегодня это относительно новая, но вполне сформировавшаяся научная дисциплина, знания которой необходимы специалистам цифровой экономики. Квалиметрическое шкалирование - метод цифрового моделирования реальных качественных процессов с помощью числовых систем. В педагогике шкалирование является одним из важнейших средств математического анализа изучения человека, а также способ организации данных, получаемых посредством наблюдения. Квалиметрическая информация это количественная оценка качества, на выходе которого получается информация о интегральном качестве человека с учетом всех свойств и характеристик[9,10,11]. Трансформация экономики привела к изменениям идеологии, ранее основанной на соблюдении директивно установленных государством требований и норм. Сегодня главным становится плохо формулируемая удовлетворенность потребителей качеством возмездных услуг. Это находит свое отражение в TQM (total quality management – всеобщее управление качеством), канонизированной международными стандартами ISO 9000:2000, принципом которых является ориентация на потребителя[12]. Как правило, потребители или представители заинтересованных сторон не владеют достаточной квалификацией. Они выражают свое мнение: «нравится или не нравится», «удовлетворяет – не удовлетворяет». Заинтересованной стороной при организации наблюдений за качеством выступают эксперты (экспертная комиссия, жюри, судейская коллегия). Общая оценка качества (например, победа на соревнованиях по гимнастике) получается посредством свертки измерительной информации, представленной в нечисловой форме[13,14,16]. Перевод информации из нечисловой формы в числовую (баллы за упражнения на гимнастических снарядах) позволяет оперативно специалисту (тренеру) реагировать на малейшие изменения (двигательные ошибки юных гимнастов) в лучшую или худшую стороны и своевременно корректировать (дружеское подбадривание, своевременная подсказка), чем обеспечивается бесперебойное функционирование процесса повышения качества (лучший результат на соревнованиях по гимнастике)(ил.1). Ил.1 Победа на краевых соревнованиях по спортивной гимнастике – комплексный показатель качество двигательной культуры человека. При этом формируя свои мнения, каждый эксперт (член судейской коллегии) руководствуется собственными интересами и предпочтениями, которые у многих не совпадают. Мнение может зависеть от настроения, психофизического состояния человека. Каждый единичный показатель качества, представляющий собой субъективное мнение одного потребителя об отдельном свойстве, является результатом однократного измерения. Для конкретного потребителя его мнение имеет абсолютную ценность. Исходя из собственных мнений об отдельных свойствах продукции или услуги, он будет принимать решение о ее приобретении. Мнения зависят от множества факторов, точный учет которых невозможен и результат непредсказуем. Но, качество – это способность удовлетворять не индивидуальные, а общественные потребности, и комплексный показатель качества должен характеризовать удовлетворенность не одного потребителя этим отдельным свойством продукции или услуг, а всех пользователей (население края гордится своими победителями на Олимпийских играх). Понимании качества как степени удовлетворения существующих потребностей позволяет осуществить адресное обслуживание потребителей в соответствии с их собственными представлениями о качестве продукции или услугах[17]. Это имеет большое социальное значение с точки зрения гармонизации общественно-производственных отношений в условиях трансформации экономики (ил.2). Ил.2 Эксперты Пермского ГАТУ в рамках краевого фестиваля физической культуры «Пермский период» презентуют инновационный агропроект «Гимнастика молодости». Двигательная культура нужна человеку для качественной жизни, что подразумевает воспитанность, доброжелательную манеру поведения, хорошее здоровье, физическую и нравственную подготовленность к профессии. Двигательная культура рассматривается как самостоятельный феномен в рамках профессиональной культуры и культуры человека в целом. Она взаимодействует с физической и эстетической культурами. Взаимосвязь ярко проявляется в интеграции эстетической и спортивной деятельности. Двигательная культура человека предполагает позитивное отношение к гимнастическим упражнениям. Их качественные показатели формируются по технике выполнения движений, их целесообразности и эстетичности. Качество сложных движений в первую очередь зависит от интегрирующей деятельности центральной нервной системы[18]. Однако результат координирующей функции нервных центров в значительной степени определяется состоянием и самого двигательного аппарата. Гимнастические упражнения позволяют достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц, быстроты выполнения разнообразных движений, увеличение подвижности суставов и эластичности мышц и овладение умением расслабляться. Таким образом, в результате обучения новым движениям, особенно координационно-сложным, у человека происходит увеличение фонда двигательных навыков и повышение общей физической подготовленности, что позволяет технично осуществлять двигательную деятельность[19]. Эстетика движения является качественным показателем двигательной культуры человека. Сущность красоты движений исходит из показателя прекрасного, включая мастерство, единство содержания и формы, целесообразность движений. Эстетическое выполнение движений состоит в изящном, как писал П.Ф. Лесгафт, владении своим телом, в чем воплощено наиболее полное проявление гармоничного развития человека. Поскольку тело самовыражается в движении, красота движения проявляется в совершенном физическом самоконтроле, который позволяет человеку властвовать над пространством и временем. Внутренняя гармония, внутренний мир человека отражается в непроизвольном виртуозном мастерстве. Двигательная культура представляет собой совокупность позиций, ценностей и образцов движений, затрагивающих взаимоотношения специалиста с профессиональным пространством. С точки зрения квалиметрии, двигательная культура будущего специалиста рассматривается как интегральное качество человека, отражающее его представления, включающее в себя целесообразные двигательные действия, ритм профессиональных движений. Исходя из этого, квалиметрия двигательной культуры выделяет две группы качественных показателей по целеустремленности и по любознательности. К первой группе относятся личностные цели будущего специалиста, направленные на формирование двигательной культуры в системе образования и тренировок, как желаемые результаты, которые достигаются в ходе профессиональной подготовки. Квалиметрия представлена в оценке и контроле отношения к гимнастическим занятиям и повышение уровня по шкале тренированности. Вторая группа опережает практику, знания указывают путь преобразований. Для подрастающего поколения задачей гимнастических упражнений является создание прочной основы здорового, сильного и гармонично развитого человека. На современном этапе экономического развития России особую актуальность приобретают качественные показатели двигательной культуры как эффективность производственной деятельности, здоровье и работоспособность[20]. Хотя некоторые психофизиологические характеристики человека не поддаются прямому измерению, показатели стали объектами социально-экономического планирования. Различные методы шкалирования трансформируют качественные показатели в числовые переменные. Квалиметрическим шкалированием называется мера качества, упорядочивающие отношения на измеряемом множестве свойств или их мер. При шкалировании обязательным условием является взаимооднозначное соответствие между элементами эмпирического и формального множеств. Суть квалиметрии двигательной культуры, как и других видов культур, в следующем – эксперт учитывает специфические уровни качества, зафиксированные в стандартах и нормативах, определяется эталон качества. Производится сравнение достигнутых параметров с эталоном физической гармонии, например, «Витрувианский человек». Оценивая параметры гимнаста, достаточно выполнить нормативы по тому или другому виду гимнастических упражнений и достижение определенных физических параметров телосложения(ил.3). Ил.3 Презентация в рамках краевого фестиваля физической культуры «Пермский период» инновационного агропроекта «Гимнастика молодости». Витрувианский человек («Квадрат Древних») Леонардо Да Винчи - эталон квалиметрия двигательной культуры. Таким образом, выбор и обоснование показателей качества становится одним из основных путей подхода к управлению качеством двигательной культуры. Целесообразней проводить измерения инструментально, экспертами или комбинированными методами. Измерение качества антропометрических показателей физического развития человека, его биохимических и энергетико-функциональных параметров при оценке работоспособности и даже при контроле за психическими состояниями сегодня возможны. Хрестоматийным стало высказывание Леонардо да Винчи о человеческом теле: «Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу». Математические пропорции человеческого тела, сделанное Леонардо да Винчи в XV веке, стало фундаментом великих достижений. Витрувианский человек сам по себе является символом внутренней симметрии и природной гармонии человеческого тела. Результатом глубокой мысли Леонардо Да Винчи стала «божественная пропорция» - качественные показатели физического совершенства. На рисунке изображена фигура мужчины в двух наложенных одна на другую позах с разведенными в стороны руками и ногами, вписанными в круг и в квадрат. Центр фигуры остается неподвижным. Природа распорядилась в строении человека следующими пропорциями: длина четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя — рост человека, четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека. Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста. Наибольшая ширина плеч — восьмая часть роста. Расстояние от локтя до кончиков пальцев — 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки — 1/8. Длина всей руки — это 1/10 роста. Стопа — 1/7 часть роста. Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста. Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица. Витрувианского человека принято считать символом не только гармонии человеческих пропорций, но и всей Вселенной. Этакий Человек во Вселенной. Анализируя работы других выдающихся ученых, Леонардо приходит к пониманию идеальных пропорций человеческого тела и открывает закономерности его строения, которые сегодня известны как «золотое сечение». Эти правила можно разглядеть во всем — в живописи, в поэзии, в музыке[21]. Все, что соответствует «золотому сечению», воспринимается как совершенное. Выводы. Рекомендации. Гимнастика открывает заманчивую перспективу подрастающему поколению формирования своего тела, воспитания двигательной культуры, сообразуясь с канонами красоты и с высокими эстетическими идеалами. Квалиметрия помогает в этом. Но не ограничивайтесь цифрами и таблицами. Непрестанно нужно развивать в себе чувство прекрасного. Уже сегодня будущий высококвалифицированный специалист должен изучать шедевры живописи. Совершенствовать свой художественный вкус. Знание качественных параметров красоты помогут оценить, чем наделила природа человека, распознать его особенности от телосложения и мышечного развития до психофизиологических характеристик и наметить дальнейшие этапы совершенствования на пути к достижению гимнастических идеалов. Авторы статьи рекомендуют как подрастающему поколению, так и опытным специалистам понимать под двигательной культурой человека область культуры, обнимающую вопросы, связанные с осуществлением любой двигательной активности с профессиональной целесообразности и эстетичности. Квалиметрия двигательной культуры охватывает область подготовки к профессиональной деятельности, где существенны динамические и эстетические параметры движений и всё касающееся осанки и телостроения. Двигательная культура захватывает человеческое общения, через выразительность двигательного поведения. Идеалы, нормы и образцы поведения основные элементы двигательной культуры, ориентируясь на которые человек позитивно оценивает технику выполнения движений, их целесообразность и эстетичность. Позиция авторов данной статьи, опирающаяся на общее понимание квалиметрии двигательной культуры человека, состоит в том, что гимнастика является важным, но не единственным элементом культуры высококвалифицированного специалиста.