Full text

Изменения в России, связанные с социально-экономическими реформированиями, обусловили необходимость подготовки педагогов, обладающих новым профессиональным мышлением, высокой мобильностью, компетентностью, ориентацией на основные тенденции системы образования: глобализацию, фундаментализацию, демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию, технологизацию, стандартизацию, компьютеризацию и вариативность. В связи с этим достижения человека и общества в целом в значительной степени зависят от профессиональной подготовки будущих учителей и, в частности, от формирования у них коммуникативных умений.

Вопреки тому что большинство учителей знакомы с понятием «педагогическое общение», представления о нём зачастую носят поверхностный характер, что затрудняет применение теоретических знаний на практике. Современная парадигма высшего образования предполагает переход к новой модели профессионально-педагогического образования в вузе. Время и социальный запрос предъявляют новые требования к становлению будущего учителя, несмотря на то что педагогическое общение как категория появилось в науке сравнительно недавно. В ходе исследований по проблеме профессиональной подготовки будущего педагога начального образования было выявлено, что почти 50% опрошенных испытывают затруднения в общении с детьми, это проявляется в неумении организовывать взаимодействие с учащимися, общаться с ними и руководить их деятельностью, а также неумении познать каждого ребенка. Из этого следует, что работа по формированию коммуникативных навыков у учителей начальных классов должна вестись ещё в стенах вуза.

Педагогическое общение учителя с учащимися, выстроенное не профессионально, может повлечь за собой неудачи в обучении и воспитании, ведь в младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности – это обучение, а без общения оно невозможно. Посредством общения как одного из факторов происходит психическое и социальное развитие младших школьников. Речевая культура учителя, его особенности общения, способы выстраивания взаимоотношений в классе, выбор стиля способствуют выработке авторитета среди учащихся, повышению уровня мотивации к обучению, обеспечению целостного, гармоничного развития учащихся, что положительно сказывается на учебно-воспитательном процессе в целом.

Н. В. Кузьмина выделила в педагогической деятельности три компонента: конструктивный, организаторский, коммуникативный [1]. Последний подразумевает способность педагога выстраивать целесообразующие отношения с учениками, родителями, коллегами. Коммуникативным умениям и навыкам, знанию основных положений теории общения отводится ключевая роль в профессиональной компетентности педагога начальных классов, поскольку именно он в процессе общения задаёт модель поведения учащимся.

Основу профессиональной педагогической деятельности составляет педагогическое общение. Ю. К. Бабанский считает общение движущей силой, активизирующей учебный процесс. Оно должно приносить удовлетворение от постижения учебного материала, побуждать к деятельности, вызывать интерес к самообучению. М. Захаров рассматривает общение как значимый «инструмент» формирования и воспитания личности.

В большинстве случаев отечественные учёные привыкли уравнивать понятия «общение» и «деятельность». При этом, как отмечает А. А. Реан, общение является лишь формой, видом деятельности, процессом, который возникает в результате взаимодействия двух или нескольких людей. Словарь под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского предлагает нам следующее определение: «Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития взаимопонимания между людьми, порождаемый потребностями во взаимодействии и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии деятельности, восприятия и понимания людьми друг друга».

В психологическом словаре под редакцией В. Давыдова и В. П. Зинченко общение рассматривается как взаимодействие двух и более людей, которое подразумевает обмен информацией или выражение положительных, отрицательных чувств в отношении собеседника.

Обучающая функция педагогического общения является ведущей. Характерная черта обучающей функции состоит в том, что она включает в себя воспитывающий и развивающий компоненты. Посредством реализации воспитывающей функции учитель помогает учащемуся выражать те положительные качества, эмоции, которые есть в нём. У педагога должна присутствовать заинтересованность в успехе ученика, его самораскрытии и развитии.

Умение общаться в педагогической деятельности является профессионально значимым качеством. Коммуникативные способности в педагогическом общении проявляются в процессе взаимодействия с учащимися, родителями, коллегами. Исследования учёными-педагогами опыта начинающих учителей позволили В. А. Кан-Калику раскрыть и описать наиболее часто проявляющиеся «барьеры» общения, которые препятствуют решению педагогических задач и затрудняют учебно-воспитательный процесс, к таким «препятствиям» относятся: противоречие взглядов, боязнь класса, отсутствие эмоционального контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. При этом, как правило, начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» в связи с отсутствием опыта взаимодействия с детьми [2].

Условия, способствующие эффективному и плодотворному общению педагога с учащимися, были предложены А. А. Бодалевым:

-          вне зависимости от сферы жизнедеятельности воспитанника общение должно осуществляться в соответствии с единым гуманистическим принципом;

-          должно быть направлено на воспитание отношения к высшей ценности;

-          должно обеспечивать усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и способов общения с ними [3].

Понятие «умение» не имеет конкретного определения, над его изучением работают многие педагоги, психологи. В зависимости от направления деятельности учёные предлагают различные трактовки, сущность и содержание которых имеют различия. Отметим особенность: умения обладают сознательностью, способностью к контролю, творческому применению, обобщенностью.

Е. А. Милерян полагает, что умение является весьма сложным структурным сочетанием чувственных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности, которые формируются и проявляются в рациональном, разумном, успешном осуществлении системы перцептивных, мыслительных, невербальных и других действий, обеспечивающих достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания.

В. А. Сластенин полагает, что педагогические умения представляют собой систему педагогических воздействий, взаимосвязанных определенными отношениями и направленных на решение педагогических задач в изменяющихся условиях. Умения в педагогическом общении развиваются на основе выработанных навыков.

А. К. Маркова наиболее полно представила классификацию умений учителя, в которой была выделена отдельная группа коммуникативных умений – это приемы постановки коммуникативных задач. Наиглавнейшее из входящих в эту группу умений – создание условий психологической безопасности и реализация внутренних ресурсов собеседника.

Понятие «коммуникативные умения» в современной науке трактуется по-разному. Т. А. Ладыженская – одна из тех, кто относит к ним такие умения, которые нужны каждому человеку для верного выражения собственной или понимания чужой точки зрения, сюда можно отнести определение темы, раскрытие основной мысли сообщения, изучение и систематизацию материала, выстраивание речи в определенном жанре, грамотную формулировку собственных мыслей, корректировку, редактирование устной и письменной речи. Педагогу, у которого высокий уровень развития коммуникативных способностей, не составляет труда наладить психологические контакты как с учениками, так и учеников между собой. Коммуникативные способности помогают в преодолении различных психологических барьеров, возникающих при взаимодействии субъектов образования, а также располагают к плодотворным межличностным взаимоотношениям. Умение дать объективную оценку ситуации общения подразумевает способность видеть обстановку, выбирать ее наиболее информативные признаки и обращать на них внимание, правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации. Связанные с этим коммуникативные способности включают умение вступать во взаимоотношения с незнакомыми людьми, умение предотвращать возникновение конфликтов и недоразумений, умение быть правильно понятым и воспринятым другим человеком, умение дать возможность другому человеку высказать свои чувства. Каждый педагог способен развивать в себе те или иные коммуникативные способности.

А. Н. Щукин рассматривает речевые коммуникативные умения как способность осуществлять то или иное речевое действие в ситуациях, требующих решения коммуникативных задач. Система коммуникативных задач составляет педагогическое общение и поэтому является его неотъемлемой частью.

По определению М. И. Лисиной, коммуникативная задача – это та цель, на достижение которой в данных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Задача общения представлена внутренними и внешними условиями, сюда можно отнести уровень развития потребности в общении, предыдущий опыт взаимодействия, ситуацию взаимодействия, характер ближайшего по времени воздействия партнера. Задача, в свою очередь, определяет характер действия общения.

Главные особенности коммуникативной задачи как функциональной единицы общения состоят в том, что она выполняет роль побудителя ответного речевого или неречевого действия, а также включает речевые действия как говорящего, так и слушающего.

С позиции педагога могут быть выделены следующие группы коммуникативных задач:

1)     транслирование информации;

2)     запрашивание информации;

3)     стимулирование к действию (вербальному или невербальному);

4)     выражение отношения к вербальному или невербальному действию ученика.

Коммуникативные задачи каждой из этих групп решаются с помощью множества речевых действий. Таким образом, в процессе решения коммуникативных задач педагог ориентирован на достижение двух основных целей: транслировать учащимся информацию и стимулировать их к действию.

Классификация коммуникативных умений предложена О. В. Запятой:

1)     умение кратко, сжато, без искажений выражать свои мысли устно;

2)     умение составлять высказывания в письменной форме;

3)     умение слушать, вникать в суть прослушанного текста и формулировать к нему вопросы;

4)     умение самостоятельно работать с дополнительной литературой по различным темам [4].

Таким образом, обозначим основные коммуникативные умения, необходимые как будущему, так и практикующему учителю начальных классов:

  1. Волевые качества, такие как умение управлять своим поведением.
  2. Качества наблюдательности, гибкости, переключаемости внимания.
  3. Умения чувственного восприятия.
  4. Умения понимать, адекватно воспринимать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам.
  5. Умения преподносить себя в процессе общения с учащимися.
  6. Умения грамотно строить свою речь в психологическом плане, умения речевого общения.
  7. Умения наладить речевой и неречевой контакт с учащимися.
  8. Умения осознавать, систематизировать и переносить информацию (гностические) [5].

При построении продуктивного педагогического общения будущему учителю необходимо знать структурные компоненты организации общения, на каждом из которых необходимы определённые умения педагогического общения.

Первый этап – моделирование. На данном этапе педагогу необходимо уметь выбирать наиболее оптимальные способы поведения перед учащимися класса, правильно планировать свою речь.

Второй этап – организационный. Это начальный период общения, организация прямого взаимодействия с учащимися, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспектов педагогической деятельности. Требует владения умением осуществлять коммуникативную атаку, т. е. привлекать к себе внимание, целенаправленно поддерживать общение.

Третий этап – управление развивающимся процессом общения.

На данном этапе важными умениями являются распределение и поддерживание внимания участников взаимодействия, создание опыта эмоциональных переживаний учащихся, обеспечение атмосферы благополучия в классе.

Четвертый этап – анализ реализованной системы общения и моделирование новой системы общения в предстоящей деятельности. Этот этап представлен умением анализировать поступки обучающихся, объективно оценивать свою речь, используемые приёмы взаимодействия, причины неудач, а также вносить необходимые коррективы в общение [6].

Результативность педагогического общения напрямую связана со степенью готовности педагога к профессионально-педагогическому общению, это предполагает:

1)     теоретическое знание основ педагогического общения;

2)     умения организовать общение, управлять им и собственным психическим состоянием;

3)        умение педагога устанавливать положительные взаимоотношения с учащимися;

4)        сформированность определенных нравственно-личностных качеств педагога;

5)     речевое развитие и коммуникативное чутьё педагога;

6)     анализ и самоанализ [7].

Таким образом, для успешного осуществления профессиональной деятельности будущему учителю начальных классов необходимо владеть умениями педагогического общения.