Full text

Наличие в учебных планах переподготовки сотрудников органов внутренних дел дисциплины «Русский язык в деловой документации. Культура речи» подчеркивает высокую значимость способности стражей правопорядка к эффективной речевой коммуникации. Обучение во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации должно способствовать формированию идеала совершенной языковой личности полицейского и овладению способами его достижения.

В соответствии с компетентностным подходом в современном образовании определим методы и средства формирования речевой компетенции обучающихся. Компетенции принято рассматривать как совокупность 1) результатов обучения (знаний, умений и навыков), 2) личностно-деловых качеств, 3) мотивационных и целевых установок и 4) опыта. Проанализируем опыт формирования на занятиях по русскому языку двух из перечисленных компонентов: 1) результатов обучения и 3) мотивационных и целевых установок. Точнее, проанализируем специфику использования объяснительно-иллюстративных методов в сочетании с методами проблемного обучения для 1) развития навыков правильной речи и 2) повышения мотивации к овладению выразительными средствами языка.

На занятиях по русскому языку особенно важно утвердить абсолютную значимость слова как источника знаний, мыслей, развития. Поэтому словесные методы традиционно занимают ведущее место в системе методов обучения дисциплине «Русский язык в деловой документации. Культура речи». Их действенность многократно повышается в результате сочетания с методами практическими и наглядными. Так, благодаря техническому оснащению филиала имеется возможность широко применять метод иллюстрации. Демонстрация на экране конкретных примеров соблюдения и нарушений литературной нормы активизирует зрительное восприятие и значительно экономит время. Но, главное, формат электронный презентации позволяет использовать метод опорных конспектов [см.: 1].

Уже на первой лекции выводится слайд «Нормы русского литературного языка», на котором представлено схематическое изложение основного содержания всего учебного курса русского языка. На каждом занятии в результате совместной работы преподавателя и слушателей содержание конспекта воспроизводится полностью; новый блок программного материала встраивается в уже известную схему. В результате многократных повторений конспект запоминается слушателями и достаточно легко усваивается ими с учетом логических связей и соотношений между понятиями. Таким образом обеспечивается системное изучение материала, т. е. создается теоретическая основа для формирования результатов обучения (в нашем случае – усвоения знаний по дисциплине).

Материал для изучения подбирается с учетом специфики и направленности обучения. Анализ примеров из языковой практики сотрудников полиции придает процессу обучения деятельностный характер. Активизации мышления способствует, например, самостоятельное составление текстов официально-делового стиля на основе решения ситуативных задач (например, изложение языком протокола рассказа М. Зощенко «Нервные люди»).

Трансформации знаний в умения и навыки способствует сочетание форм коллективной и индивидуальной работы над случаями соблюдения и нарушения норм деловой речи. Анализ наиболее частотных ошибок позволяет решать «задачу выделения наиболее проблемных сфер нормативно-стилистического поля русского языка, вызывающих у пишущих трудности и приводящих к ошибкам» [2]. Так, в рамках орфографической нормы обращается внимание на написание прилагательного разыскной, отыменных предлогов по приезде, вследствие и др. При изучении орфоэпической нормы акцент делается на правильном произношении слов осуждённый, возбуждено, рапорты, взводы, эксперт, договор, квартал, обеспечение и т. д. (неправильное ударение в некоторых из этих слов закрепилось в профессиональном жаргоне). Неоднозначность ситуации заключается в том, что «на земле» литературное произношение отличает новичка от «бывалого» и маркирует его как чужака. С другой стороны, многократное воспроизведение ошибочного варианта делает его привычным и ведет к деформации языкового сознания. Какой вариант произношения выбирать в этом случае? Задача курса русского языка – создать условия для самостоятельного выбора слушателями адекватных языковых единиц, ориентируясь на образ совершенной языковой личности полицейского. Такой образ задает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [см.: 3], «который до даты признания его несостоятельности выступал функциональной детерминантой, регламентирующей взаимодействие сотрудника с гражданами» [4]. Отмененный [5] кодекс используется для формирования целевых установок на овладение речевой культурой в образовательной деятельности, поскольку актуальный сегодня «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» [6] «практически не учитывает всей специфики деятельности сотрудника ОВД» [7] и оставляет без внимания сферу речевой коммуникации государственного служащего с гражданами.

Овладение нормами литературного языка – процесс трудоемкий и длительный. Его эффективность определяется прежде всего личной заинтересованностью слушателя и его готовностью к совершенствованию речевых навыков. Иначе говоря, в результате изучения курса русского языка слушатель должен сформировать мотивацию к развитию речевой компетенции. Эта задача решается в процессе работы над темой «Основы культуры речи сотрудников органов внутренних дел». Главное понятие – культура речи – раскрывается преподавателем в лекционном курсе. Речевая культура осмысливается как базовая характеристика, свидетельствующая прежде всего об уровне образования и общей культуры личности. Особенно важно добиться понимания мысли о том, что первый уровень культуры речи – ее правильность – необходим для каждого, кто занимается государственной деятельностью, и достигается благодаря овладению языковой нормой. Изучение культуры речи в коммуникативном и этическом аспектах должно вооружить слушателей средствами и приемами эффективного общения и развить представления о речевом этикете. Точность, логичность, уместность, выразительность речи достигаются путем долгих, целенаправленных тренировок и служат проявлением кругозора и интеллекта носителей языка (само понятие речемыслительные навыки указывает на неразрывную связь мышления и речи).

После раскрытия базового понятия вопрос «Основы культуры речи сотрудников органов внутренних дел» заостряется благодаря формулировке и получает намеренно тенденциозное звучание: «Владение культурой речи – важнейшее профессиональное качество сотрудников полиции». Конечно, никто не собирается оспаривать первостепенную значимость физической и тактико-специальной подготовки. В богатом на нюансы русском языке простая превосходная степень прилагательного важнейший используется как синоним составной – наиболее важный (а не самый важный). В качестве исходной высказывается мысль о том, что владение культурой речи определяет успешность человека в общественной, профессиональной и личной жизни. Иначе говоря, социальный статус, карьера и даже личное счастье (когда тебя понимают) зависят от степени развития речевых навыков. Из этой триады: общество, профессия, семья – для подробного анализа выбирается проблема речевой компетентности как важнейшего условия профессионализма.

В данном случае используются методы проблемного обучения, составляющие основу компетентностного подхода. Метод дискуссии дополняется методом провокации (в формулировке проблемы не уточняется: одно из важнейших), усиливающим стремление к участию в диалоге и обоснованию собственной позиции. Перед слушателями, поначалу трудно скрывавшими свое недовольство тем, что снова приходится изучать русский язык, порой связанный с негативными эмоциями из школьной практики, утверждается мысль о том, что владение языком является важнейшим показателем профессиональной пригодности. Эта мысль вступает в противоречие с житейским опытом: к образованным людям фортуна не всегда бывает благосклонна.

При условии активности слушателей и достаточной сформированности у них критического мышления диалог перерастает в полилог, а затем в полемику, стимулирующую поиск ответов на сложные вопросы. Условия «игры», позволяющие доказывать не совпадающую с «официальной» точку зрения, вовлекают в обсуждение даже тех, кто в нем изначально заинтересован не был.

Наиболее остро дискутируется проблема использования субстандартной лексики в общении с деклассированными элементами и даже – с коллегами. В качестве подтверждения приводятся следующие аргументы: все так делают, даже руководители; в полиции нельзя не ругаться, нужно снимать напряжение и т. д. В данном случае приходится проводить межпредметные связи, в частности обращаться к понятию морально-психологической устойчивости и статье Административного кодекса, нарушение которой – проявление правового нигилизма. Кроме того, акцентируется внимание на разнице между речевым поведением служителя закона и преступника, находящихся по разные стороны баррикад. Таким образом, реализуется воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык в деловой документации. Культура речи», направленный на развитие системы духовно-нравственных приоритетов личности слушателя: «Выявление ценностных ориентаций индивида, оказание ему помощи с целью более ясного их осознания, разрешения ценностных конфликтов и оценки альтернатив представляет собой необходимый элемент становления специалиста. Эффективное построение образовательной деятельности предусматривает развитие оценочной деятельности самого обучающегося, его саморазвитие» [8]. В процессе обсуждения проблемных ситуаций, связанных с оптимальным выбором языковых единиц, «формируется отношение к профессии, приобретаются нравственные качества, что позволяет перевести получаемые знания через чувства и эмоции в убеждения» [9].

К сожалению, некоторые слушатели демонстрируют отсутствие речемыслительных навыков. В таких случаях их работы несамостоятельны и, как правило, строятся на перечислении того, что сотрудник полиции должен. Без ответа остается даже простейший вопрос: почему должен? (или: в чем целесообразность таких требований?) Даже в случаях очевидного несогласия с заостренной формулировкой темы доказывать противоположную позицию решаются единицы – не каждый готов прокладывать свой путь, в том числе из-за интеллектуальной лени и невладения речью. Причиной некритичности мышления может быть как низкий уровень образования, так и профессиональная деформация.

В работе над раскрытием поставленной темы активно используется метод примера: выступления слушателей анализируются с точки зрения речевой выразительности и степени убедительности, вскрываются причины коммуникативных неудач. Становится очевидной взаимозависимость речевых и мыслительных навыков: чем сложнее мысль, тем больший лексический запас требуется для ее выражения. Речевая беспомощность не только затрудняет адекватное самовыражение, но и порождает агрессию, создавая и обостряя конфликтные ситуации. В результате коллективного обсуждения темы и моделирования проблемных ситуаций слушатели на собственном примере доказывают необходимость овладения речевой компетенцией для выстраивания эффективной коммуникации. Кроме того, самостоятельный поиск формулировок и форм наиболее адекватного выражения мысли способствует повышению речевого мастерства. Как видим, овладение речевой коммуникативной компетентностью связано с формированием языковой личности слушателя, развитием его культуры мышления и морально-психологической устойчивости. Л. Г. Носкова связывает речевую подготовку с «развитием других личностных и профессиональных качеств, таких как профессиональная креативность, работоспособность, способность ставить цели, регулировать деятельность, быстрее овладевать необходимыми знаниями и т. д.» [10].

Суммирование наиболее ценных замечаний слушателей по проблеме культуры речи сотрудника ОВД позволяет полноценно осветить тему и подтверждает необходимость изучения русского языка даже в коротком курсе профессиональной переподготовки. Приведем основные аргументы, используемые для подтверждения или опровержения основного тезиса.

Во-первых, все виды деятельности сотрудника ОВД так или иначе связаны с речевой деятельностью: он или пишет, или говорит, или читает, или слушает. От степени владения речевой компетенцией зависит способность грамотно изложить суть дела в служебном документе; внятно объяснять суть обращения к гражданам; четко сформулировать вопрос, чтобы получить нужную информацию от потерпевших и свидетелей; реализовывать профилактическую и воспитательную функцию права. Иначе говоря, умением использовать возможности языка для достижения поставленных в деловой коммуникации целей определяется профессиональная пригодность полицейского. Он должен владеть разными формами языка: сложнейшим языком закона, максимально объективным и бесстрастным, с одной стороны, и средствами речевой выразительности – с другой.

Во-вторых, речевое поведение сотрудника ОВД свидетельствует о его личностных качествах, интеллекте, уровне образования и культуры и, как следствие, формирует положительный или отрицательный имидж полиции, влияет на уровень правого сознания населения. Нарушение нормы, в том числе языковой, служит проявлением нигилизма, в некоторых случаях граничащего с нигилизмом правовым. Косноязычный представитель закона, порочит сам закон, роняет авторитет государства и правоохранительных органов. Выбор оптимального речевого поведения с разными категориями граждан, умение ясно, четко, коротко и грамотно формулировать мысль, богатый словарь положительно влияют на повышение авторитета полиции в современном обществе и способствуют укреплению государственности. Владение выразительными возможностями языка свидетельствует о развитом интеллекте и образованности и, как следствие, способности решать сложные профессиональные задачи.

В-третьих, деятельность сотрудника полиции относится к сфере повышенной речевой ответственности, поскольку «сотрудник выступает посредником между государством и гражданином» [11]. От неточной формулировки может зависеть судьба человека, а от неправильно выбранного слова – новый виток развития конфликта.

В-четвертых, язык является главным достоянием народа, результатом его коллективного творчества. Небрежное обращение с языком служит проявлением пренебрежения к своей культуре и к своему народу. Человек, не уважающий народ, не может находиться на страже его интересов, т. е. быть госслужащим, тем более человеком с погонами. Формулировка этой мысли помогает понять мысль о том, что владение родным языком маркирует гражданина и патриота, свидетельствует о сформированном мировоззрении.

В-пятых, высокая речевая культура как проявление общей культуры выступает в качестве защитного механизма против профессиональной деформации сотрудника полиции. Сформированная система ценностей, в том числе в области речевой деятельности, обусловливает морально-психологическую устойчивость личности, способность к рефлексии и стремление следовать духовно-нравственным идеалам.

И наконец, не стоит забывать о том, что «ошибки в речи публичных лиц, тем более занимающих государственные должности, замечаются быстрее и оцениваются строже» [12].

Организация поисковой работы слушателей, коллективно расширяющих и дополняющих доказательную базу исходного тезиса, направлена на развитие мотивации к совершенствованию речевых навыков и достижению идеала совершенной языковой личности.

Итак, мы проанализировали способы формирования важнейших компонентов речевой компетенции: результаты обучения в виде знаний, умений и навыков и мотивацию к обучению. Развитие последней представляет собой наиболее сложную и актуальную задачу, поскольку без личной заинтересованности слушателя, без понимания им значимости получаемых знаний невозможно их полноценное усвоение. Для обоснования необходимости овладеть речевой компетенцией целесообразно использовать интерактивные методы, в частности метод проблемного обучения и метод провокации. Их сочетание с методом опорных конспектов обеспечивает системное усвоение курса, позволяет применять полученные знания норм языка на практике и развить навык эффективной речевой коммуникации. Работа над понятием культура речи служит поводом для стимулирования рефлексии о роли русского языка в профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Выбор темы для обсуждения, ее намеренное заострение, организация коллективного обсуждения направлены на активизацию внимания слушателей и формирование мотивации к овладению культурой речи.