Full text

Активные процессы, которые происходят в обществе, влекут за собой формирование новых требований к личности ребенка-дошкольника с целью их успешного процесса социализации и адаптации. Общение в этом аспекте выступает базовой составляющей, которая необходима для полноценного развития личности ребенка. Коммуникативно-речевое развитие детей является одним из главных факторов, способствующих формированию дальнейшего процесса социализации. Проявляя коммуникативно-речевые умения, дети могут выражать свои мысли, чувства, устанавливать контакт не только с близкими людьми, но и с окружающими, так у ребенка формируются особенности межличностного взаимодействия с другими детьми и взрослыми, что способствует правильной и всесторонней адаптации детей в коллективе и социуме

Ранний возраст детей – это такой сложный возрастной период, в котором происходит интенсивное развитие детей в области интеллектуального, речевого, физического и психологического развития.

Коммуникативно-речевое развитие для детей имеет важное и необходимое значение в силу того, что происходит не только становление речи детей, но и формируются необходимые навыки общения с окружающими, направленные на дальнейшее становление личности ребенка [1].

Изучением особенностей коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста занимались такие отечественные педагоги и психологи, как А. Г. Арушанова, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, М. И. Лисина, Н. И. Жинкин, В. В. Казаковская, С. Ю. Мещерякова, Е. Ю. Протасова, Ф. А. Сохина, О.С. Ушакова и другие.

В теоретической части исследования нами были выявлены следующие противоречия, которые подсказали выбор темы нашего исследования:

-          между ростом потребности общества во всестороннем развитии детей раннего возраста и их ранней социализацией, которая обеспечивает успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения;

-          необходимостью определения границ коммуникативного и речевого развития детей раннего возраста и отсутствием четкого выделения коммуникативно-речевых умений;

-          необходимостью формирования коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста в условиях групп кратковременного пребывания, с одной стороны, и отсутствием комплексной практико-ориентированной модели формирования коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста – с другой.

Выявленные противоречия, недостаточная разработанность проблемы коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста как фактора вхождения ребёнка в социум доказывают её актуальность и позволяют утверждать, что значимость данной проблемы высока [2].

Нами были выделены современные требования к развитию детей раннего возраста и тенденции, сложившиеся в практике их речевого развития, и установлено, что во ФГОС основной общеобразовательной программы дошкольного образования указывается на необходимость развития личностных качеств, свободного общения дошкольников со взрослыми и сверстниками, которые рассматриваются как ориентиры для воспитания и образования детей раннего возраста.

По мнению Э. Л. Фрухт, Л. Н. Галигузовой и других исследователей, освоение речи – это одно из главных достижений ребенка раннего возраста. При этом возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, появляется для целей общения и развивается в его контексте [3, 4].

Также авторами выделяется активизация речи как важное явление в развитии ребенка раннего возраста.

С другой стороны, на практике отмечается снижение уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста, что связано с недоразвитием речи детей в раннем возрасте [5]. Это требует поиска новых путей и подходов к процессу формирования коммуникативно-речевых способностей детей (Н. А. Горлова, Д. И. Фельдштейн, А. И. Савенков, О. Ю. Ковалева).

Была изучена проблема коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста с позиции лингвистики (Л. В. Щерба, А. Н. Гвоздев, Н. М. Аксарина, и др.), педагогики (А. Н. Галигузова, А. И. Максаков и др.), психологии (Г. М. Лямина, А. Г. Рузская, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова).

Конкретизировано понятие «коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста», которое рассматривается как процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми и сверстниками [6].

      По мнению Л. С. Выготского, формирование коммуникативно-речевых умений у детей происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического строя языка, формирование образной речи – это важная составная часть общеречевой работы.

      Кроме того, имеются технологии развития коммуникативно-речевых умений детей раннего возраста, автором одной из них является О. А. Горлова [7].

М. М. Алексеева различает четыре вида коммуникативно-речевых умений:

1)     говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;

2)     аудировать;

3)     излагать свои мысли с помощью письменной речи;

4)     умение читать.

По отношению к раннему возрасту у детей активно развивается умение говорить и умение аудировать [8].

В детском саду создаются все условия для развития речи ребенка и его общения как с взрослыми, так и со сверстниками: специально организуется речевая среда так, чтобы ее развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени. Но эти условия не возникают сами по себе, их создание требует большого труда и настойчивости, которые необходимо постоянно поддерживать, чтобы они превратились в прочные традиции дошкольного учреждения.

Основная деятельность педагога на занятиях с детьми раннего возраста – это индивидуальная работа по развитию речи ребенка, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка.

В воспитании детей педагогу необходимо применять дифференцированный подход для решения воспитательных задач применительно к раннему возрасту, полу и, конечно, первоначальному, исходному уровню развития речи детей, т. е. любое задание должно быть рассчитано на ребенка с любым уровнем сформированности коммуникативно-речевых умений.

Дети нуждаются в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности со взрослыми. Это необходимо для полноценного развития и постепенного становления ребенка активным участником речевого общения. И в первую очередь это вызывает необходимость организовать доступную по форме и средствам совместную деятельность ребенка со взрослым.

Формирование коммуникативно-речевых умений ставит своей целью развитие речевой и социальной активности ребенка в досуге (праздники и развлечения, нетрадиционные технологии), развитие психомоторной сферы ребенка (включение логоритмики и пальчиковой гимнастики). Для развития речи полезно и включение заданий на развитие мелкой моторики с помощью изобразительной деятельности (модули «Рисование», «Конструирование», «Аппликация», «Лепка»); крупной моторики и речи ребенка посредством музыкально-двигательной деятельности (модуль «Детский фитнес») и т. д.

Можно выделить определенные педагогические условия для формирования коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста:

-          Педагог должен знать суть речедеятельностного подхода, сущность модели развития речевой деятельности ребенка в раннем возрасте, критериев и показателей коммуникативно-речевого развития.

-          Педагог должен уметь учитывать и реализовывать вышеобозначенные группы принципов; уметь адаптировать и реализовывать программу и технологии коммуникативно-речевого развития детей; также он должен быть способным комбинировать модули в зависимости от состояния речевой деятельности ребенка и конструировать комплексные занятия.

О. А. Горлова выделяет следующие направления работы по формированию коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста.

  1. Формирование моторной сферы: как общей, так и мелкой моторики рук.
  2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, всех видов памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия зрительного и слухового, мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно), творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
  3. Понимание слов – предметов, действий, признаков, грамматических категорий и предложных конструкций, инструкций, вопросов, несложных текстовотносится к развитию импрессивной речи.
  4. Развитие лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем – экспрессивной речи.
  5. Работа с родителями: совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение психолого-педагогической литературы) [9].

Занятия должны включать индивидуальную и групповую формы работы продолжительностью не более 10–25 минут в зависимости от этапа работы и состояния готовности детей. Комплектация групп происходит с учетом уровня моторного, познавательного и речевого развития – но не более пяти человек.

В контексте данного процесса особое значение имеет деятельность педагога, создающего и направляющего весь процесс работы по коммуникативно-речевому развитию детей раннего возраста, ориентируясь на программные задачи и ФГОС ДОО [10].

В раннем возрасте особое внимание уделяется непосредственному взаимодействию взрослого с детьми с целью формирования и развития речи и, конечно, коммуникативных навыков у детей раннего возраста, при этом на каждом этапе обращается внимание на стимулирование познавательной активности, развитие словарного запаса и т. п.

Наиболее приемлемой формой работы с детьми раннего возраста нами была выбрана группа кратковременного пребывания при дошкольной образовательной организации. Осуществление преемственности между семьей и детским садом и плавного перехода от воспитания в семье к воспитанию в ДОО является необходимым на современном этапе. Группа предназначена для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Это наиболее востребованные родителями группы, где дети пребывают 3–4 часа в день. Организуется образовательный процесс, в который привлекаются к участию и родители детей. В таких группах легче происходит адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду и переход в дальнейшем на полный день посещения проходит безболезненно.

Наш эксперимент проводился в группе кратковременного пребывания с согласия и личной инициативы родителей. Были созданы все условия: предметно-развивающая и речевая среда. Были изучены парциальные программы по обучению, воспитанию и развитию ребенка раннего возраста, подобраны формы, методы, приемы и средства обучения детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада.

Анализ программных задач по коммуникативно-речевому развитию детей раннего возраста показал, что в рамках коммуникативно-речевого развития особое внимание акцентируется на следующих аспектах (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гурович, Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и др.):

-          воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;

-          обучать детей вступать в контакт с окружающими;

-          развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие;

-          обогащать и активизировать словарь детей;

-          формировать связную речь.

В рамках работы группы кратковременного пребывания по коммуникативно-речевому развитию детей раннего возраста преобладает индивидуальная форма обучения детей, при которой педагог не может охватить всех детей из-за ограниченности во времени.

Процесс организации обучения детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания включает в себя:

-          дифференцированный подход;

-          игровую деятельность;

-          общение.

А строится технология с соблюдением следующих методов и приемов:

-          методы накопления содержания детской речи;

-          методы, направленные на освоение детьми форм общения;

-          психологические приемы поддержки и подкрепления, направленные на обеспечение мотивации детей на последующую работу.

На основе проведенных исследований выделены различные показатели коммуникативно-речевого развития детей к концу раннего возраста, до достижения детьми 3-летнего возраста.

1)     Коммуникативные умения:

-          устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками;

-          вступать в контакт, инициированный взрослым и сверстниками;

-          проявлять коммуникативную потребность в общении и взаимодействии;

-          адекватно реагировать на взрослого и сверстника;

-                    использовать вербальные или невербальные средства общения (взаимодействие).

2)     Речевые умения:

диалогические:

-          дети могут с помощью педагога задавать вопросы и отвечать на них;

-          слушать собеседника и реагировать на его вопросы и просьбы;

монологические:

-          дети могут составить рассказ-описание о предмете (3–5 предложений из 2–5 слов);

-          рассказать сказку (например, «Три медведя», «Колобок», Теремок», «Курочка Ряба»), читать стихи;

аудирование:

-          дети могут слушать стихи, сказки, песенки, потешки;

-          замечать и исправлять неточности, ошибки в тексте, в играх [11].

Эти коммуникативно-речевые умения, которые должны быть сформированы у детей раннего возраста, мы и взяли за основные в практической части исследования.

Для изучения и проведения эмпирической части исследования были подобраны диагностики, изучающие уровень сформированности коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста следующих авторов: О. А. Горловой, Ф. Г. Даскаловой, О. Е. Громовой и Г. Н. Соломатиной.

Опираясь на сводные данные констатирующего этапа, можно сделать вывод, что выявлен процент детей с высоким уровнем коммуникативно-речевых навыков, который составляет 35,8%, со средними показателями – 50% – и детей с низким уровнем – 14,3%.

Данные диагностики позволили нам говорить о необходимости проведения коррекционной работы по формированию коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста.

Система коррекционной работы включала два этапа.

I этап – формирование коммуникативных навыков.

На этом этапе была организована «Семейная гостиная», где совместно с детьми занимались их сверстники и родители для обыгрывания игровых ситуаций.

Для формирования коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста предложенные игровые ситуации должны соответствовать следующим критериям:

1)     каждая ситуация должна включать различные формы взаимодействия воспитателя и детей;

2)     для детей раннего возраста применяются сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, театральные игры, дидактические игры и т. п., которые соответствовали уровню развития речи детей в обыгрываемой ситуации;

3)     дети накапливают положительный социально-эмоциональный опыт в процессе реализации образовательной ситуации общения с педагогом;

4)     дети обретают социальный опыт в процессе общения друг с другом и педагогом;

5)     ко всем ситуациям подбираются методы поддержки детей с целью создания более благоприятных условий совместной деятельности, на них делается акцент.

II этап – формирование коммуникативно-речевых навыков.

Работа велась в игровой форме – «Путешествие по сказкам», в которой использовались элементы театрализации, а также различные формы деятельности: игры-имитации, разыгрывание сценок, подражание голосам героев, обыгрывание сказок, ряжение, слушание сказок.

Нами проводились интегрированные занятия, которые включали стихотворные произведения, произведения устного народного творчества и малые фольклорные формы – сказки, потешки, где дети, принимали активное участие в рассказывании, выполняя движения.

Помимо основных нами применялись следующие методы помогающего общения с детьми:

-          психологическая поддержка, когда воздействие педагога направлено на эмоциональную сферу маленького ребенка, для закрепления положительных переживаний и состояний, что позволяет ребенку проявлять свою активность и самостоятельность, даже совершая ошибки;

-          подкрепление как повторение для запоминания действий, анализа и осознания;

-          ободрение или поддержка со стороны взрослых, которые одобряют действия ребенка с помощью похвалы, доброжелательного тона в общении, употребления ласковых слов, шутки, юмора;

-          анонсирование: данный прием напоминает репетицию, предварительное обсуждение того, что должен будет сделать ребенок, т. е. создает положительный настрой у ребенка, не справившегося с заданием.

После апробации формирующей опытно-экспериментальной деятельности была проведена повторная диагностика, в которой выявлено, что детей с высоким уровнем сформированности коммуникативно-речевых навыков выявлен 41,1%, т. е. их количество детей выросло на 5,3%, средние показатели увеличились на 1,8%, что составляет 51,8%, детей с низким уровнем не выявлено.

Наше исследование доказывает необходимость и возможность формирования коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в такой форме, как группы кратковременного пребывания.