Full text

Лекция – это 98% потения и 2% вдохновения.

А. Ф. Кони

 

Лекция как форма преподавания известна с древности. Такую форму обучения использовал ещё Сократ, а также педагоги средневековых университетов. Сегодня лекция применяется не только в вузах, но и в школе, в старших классах.

Лекция (от латин. lectio – чтение) – специфическая форма преподнесения учебного материала на отдельно взятом занятии преподавателем с помощью монолога, обязательно обозначенная в рабочей программе и тематическом плане дисциплины, являющаяся определённым звеном в процессе обучения.

Дискуссии о продуктивности лекции в целостном процессе образования, об условиях, при которых улучшается качество проведения лекции, актуальны и сегодня. При всём при этом данная форма проведения занятий с обучающимися используется с теми или иными изменениями в большинстве стран мира.

Так, С. И Гессен писал о лекции: «Настоящая лекция никогда не излагает просто результаты исследования; нет, она показывает, как учёный лектор пришёл к этим результатам…» [1]

В. О. Ключевский, в свою очередь, говорил: «Перу остаются недоступны многие средства действия, какими обладает живое слово» [2]; в своих «Афоризмах» Василий Осипович отмечал: «Речь – расплавленное золото» [3].

Выдающийся ученый Н. Е. Жуковский так писал о лекции: «По силе впечатлений лекционный способ стоит выше всех других приемов преподавания и ничем не заменим. Вместе с тем он есть и самый экономичный по времени» [4].

Известный русский хирург и педагог Н. И. Пирогов утверждал, что лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова [5]. Вот что писали о социологе Питириме Сорокине как педагоге и лекторе: «Сценически Сорокин как лектор был бесподобен. Обладая громадной физической силой, он совершал натиски “атак” на классную доску, зачастую разламывая при этом все мелки. В одной из его аудиторий были развешаны одновременно три доски на разных стенах. К концу учебного часа все три были исчирканы его иероглифами, а клубы пыли от мела все еще парили в воздухе...» [6]

Такая эмоциональность и искренняя любовь к своему делу педагога при проведении лекции способны усилить интерес не только к материалу, но и к дисциплине в целом, что будет содействовать формированию из части современных обучающихся будущей научной элиты.

«…Гармония мысли и слова! Как легко произнести эти складные слова и как трудно провести их в преподавании! Думаю, что возможность этого находится за пределами преподавательской техники, нашей дидактики и методики, и требует чего-то большего, чего-то такого, что требуется всякому человеку, а не преподавателю только…» – писал В. О. Ключевский, характеризуя С. М. Соловьёва как лектора [7].

Лекционная форма преподавания обладает как рядом достоинств, так и рядом недостатков.

Достоинства лекции:

-          один из эргономичных способов передачи информации обучающимся (за небольшое количество времени можно преподнести достаточно много материала);

-          на лекции можно дать материал из передовых научных исследований, которого нет ещё в учебниках;

-          при отсутствии учебника по дисциплине система обучения и её основные принципы не будут нарушены, если основной материал давать в лекции;

-          лекция незаменима, когда или вся дисциплина, или её отдельные части тяжелы для самостоятельного изучения обучающимися;

-          именно лекция на первых этапах знакомства с дисциплиной создаст условия обучающимся для формирования идейно-теоретической, узкоспециальной, понятийной платформы, которая в дальнейшем может стать основанием становления будущего специалиста;

-          по отдельным вопросам или темам дисциплины в научном сообществе существуют противоречия (это касается не только таких гуманитарных дисциплин, как история, политология, очень часто сегодня споры учёных проходят на базе технических дисциплин);

-          интересная, эмоциональная подача материала педагогом не только стимулирует мыслительную деятельность обучающихся, но и пробуждает интерес к дисциплине, который в будущем может вылиться в интерес к исследовательской деятельности сегодняшнего студента.

Как добавление к вышесказанному можно привести слова И. Ильина о преподавателе: «Талантливый преподаватель, наверное, позаботится ещё о том, чтобы пробудить в учениках интерес к своему предмету, зажечь в них любовь к нему и жажду познаний, он вложит в преподавание столько искреннего огня, что ученики, сами того не замечая, начнут жить активной силой суждения, – слагать свои собственные вкусы, воззрения, убеждения, а главное – укреплять и применять духовность своего инстинкта» [8];

-          лекция – это своего рода общение аудитории и педагога, при котором происходит взаимопонимание между аудиторией и преподавателем, рождается будущее сотворческое общение, при котором обучающиеся принимают педагога, а значит, и читаемую им дисциплину на личностном уровне;

-          на лекции всегда присутствует несколько групп или потоков, а это примерно 100 человек и более, поэтому педагог может сразу воздействовать с помощью доводов убеждения на достаточно большую аудиторию, при этом создаются условия для формирования мировоззренческих основ в сознании обучающихся, ценностных установок;

-          на лекции всегда присутствует несколько групп, что уменьшает горловую нагрузку на преподавателя и при этом помогает также уменьшить нагрузку на аудиторный фонд ОВО;

-          преподаватель на лекции может охарактеризовать сразу несколько достаточно объёмных точек зрения, сжав материал, при этом не потеряв смысла и актуальности;

-          лекция, прочитанная педагогом хорошим языком и с научной, с филологической, с художественной точки зрения, будет ярким примером для обучающихся, а в будущем – и нормой их повседневной, образовательной и научной деятельности.

Так, М. Ломоносов по этому поводу считал: «Изучение правил следует подражанию авторов, в красноречии славных, которое учащимся едва ли не больше нужно, нежели самые лучшие правила. Красноречие коль много превышает многие искусства, толь больше требует подражания знатных авторов» [9].

Кроме доводов в пользу эффективности лекции, существуют таковые и против лекции как формы обучения (это правильно, ведь только в споре рождается истина):

-          каждая лекция авторская, а значит, обязательно, субъективная, что будет сопутствовать тому, что лектор сможет своей красноречивостью, эмоциональностью, убедительностью склонить обучающихся к своей точке зрения в научном споре (не исключая при этом преподнесения и других точек зрения на дискуссионные вопросы в науке).

По этому поводу философ И. Ильин писал: «Чувство ответственности вызывает в людях волю к предметному и верному суждению и соответственно решение применять свою силу суждения осторожно и обоснованно…» [10];

-          качество читаемой лекции резко снижается, если аудитория не имеет навыков работы на лекции (конспектирование, выделение главных мыслей, умение слушать, записывая только значимое для отдельно взятого обучающегося);

-                    если основной материал прочитан на лекции, это может вызвать у части обучающихся мнение, что этим объёмом материал по теме исчерпан, то есть здесь лекция может выступить как некий «шлагбаум» для дальнейшего самостоятельного изучения дисциплины;

-          часть обучающихся на первых этапах работы на лекции не успевает осмысливать, перерабатывать личностно значимый материал и принимается быстро, механически и необдуманно писать за лектором всё, что успевает, при этом не владея стенографическими умениями, что приводит иногда к комическим конспектам у студентов;

-          лекция – это чаще монолог, а любой монолог начинает притуплять внимание слушателей, и возрастные особенности обучающихся не сыграют здесь особенной роли, увеличивается лишь время качественного и продуктивного внимания к материалу;

-          педагог на лекции является абсолютным авторитетом, особенно в глазах студентов первых курсов, поэтому любые его мысли, высказывания, точка зрения воспринимаются обучающимися как непререкаемая истина, а это, в свою очередь, отбивает вкус у студентов к поиску истины, к желанию дискутировать и искать себя в науке.

В связи с этим С. Милграмм писал: «…Даже гипноз не может вызвать того, что легко и рутинно вызывают легитимированные социальные роли…» [11];

-          при достаточно большой аудитории обучающихся сложно подобрать уровень сложности содержания лекции, то есть один из ведущих принципов обучения – принцип личностно ориентированного обучения – здесь не сможет работать;

-          невозможность проконтролировать работу обучающихся. Лекция чаще проходит в поточной аудитории, лектор с кафедры в процессе чтения лекции не всегда может видеть, что лекция и не конспектируется, и не слушается некоторыми обучающимися. Если педагог (что допускается) при чтении лекции будет ходить по лекционной аудитории, у него может сбиться дыхание, что может отразиться уже на качестве лекции;

-          по результатам исследований психологов и педагогов остаточного уровня знаний после лекции он оказался намного ниже, чем в результате творческих работ, семинарских и практических занятий;

-          в большой аудитории сложно следовать принципу личностно ориентированного обучения, а значит, и индивидуального общения не получится.

Любой вид занятия всегда будет вызывать споры в научной среде, но без этого и не существует науки. При всей разноголосице в споре о необходимости лекции в системе образования или отказа от таковой опыт педагогической деятельности показывает, что отказаться от нее невозможно и ни в коем случае нельзя, иначе это может разрушить чёткую системность и последовательность учебного процесса, что в конечном итоге приведёт к падению качества обученности будущих специалистов.

Лекция призвана реализовывать целый ряд компетенций и выполнять определённый перечень функций.

Перечислим функции лекции:

-          направляющая – организационная. Именно на лекции педагог рассказывает о своих требованиях и на протяжении работы на лекции настраивает аудиторию под себя, под свои требования и под специфические требования дисциплины;

-          информационная - одна из ведущих функций лекции, потому что именно лекция способствует передаче обучающимся основного содержания дисциплины и является неким теоретическим основанием, «скелетом» для дальнейшего увеличения массива информации (самостоятельное изучение, семинары, практические и лабораторные работы);

-          системная. Лекция как один из видов занятия в ОВО занимает своё место в целостной образовательной системе. Рекомендации по процентному соотношению лекций в учебном процессе есть во ФГОС, количество лекций обозначено в учебном плане, чётко прописаны темы лекции, их последовательность и количество часов, отведенных на данный вид работ в рабочей программе и тематическом плане;

-          объяснительная. Некоторые темы или разделы дисциплины являются сложными для самостоятельного изучения обучающимися при подготовке к семинару, практике или при подготовке к зачёту, экзамену, поэтому лектор преподнесёт материал, несколько упростив его, снабдив личностно значимыми примерами;

-          мировоззренческая – убеждающая. Заинтересованный, целеустремлённый лектор со свойственной ему эмоциональностью, искренней верой в то, что он говорит, уже на первых лекциях выстраивает мировоззрение обучающихся или хотя бы создаёт условия для формирования такового;

-          методическая. Метод с греческого переводится как «путь»; педагог-лектор на протяжении всей работы с обучающимися на лекции прокладывает им путь, указывает им наиболее важные направления изучения дисциплины, акцентирует внимание обучающихся на определённых вопросах и темах, заранее зная, с какими трудностями и на каких этапах могут столкнуться при изучении данной дисциплине студенты;

-          воспитательная. Памятуя о том, что образование – это всегда двуединый процесс, связывающий обучение и обязательно всегда воспитание, несомненным является то, что лекция, как и другие виды и формы обучения, включает в себя реализацию воспитательных целей и задач, не говоря уже о том, что в результате обучения любая ОВО формирует, создаёт не только специалиста, а специалиста-гражданина с определёнными человеческими, гражданскими качествами.

Тут хочется вспомнить слова А. Маслоу: «Новый тип воспитания и образования должен помочь индивиду стать настолько хорошим, насколько он только способен» [12].

В свою очередь, Л. В. Занков считает, что «обучение и воспитание являются внешними источниками развития, но это отнюдь не ослабляет их решающей роли» [13];

-          воспитательная функция с позиции профессиональной специализации. Одним из аспектов воспитательной функции всегда является сегмент социализации и адаптации человека, в данном случае – этап социализации индивидуума в поиске своей самореализации в профессиональной сфере.

«Чем лучше человек развит духовно, тем сложнее навязать ему какой-либо диктат: политический, религиозный или нравственный. Такой человек делает свой выбор осознанно, в рамках наличной необходимости», – считает В. А. Волошина [14];

-          проблемно-развивающая. Очень часто, особенно молодые педагоги, представляют лекцию как трансляцию уже готового материала, и это заблуждение. Педагог на лекции может ставить проблемы по темам, может поднимать проблемы дисциплины, у которых нет однозначного решения, а это, в свою очередь, побуждает обучающихся к поиску, а значит, к саморазвитию;

-          научно-исследовательская. Педагог на лекции закладывает не только основы будущих студенческих исследований в рамках данной дисциплины, но и обучает методам научного исследования, рассказывает о методах анализа собственного опыта и научных исследований своих коллег.

Педагогическая деятельность в сфере образования чётко регламентирована, хоть и считается, что здесь должно быть место творчеству. При этом необходимо придерживаться определённых регламентирующих установок, в данном случае рассмотрим перечень примерных требований к лекции:

-          преемственность материала как в плане логике содержания, так и в плане сложности;

-          внутрипредметные и межпредметные связи;

-          научность лекции, особенно инновационных подходов;

-          лекция должна быть эмоциональной и убедительной;

-          высокая и качественная информативность;

-          обязательно приведение примеров и аргументов;

-          личностно ориентированный характер лекции;

-          использование методов и приёмов, которые помогают активизировать мыслительную деятельность обучающихся;

-          использование наглядности (интерактивные доски, компьютеры, электронные пособия);

-          подача материала и его содержательная часть должны быть доступными для понимания обучающихся, то есть личностно ориентированными;

-          материал лекции – это годами нарабатываемый пласт, поэтому лекция никогда не должна напоминать учебник;

-          лекция должна читаться филологически грамотным языком;

-          использование понятийного аппарата не только конкретной дисциплины, но и узко профессиональных;

-          обоснование актуальности дисциплины для будущего профессионального развития обучающегося.

В ОВО лекция как форма организации обучения и сегодня занимает ведущую информационную и обучающую роль в процессе преподавания дисциплины. Лекторы стараются на своих занятиях следовать различным инновационным подходам, использовать новые приёмы и методы для повышения качества современной лекции, воздействовать на обучающихся с позиции воспитания.

Таким образом, подводя окончательный итог статьи, стоит особо подчеркнуть, что лекция как форма организации обучения и сегодня является важным этапом в процессе обучения и становления будущего специалиста.

Закончить статью хотелось бы словами философа Сенеки: «Обучая учусь», отметив при этом, что множество мнений, гибкость в решении и верифицируемость в отношении лекции только добавляют плюсов такой форме организации обучения сегодня [15].