Дошкольное детство является значимым и самоценным периодом в жизни ребёнка и человека вообще. Различные фундаментальные исследования, нормативные документы подтверждают это. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2013 г., Конвенция о правах ребёнка 1989 г., Федеральный закон «Об образовании» 2012 г. – все эти нормативные документы различного уровня подтверждают, что ребёнок также нуждается в уважении его прав и свобод, понимании ценности личности дошкольника. При организации необходимых условий для гармоничного развития ребёнка-дошкольника ему необходимо предоставлять возможность реализовывать свой потенциал в различных видах деятельности: коммуникативной, двигательной, продуктивной, исследовательской, ну и конечно же, игровой.
Если рассматривать игру с точки зрения психологии, то на сегодняшний день существует игровая терапия – метод работы, использующий терапевтический эффект свободной игры ребенка, то есть ребенок сам выбирает способ взаимодействия с психологом, придумывает игру, выбирает игрушки и организует процесс игры.
Здесь важно сказать, что игра сама по себе обладает сильным целебным эффектом. Дело в том, что в игре психика ребенка спонтанно проживает непонятое, неусвоенное, не пережитое до конца событие. Дети часто играют в одно и то же, в какую-то «свою игру», добавляя туда новые и новые нюансы, актуальные для ребенка на данный момент.
Проблема игры у детей дошкольного возраста является на данный момент остросоциальной и поэтому остается актуальной для всех, кто изучает проблему влияния игровой деятельности на формирование личности дошкольника. Важно анализировать не поверхностный результат этой проблемы, а непосредственно ее суть. И заключается это в следующем. Игра, как известно, присутствует в жизни каждого современного ребенка. Но чем наполнена эта игра? И соответствует ли возрастным возможностям игровая деятельность ребенка?
Существует типология игр, где огромной важностью обладает каждый тип игры, который по-разному влияет на формирование личности дошкольника. Но под главной и центральной проблемой игровой деятельности по праву понимают сюжетно-ролевую игру [1].
То, что взрослый может наблюдать в качестве ее внешнего проявления, может показаться ему лишь эмоциональными действиями с игрушкой, которые он когда-то также испытывал в детстве. Но в основе этого огромного «детского труда», то есть игры, лежит сложная структура, которая, в свою очередь, выполняет две важнейшие функции в формировании личности ребенка. Парадоксально, но сюжетно-ролевая игра, отражая собой внутреннюю жизнь и личность ребенка, одновременно формирует эту личность и наполняет ее. Таким образом, структура сюжетно-ролевой игры включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.
В ходе научно-практического исследования в детском саду «Разумка» г. Волгограда происходило непосредственное наблюдение за игровым процессом 20 детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет). В ходе наблюдения были отмечены некоторые особенности компонентов сюжетно-ролевой игры. Ниже мы приводим описание этих компонентов, соотнося с данными непосредственного наблюдения за игровой деятельностью современного дошкольника.
Д. Б. Эльконин дал следующее определение сюжета: «Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх» [2].
Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим миром. При этом его игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета.
Наблюдения показывают, что сейчас детская игра действительно имеет разный спектр сюжета. Это объясняется огромным влиянием информационного поля на жизнедеятельность, зрительный опыт ребенка очень велик. Дети много играют в различных мультипликационных персонажей, все чаще преобладают роли, реализующие зрительный опыт ребенка. Но так ли велик при этом чувственный опыт? Потому как разный сюжет телевизионной передачи или рекламной вывески не дает ребенку эмоционально-действенного переживания событий, и более того, сейчас мы не можем говорить об абсолютном проигрывании реальной жизни взрослых.
На данный момент сюжеты становятся все более фантастичными, и в них детьми не проигрывается позиция взрослого, потому как материального, а не информационного опыта у детей сейчас меньше. Выписка № 6 из дневника наблюдения: «С. (5 лет) подходит к М. (3 года) и предлагает обсудить мультфильм, просмотренный вчера вечером, затем начинает изображать его при помощи характерных звуков стрельбы, а также телодвижений робота, на что в ответ получает от М. положительную реакцию и продолжает изображать персонажа. В игре отсутствует яркая эмоциональная окраска, отсутствует игровая речь, нет развития сюжета».
Существует несколько классификаций игр по сюжетам. Достаточно подробно они описаны в работах Д. Б. Эльконина. Условно все сюжеты делятся на бытовые (игры в семью, парикмахерскую и т. д.), производственные (игры строительные, сельскохозяйственные; игры, отражающие профессиональный труд людей), общественно-политические (игры в войну, школу и т. д.).
Можем ли мы сейчас в полной мере применить эту классификацию к современной игровой деятельности дошкольника? Наверное, все-таки можем. Но преобладает в игре детей вид, которого даже нет в этой классификации.
Поэтому влияние развития сюжета на формирование личности дошкольника очень велико. Педагог в своей работе может помогать детям приобретать новый опыт, где различные отношения проявляются между реальными людьми, главным образом между взрослыми, тем самым развивая сюжеты игр. Это в основном «экскурсии в мир взрослых», в том числе и возможность детей наблюдать за разными аспектами работы детского сада, за общением взрослых, а также преобладание в работе живых эмоций и минимизированное использование мультимедийных технологий.
Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека – только то, с чем и как действует человек, или отношение человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети создают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же по своему сюжету игра может иметь совершенно разное содержание. Мы можем говорить о том, что содержание игры исполняет ключевую роль в отношении ребенка к той или иной деятельности вообще [3].
Выписка № 5 из дневника наблюдения: «Н. (4 года) готовит кукле суп, после кормит куклу небрежно и быстро, на предложение воспитателя помыть посуду отвечает: “Я не мою посуду, не люблю, помой ты”».
Выписка № 1 из дневника наблюдений: «Д. подошла к воспитателю и попросила починить машинку, после того как воспитатель не смог это сделать, Д. решила без сожаления выбросить ее. Большинство игрушек в группе подвергаются поломке со стороны детей и перестают быть интересными. Также большинство детей (5 лет) любят новые игрушки, но быстро теряют к ним интерес». Почему имеет место чувство вседозволенности у детей, а также обесценивание игрушек?
Все вышеперечисленное говорит прежде всего о том, что в той среде, где развивается ребенок, такие отношения происходят у окружающих взрослых. Возможно, люди вообще стали меньше что-либо ценить. Эти человеческие качества хорошо видны в игре ребенка. Они еще не являются его внутренним достоянием, но могут ими стать, если содержание игровой деятельности не изменится.
В условиях детского сада воспитатель имеет возможность грамотно построить взаимодействие не только в очевидных ребенку вещах, но и там, где, казалось бы, доля влияния на ребенка невелика. Педагог должен быть вежлив не только с детьми, но и с родителями и персоналом, относиться к своим вещам и к вещам детей с уважением, ценить рисунки детей так же, как и их мнение [4]. Это, возможно, поменяло бы содержание сюжета.
В нашем исследовании, которое главным образом строилось на непосредственном наблюдении за детьми, есть данные о наблюдении за персоналом детского сада и родителями. Эти уникальные данные отражают картину того, как в реальности происходит воспитательный процесс. И чаще всего то, что воспитатели хотят сформировать в детях, не принимается родителями, в закрытой форме, конечно. В игре воспитатели пытаются прожить с детьми реальность, и то, что делают сами дети в течение дня, становится увлекательным путешествием в мир социальных и межличностных отношений педагогов и детей. Взрослые очень стараются создать для детей такое содержание, чтобы оно не было для них незнакомым, пугающим, сложным. Наоборот, эти приёмы работы приобретают в детских глазах легкость, этику, а главное, актуальность. При этом родители зачастую совсем не с плохим умыслом не дают жить этим идеям, потому что попросту не видят в сюжетно-ролевой игре собственного ребёнка особого смысла. И соответственно, не видят связи между игрой и собственным поведением. В связи с этим вместе с содержанием игры детей взрослыми обесценивается и собственное внешнее поведение. Для примера мы бы хотели привести выписку № 9 из дневника наблюдений: «Мама пришла забирать из сада дочь В. (6 лет). Увидев, что дочь занята игрой в “дочки-матери” с воспитателем, резко подзывает ребенка к себе, не дав её закончить. Одевая ребенка, задает воспитателю вопросы следующего содержания: “Как ела?”, “Долго ли гуляли?”» Возможно, такое наблюдение не может говорить о глобальной проблеме отношения взрослых к игре ребёнка, однако подобные случаи скорее правило, чем исключение.
Содержание влияет на формирование у личности качеств, которые формируются в процессе проигрывания. Ведь как относится ребенок к кукле в игре, так он будет относиться к своему ребенку в будущем. А именно мы можем создавать среду с положительным содержанием и поощрять это содержание в игре детей.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль – средство реализации сюжетно-ролевой игры. Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром [5]. Она объединяет в себе образец и правила, которые берет на себя ребенок в процессе ее переживания. Те роли, которые берет на себя ребенок, определяет взрослый. В процессе наблюдения было отмечено, что роли детей чаще всего переносятся на игрушку-персонажа, которым играет ребенок.
Проблема этих ролей состоит в том, что часто эти роли не нуждаются в партнере, поэтому редко с такой ролью связано определенное правило, а также отсутствует игровая речь. Но также имеют место быть и обычное классические роли, в которых конкретно просматриваются картины современности и реалии, в которых живут дети. Правила вызывают особый спор у детей, потому как многие дети к 6–7 годам не привыкли подчиняться каким-либо правилам в жизни. Выписка № 8 из дневника наблюдений: «Р. (6 лет) и С. (5 лет) играют с солдатиками, которые не защищают что-либо конкретное, а также не имеют определенных положительных и отрицательных качеств. При столкновении интересов дети не могут договориться о правилах».
Педагог в современных условиях все же имеет возможность повлиять на этот структурный компонент, потому как сам по себе заменяет близкого значимого взрослого, который, в свою очередь, и является образцом поведения для дошкольника.
Как роль влияет на формирование личности? Многообразие ролей в игре ребенка формирует его произвольность, дошкольнику это помогает усваивать правила и выполнять их. Правила игры – это своего рода отражение норм морали в жизни людей.
Личность ребенка проявляется в дошкольном возрасте в его ролях в игре. То, как он относится к персонажам и партнерам, многое говорит не только о врожденных качествах ребенка, но и о его потребностях, переживаниях и мыслях.
Конечно, нельзя говорить об игре и личности только в контексте друг друга или, наоборот, разделяя на компоненты. Необходимо найти точки соприкосновения, которые соответствовали бы конкретной практической проблеме, а в такой широкой теме можно найти тот компонент, который соответствовал бы ее решению.
Очень важно найти механизмы работы не только с детьми, но и с родителями, которые определяют сюжет, содержание и роли игры в большей степени, чем дошкольное образовательное учреждение. Семья призвана сформировать культуру ребёнка как систему материальных и духовных ценностей в индивидуально осваиваемую личностью и обретающую конкретные формы в его поведении. Именно в семье складываются первые представления ребёнка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге по отношению к природе. Семья представляет собой своеобразный микроколлектив, который играет весомую роль в воспитании личности. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители были не наблюдателями, а активными участники жизни своего ребёнка. Это будет осуществимо, если повысить педагогическую культуру родителей, поддерживать и выстраивать эффективные, доброжелательные и этичные взаимоотношения между детским садом и семьями.
Как родители могут повлиять на игру своего ребёнка? Один из эффективных путей – это совместный просмотр мультфильмов и обсуждение увиденного. Советские мультфильмы действительно светлые, речь героев в них чистая и красивая. Вот только не всем детям они нравятся – из-за несовременности и менее привлекательной анимации. Кроме того, мы не считаем их совершенно безопасными – в них много установок о нищете, о том, что нужно быть как все, о правильности любой ценой. И это обязательно нужно обсуждать после.
Диснеевские и пиксаровские мультики – самые светлые из современных, в них очень много добрых и светлых идей. Они же обычно и самые популярные. И в них нужно показывать детям именно это, умело расставлять акценты, а не запрещать. Запретный плод сладок, и когда они все же доберутся, не умея расставлять акценты, то могут найти совсем другой смысл. Потрясающий мультик «Головоломка», «Тайны Коко» вообще клад в плане разговоров о предках и системном равновесии. Но там можно найти много «ненужного», как и в «Холодном сердце», и в «Валли».
Смотря «Валли», можно обсудить проблемы мусора, свалок и чрезмерного потребления. Это сложная тема, но «Валли» помогает понять, что самая лучшая жизнь ближе к земле во всех смыслах. Смотря «Моану», можно поговорить о своём пути и смелости по нему идти.
Существует множество практических советов о том, как можно сделать игру своего ребенка интереснее, добрее и сложнее. Такая рекомендация, как чаще самим играть с детьми, будет актуальна во все времена, ведь ребенку необходимо показывать, как играть. Этому в определенном смысле так же нужно учить, как есть ложкой или завязывать шнурки.
Необходимо найти современный подход к развитию сюжета игр, наполнению их содержания главным образом положительным опытом, а также поощрять значение роли и правил в игре – и все это доступно объяснить родителям. Это в конечном итоге сформирует гармоничную личность, которая способна широко и глубоко мыслить уже не только в игровой ситуации, но и в жизни.
Таким образом, мы можем говорить о несомненном влиянии игровой деятельности на формирование личности дошкольника, а в современном мире этот факт приобретает проблемный и центральный оттенок в педагогике и психологии [6].