Full text

В современном мире овладение речью является приоритетной задачей для ребенка дошкольного возраста. В связи с этим развитие речи – одна из важнейших областей в ДОУ. Кроме того, широко развита система логопедической помощи детям дошкольного возраста как в бюджетных дошкольных учреждениях, так и в частных (логопедические кабинеты, центры развития, детские площадки и сады и т. д.). Но, тем не менее, отмечается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с различными недоразвитиями речи в целом и со стертой дизартрией в частности [1]. Именно поэтому организация ранней диагностики и коррекции и формирование всех компонентов речи приобретают особую важность при построении и организации логопедической работы.

Одним из важных компонентов речи является фонематическое восприятие, так как оно лежит в основе звукового анализа и синтеза слов. Современному специалисту важно знать, какие предпосылки необходимы для правильного формирования фонематического восприятия. При несформированности данных предпосылок у ребенка 4–5 лет могут наблюдаться:

-          замены и искажения звуков, даже если артикуляционная база сформирована достаточно и изолированно звуки произносятся верно;

-          ошибки произношения и восприятия слов, схожих по звуковому составу;

-          нарушения звуковой и слоговой структуры слова [2].

В дальнейшем, ближе к школе, если не была проведена правильная логопедическая работа, у ребенка могут наблюдаться трудности в овладении чтением и письмом, а в дальнейшем и дисграфия и/или дислексия, то есть неспособность овладения в полной мере чтением и письмом, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи [3].

Не менее важно для современного специалиста умение разграничивать «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Эти понятия не синонимичны, и, исходя из анализа речевого онтогенеза, фонематический слух является важной предпосылкой в формировании фонематического восприятия. Фонематический слух – часть физического слуха, предназначенная для узнавания и различения звуков родного языка. А фонематическое восприятие представляет собой способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. В отличие от фонематического слуха фонематическое восприятие не формируется в процессе развития ребенка, а требует обучения.

Предпосылки формирования фонематического восприятия начинают развиваться рано [4]. Физический слух у детей функционирует уже с рождения. Далее в возрасте около двух недель ребенок начинает реагировать и отвечать на различные звуковые раздражения, как речевые, так и неречевые. Данные реакции могут выражаться в виде вздрагивания телом, мигании, в изменении дыхания и пульса.

В 3–4 месяца ребенок может уже дифференцировать неречевые звуки, и это будет являться важной предпосылкой формирования фонематического восприятия в будущем. Также в этот же период жизни ребенок начинает различать силу, тембр и высоту голоса.

Фонематический слух развивается постепенно, в процессе естественного развития ребенка.

В 3–6 месяцев основную нагрузку на понимание речи взрослых несет интонация, то есть можно сказать, что ребенок понимает не саму речь, а воспринимает лишь ее просодическую сторону. На одни и те же слова и фразы, сказанные различной интонацией, ребенок будет реагировать по-разному.

Примерно к концу первого года жизни ребенок способен узнавать слово по его ритму и общему звуковому облику. В этот же период времени у ребенка появляются первые слова, но, так как входящие в состав слова звуки пока еще не дифференцируются, они заменяются на звуки акустически сходные, которыми ребенок уже владеет, что будет являться нормой для данного возраста.

На втором году жизни звуки речи начинают дифференцироваться, и уже к трем годам ребенок дифференцирует все звуки родного языка. Это свидетельствует о том, что фонематический слух у него достаточно сформирован. Из этого следует, что дальше в дошкольном возрасте в процессе обучения у ребенка будет активно формироваться фонематическое восприятие.

Если предпосылки формирования фонематического восприятия не сформировались, то далее у ребенка нарушается полноценное овладение навыками фонематического восприятия в процессе обучения. По этой причине у детей страдают умения и навыки осуществления фонематического анализа и синтеза и не формируются фонематические представления. В результате нарушение взаимодействия между речедвигательным и слуховым аппаратом приводит к недостаточному овладению звуковым составом слова. Все это может послужить основой для нарушения усвоения письменной речи.

Следует учитывать, что у детей 4–5 лет со стертой дизартрией фонематическое недоразвитие имеет вторичный характер, то есть нарушение иннервации мышц артикуляционного аппарата приводит к нечеткому артикулированию звуков, речь ребенка становится невнятной и смазанной, что делает невозможным формирование четкого слухового восприятия и контроля. Следовательно, это еще сильнее усугубляет нарушения звукопроизношения, так как вследствие невозможности дифференцирования собственного неправильного произношения и произношения окружающих у ребенка нет возможности правильно говорить звуки родного языка даже несмотря на то, что они у него поставлены.

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что несформированность предпосылок фонематического восприятия у детей 4–5 лет со стертой дизартрией усугубляет речевую симптоматику и препятствует контролю правильного произношения в собственной речи, формированию фонематического анализа и синтеза и фонематических представлений.

Именно поэтому стоит задача помочь данной категории детей в формировании предпосылок фонематического восприятия.

Было проведено диагностическое исследование детей 4–5 лет со стертой дизартрией на предмет несформированности предпосылок фонематического восприятия. В качестве диагностических методик, которые можно было бы использовать, были рассмотрены методики обследования фонематического восприятия Т. Б. Филичевой [5], Г. В. Чиркиной [6], Л. В. Лопатиной [7], Е. Ф. Архиповой [8], Л. А. Корниловой [9]. По итогам анализа данных методик для реализации наших целей и задач исследования была выбрана диагностическая методика Е. Ф. Архиповой [10], так как она, в отличие от других, адаптирована для обследования фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией.

Эта методика состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического у детей 4–5 лет со стертой дизартрией. Также при обследовании сформированности данных предпосылок у этой категории детей используются задания, исключающие проговаривание, чтобы проблемы звукопроизношения не оказывали большого влияния на качество выполнения заданий. Исследование сформированности предпосылок фонематического восприятия детей со стертой дизартрией можно разделить на шесть этапов:

  1. Узнавание неречевых звуков (включает 6 заданий).
  2. Различение высоты, силы, тембра голоса (включает 5 заданий).
  3. Различение слов, близких по звуковому составу (включает 5 заданий).
  4. Дифференциация слогов (включает 4 задания).
  5. Дифференциация фонем (включает 6 заданий).
  6. Навыки элементарного звукового анализа (включает 10 заданий).

Каждое задание имеет балльную систему оценки:

4 балла – ребенок выполнил задание верно;

3 балла – ребенок допускает незначительные ошибки;

2 балла – ребенок выполнил половину задания;

1 балл – ребенок выполнил менее половины задания;

0 баллов – ребенок не справился с заданием или отказался от выполнения.

Максимальное количество баллов 24.

По результатам обследования ребенок может получить минимальное количество баллов – 0, максимальное – 24.

На основании этого были выделены следующие уровни сформированности предпосылок фонематического восприятия у детей 4–5 лет со стертой дизартрией:

-                    высокий уровень – 20–24 балла – свидетельствует о достаточном уровне развития предпосылок фонематического восприятия. Данный уровень формирования предпосылок фонематического восприятия у детей 4–5 лет со стертой дизартрией выявлен не был;

-          средний уровень – 13–19 баллов – свидетельствует о затруднении дифференциации артикуляторно-акустически сходных фонем. Этот уровень сформированности предпосылок фонематического восприятия имеют 7 детей из 10;

-          низкий уровень – 0–12 баллов – свидетельствует о затруднениях в распознавании и дифференцировании не только схожих фонем, но и неречевых звуков. Сюда относятся 3 ребенка из 10.

Таким образом, благодаря данной методике уровень сформрованности предпосылок фонематического восприятия у детей 4–5 лет со стертой дизартрией обследуется всесторонне.

Исследование проводилось на базе МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 429 комбинированного вида “Теремок”».

Для диагностики уровня сформированности предпосылок фонематического восприятия было отобрано 10 детей 4–5 лет со стертой дизартрией.

Цель исследования – изучение уровня формирования предпосылок фонематического восприятия у детей 4–5 лет со стертой дизартрией.

Задачи:

  1. Подобрать диагностические задания и дидактический материал в соответствии с возрастом и особенностями развития детей.
  2. Обследовать группу детей 4–5 лет со стертой дизартрией.
  3. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.

Результаты исследования уровня сформированности предпосылок фонематического восприятия, их количественная обработка наглядно представлены на рисунке. В таблице можно увидеть, как дети справились с сериями заданий, общий и средний балл каждого ребенка.

 

Результаты исследования сформированности фонематического восприятия

у детей 4–5 лет со стертой дизартрией

 

Имя ребенка

Баллы за задания

Общий балл

Средний балл

1

2

3

4

5

6

1. С. С.

3

4

1

1

3

1

13

2,16

2. В. С.

3

4

3

3

3

0

13

2,16

3. Д. Т.

1

3

4

1

3

4

16

2,6

4. В. Д.

1

3

3

2

0

0

9

1,5

5. С. Ф.

2

3

2

3

2

2

14

2,3

6. Т. В.

3

4

2

2

2

3

16

2,6

7. Д. Р.

2

3

3

1

2

2

13

2,16

8. Н. А.

1

4

2

3

1

2

13

2,16

9. Л. Т.

2

4

3

2

1

0

12

2

10. А. А.

3

3

1

3

1

1

12

2

 

 

Уровень сформированности предпосылок фонематического восприятия у детей 4–5 лет

со стертой дизартрией

 

Максимальное количество баллов, которое было набрано детьми, – 16 из 24. Такое количество баллов набрали два ребенка из 10. Минимальное количество баллов – 9 – набрал один ребенок. В итоге три ребенка из 10 имеют низкий уровень сформированности предпосылок фонематического восприятия, семеро детей имеют средний уровень. Иными словами, по результатам исследования можно сказать, что в основном дети справляются с предъявляемыми заданиями на среднем уровне

Детям 4–5 лет со стертой дизартрией в среднем каждая серия заданий давалась с трудом. Не все дети смогли справиться с какой-либо серией на максимальное количество баллов.

При работе с первой серией заданий почти все дети столкнулись с некоторыми трудностями. Нескольким из них сложно давалась дифференциация похожих неречевых звуков. Также отдельным детям с трудом давалась дифференциация звуков-оппонентов. С различением громких и тихих неречевых звуков все дети справились хорошо. Но при этом слушанье и узнавание окружающих их звуков, особенно с улицы, таких как гудение машин, пение птиц, было для детей затруднительным.

Во второй серии заданий пятеро детей набрали 4 балла, пятеро – 3 балла. В основном были трудности при различении тембра чужого голоса, так как в групповой игре «Кто тебя позвал» не все дети могли угадать, кто из других воспитанников их позвал. Когда детей звали по имени, они еще могли со второй и третьей попытки догадаться, кто их позвал, но уже зов по короткому «ау» у многих детей вызвал затруднения.

При работе с третьей серией заданий детям было трудно различать слова с правильным и неправильным произношением, особенно учитывая то, что у всех детей есть нарушение звукопроизношения. Также некоторые дети столкнулись с тем, что им было трудно дифференцировать названия картинок сходных по звучанию.

Дифференциация слогов в четвертой серии заданий также вызвала затруднения у детей. Они не могли точно повторить представляемые им ряды слогов.

При выполнении детьми пятой серии заданий мы отметили трудности с дифференциацией фонем по противопоставлениям: звонкость – глухость, твердость – мягкость, свистящие – шипящие и т. д.

Шестая серия заданий оказалась для детей самой затруднительной – навыки элементарного звукового анализа. Только один ребенок справился полностью с данной серией, три ребенка вообще не смогли дать какой-либо результат. Это было ожидаемо, так как по предыдущим сериям видно, что предпосылки данных навыков еще не сформированы.

По результатам исследования было выявлено, что у большинства детей предпосылки фонематического восприятия сформированы на среднем уровне, у трех детей на низком уровне. Это говорит, что у детей 4–5 лет со стертой дизартрией необходимо проводить работу по формированию всех предпосылок фонематического восприятия. Следует учесть, что предпосылки формируются в том порядке, в котором происходит их формирование в процессе онтогенеза. Также учитываются индивидуальные особенности ребенка, в нашем случае – стертая дизартрия. Поэтому не стоит забывать о том, что помимо работы над формированием предпосылок фонематического восприятия логопедическая работа должна быть направлена и на коррекцию стертой дизартрии.

За основу логопедической работы по формированию предпосылок фонематического восприятия были взяты методические рекомендации Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной [11], Н. А. Чевелевой [12]. Анализ методических рекомендаций, а также результаты исследования предпосылок фонематического восприятия позволили определить этапы и содержание логопедической работы:

  1. Узнавание и дифференцирование неречевых звуков.
  2. Различение силы, тембра, высоты голоса.
  3. Различение слов, близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем родного языка.
  6. Развитие навыков элементарного анализа и синтеза.

Кратко представим содержание каждого этапа логопедической работы.

На первом этапе логопедическая работа должна быть направлена на развитие умения слышать и дифференцировать неречевые звуки. Также работа будет способствовать развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти.

Для того чтобы формировать у ребенка восприятие неречевых звуков, следует начинать работу с использования игр со звучащими предметами либо игрушками (например, бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п.).

Перед ребенком выкладывается несколько музыкальных инструментов, и дается задание послушать каждый из них и запомнить, как они звучат. Затем ребенка просят угадать, какой именно инструмент звучал. Ребенок должен выполнять задание без зрительной опоры (например, использовать ширму). На начальном этапе следует использовать небольшое количество инструментов, по мере увеличения сложности инструменты можно добавлять. Затем в качестве усложнения задания вместо игрушек используются баночки с разными наполнителями (крупа, песок и т. д.). При встряхивании они издают разнообразные отличающиеся друг от друга звуки.

На втором этапе детей следует обучать различению высоты, силы и тембра голоса. При этом логопед должен опираться на одни и те же звукосочетания и слова.

Можно использовать такую игру: логопед предлагает одному ребенку отвернуться. Затем кто-то из детей или же близких, в зависимости от того, где игра проводится, должен позвать этого ребенка. Его задача отгадать, кто позвал. Игра направлена на развитие умения различать по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Сначала ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое «ау».

На третьем этапе работа направлена на развитие умения дифференцировать слова, сходные по звуковому составу. Речевой материал подбирается таким образом, чтобы слова отличались друг от друга одним из дифференцируемых звуков. Для этого используются игры по типу этой: перед ребенком раскладываются картинки. Логопед произносит названия картинок, и, если ребенок услышит правильное название предмета, он должен хлопнуть, если неправильное – топнуть.

На четвертом этапе детей необходимо обучать различать слоги по мягкости и твердости, по звонкости и глухости. Речевой материал должен отбираться с учетом тех звуков, которые ребенок уже умеет правильно произносить. Задания и упражнения направлены на восприятие и воспроизведение ряда слогов с различной ритмической структурой и звуковым наполнением.

Во время пятого этапа работы дети данного возраста со стертой дизартрией учатся различать звуки родного языка, а также находить заданные фонемы в звуковых цепочках. Работа должна начинаться с различения гласных. Затем, на основе сформированных умений, проводятся задания на дифференциацию согласных.

После этого детей учат слышать ударную или безударную позицию звука в слове. Услышав и проговорив слово, ребенок должен найти заданный звук и назвать его позицию.

Шестой этап логопедической работы направлен на формирование навыков элементарного звукового анализа. Работа строится на раннее сформированных умениях и подразумевает поэтапное усложнение речевого материала, увеличение уровня фонетической сложности слова.

По всему вышесказанному можно сделать несколько выводов.

Во-первых, предпосылками фонематического восприятия являются: правильно функционирующий физический слух, узнавание и дифференцирование ребенком неречевых звуков; различение силы, тембра, высоты голоса; сформированный фонематический слух.

Во-вторых, несформированность фонематического восприятия является вторичным нарушением при стертой дизартрии, но, тем не менее, это нарушение влияет на развитие ребенка.

В-третьих, было проведено исследование детей 4–5 лет со стертой дизартрией на предмет сформированности предпосылок фонематического восприятия, по результатам которого было выяснено, что семеро из 10 детей данной категории имеют средний уровень сформированности предпосылок фонематического восприятия, трое из 10 – низкий.

В-четвертых, была построена логопедическая работа по формированию предпосылок фонематического восприятия у детей 4–5 лет со стертой дизартрией, которая ведется постепенно, в соответствии с тем, как предпосылки фонематического восприятия развиваются в онтогенезе детей.