Динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий уже давно рассматривается как фактор, влияющий на все сферы жизни современного общества и являющийся одним из главных направлений развития процесса обмена информацией между двумя или более участниками.
Попытки оказать медицинскую помощь на расстоянии присутствовали с момента открытия телефонной связи. Однако попытки передать с помощью телефонной связи электрокардиограмму потерпели неудачу из-за серьезных искажений полученных данных, и этот способ оказания помощи не получил дальнейшего развития. В период развития интернет-технологий появилась возможность оцифровки данных без искажения и перевода их в исходный вид. Этот факт послужил основой развития телемедицины.
Телемедицина в переводе с греческого означает «медицина на расстоянии», “tеlе” – вдаль, далеко. Существует большое количество определений термина «телемедицина», но в данной статье мы будем опираться на определение, предложенное Всемирной организацией здравоохранения: «Предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ» [3].
Самой первой страной, реализовавшей телемедицину на практике, была Норвегия, где имеется большое количество труднодоступных мест. Затем во Франции был осуществлен проект по телемедицине для моряков гражданского и военного флотов. В настоящее время разрабатываются и реализуются многочисленные проекты по осуществлению телемедицинских услуг во многих странах и в различных международных организациях. Всемирная организация здравоохранения разрабатывает идею по созданию глобальной сети телекоммуникаций в медицине в целом. В любой точке планеты будет возможен электронный обмен информацией, представленной в любом формате, будет осуществляться ускоренный поиск и компоновка необходимой информации с доступом через телекоммуникационные сети, проведение дискуссий и совещаний, а также научных видеоконференций и конференций по обмену опытом.
Несмотря на то что одной из основных функций телемедицины остается осуществление дистанционной диагностики, нельзя забывать о том, что потенциальные возможности телемедицины значительно шире. Сетевые технологии дают возможность при переводе пациентов медицинских учреждений из клиники в клинику осуществлять не только передачу историй болезни по компьютерной сети, оперативное решение вопросов страхования и оплаты за предоставленные услуги, предоставлять новые возможности повышения квалификации для врачей, широко внедрять новые медицинские методы и технологии, организовывать и проводить консилиумы, медицинские консультации и телеконференции, но и хирургические вмешательства на расстоянии и дистанционное управление аппаратурой.
С учетом географических масштабов нашего государства внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий в предоставление медицинских услуг дает возможность лучшим специалистам страны оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь пациентам, находящимся в самых отдаленных районах. Услуги телемедицины направлены на повышение уровня обслуживания, предоставление профилактического обслуживания населения, снижение стоимости медицинских услуг, оперативную помощь и консультации в экстренных случаях, осуществление деятельности медицины катастроф.
На практике существует множество направлений телемедицины. Сгруппировав их по основным критериям специализации, можно выделить два основных направления:
1) удаленное консультирование и сеансы врачебного приема;
2) обучение медицинских работников и повышение их квалификации.
В телемедицине именно удаленные консультации и диагностика пациентов считаются наиболее распространенным и популярным сервисом. С помощью систем видео-конференц-связи между врачом-консультантом, его ассистентами и самим пациентом налаживается полноценный аудиовизуальный контакт, во время которого они могут не только видеть и слышать друг друга, но и обмениваться данными в графическом и текстовом формате (рентгеновский снимок, аудио-, видеоинформация и пр.).
Долгое время консультационную телемедицину рассматривали как средство получения медицинских услуг в отдаленных районах, где нет возможности получить высококвалифицированную медицинскую помощь. Однако сегодня пользователями сервисов телемедицинских консультаций все чаще становятся жители мегаполисов, у которых не хватает времени следить за собственным здоровьем, записываться на прием к доктору и уж тем более засиживаться в очередях. Вместо этого с помощью специального мобильного приложения можно найти свободного специалиста в любое время суток – программа сама подскажет, кто является лучшим экспертом в той или иной области, а кто из докторов свободен прямо сейчас и готов вас выслушать и оказать помощь. Система дистанционного биомониторинга позволяет обеспечить постоянное наблюдение за пациентом на расстоянии, за пожилыми людьми, не способными самостоятельно осуществлять все необходимые лечебные манипуляции.
В медицинской практике нередки ситуации, когда и врачам требуется помощь; например, в районной больнице или на удаленных от цивилизации объектах (морские нефтяные вышки или корабли дальнего плавания) может не оказаться специалиста соответствующей квалификации. В то же время транспортировка больного в столичную клинику или профильный медицинский центр невозможна или нецелесообразна (из-за дальности маршрута). В этом случае срочный сеанс видеосвязи поможет обеспечить необходимой консультацией специалистами федерального центра максимально быстро, избежав потери драгоценного времени.
Второе направление телемедицины связано с возможностью повышения квалификации и обучением медицинских работников дистанционно, а именно с организацией и проведением телемедицинских лекций, видеосеминаров и конференций. Учитывая то, что современный врач, получив образование, не может опираться в своей деятельности только на знания, полученные в период обучения, необходимо организовать на современном уровне повышение его квалификации, усовершенствование навыков, получение специализации или обмен опытом.
Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют организовать дистанционное образование [1] медицинских работников максимально приближенно к очному образованию. Данная система образования, а также система повышения квалификации медицинских работников формировалась на протяжении нескольких десятилетий. Она считается очень эффективной благодаря разумному сочетанию методов подачи новой информации с интерактивным процессом углубленного изучения теоретических материалов, получения практических навыков, организацией консультаций и своевременной сдачей экзаменов.
Следовательно, система дистанционного обучения в рамках телемедицинской отрасли должна быть построена с учетом рассмотренных принципов, но с присутствием возможностей информационно-коммуникационных технологий [2].
Структуру дистанционного обучения и повышения квалификации медицинских специалистов можно представить в виде следующей схемы:
Данная подготовка включает и теоретическую, и практическую подготовку специалистов. Лекционные занятия и дистанционные консультации могут осуществляться для слушателей из разных регионов одновременно. Наличие сетевых видеокамер позволяет транслировать хирургические операции в режиме реального времени. Например, используя стандартные средства сети Интернет, можно получить доступ к видеокамерам Российского научного центра хирургии российской академии медицинских наук, установленным в лабораториях и операционных. Данная технология может быть широко использована с целью передачи опыта менее опытному коллеге в режиме реального времени.
На сегодняшний день функционирует общедоступная сеть телемедицинских центров на базе различных медицинских учреждений (институты, больницы, клиники и пр.). Данные центры предоставляют возможность организовывать и проводить телеконсультации для населения РФ, а для медицинских работников – проходить переподготовку по различным направлениям или повышать свою квалификацию дистанционно.
В Волгограде на базе ГБУЗ «Волгоградская областная клиническая больница № 1» был создан телемедицинский центр, основными задачами которого являются телемедицинское консультирование пациентов, взаимодействие с лечебно-профилактическими учреждениями Волгоградской области, организация и участие в международных, федеральных и региональных дистанционных видеоконференциях. В деятельность телемедицинского центра включена научно-исследовательская работа в области телемедицинского обеспечения по клиническому, образовательному, информационному и аналитическому направлениям.
Примерную конфигурацию телемедицинского центра можно представить в виде следующей схемы:
Первое мероприятие было проведено совместно с сотрудниками «Курса факультета усовершенствования врачей “Клиническая фармакология”» Волгоградского государственного медицинского университета 21 февраля 2013 г. Слушателями образовательного дистанционного курса стали врачи Михайловской, Ольховской и Светлоярской центральных районных больниц.
3 июля 2013 г. Министерством здравоохранения Волгоградской области был издан приказ № 1651 «О создании системы телемедицинской помощи». Было принято решение о присвоении телемедицинскому центру статуса Головного телемедицинского центра (далее – ГТМЦ). Помимо непосредственного оказания телемедицинских услуг на ГТМЦ была возложена организационно-методическая и координационная деятельность в масштабах телемедицинской сети Волгоградской области. На базе крупных лечебных учреждений Волгоградской области дополнительно было организовано 11 телемедицинских центров, в 37 лечебных учреждениях созданы телемедицинские пункты, в 104 медицинских организациях открыты кабинеты видео-конференц-связи. В настоящее время к телемедицинской сети Волгоградской области подключено 167 абонентов (онко-, кардио- и перинатальные центры и др.). Их специалисты имеют возможность выходить на связь с центральными районными больницами.
Передача данных и консультация пациентов с врачом производится по выделенным каналам связи, что обеспечивает защиту персональных данных пациентов.
Отмечается наибольшая активность в подключении к телемедицинскому центру со стороны Городищенской, Серафимовичевской, Урюпинской, Клетской, Старополтавской и Ленинской ЦРБ, а также городской больницы № 2 города Волжского. Чаще всего обращаются за консультацией следующих специалистов: кардиологов, хирургов, нейрохирургов, реаниматологов, неврологов, травматологов-ортопедов, пульмонологов, гематологов, гастроэнтерологов, нефрологов, эндокринологов, клинических фармакологов, урологов и рентгенологов. В круглосуточном режиме проводятся экстренные телеконсультации с территориальным отделением медицины катастроф.
В телемедицинском центре в среднем проводится до десяти мероприятий в день. Они включают в себя не только врачебные консультации и консилиумы, но и образовательные мероприятия с участием профессорско-преподавательского состава Волгоградского государственного медицинского университета, а также видеоселекторные совещания медицинских работников.
Благодаря работе телемедицинского центра появилась возможность проведения телеконсультаций по широкому спектру заболеваний. Особенно это важно в случаях труднодифференцируемых патологий. Появилась возможность передать необходимую медицинскую информацию любого формата для квалифицированного заключения по различным заболеваниям (выписки из истории болезни, рентгеновские снимки, компьютерные томограммы, результаты ультразвукового исследования и т. д.); кроме всего прочего, посредством видео-конференц-связи осуществлять повышение квалификации и обучение медицинских работников без отрыва от рабочего места и в удобное для этого время.
Таким образом, расширение сети телемедицинских центров способно оказывать благотворное влияние не только на систему лечебно-профилактической помощи населению, на управление системой здравоохранения и повышение эффективности ее функционирования в чрезвычайных ситуациях, но и на развитие науки, внедрение новых медицинских технологий, подготовку и усовершенствование медицинских кадров.