Современная действительность, как в образовании, так и в обыденности, переполнена информативными потоками, которые сложны для восприятия неподготовленными людьми, причем эта информация в большинстве своём необходима для развития, самореализации, самоактуализации личности.
Современная лекция как раз и способствует тому, чтобы без потери части информации сбалансировать её потоки для осознания, понимания людьми, в данном случае обучающимися.
Такую форму используют сегодня не только при преподавании в высшей школе, активно лекция применяется и в общеобразовательной школе в старших классах, лекция используется уже не только на курсах повышения квалификации в образовательном процессе, но и на различных тренингах саморазвития, в процессе управления при организационной, управленческой деятельности.
Лекция (lectio – чтение) – специфическая форма преподнесения учебного материала на отдельно взятом занятии одним человеком (при бинарной лекции – двумя людьми) с помощью монолога лектора, при котором последний старается сделать выборку материала, учитывая при этом принципы объективности, научности, узкоспециальной специфики, личностно значимые для обучающихся.
Первые лекции были прочитаны ещё в Древнем мире известным философом и педагогом Сократом. Такие лекции до сих пор называют проблемными, а особенность чтения лекции, непрерывно прохаживаясь среди рядов обучающихся, используется многими педагогами и сегодня. Такое методическое преподнесение лекции имеет ряд преимуществ: педагог «читает» лекцию без листка (что всегда вызывает уважение у обучающихся), проходя по аудитории, преподаватель не отгораживается от оной стеной кафедры, при этом лектор может видеть, чем занимаются в аудитории на занятиях обучающиеся (то есть реализуется так называемая «обратная связь с аудиторией», которую подчас так трудно зачастую в лекции молодым педагогам).
Дискуссии о продуктивности лекции, новых видах лекции, об условиях, при которых улучшается качество проведения и результативность лекции, были актуальны всегда.
Изучением лекции как формы организации учебного процесса занимались и теоретики-педагоги, и психологи, и педагоги-практики, математики, биологи, естествоиспытатели, физики, химики.
Известные учёные, не являющиеся узкими специалистами в педагогике и методике преподавания, а далее – и представители уже педагогической мысли второй половины XX в. рассматривали все плюсы и минусы такой формы обучения, но при этом вопрос так и остался актуальным.
При этом данная форма проведения занятий с обучающимися используется с теми или иными изменениями в большинстве стран мира по сей день.
Научных исследований по поводу лекции много, при этом схематично их можно разделить на две группы: «за» лекцию и «против».
Высказыванием «за» будут слова Н. Е. Жуковского: «По силе впечатлений лекционный способ стоит выше всех других приемов преподавания и ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени» [1].
В. О. Ключевский выступал больше за живое слово преподавателя как таковое: «Перу остаются недоступны многие средства действия, какими обладает живое слово» [2].
С другой стороны, границы между плюсами и минусами лекции стираются, когда на первое место в преподнесении лекции выходит профессионализм и личностные качества педагога.
Вот что писали о социологе Питириме Сорокине как педагоге и лекторе: «Сценически Сорокин как лектор был бесподобен. Обладая громадной физической силой, он совершал натиски “атак” на классную доску, зачастую разламывая при этом все мелки. В одной из его аудиторий были развешаны одновременно три доски на разных стенах. К концу учебного часа все три были исчирканы его иероглифами, а клубы пыли от мела все еще парили в воздухе...» [3]
Такая эмоциональность и искренняя любовь к своему делу педагога при проведении лекции способны усилить интерес не только к материалу, но и к дисциплине в целом.
Несмотря на активную дискуссию по поводу лекции как формы преподнесения материала, лекция продолжает играть ведущую роль в образовательном процессе в целом, и наша задача – дать некие опорные схемы молодому преподавателю при подготовке к лекциям, то есть некие методические указания, наработанные во время практической деятельности.
Изначально поговорим об ошибках при подготовке к лекции. Как правило, лекцию читают уже педагоги, имеющие определённый стаж работы, учёную степень и занимающие должности не ниже старшего преподавателя. Каждый преподаватель рано или поздно готовится к прочтению своей первой лекции, что несёт в себе не только нервозность, но и достаточно большую ответственность перед самим собой, перед аудиторией, перед статусом кафедры и вуза. При этом хотелось отметить, что даже педагоги со стажем после перерыва в работе, каникулярного времени, выходя в аудиторию, испытывают чувства, сопоставимые с переживаниями молодого педагога. И если эти чувства время от времени возникают у педагога, то можно сказать, что душа профессионала не очерствела, не подверглась профессиональному выгоранию.
Как правило, у педагогов с маленьким преподавательским опытом работы существует ряд ошибок при подготовке к лекции:
- За счёт небольшого опыта выступления перед аудиторией определённая неуверенность в себе, отсюда страдает дикция, ритм, появляются запинки. Выход состоит в тщательной проработке материала, пересказе дома перед зеркалом, перед аудиторией домочадцев или друзей.
- Частые произвольные паузы в речи не по причине содержания лекции, а из-за отсутствия умения правильно распределить дыхание, что со стороны демонстрирует для слушателей нервозность и неуверенность в себе лектора, хотя материал преподаватель знает отлично.
- Зачастую речь педагога монотонна и достаточно суха, без жизненных личностно ориентированных примеров для обучающихся, что тоже может являться следствием отсутствия опыта или неподготовленности педагога к занятию или попыткой копирования некоего образца, например своего педагога с большим стажем и своей собственной изюминкой и харизмой.
- По поводу наличия бумажного варианта текста лекции (некоторые образовательные организации требуют это в обязательном порядке): четкая ориентированность на текст лекции, страх уйти в сторону, а значит, отсутствие импровизации могут навести слушателей на мысль о некомпетентности педагога.
- Существует двойственная проблема использования узкоспециальной терминологии: педагог может полностью стараться уходить от узкоспециальных терминов по причине упрощения материала для слушателей в связи с недостаточно высоким уровнем подготовки обучающихся или по причине собственного страха пред использованием терминов (страх сделать неверное ударение, ошибиться в произношении). А с другой стороны, содержание лекции может быть перенасыщено такими терминами, что опять же неприемлемо, так как ухудшается общее восприятие материала обучающимися, понижается их мотивация для дальнейшего изучения дисциплины, понижается самооценка слушателей, что также негативно сказывается на результативности в процессе обучения.
- В общем объёме материала и логичности его подачи у начинающих педагогов могут быть перекосы. Лекция – это занятие с чётко прописанной темой в разделе и точными временными рамками. Зачастую желание педагога дать материала как можно больше приводит к отсутствию логичности подачи материала, уходу от плана и игнорированию организационной структуры лекции, что также недопустимо.
Все будущие лекции указаны в рабочей программе, в тематическом плане, в начале учебного года, все занятия расписаны на семестр. Лекция всегда идёт перед семинаром или практическим занятием.
Наработку материала для лекции невозможно осуществить за короткий промежуток времени, если, конечно, педагог не решил переписать учебник; материал «шлифуется», отбирается годами и несет отпечаток личности педагога, его отношения к читаемой дисциплине, в целом к системе образования в стране и за рубежом, говорит об уровне кругозора и мировоззрения и, наконец, личностной эрудиции и подготовленности не только в теоретическом отношении, но и в психологическом.
Первый этап – это работа с документами (учебный план, рабочая программа, тематический план, расписание занятий, индивидуальный план педагога).
На втором этапе, определившись (на основании тематического плана) с темой лекции, необходимо начать подбор соответствующего материала. Сбор материала очень напоминает исследовательскую деятельность не только в методах и приемах отбора, но и в структуре построения материала (вводное слово или введение, постановка целей и задач предстоящего занятия, основные подходы учёных к данному вопросу, основная теоретическая часть, примеры, выводы, как промежуточные, так и основной, заключение или заключительное слово).
По любой теме всегда есть наработки учёных, фамилии которых лектор обязательно приводит как основу, на которую он опирается. При этом зачастую точки зрения на объект рассмотрения сильно разнятся, что тоже необходимо и учесть, и отметить в материале. Если среди подходов существуют антагонистические точки зрения, то это необходимо отдельным вопросом выносить на семинар, чтобы разобраться.
По поводу формирования основной теоретической части стоит сказать следующее.
В любой лекции присутствие терминологического аппарата обязательно уже потому, что именно лекция может дать тот фундамент, на который обучающиеся будут опираться на практических занятиях и в профессиональной жизни. Источники, откуда педагог берёт термины, должны быть проверенными, ссылками, научно обоснованными. Лучше всего (но это приходит со временем) лектору формулировать определения самостоятельно, стараясь учитывать психологические, возрастные, гендерные, образовательные особенности аудитории.
Материал теоретической части лекции не должен быть переполнен терминологией, потому что может потеряться логика и структура построения лекции и материал будет напоминать терминологический словарь.
Основную часть теоретической части, несомненно, педагог (особенно молодой) берёт из учебников. Стоит отметить, что, если это и так, необходимо обязательно ссылаться на автора, никогда не стоит использовать материал из одного учебника (чтобы не произошло комических случаев, когда обучающиеся на лекции водят пальцем в учебнике по тексту, слушая выступление педагога), учебники не должны быть старше пяти лет. Чтобы лекция включала в себя и новые достижения в науке по теме, надо стараться использовать и научную публицистику, и монографии, и интернет-ресурсы.
Часто возникает вопрос: сколько пунктов рациональнее всего рассмотреть в одной двухчасовой академической лекции? Чётких указаний нет, если только сама организация не подготовит методические указания в рамках отдельного вуза, но при этом методически грамотным и целесообразным будет освещение двух или трех вопросов. Структура лекции (указана выше) и структура каждого отдельно взятого вопроса чётко регламентированы (вводное слово, основная часть, вывод), и если это соблюсти, то за девяносто минут невозможно раскрыть четыре вопроса в лекции, структурно и методически верно их преподнести аудитории.
При подготовке материала лектор должен обязательно учитывать специфику аудитории (согласно расписанию, индивидуальному плану и распределению нагрузки группа известна). Материал должен соответствовать уровню обучающихся, но при этом не должен быть примитивным, он должен работать на опережение, создавать условия для мотивации обучающихся, способствовать их дальнейшему поиску и саморазвитию. При этом недопустимо, чтобы материал по своему уровню был оторван от предыдущих тем (внутрипредметные связи) и от предыдущих дисциплин (межпредметные связи). Иными словами, материал лекции педагогу-лектору надо максимально оптимизировать, что является непростой работой.
Читая лекцию, лектор должен уметь использовать примеры и аргументы для доказательства позиции, принципов, указанных в материале.
По поводу подготовки и оформления конспекта лекции педагоги спорят, аргументируя, что преподавание – это творческий процесс. Хотелось бы отметить, что кроме этого образование – целенаправленное, основанное на регламентирующих документах педагогико-методическое действие. И инвариантами могут здесь считаться приёмы и методы преподавания, то есть как преподнести материал, а что преподавать, решает образовательная организации на основе ФГОС. Поэтому молодому и начинающему педагогу составлять и оформлять конспект строго необходимо, педагогам со стажем (если нет чётких указаний от руководства образовательной организации) можно рекомендовать готовить конспект лекции (при этом экземпляр так называемых фондовых лекций обязательно должен находиться на кафедре по каждой дисциплине по всем темам). Фондовая лекция или конспект лекции перед педагогом на занятии (даже если лектор к нему прямо не обращается) уже говорят об организационной составляющей занятия (соответствие лекции теме в тематическом плане, соответствие темы плану проведения занятия). На объём конспекта влияют дисциплина, её место в учебном плане (она может читаться на первом курсе, и необходимо учитывать, что обучающиеся не могут ещё качественно писать конспекты, поэтому и материала в лекции будет меньше), уровень аудитории, интересы аудитории, личные качества педагога, а также уровень его подготовки.
Еще один часто задаваемый вопрос: будет ли зависеть качество лекции от большого объёма данной на занятии информации и с помощью чего увеличить объём материала на лекции? Особенно начинающие лекторы стараются дать как можно больше информации на лекции, аргументируя тем, что именно лекция будет основным источником подготовки обучающихся к зачёту или экзамену. Во-первых, это отобьёт охоту к самостоятельным поискам материала (кроме того, надо помнить, что в рабочей программе существует графа «Самостоятельная работа» и она включает как раз перечень видов работы обучающихся, где есть и самостоятельное изучение некоторых тем или их части). Во-вторых, если темп лекции увеличить, то пострадает качество преподнесения материала за счёт дикции, ритма. В-третьих, может свестись на минимум обратная связь лектора с аудиторией, когда сверхзадачей педагога будет проговорить запланированный материал. В-четвёртых, это может вылиться в конспекты обучающихся, по которым невозможно работать, потому что там или сплошь сокращения, которые они делали, но расшифровать не могут, или обрывочные фразы. В-пятых, обучающиеся не смогут задать вопросы, если что-то было непонятно на лекции, потому что по причине большого объема материала не останется времени на занятии.
Лекционный материал оформляется на листах А4, с титульным листом, годом подготовки данной лекции, фамилией автора, специальностью, где преподается дисциплина, перечнем вопросов, введением, основной частью, заключением и списком используемой и рекомендованной литературы. Последнее время сюда же в конце добавляются методические указания к данной лекции, где педагог может рекомендовать наиболее оптимальные пути преподнесения материала для более оптимального и результативного изучения темы.
Когда основной материал лекции подготовлен (хотя многие педагоги-лекторы скажут на это, что окончательно его подготовить нельзя, это постоянный творческий процесс), переходим к третьему, не менее значимому этапу подготовки лекции – к подготовке плана проведения занятия, или, как иногда его называют, методического плана.
О планировании работы педагога существует много исследований, большинство из них сходятся на том, что всякого рода планы в образовательном процессе нужны. План проведения занятия является одним из ведущих этапов подготовки к занятию. Так, для его подготовки необходимо опять провести работу с рабочей программой, тематическим планом, обозначенными компетенциями, расписанием занятий. Структура планов проведения занятий в разных образовательных организациях отличается. Если нет чётких методических указаний по поводу оформления таких планов, то кратко можно отметить основные моменты. В плане должна быть проставлена дата (близкая к числу занятия), тема, вид занятия, группа, аудитория, цели (обязательно образовательные, развивающие и воспитательные), основные задачи, рекомендованная литература, вопросы занятия, этапы занятия с примерным указанием затраченного времени, задания на следующее занятие (если следующая лекция, указать можно тему предстоящей лекции), подпись проводящего занятие, дата.
Более подробно о плане проведения занятия можно посмотреть в работах [4, 5].
Отдельно стоит сказать при подготовке к лекции о списке литературы. В конце конспекта (или фондовой лекции) есть список используемой литературы, то есть тех источников, на которые опирался автор лекции с указанием выходных данных и точных страниц. Кроме этого в начале лекции рекомендуется выводить список рекомендуемой литературы для обучающихся по данной дисциплине. Здесь есть несколько нюансов, которые надо отметить: часть рекомендованной литературы должна обязательно находиться в библиотеке образовательной организации, год издания должен быть не старше пяти лет, рекомендуется сюда добавлять свежие научные и публицистические издания по теме, монографии.
Проработав списки используемой и рекомендованной литературы, мы подходим к логическому концу в процессе подготовки к лекции.
Достижение поставленных целей лекции, выполнение поставленных воспитательных и образовательных задач, реализация заявленных в рабочей программе дисциплины компетенций возможны только при качественной начальной подготовке материала лекции, создании тем самым условий для применения на лекции инновационных педагогических методов и приёмов работы. Всё это в конечном итоге даст высокий процент обученности, повышения качества образовательного процесса как по отдельно взятой дисциплине, так и в целом в образовательной организации.
В современном мире, в эпоху информационных войн, лекция как вид занятий является некой защитой от негативного воздействия. Именно на лекции в сжатом виде обучающимся преподносятся теоретические основы и практические аспекты психологической защиты от информационного контента [6].