Full text

Использование политехнического материала, материала, связанного с повседневной жизнью школьников, оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения физике, закреплению и углублению получаемых ими знаний, а также развивает у них потребность в чтении дополнительной литературы.

На подобных уроках учитель получает возможность представить богатый иллюстративный материал к различным разделам курса физики. При этом ученик создает для себя наглядные образы, связывает физические закономерности с повседневной жизнью. Заключая в себе эмоциональный момент, такой материал легко воспринимается школьниками.

При привлечении политехнического материала рекомендуется использовать следующие методы и приемы обучения [1–3]:

1)     рассказы, сообщения и/или лекции учителя на уроках для актуализации знаний;

2)     постановка проблем для иллюстрации применения законов физики на практике;

3)     подготовка учащимися докладов, рефератов, сообщений и их заслушивание на уроках, семинарах и конференциях по конкретным темам школьного курса физики;

4)     составление и решение задач, в условиях которых содержатся данные по реальным техническим приборам, механизмам, установкам и т. п. [4, 5];

5)     проведение экскурсий на производство и выполнение учащимися индивидуальных и групповых заданий по материалам экскурсий;

6)     организация научно-исследовательской деятельности учащихся по вопросам техники, промышленности и экологии, связанным с физической наукой;

7)     проведение исследовательских лабораторных работ по физике и решение задач с использованием местного краеведческого материала;

8)     организация чтения научно-популярной и периодической литературы, материалов конференций, где приводится яркий и выразительный политехнический материал, с дальнейшим анализом прочитанного;

9)     оформление презентаций, газет, стендов и/или альбомов для иллюстрации использования политехнического материала, местного краеведческого материала на занятиях по физике, математике и другим предметам.

Рассмотрим возможность одного из рассмотренных методов – игру-соревнование.

Как показывает практика, игры стимулируют активность школьников в приобретении и обобщении знаний, навыков и умений.

Игра состоит из пяти геймов, результаты оцениваются жюри. Участвуют две команды по 7–8 человек. Остальные учащиеся делятся на две группы поддержки и тоже участвуют в игре.

Игра «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

«Автомобили, автомобили буквально все заполонили…»

(для учащихся 9–10-х классов)

Цели:

-          показ связи физики и техники;

-                    повторение изученного в объединении теоретического и практического материала;

-          развитие познавательного интереса;

-          расширение политехнического кругозора.

Оборудование – мультимедийная установка.

Ход мероприятия

Ведущий. Сегодня мы поговорим об автомобилях, которые прочно вошли во все сферы нашей жизни. Проведем игру, объединяющую знания об автомобилях и знания по физике.

ГЕЙМ 1 «РАЗМИНКА»

Командам предлагается решить задачу. За каждый правильный ответ начисляется один балл. На решение задачи дается до 5 минут.

  1. Если автомобиль, движущийся со скоростью 36 км/ч, при торможении проходит путь, не превышающий 12,5 м, то считается, что ножной тормоз исправен. Определите возникающее при этом тормозное ускорение. (Ответ: 4 м/с2.)
  2. Автомобиль массой 1 т, движущийся со скоростью 30 м/с по горизонтальной дороге, начинает тормозить и останавливается. Определите его тормозной путь, если коэффициент трения шин о дорогу равен 0,3. (Ответ: 150 м.)
  3. Чему может быть равен коэффициент трения между шинами и поверхностью наклонной дороги (минимальное значение), чтобы автомобиль с включенным двигателем мог двигаться по ней вверх с ускорением 0,2 м/с2? Угол наклона дороги к горизонту 300. Все колеса автомобиля ведущие. (Ответ: 0,6.)

Замечание: задачу 3 решают обе команды одновременно.

ГЕЙМ 2 «А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»

Команда за верный ответ получает два балла [cм. также 6–8].

  1. На какую особенность строения газов указывает то, что воздух в цилиндре дизельного двигателя сжимается в 12–20 раз?

Ответ: в газах расстояние между молекулами во много раз больше, чем размеры самих молекул газа.

  1. Зачем в зимнее время в воду, используемую для охлаждения двигателей, добавляют антифриз?

Ответ: вода обладает большой удельной теплоемкостью – 4200 Дж/кг 0С, лучше других носителей отбирает тепло. Антифриз добавляют в воду для снижения температуры замерзания.

  1. Зачем некоторые автомобили имеют дополнительные противотуманные фары желтого цвета?

Ответ: меньше всего капельки воды (туман) рассеивают красный, оранжевый и желтый свет.

  1. Одинаковый ли путь проходят при повороте правые и левые колеса автомобиля?

Ответ: нет, за одно и то же время колеса пройдут разный путь, так как линейная скорость зависит от радиуса кривизны траектории, а значит, и от поворота, а скорость колес различна.

  1. Зачем увеличивают натяжение приводного ремня, передающего движение от шкива к шкиву, например от коленчатого вала к вентилятору?

Ответ: для увеличения силы трения.

  1. Куда выгодней поместить тяжелый груз: в кузов или прицеп автомобиля?

Ответ: тяжелый груз лучше поместить в кузов, так как при этом увеличивается сила трения ведущих колес о дорогу, а значит, и сила тяги.

  1. Почему смазочные материалы нужно защищать от попадания в них песка или пыли?

Ответ: песок и пыль увеличивают трение и износ деталей.

  1. Что будет, если между тормозной колодкой и тормозным барабаном автомобиля попадет масло?

Ответ: трение уменьшится, и тормоз перестанет работать.

  1. В каких агрегатных состояниях вода непригодна для использования в радиаторах автомобилей?

Ответ: в газообразном и твердом.

  1. В каком агрегатном состоянии находится бензин, когда мы ощущаем его запах? Когда заливаем в бензобак?

Ответ: в первом случае – в газообразном, во втором – в жидком.

  1. Почему в ходе гонки гонщики стараются пристроиться вплотную к идущей впереди машине («сесть на хвост»)?

Ответ: гоночная машина, «сидящая на хвосте» другой, увлекается вперед вихревым потоком, ко­торый оставляет идущая впере­ди машина, и испытывает меньшее лобовое сопротивление, по­скольку передняя машина рас­секает воздушный поток.

  1. Рама автомобиля представляет собой замкнутый контур. Будет ли в ней возникать индукционный ток при движении автомобиля в магнитном поле Земли?

Ответ: в объеме автомобиля магнитное поле Земли можно считать однородным, следовательно, магнитный поток меняться не будет, а значит, не будет и тока.

ГЕЙМ 3 «ОТГАДАЙ»

Участники первой команды должны мимикой и жестами изобразить задуманный ими физический термин, связанный с автомобилем. Вторая команда должна отгадать задуманный термин (1–2 попытки). В ходе этого гейма создаются зрительные образы физических терминов, что помогает их запоминанию.

ГЕЙМ 4 «КАПИТАН, КАПИТАН, УЛЫБНИТЕСЬ…»

Ведущий. А теперь капитаны команд попробуют рассмотреть движение автомобиля и выполнить следующее задание (капитанам выдают карточки с заданием, побеждает тот, кто справится с заданием быстрее):

На мокром шоссе автомобиль может обладать ускорением торможения не более 2 м/с2. Ведя автомобиль со скоростью 36 км/ч, шофер реагирует на замеченную опасность в течение 1 с, принимает решение остановить автомобиль и начинает тормозить.

Рассмотрите движение этого автомобиля, ответив на следующие вопросы:

  1. Какое расстояние пройдет автомобиль за 1 с до начала торможения?
  2. Сколько времени должен действовать тормоз, чтобы автомобиль остановился?
  3. Какое расстояние пройдет автомобиль за время торможения?
  4. Какое расстояние пройдет автомобиль с момента, когда шофер заметил опасность, до полной остановки?

ГЕЙМ 5 «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

Предлагаем несколько количественных задач, составленных на основе различных данных об автомобилях, на решение команде отводится не более 5 минут:

-          Каков должен быть минимальный радиус дуги поворота автомобиля, если он движется со скоростью 18 м/с, а коэффициент трения шин о дорогу 0,4?

-          Определите начальную скорость автомобиля массой 2 т, если под действием силы трения 16 кН он остановился через 50 м.

-                    Через 20 с после начала движения автомобиль массой 1,5 т развил скорость 90 км/ч. Определите силу тяги автомобиля, если коэффициент трения шин о дорогу равен 0,02.

-          Тормозной путь легкового автомобиля с на­чальной скоростью 54 км/ч на сухом асфальте равен 20 м, на загрязненной мокрой дороге – 75 м. Определите коэффициенты трения для указанных случаев.

-                    Автомобиль, подъезжая к светофору со скоростью 10 м/с, тормозит в течение 4 с и останавливается рядом со светофором. Определите тормозной путь автомобиля при этом.

-          Тормоза автомобиля сообщают ему ускорение 6 м/с2. Какова длина тормозного пути автомобиля при начальной скорости 60 км/ч? Как изменится длина тормозного пути, если начальная скорость равна 80 км/ч при том же тормозном ускорении?

-          При аварийном торможении автомобиль, скорость которого была 20 м/с, остановился через 5 с. Определите тормозной путь автомобиля при условии, что ускорение торможения 6 м/с2.

ГЕЙМ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ

-          Каково назначение рисунка протектора на шинах автомобильных колес? (Ответ: лучшее сцепление с грунтом.)

-          Почему для запрещающих сигналов на транспорте принят именно красный цвет? (Ответ: красные лучи имеют большую длину волны по сравнению с другими, входящими в спектр. Поэтому они меньше задерживаются атмосферой и частицами, в ней взвешенными (туман, пыль), следовательно, они лучше видны издалека.)

-          Зачем гоночному автомобилю крылья? (Ответ: для того чтобы лучше прижимало к дороге.)

-          Как называется прибор, который определяет количество оборотов двигателя? (Ответ: тахометр.)

-          Какое вещество являлось топливом в первом автомобиле? (Ответ: дрова.)

-                    Что в переводе с греческого означает слово автомобиль? (Ответ: «самодвижущийся».)

-          Какую величину автомобиль может менять во время пути, то увеличивая, то уменьшая ее? (Ответ: скорость.)

-          О чем идет речь в поговорке «Сами не видят, а другим показывают»? (Ответ: о дорожных знаках.)

-          Как называются соревнования, проходящие по труднопроходимым местам на автомобилях? (Ответ: ралли.)

-          Вспомните скороговорку о девочке, нарушающей правила дорожного движения. (Ответ: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».)

-          Для чего на первых автомобилях закрепляли резиновую аптекарскую «грушу» с небольшим раструбом? (Ответ: груша использовалась для звукового сигнала.)

-          На перекрестке имеется светофор и дежурит регулировщик. Чьим указаниям надо подчиняться, если сигналы светофора не совпадают с жестами регулировщика? (Ответ: нужно подчиняться жестам регулировщика.)

-          Какой стороны должен придерживаться пешеход, который идет по дороге без тротуаров? (Ответ: левой стороны.)

-          Двигатель автомобиля соединяется с ведущими колесами при помощи трансмиссии, состоящей из сцепления, коробки передач и системы валов и шарниров. Сцепление позволяет отсоединять двигатель от коробки передач, что облегчает ее переключение. Диск сцепления, соединенный с первичным валом коробки передач, прижимается к маховику двигателя пружинами. Это позволяет передавать крутящий момент в последующие элементы трансмиссии. При износе диска сцепления сила его прижатия к маховику уменьшается и сцепление может начать «пробуксовывать». Один из водителей при появлении этой неисправности решил ехать на «повышенных» передачах, а другой в той же ситуации – на «пониженных». Кто из них успешно добрался до ближайшей станции техобслуживания?

По окончании игры жюри подводит ее итоги.

С целью разнообразия игры между геймами можно предложить школьникам ряд интересных факторов про автомобили.

Количество заданий (геймов) или задач можно уменьшать или увеличивать. Это зависит от времени проведения игры и ее целей [9–12], а также от уровня знаний и умений обучающихся. Предлагаемые задачи из сценария можно разделить по сложности, что позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход к обучению.