Эффективная реализация включения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в среду образовательного учреждения представляется невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов. Особое место в психолого-педагогическом сопровождении принадлежит логопедическому сопровождению, которое определяется необходимостью обеспечения процесса инклюзии – адаптации ребенка с ОВЗ к школе, а также адаптации школы – к его особенностям и потребностям [1].
Школьный округ – это совокупность взаимодействующих образовательных учреждений, объединенных на основе следующих принципов:
- географического, учитывающего транспортную доступность территориального пространства для эффективного взаимодействия образовательных учреждений;
- коммуникативного, учитывающего наличие и перспективу создания и развития единого информационного пространства;
- экономического, учитывающего особенности организации, структуры, ресурсного обеспечения и состояния системы образования;
- социального, учитывающего сложившиеся исторические и культурные традиции населения.
В настоящее время школьный образовательный округ № 8 Барабинского района организует свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 12.11.2012 г.) [2], Типовым положением об общеобразовательном учреждении, введённым в действие с 19.03.2001 г., № 196, Постановлением Правительства РФ (с изменениями на 01.02.2005 г.) [3], Концепцией реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 г. № 871), Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783), письмом Департамента образования Новосибирской области «О базовых школах» № 6523-03-05/30 от 14.12.2009 г., Распоряжением главы администрации Барабинского района «Об утверждении списка базовых школ и школьных округов в Барабинском районе» № 145 от 18.02.2008 г., Постановлением главы Барабинского района «Об изменении списка базовых школ и школьных округов в Барабинском районе» № 19 от 08.02.2010 г.
В школьный округ входят МКОУ Новочановская СОШ с филиалами Сизевской ООШ и Усть-Тандовской ООШ, МКОУ Новониколаевская СОШ с филиалом Богатихинская ООШ, МКОУ Новоярковская СОШ, МКОУ Кармаклинская СОШ с филиалом Кармаклинский детский сад, МКОУ Кожевниковская НОШ, МКОУ Тополевская ООШ, МДОУ Новочановский детский сад, МДОУ Новониколаевский детский сад, МДОУ Новоярковский детский сад.
Основной целью работы школьного округа является обеспечение максимально возможной доступности качественного общего образования для каждого обучающегося, в том числе и для детей с ОВЗ. Исходя из этой цели, работа логопедического сопровождения состоит в обеспечении специализированной помощи обучающимся с ОВЗ, имеющим нарушения речи различного генеза, а также мер помощи по преодолению выявленных речевых нарушений.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- Выявление детей, имеющих речевые нарушения.
- Логопедическое сопровождение детей.
Группы детей с ограниченными возможностями здоровья в Новочановском школьном округе неоднородны, в них входят дети с разными нарушениями развития: дети с задержкой психического развития, с интеллектуальной недостаточностью, с тяжёлыми нарушениями речи.
В 2017/2018 учебном году нами было проведено опытно-экспериментальное исследование первоклассников с ОВЗ в указанном школьном образовательном округе с целью оказания логопедической помощи учащимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.
Так как самой многочисленной группой являются дети с задержкой психического развития, они и были взяты для экспериментального исследования. В однородную группу первоклассников были включены 12 детей с системным недоразвитием речи III уровня речевого развития, обусловленным задержкой психического развития по заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. При обследовании обучающихся использовалась методика определения уровня речевого развития детей с задержкой психического развития И. Д. Коненковой [4]. Валидность и надежность данной методики состоит в том, что она дает объективное представление об уровне речевого развития ребенка 6–7 лет с задержкой психического развития на основе количественных и качественных показателей. Результаты тестирования дают и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма. Данная методика направлена на обследование детей 6–7 лет и сопровождается методическим пособием автора с описанием технологии проведения и обработки результатов обследования речи детей.
У детей данной группы выявлено недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи, бедность лексико-семантической стороны речи, ограниченный объем словаря, неточность в употреблении слов. Результаты по изучению коммуникативно-речевых умений показывают, что высоким, равно как и низким, уровнями развития на момент первичного обследования не обладает ни один обучающийся. Два ребенка (16,7%) имеют уровень ниже среднего по исследуемым показателям. Эти дети с трудом устанавливали контакт, были недостаточно активны, неразговорчивы, нуждались в постоянной внешней организации своей деятельности. Они понимали речь не в полном объеме, на вопросы отвечали односложно, затруднялись сформулировать вопрос. Семеро детей (58,3%) в целом контактны и вместе с тем не всегда понимают речь в полном объеме, затрудняются правильно излагать свои мысли, им также требуется направляющая помощь. Трое обучающихся (25%) имеют уровень выше среднего по данному компоненту речевого развития. Эти дети достаточно контактны, понимают речь в полном объеме, умеют слушать, отвечать на вопросы, но их ответы не всегда развернуты, они испытывают затруднения при формулировании вопросов.
По результатам изучения словаря предметов мы можем увидеть, что основной процент обучающихся имеют средний, близкий к допустимому, уровень развития словаря предметов (шесть человек – 50%). Один обучающийся (8%) имеет уровень выше среднего по правильному пониманию и употреблению слов в активном словаре. Вместе с тем пятеро детей (42%) характеризуются уровнем ниже среднего: их объем активного словаря предметов ниже уровня допустимой нормы, недостатки словаря выражаются в неправильных наименованиях и в замене существительных и прилагательных местоимениями.
Результаты по изучению глагольного словаря показывают, что большинство обучающихся – семеро (58%) – самостоятельно придумывали глаголы к одному-двум словам, к остальным словам требовалась стимулирующая помощь в виде побуждающих вопросов. Четыре ребенка (33%) нуждались в повторении, расширении инструкций, самостоятельно они выполнили только одно задание, в остальных случаях нуждались в конкретной подсказке. Один обучающийся (9%) при подборе лексем характеризовался уровнем выше среднего: он самостоятельно придумал по три глагола к четырем словам, к остальным словам – по две лексемы.
Результаты по изучению словаря наречий демонстрируют следующее. Большинство обучающихся (5 –42%) характеризуются средним уровнем развития словаря наречий. Эти дети к каждому заданию придумывали по два слова, но при этом нуждались в помощи в виде конкретной подсказки, в повторении инструкции. Четверо детей (33%) смогли придумать только по одному слову к каждому заданию, при этом нуждались в помощи. Два ребенка (17%) с помощью побуждающих вопросов смогли придумать по два слова к каждому заданию. Один ребенок (8%) сумел самостоятельно придумать более двух наречий к каждому заданию.
Результаты по изучению умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже показывают, что большинство обучающихся (семеро – 58%) при выполнении заданий нуждались в значительной помощи, часть заданий была им недоступна. Пятеро детей (42%) большинство заданий выполнили с помощью взрослого: им требовались уточняющие вопросы, иногда с контекстной подсказкой.
По результатам изучения умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок видно, что большинство обучающихся (семеро – 58%) при раскладывании серии картинок действуют импульсивно, допускают ошибки, сами их исправить не могут, нуждаясь в помощи взрослого. Их рассказ только частично соответствует изображенной ситуации, он не раскрывает причинно-следственные связи между событиями. Четыре ребенка (33%) не смогли выполнить задание. Один ребенок (9%) в целом смог выполнить задание, но отдельные смысловые звенья оказались пропущенными. Отмечались также продолжительные паузы, бедность словарного запаса, замена слов.
Анализируя данные диагностического обследования детей, можно сделать вывод о том, что для преодоления речевой недостаточности требуется длительное, специально организованное коррекционное воздействие, включающее комплекс логопедических и воспитательных мероприятий, направленных на формирование всех компонентов языковой коммуникативной и регулирующей функций речи.
В основе школьной неуспеваемости лежит истощаемость нервной системы, быстрая утомляемость, нарушение работоспособности. Нарушение речевой деятельности при дефектах развития детей является общей закономерностью их психического развития. По мнению Е. А. Стребелевой [5], суть данной закономерности состоит в том, что, если не осуществляются необходимые коррекционные воздействия, наступает деформация речевого общения и взаимодействия ребенка с социальной средой, ограничивается круг представлений об окружающем мире, нарушается способность к приему и переработке информации, возникают трудности социальной адаптации, что отрицательно сказывается на общем психическом развитии ребенка.
Основными видами деятельности учителя-логопеда Новочановского школьного округа являются:
- диагностический;
- коррекционно-развивающий;
- аналитический;
- организационно-методический;
а также консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами.
Диагностический вид деятельности включал установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в речевом развитии обучающихся школ округа, что в дальнейшем позволило определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Результатом проведенной диагностической работы также являлась подготовка материалов для территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Барабинского района с целью определения специальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционно-развивающий вид деятельности был направлен на преодоление речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий велась работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводились и уточнялись обобщающие понятия. Формировалась и развивалась словообразовательная функция речи и словоизменение.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учились составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, составлять описательные и творческие рассказы. На занятиях по звуковой культуре речи дети учились правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводились:
- дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
- артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
- пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
- коррекция звукопроизношения разными способами;
- автоматизация звуков в речи;
- дифференциация звуков в речи;
- обогащение словарного запаса;
- закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводилось совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывалась с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее было положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строилось развитие их речи.
Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами включала консультирование родителей, педагогов, специалистов по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Данный вид деятельности осуществлялся в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров, совместного проведения родительских собраний, на которых рассказывалось об особенностях речевого развития детей, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также давались практические рекомендации. Использовались логопедические стенды для родителей и педагогов со сменным материалом в каждой школе и отдельно стенды артикуляционной гимнастики в каждом кабинете первоклассников.
Работа с родителями была сформирована на положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом; активизирована заинтересованность в занятиях по развитию и коррекции речи; выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей, а также повышение их компетентности в вопросах речевого развития детей и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения и т. д.); обучению основным приемам коррекционно-развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т. д.), знакомство родителей с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Аналитический вид деятельности позволял отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, то есть выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка.
Организационно-методическая деятельность включала в себя:
- самообразовательную деятельность по изучению и обобщению передового опыта с целью поиска эффективных средств коррекции речи детей, определения разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала, внедрения вариативных форм оказания коррекционной помощи;
- участие в заседаниях районного методического объединения учителей-логопедов, обмен опытом на семинарах и мастер-классах, проводимых МКУ ЦИМО Барабинского района и Барабинским филиалом ГБУ НСО ОЦДК;
- участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с задержкой психического развития, для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями);
- ведение документации (перспективное планирование, разработка программ логопедического сопровождения, разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по оказанию логопедической помощи детям и т. д.);
- подбор диагностического инструментария;
- изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи, пополнение логопедического кабинета новинками методической литературы.
Логопедическое сопровождение с детьми с ограниченными возможностями здоровья реализовалось через занятия, которые проводились на базе школы еженедельно. Первоклассников из школ, входящих в школьный округ, подвозили на занятия еженедельно один раз в неделю с сентября по май. Форма проведения занятий групповая. Длительность занятия составляла 45 минут.
Коррекционные логопедические занятия включали в себя следующие показатели, которые были определены на этапе диагностической работы:
- коммуникативно-речевые умения;
- лексическое развитие;
- грамматический строй языка;
- моторика артикуляционного аппарата;
- звукопроизносительная сторона речи;
- фонематический слух;
- слоговая структура и звуконаполняемость слов;
- фонематический анализ;
- связная речь.
По окончании исследования сравнительные результаты позволили проследить динамические изменения в речевом развитии обучающихся после проведения с ними коррекционно-развивающей работы. Отмечается положительная динамика в формировании коммуникативно-речевых умений после проведения с обучающимися коррекционно-развивающей работы. Так, на 8,7% уменьшилось количество детей с уровнем ниже среднего и на 25 % – со средним уровнем. Дети стали более контактными, они лучше понимают речь, испытывают меньше трудностей при формулировании вопросов. Также имеют положительную динамику обучающиеся с уровнем выше среднего (произошел рост на 16,3 %) и высоким уровнем (количество увеличилось на 17%), что говорит об увеличении детей, понимающих речь в полном объеме, умеющих слушать, отвечать на вопросы.
Сравнительные результаты по изучению у обучающихся словаря предметов показывают также положительную динамику. Так, на 33,2% увеличилось число обучающихся со средним уровнем развития словаря предметов. На 8% возросло количество детей, характеризующихся полным объемом словаря (как активного, так и пассивного).
Заметна динамика в развитии глагольного словаря. Несмотря на то что количество обучающихся с уровнем выше среднего по развитию глагольного словаря осталось на прежнем уровне, произошел рост числа обучающихся со средним уровнем развития глагольного словаря (на 33,3%). Соответственно, на 33,3% уменьшилось количество детей, затрудняющихся в самостоятельном выполнении большинства заданий и нуждающихся в повторении, расширении инструкций, конкретной подсказке.
Произошло уменьшение количества обучающихся с уровнем ниже среднего (на 16,6%) и низким уровнем (на 8,4%) развития словаря наречий. На 25% возросло число детей со средним уровнем развития словаря наречий. Количество обучающихся с уровнем выше среднего по развитию данной составляющей речи ребенка осталось на прежнем уровне.
Позитивные изменения произошли у обучающихся по умению согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Снизилось количество детей, требующих значительной помощи при выполнении заданий (на 25%), и увеличение числа детей, выполнивших задания с помощью взрослого (на 16,6%). Возросло и число обучающихся, выполнивших верно большинство заданий (на 8,4%).
Положительную динамику дает развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Так, уменьшилось число детей, не выполнивших задание (на 33,3%). Несмотря на увеличение количества обучающихся с уровнем ниже среднего по развитию данного умения (на 16,7%), наблюдается рост числа детей со средним уровнем (на 8,3%), в целом справившихся с заданием. Также на 8% возросло количество детей, составивших рассказ в основном самостоятельно, хотя у них и отмечаются недостаточная развернутость высказывания и ошибки в грамматическом оформлении, с которыми они справляются преимущественно самостоятельно.
Итак, анализ результатов исследования речевого развития обучающихся в процессе логопедической работы показал следующее: выявлен ряд статистически достоверных различий между констатирующим и контрольным этапами экспериментально-исследовательской работы.
Наблюдается положительная динамика развития по следующим показателям:
- коммуникативно-речевые умения;
- лексическое развитие;
- сформированность грамматического строя языка;
- звукопроизносительная сторона речи;
- сформированность фонематического слуха;
- сформированность слоговой структуры;
- навыки фонематического анализа;
- связная речь.
Выявленные достоверные различия по данным критериям позволяют утверждать, что логопедическая работа способствовала успешному речевому развитию обучающихся детей с системным недоразвитием речи III уровня речевого развития, обусловленным задержкой психического развития по заключению территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.