Среду надо очеловечивать, это верно,
но стерилизовать её для воспитания не нужно.
Ш. Амонашвили [1]
Современный научно-технический прогресс, бурные социально-экономические изменения в обществе, изменение духовных приоритетов, подмена ценностей — все эти проблемы подталкивают общество в целом и образовательную систему в частности к совершенствованию воспитательного воздействия на обучающихся. Решающую роль в этом играл и продолжает играть социум и система образования в целом в стране и в отдельной взятой образовательной организации.
Одна из важнейших государственных функций является культурно-воспитательная. Очень часто можно услышать, что главными видами воспитания являются лишь патриотическое и государственное. При этом почему-то забывают сказать, что существует воспитание эстетическое, физическое, правовое, нравственное, трудовое, политехническое. Все виды воспитания оговариваются в планирующих и регламентирующих документах образовательных организаций высшего образования.
Образовательная организация ставит перед собой такие цели и добивается высокого результата в их реализации с помощью не только образовательных программ, инновационных подходов в обучении, прекрасно подготовленных педагогов, но и с помощью целенаправленности воспитательного процесса, систематичности, всеохватываемости, всепричастности, заинтересованности всего коллектива образовательной организации.
Часто в определении понятия «воспитание» можно встретить такие слова, как целенаправленный процесс. Конечно, и родители при воспитании детей, и образовательные организации всегда планируют результат, но при этом не будем забывать о превалирующем творческом начале образования в целом и воспитательного процесса в частности.
Воспитание в вузе осуществляется не только как целенаправленный социально-педагогический процесс, но и как создание условий для построения чувства долга, патриотизма и чести, воспитания высоконравственных основ, эстетических вкусов. Реализация этих ценностей в образовательном процессе всегда и во все времена была актуальной.
«Сегодня педагоги-воспитатели должны лишь создавать условия для воспитательного процесса» [2].
Так, в педагогических сочинениях Дж. Локк писал: «Ученик должен быть приспособлен к добродетельной жизни и практической деятельности, проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен своей стране» [3].
А. В. Луначарский высказал в своё время такое мнение, на наш взгляд, актуальное и сейчас: «Педагогика нас учит с совершенной определённостью, что человеком руководят в конце концов не знания, а чувства» [4].
Известный философ Ф. Бэкон писал: «Наклонности, внушённое мнение, привычки – всё это базис тех условий для формирования патриотических чувств, которые возможно использовать в образовательном процессе педагогами» [5].
Приводить изречения философов, педагогов, публицистов или отрывков из художественных произведений о создании воспитательных условий можно бесконечно, все они актуальны и сегодня не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни.
Наша задача – обобщить опыт воспитательной работы с обучающимися в образовательном процессе вуза и показать её практическую применимость и основные принципы работы воспитательной деятельности педагогов и образовательной организации.
Одним из ведущих условий целенаправленного создания нравственно-морального облика будущих специалистов из современной молодёжи является, конечно, профессорско-преподавательский состав образовательной организации.
Педагог как личность и человек играет достаточно большую роль в формировании компетенций обучающихся. При этом роль преподавателя заключается не только в узкоспециальной качественной подготовке, здесь важна и нравственная сторона каждого члена педагогического коллектива, его личное построение индивидуальной ценностной шкалы, отношение к педагогической работе, а также субъективное мнение человека о любых темах. При этом надо отметить, что обмануть обучающихся с помощью неискреннего, притворного поведения почти невозможно.
«Человек, как это показывает опыт, по природе своей склонен к подражанию, как обезьяна. Находясь среди добродетельных граждан, он и сам становится добродетельным гражданином» [6].
Ведущий педагогический принцип воспитания в образовательном процессе – систематичность. Этот принцип является неотъемлемым для создания условий в процессе обучения и воспитания при подготовке будущего гражданина своей страны. Принцип систематичности реализуется не только в процессе обучения, но и в воспитательном процессе. При этом процесс воспитания реализуется через аудиторные занятия, индивидуальные консультации, через личностный пример, а также через оформление аудиторий и рекреационных зон в вузе. Это всё является визуальной агитацией и воздействует ежедневно на обучающихся не меньше, чем пример педагога и устное слово наставника.
Участие обучающихся и научно-педагогического коллектива в государственных праздниках (23 Февраля, День Конституции, 9 Мая, профессиональные праздники и другие) помогает молодому поколению чувствовать свою сопричастность великим датам нашей страны и пропускать исторические факты через личностно ориентированную призму индивидуума.
Стоит акцентировать внимание обучающихся на государственных символах страны не только в памятные дни, но и каждодневно. Это может проявляться в оформлении аудиторий, соблюдении традиций организации – общих линейках или сборах, поднятии каждый день флага перед корпусом [7].
Также одним из условий воспитательного процесса в образовательной организации является планирование в учебном процессе такой дисциплины, как «Профессиональная этика». Это дисциплина, которая формирует принципы и основы профессионального этического поведения.
Организация дополнительных внеаудиторных мероприятий для обучающихся акцентирует внимание на таких ценностях, как любовь к Родине, знание истории памятных дат. Это и участие в конференциях с патриотической направленностью, и конкурс чтецов по темам, приуроченным к круглым датам, и подготовка номеров художественной самодеятельности своего родного края, и написание эссе на близкую тематику и многое другое.
Организация посещения музеев и выставок в другие образовательные организации, государственные учреждения, при этом не только по тематике осваиваемой специальности, должна способствовать формированию как узкопрофессиональных качеств, так и общечеловеческих ценностей, нравственной платформы.
Сбор краеведческого материала для местного музея или музея образовательной организации, участие по возможности в археологических раскопках также будут способствовать созданию условий для результативности воспитательной деятельности по отношению к обучающимся.
Выявление талантов среди обучающихся и с их помощью осуществление подготовки и проведения концертных программ будет способствовать не только воспитанию гражданских качеств у обучающихся, но и созданию условий для роста коллективизма (необоснованно сегодня забытого воспитательного принципа, с помощью которого можно усилить воздействие на личность). Эти концерты могут быть не только приурочены к памятным датам, но и проводиться как вечера встреч, общения, досуга.
Билеты на концерты классической музыки не всегда по карману современным студентам, поэтому целесообразно договариваться с концертными залами о бесплатных билетах для обучающихся, пусть даже в небольших количествах. Посещение концертных и театральных площадок не должно быть воспринято как «обязаловка», но только как поощрение. Если обучающимся поначалу сложно воспринимать такие виды искусства, как опера, необходимо проводить просветительскую работу до посещения театра, рассказать историю сюжета, простыми словами дать характеристику этому виду искусства.
Интересен опыт проведения воспитательной работы в различных формах по отношению к обучающимся в Академии ГПС МЧС России. Некоторые рассмотрены в статье В. Н. Липского, В. С. Шныпко, А. А. Федосеева [8].
При преподавании любой дисциплины по учебному плану, если будет на то желание педагога и образовательной организации, можно создавать условия для воспитательного процесса не только на бумажных носителях, но и в реальных формах работы. Например, это могут быть эссе. Если это математическая дисциплина, тот эссе на тему «Вклад отечественных математиков (физиков, химиков) в мировую науку». Если это техническая дисциплина, преподаватель может организовать выставку «История отечественной узкопрофессиональной техники». Как преподаватель сможет реализовать воспитательное воздействие на обучающихся, решает только он сам, главное, чтобы это шло от души.
Подводя итог, можно уверенно сказать, что сегодня социально-педагогическая подготовка в вузе будущих специалистов и граждан своей страны осуществляется на протяжении всего процесса образования, притом что образование – это всегда двуединый процесс, состоящий из обучения и воспитания, и ни одну из данных составляющих нельзя превозносить, чтобы не было перекосов.
Также анализ воспитательной работы с обучающимися подводит нас к выводу, что воспитание – это целенаправленный процесс, но при этом многофакторный и многофункциональный. Также воспитательный процесс всё-таки предполагает создание определённых условий для становления нравственно-моральных качеств у обучающихся и выстраивания ценностных оснований в самом образовательном процессе.
Таким образом, вся целостная работа в образовательной организации создаёт условия для становления, совершенствования и развития ценностных ориентаций молодого поколения. Но успешная реализация такого подхода всегда зависит от искренней заинтересованности преподавателя, от взаимности со стороны обучающихся в данном процессе и непосредственного участия и помощи государства. Только в этом случае можно говорить о результативности воспитательного процесса.
Закончить статью хотелось бы словами священнослужителя Л. Кураева: «Первый шаг младенца радует всё же больше, чем финиш олимпийского чемпиона, хотя он и не столь техничен, стремителен и идеален. Поэтому важнее не техника шага, а общее направление движения» [9].