В условиях современной России, переживающей сложные процессы во внутренней и внешней политике, экономике и культуре, проблема подготовки будущих специалистов, которые в перспективе должны составить элиту страны и определить пути ее дальнейшего успешного развития, выходит на первый план. Этим обстоятельством обусловлена приоритетность модернизации российской высшей школы и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.
Немаловажную роль в решении указанных задач, помимо последовательного совершенствования управленческих моделей и иных системных аспектов отечественного высшего образования, а также материально-технической оснащенности российских вузов, играет и неуклонное повышение квалификации преподавателей, включающей в себя показатели уровня их учебно-методической подготовленности, научного потенциала и творческого роста.
Особую значимость приобретает в данном контексте владение ими новейшими технологиями образовательного процесса, призванными обеспечивать подготовку бакалавров и магистрантов, обладающих не только прочными и отвечающими современным требованиям профессиональными знаниями и навыками, но и широкой эрудицией, способностью творчески мыслить и находить нестандартные, продуктивные решения сложных научно-исследовательских, инженерных и координационных задач [1]. Кроме того, в контексте всемирной экономической, культурной и политической интеграции и унификации перед высшей школой стоит глобальная задача повысить результативность научно-исследовательской деятельности студентов, а также уровень личностной заинтересованности и мотивированности участия в различных проектах.
Как известно, в основе современной компетентностной стратегии высшего образования в России лежит интерактивный подход, призванный оптимизировать эвристическую и методическую эффективность обучения в вузе. В связи с этим особое внимание преподавателей высшей школы должно быть обращено на разработку, совершенствование и апробацию интерактивных методов и приемов обучения и контроля знаний студентов [2].
К числу наиболее популярных и перспективных форм интерактивной организации учебного процесса, по нашему мнению, следует отнести методики круглого стола, кейс-стади и веб-квеста. Все они представляют собой инновационные образовательные технологии, позволяющие значительно повысить познавательный интерес студентов к изучаемым дисциплинам и способствующие формированию у выпускников необходимого в условиях рыночных отношений комплекса когнитивных, аналитически-прогностических, коммуникативных, функционально-практических и креативных способностей и компетенций.
Так, методика организации круглого стола относится к числу самых востребованных и продуктивных способов освоения максимально сложных, «пограничных» и дискуссионных тем, особенно из области социогуманитарного знания, а также необходимой интеграции общемировоззренческих, ценностных и сугубо профессиональных установок в системе подготовки будущих специалистов и их последующей самореализации в статусе успешных личностей и профессионалов [3,4,5]. Следовательно, «круглый стол» можно определить как инновационную форму интерактивного обучения, базовыми принципами которой являются синтез научно-теоретической обоснованности и практической значимости в постановке проблемы; полемическая «открытость» выносимого на обсуждение вопроса или серии вопросов; а также актуальная резонансность заявленной темы в условиях современной социокультурной ситуации.
С учетом состава, специфики дидактических и психолого-педагогических целей, научно-теоретического содержания и методов преподавания как общеобразовательных, так и профессиональных дисциплин в современном вузе экономического профиля мы предлагаем рассмотреть три реализационные модели круглого стола, демаркация которых обусловлена не только тематической локализацией потенциальной проблемной ситуации, но и степенью сложности ее решения.
Так, в рамках первой из них предметом логической реконструкции и последующего обсуждения в форме круглого стола выступает какая-либо классическая дискуссия из истории экономической, философской или социально-политической мысли. Это позволяет выявить и классифицировать программные позиции ее участников, сформулировать и всесторонне проанализировать их полемические аргументы и дать в итоге квалифицированную и самостоятельную оценку убедительности последних. Тем самым создаются предпосылки как для более глубокого понимания и прочного усвоения учебного материала, так и для формирования навыков корректного диспута.
Вторая модель круглого стола предполагает использование формата «круглого стола» для проведения научно-практических конференций с участием студентов и магистрантов. Он отличается более высокими требованиями как к их подготовленности, так и к научно-репрезентативному уровню демонстрации ими результатов своей исследовательской работы. В ходе подобной конференции преподаватель может выступать и в роли модератора, и в роли эксперта, осуществляющего рейтингование выступлений участников.
Архитектоника третьей модели организации круглого стола всецело детерминирована«сценарием» конкретного кейса. В данном случае проведению круглого стола должно предшествовать знакомство участников с целями, фабулой и нарративными материалами кейса, а также изучение рекомендованной преподавателем литературы и поэтапное выполнение заранее предложенных им заданий. Следовательно, к функциям преподавателя, выступающего в роли модератора «круглого стола», добавляется и роль автора-составителя кейса.
Последний, как известно, является вполне самостоятельным способом реализации задач как учебной, так и научно-исследовательской деятельности. Метод кейс-стади был разработан представителями Чикагской социологической школы в начале ХХ века. По их мнению, кейс-стади представляет собой неколичественные исследования, делающие акцент на контекст происходящих событий, ориентированные на понимание ситуации через представления действующих лиц.
Сегодня этот метод активно используется в педагогическом процессе, где он сохраняет свою концептуальную направленность – исследование случая. Студентам дается описание реальной проблемной ситуации и ряд вопросов, на которые необходимо найти ответы. Решение кейса осуществляется как на основе лекционного материала, так и дополнительной информации, получаемой обучающими самостоятельно или в процессе изучения других дисциплин. Использование кейс-стади способствует развитию логического мышления, практических, коммуникативных, творческих навыков, дает возможность проявить инициативу, формирует основы работы в команде и навыки совместного принятия решений.
При изучении точных наук применить метод кейс-стади в большинстве случаев затруднительно, но в области социально-гуманитарных и экономических наук его возможности практически не ограничены. Причем вариантов работы с кейсом можно смоделировать несколько. Например, использование методики кейс-стади для закрепления теоретической информации, полученной на лекциях; самостоятельное изучение нового материала в форме решения предложенного преподавателем или разработанного самими обучающимися кейса; организация контроля и оценки качества знаний студентов [6] по определенной дисциплине или дисциплинарному модулю в форме индивидуального или группового кейса, а также формирование у бакалавров и магистрантов устойчивых интересов в области теоретической и прикладной науки и навыков самостоятельной аналитической и прогностической деятельности посредством создания и реализации кейсов исследовательского характера и т.д.
Таким образом, метод кейс-стади вполне отвечает современным задачам высшего образования и соответствует преобладающим в настоящее время тенденциям развития научного дискурса. Существуют даже науки, среди базовых принципов которых выделяют анализ конкретных ситуаций. К ним относится, в частности, новая институциональная экономическая теория, изучаемая в рамках дисциплины «Институциональная экономика».
Помимо использования уже рассмотренных нами ранее методик круглого стола и кейс-стади поиск и апробирование различных инновационных информативно-коммуникативных технологий привел педагогическую мысль к идее внедрения в современный учебный процесс технологии веб-квеста, позволяющей существенно расширить дидактическое пространство, вывести процесс обучения за рамки аудиторных занятий в сферу самостоятельной работы обучающихся с целью организации и управления их учебной и научной внеаудиторной деятельностью. Данная методика позволяют дистанционно управлять как учебным, так и научно-исследовательским процессом, что является актуальным аспектом в современном высшем образовании, обеспечивая студентов необходимым информационным инструментарием, стимулируя их личностную причастность, процесс самообучения и саморазвития [7].
Веб-квест в педагогике – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные Интернет ресурсы. Данная образовательная технология обладает флексибильностью и может быть аккомодирована под конкретные образовательные и научные цели.
Технология образовательного веб-квеста обеспечивает задачи аутентичного обучения, которые носят актуальный характер в свете перманентного поиска инновационных педагогических решений. Суть работы над веб-квестом носит исследовательский характер, поэтому использование его как базиса для создания научно-исследовательских проектов значительно расширяет сферу познавательной активности обучающихся посредством актуальности и новизны проблемных задач, их соответствия профессиональным интересам и потребностям студентов. Одной из ключевых характеристик веб-квеста является его структурированная модель, которая может служить последовательным многоступенчатым руководством движения к конечной цели исследования. Междисциплинарный характер данной методики позволяет студентам интегрировать уже имеющиеся и приобретаемые в процессе научных изысканий знания из различных областей в новый проект.
Этапы исследовательской работы над веб-квестом определяют его консеквентную структуру, которая носит адаптивный характер согласно научно-исследовательской макроинтенции: введение, задание, выполнение, оценивание, заключительные выводы.
Использование практико-ориентированной технологии веб-квеста для вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу и повышения ее результативности является стратегически оправданным. Практика вариативного применения данной методики раскрывает творческий и когнитивный потенциал молодых исследователей, способствует формированию профессиональных и общекультурных компетенций, активизирует образовательную деятельность и стремление самостоятельно находить решения современным научным проблемам, определять ожидаемые научные результаты и области их апробации.
Таким образом, мы можем с полным на то основанием сделать важный вывод о том, что эффективность указанных выше интерактивных образовательных технологий обусловлена не только их методической новизной и креативной сущностью, но и широкими возможностями вариативного комбинирования их элементов в ходе реализации межпредметных связей и комплексной организации процесса обучения и оценки знаний студентов.
Примером подобной интегративной модели решения учебно-методических, творческо-исследовательских и мировоззренческо-воспитательных задач в условиях современного вуза может служить разработанный преподавателями кафедры гуманитарных дисциплин Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова междисциплинарный веб-квест «Грани культуры», который фундирован на интеграции знаний о культуре как важнейшей составляющей современного образовательного процесса в высшей школе. В ходе выполнения квеста участникам предлагается выбрать одну из ролей, соответствующую одной из граней понимания культуры: лингвист, философ, социолог и спортсмен. Каждый предметный раздел включает основное задание, ссылки на информационные ресурсы, тест на проверку приобретенных знаний и решение кроссворда.
Такой стратегический подход позволяет интегрировать несколько научных областей знаний в едином образовательном пространстве, которые в свою очередь могут аккумулировать знания из других дисциплин. Как, например, раздел «Иностранный язык» предполагает наличие не только лексико-грамматических умений, но также бэкграунд из сферы маркетинга и рекламы. Выполнение задания способствует развитию коммуникативных навыков, позволяет значительно расширить активный профессиональный словарь, также став последующим базисом для научно-исследовательского или бизнес проекта. Тематическое задание из раздела «Философия» инициирует осознанный интерес к прикладным этическим проблемам и стремление к их самостоятельному исследованию и продуктивному решению в рамках жизненной практики и профессиональной деятельности. Задание по дисциплине «Социология» активизирует интерес к актуальным проблемам современного общества и возможности их выявления, путем составления программы социологического исследования и ее апробации. Обработка результатов исследования предоставляет фундамент для дальнейших научных изысканий студентов, связанных с составлением социальных программ, разработкой социальных проектов и научного обоснования путей решения той или иной проблемы общественного характера. Предметная область «Физическая культура» имеет своей целью активацию знаний из истории спорта, Олимпийских игр и спортивных мероприятий. Выполнение задания также способствует патриотическому воспитанию молодежи, так как исследовательский характер задания ведет к историческим истокам родного края.
Инновационная идея создания подобного веб-квеста способствует всестороннему развитию современной личности, объединяя в рамках одной глобальной современной темы различные научные области знаний.
Не менее значимым и интересным аспектом компаративного анализа эффективности трех описанных нами выше инновационных образовательных технологий – круглого стола, кейс-стади и веб-квеста – может стать сравнение их оценок, данных преподавателями и студентами. С этой целью нами было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие преподаватели и студенты Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Прежде всего респондентов попросили ответить на вопрос о том, какие из образовательных технологий они знают. Мнения обоих групп опрошенных практически совпадают. Почти 80% студентов и 90% преподавателей знают о существовании метода кейс-стади, 64% и 83% соответственно о методе круглого стола, 42% и 50% о методе веб-квеста. Чуть менее 10% студентов и преподавателей заявили о том, что не знают никаких технологий из перечисленных.
Вышеобозначенные образовательные технологии нередко применяют при проведении учебных занятий. Чаще всего преподаватели используют методы кейс-стади (83,3%) и круглого стола (75%). Веб-квест менее популярен (16,7%), что связано с его особенностями, т.к. обучение при помощи этого метода занимает длительный промежуток времени, а на многие дисциплины выделяется небольшое количество часов. Около 8% опрошенных заявили о том, что никаких из перечисленных технологий не используют.
Студенты же утверждают, что чаще других в их учебных группах применялись методы круглого стола (57,1%) и кейс-стади (50%). О работе в рамках веб-квеста заявили 39,3% респондентов. Немногим более 7% опрошенных считают, что во время образовательного процесса никакие технологии не применяются.
Такие отличия в мнениях студентов и преподавателей скорее всего объясняется, тем, что студенты не до конца понимают разницы этих методов. Ведь нередко круглый стол проводится на основе кейса, а результаты веб-квеста обсуждаются в формате «круглого стола». Преподаватели же иногда не акцентируют внимания на том, какой из методов используется.
Кроме этого участников исследования попросили оценить каждый из предложенных методов по пятибалльной школе. С точки зрения студентов самым эффективным методом является круглый стол (средняя оценка – 4,35 баллов), а самым неэффективным – кейс-стади (средний балл – 3,83). Мнения преподавателей немного отличается. Самую высокую оценку заслужил метод веб-веста (4,83 балла), самую низкую – круглый стол (4,27 балла).
Разница в оценках, скорее всего, связана с особенностями применения методов. Ведь круглый стол предполагает групповое обсуждение проблемы, от которого можно уклониться. Кейс-стади и веб-квест в большей степени ориентированы на индивидуальную работу, заставляют искать дополнительную информацию, разрабатывать презентации, писать эссе.
Как показали результаты исследования, потенциал всех описанных методов достаточно велик, однако их использование в практике учебного процесса современного вуза пока недостаточно его раскрывает. Поэтому следует широко и творчески применять инновационные образовательные технологии, которые являются эффективным средством для формирования общекультурных (в т.ч. гражданско-патриотических [8]) и профессиональных компетенций выпускников – будущих специалистов, а также неуклонно повышать квалификационный уровень и ИКТ-грамотность профессорско-преподавательского состава высшей школы.